"Нет принуждения в религии" - Сура "аль-Бакъара", 256 аят.

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

"Нет принуждения в религии" - Сура "аль-Бакъара", 256 аят.

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
"Нет принуждения в религии" (Сура "аль-Бакъара", 256)

Ответ на некоторые сомнения
Всевышний Аллах сказал:
لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ ۖ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ ۚ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِنْ بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ لَا انْفِصَامَ لَهَا ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
"Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагъута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий" (сура "аль-Бакъара", 256).
Прежде чем перейти к толкованию этого аята, хотелось бы упомянуть то, что относительно отмены (положения - хукма) этого аято было 2 мнения:
Первое: что он отмененный аятами наступательного джихада, как об этом сказал Зэйд Ибн Аслям. И передается это от Сулеймана Ибн Мусы, Ибн Мас'уда, и многих других толкователей (см.: Тафсиры ат-Табари и аль-Куртуби)
Второе: что (его хукм) не отменен, а действует, за исключением лишь только иудеев, христиан, и маджусов, которые соглашаются на выплату джизьи и соблюдают условия договора. В этом случае они не принуждаются к Исламу. И это было мнением Къатады, Ибн 'Аббаса, и других саляфов из числа толкователей, и это мнение выбрал шейх муфассиров Ибн Джарир Ат-Табари (см.: "Тафсир Табари", 5-415).

Шейх 'АбдуРрахман ас-Са'ди в толковании этого аята писал: "Это откровение подчеркивает совершенство Ислама, который, благодаря своим безупречным доказательствам и ясным знамениям, является религией разума и знаний, непорочного естества и мудрости, праведности и наставления, истины и верного руководства. Благодаря своему совершенству и полному соответствию человеческому естеству, Ислам не нуждается в принуждении. Обычно принуждают к тому, к чему человеческие сердца испытывают отвращение, что противоречит истине и не подтверждается очевидными доказательствами и знамениями. Что же касается мусульманской веры, то отвергают ее только упорствующие беззаконники. Разница между прямым путем и заблуждением очевидна, и никто не сможет привести убедительное оправдание своему выбору, если он отвергнет прямой путь и откажется следовать истине. Нужно отметить, что это откровение никоим образом не противоречит многочисленным аятам, обязывающим мусульман вести священную войну, потому что Аллах приказал вести джихад для того, чтобы люди поклонялись одному Аллаху и чтобы мусульмане могли дать отпор бесчинствующим противникам религии. Мусульмане единодушны в том, что джихад можно вести за любым правителем, если даже он - грешник, и что вести джихад словом и делом является обязанностью мусульман во все времена. Некоторые учёные считали, что этот аят противоречит откровениям, повелевающим вести джихад, и называли его аннулированным, однако это мнение является слабым и ошибочным. Это ясно каждому, кто призадумывается над истинным смыслом этого прекрасного аята, о котором мы рассказали".
Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَنْ يُفَرِّقُوا بَيْنَ اللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيَقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَنْ يَتَّخِذُوا بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا
"Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», - и как же они хотят хотят найти путь между этим!" (сура "ан-Ниса", 150).
Также Всевышний говорит:
أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ
"Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?" (сура "аль-Бакъара", 85).
К сожалению мы видим как некоторые берут одну часть Писания и оставляют часть, и понимают то из него, что сами хотят понимать, не обращая внимание на объяснение учёных и их толкования.
Итак, Всевышний Аллах говорит: "Нет принуждения в религии" - то есть, мы не можем заставить человека уверовать сердцем, так как сердца рабов в Руках Аллаха. Однако Всевышний поставил перед ними выбор, дав возможность принять истину, уверовать в то, что невозможно отрицать, сказав: "Кто не верует в тагъута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается". Ведь веру в Творца Всемогущего, Которые управляет этим мирозданием, Которые даёт Своим творениям жизнь и силы, не сможет отрицать разумный, неупорствующий, искренний, честный человек. Точно также, как ложность и несостоятельность вымышленных божеств, в виде истуканов, идолов, да и каких-либо иных существующих и несуществующих форм, которые ничтожны перед Господом миров, и не обладают и малой долей в управление этим миром, не может не отрицать здравый разум.
И именно это и есть "надежная рукоять, которая никогда не сломается" - т.е. верный путь, верную дорогу, в конце которой ожидает верующего раба Рай и вечная жизнь в довольстве Аллаха.

В религии Ислам есть свобода, которая установлено Творцом людей, их желаний и их жизней. Есть свобода и выбор, но они в рамках установленным Господом, и не выходят из под воли и желания Его. Однако в религии Аллаха, на Его земле нет свободы в выборе религий, так как Он установил для живущих на ней одну единственную религию, которой Он доволен и которую Он принимает от рабов Своих. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
"Воистину, религией у Аллаха является Ислам" (сура "Али 'Имран", 19).
Ислам - это религия Господа Миров, Который хочет чтобы только Ему Одному поклонялись и не было на земле нечестия и грязи многобожия. Для этого Он установил сражение, чтобы очистить эту землю от несправедливости и зла. Всевышний Аллах сказал:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ ۚ فَإِنِ انْتَهَوْا فَإِنَّ اللَّهَ بِمَا يَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
"Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают" (сура "аль-Анфаль", 39).
Поэтому мусульманам велено очищать землю от зла многобожия, чтобы не распространялось оно, чтобы не было искушением для слабых и несведущих. А не так как думают некоторые, что якобы цель Ислама - это убийство и принуждение, и Ислам пришел для того, чтобы разрушать и взрывать. Нет! Сражение в Исламе предписано только для того, чтобы возвысить Слово Аллаха, чтобы люди поклонялись только Ему Одному и оставили поклонение чему-то помимо Него! И чтобы многобожники не мешали распространению истины и не причиняли зло верующим.
Ислам пришел с запретом многобожия, неверия, со сражением против тех, кто совершает это зло.
Аллах посылал Свои Книги и Своих посланников, чтобы они призывали людей к истине, повелел сражение с беззаконниками. И мы можем видеть примеры исполнения этого веления в рассказах о пророках и посланниках Господа, одним из которых был пророк Сулейман, мир ему. Всевышний рассказал нам о том, как он стремился побороть зло на земле, уничтожив тех, кто поклонялся солнцу помимо Аллаха. И после того, как он послал им послание и призвал их оставить многобожие и покориться Аллаху, сказав:
أَلَّا تَعْلُوا عَلَيَّ وَأْتُونِي مُسْلِمِينَ
«Не превозноситесь предо мною (пред моим призывом) и явитесь ко мне покорными (и покорившимися Аллаху)» (сура "ан-Намль", 31).
Но народ этот отказался покориться и царица их решила послать Сулейману дары, дабы он не напал на них. На что Сулейман, мир ему, сказал:
ارْجِعْ إِلَيْهِمْ فَلَنَأْتِيَنَّهُمْ بِجُنُودٍ لَا قِبَلَ لَهُمْ بِهَا وَلَنُخْرِجَنَّهُمْ مِنْهَا أَذِلَّةً وَهُمْ صَاغِرُونَ
«Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными»» (сура "ан-Намль", 37).
Разве оставил их этот великий пророк позволим им делать то, что они захотят и поклоняться кому захотят?! Конечно нет, ведь это религия Аллаха, и Аллах не желает от рабов Своих ничего, кроме как чтобы они последовали ей и были покорными. Всевышний Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
"Я не сотворил ни джиннов ни людей не для чего, кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне" (сура "аз-Зарийят", 56).
Аллах послал нам религию Ислам, чтобы защитить нас от неверия и многобожия. А тех, кто вредит этой религии и её последователям, кто распространяет нечестие на земле, распространяет ложные убеждения, взгляды, им уготованы мучительные наказания, а в этом мире с такими приказано бороться, дабы предотвратить их беззаконие.
"Нет принуждения в религии" - это значит мы не можем заставить уверовать, ведь Аллах ведет по прямому пути кого пожелает. Всевышний говорит:
إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ ۚ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
"Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем" (сура "аль-Къасас", 56).
Однако мы делаем только то, что приказал нам Всевышний, призываем и повелеваем одобряемое, запрещаем порицаемое, и стараемся донести до людей основы Ислама, суть этой религии, суть единобожия, чтобы Аллах спас их по причине этого и избавил от вечного пребывания в Аду.
И тот,Кто сказал: "Нет принуждения в религии", Он же сказал: "Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху". Так зачем мы должны взять один аят и оставить другой?!

В конце этой небольшой работы, хотелось бы сделать напоминание себе и всем вам, что исправление начинается с самого себя прежде всех остальных. И сражение на пути Аллаха начинается со сражения со своей душой, дабы она подчинялась Аллаху и следовала тому, с чем пришёл Посланник Его ﷺ.
Всевышний сказал:
قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا
"Спасайте себя и свои семьи от Огня" (сура "ат-Тахрим", 6).
Посланник Аллаха ﷺ говорил:
المُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نفسَهُ في طَاعَةِ اللهِ
"Муджахид - это тот, кто сражается с душой своей ради подчинения Аллаху" (Хадис приводят ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и др. См.: "ас-Сильсиляту ас-Сахиха", 549).
Исправлено и дополнено в месяц Шаууаль,1436 г.х.

Ответить

Вернуться в «ТОЛКОВАНИЕ КУРЪА́НА (ТАФСИ́Р)»