Правильное понимание Хадиса 'Амра и слов аш-Шафи'и из «Рияду ас-Салихиин»

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Правильное понимание Хадиса 'Амра и слов аш-Шафи'и из «Рияду ас-Салихиин»

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Правильное понимание Хадиса ‘Амра (да будет доволен им Аллах) и слов имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), которые привёл ан-Науауи в «Рияду ас-салихиин».

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику верное руководство и наставил его на прямой путь. Это руководство и этот путь переняли от него его верные сподвижники, которые воплотили Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка в жизнь наилучшим образом. Затем это ясное учение взяли последующие поколения, из числа таби’инов, затем те, кто пришёл после них и так далее, до наших дней.
Поэтому Всевышний Аллах приказал Своим рабам обращаться к учёным этой общины, если они не смогут найти ответ, или же будут затрудняться в понимании того или иного шариатского постановления. Всевышний сказал:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спрашивайте у обладающих знанием, если вы сами не знаете» (сура «аль-Анбийа», 7).
И когда мусульманин сталкивается с неясностью, он обязан последовать приказу Господа миров, и обратиться за разъяснением к тем, кто обладает знанием и разбирается в религии. И хвала Аллаху за то, что Его религия совершенна, Его приказы истинны и справедливы, Его откровения не имеют противоречий! И хвала Аллаху за то, что Он пообещал сохранить Своё Откровение, которое даровал Своему Посланнику! И хвала Ему за то, что Он сотворил в каждом поколение тех, кто через знание Корана и Сунны, защищает религию Его, разъясняет истину, и помогает нам отличить её от лжи и заблуждений!
И такая неясность произошла с тем, что привёл имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) в своём сборники «Рияду ас-Салихиин» (Сады Праведных), а именно сообщение от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), а также слова имама аш-Шафи’ий (да будет милостив к нему Аллах), относительно желательности чтения Корана на могиле умершего. И это, конечно же, вызвало вопрос: А не противоречит ли это тому, что мы знаем из контекстов Корана и Сунны относительно недозволенности подобного действия?!
И чтобы лучше понять и ответить на этот вопрос, мы, следуя приказу Аллаха, должны вернуться к пониманию учёных и их объяснениям данному вопросу.

Итак, приведём слова имама ан-Науаи из книги «Рияду ас-Салихиин»:
Имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) писал:
«Глава 161: О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана».
Хадис 953 - Сообщается, что Абу ‘Амр (говорят также, что его кунья была Абу ‘АбдуиЛлях, и говорят также - Абу Лейля) ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того, как Пророк ﷺ завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)»». Хадис привёл Абу Дауд.
Хадис 954 - Сообщается, что ‘Амр ибн аль-‘Аас (да будет доволен им Аллах) сказал: «...Когда же вы положите меня в могилу (и закопаете её), то постойте вокруг неё столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа». Ранее этот хадис уже приводился полностью. Хадис привёл имам Муслим(1), и этот хадис уже приводился полностью. Аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше».
Что касается первого хадиса, который привёл в этой главе имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах), а именно слова сподвижника ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), то он достоверный. Приводит его также имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих». Однако, как объяснил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), в этом хадисе нет указания на чтение Корана. Единственное на что указывают слова этого сподвижника, так это его просьба остаться возле его могилы, после погребения, и обратиться с просьбами к Аллаху за него.
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Когда же смерть приблизилась к ‘Амру ибн аль-‘Аасу (да будет доволен им Аллах), он сделал завещание своим детям и тем, кто посетит его похороны (его могилу), чтобы они остались возле неё столько времени, сколько потребуется для закалывания верблюда и раздела его мяса. Это для того, чтобы он мог порадоваться им и увидеть, что есть между ним и его Господом (т.е. что ответить ему). Он (‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал это, следуя своему иджтихаду(2), однако в его словах нет указания на дозволенность чтения Корана. Его целью было то, чтобы сделали мольбу за него, попросили для него милости (у Аллаха). И Сунна Посланника ﷺ в этом вопросе ясно указывает на то, что он (ﷺ) совершал мольбу за покойного, просил прощения ему и просил укрепить его.
А что касается того, чтобы находиться возле могилы после похорон, столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать верблюда и разделить его мяса, то это из иджтихада ‘Амра (да будет доволен им Аллах), и нет на это доказательства (из Корана и Сунны). Узаконенным является только лишь, чтобы после погребения присутствующие обратились с мольбой о прощении за покойного мусульманина. Это узаконено. А что касается чтения Корана возле могилы, будь это сура или несколько сур, или же Коран целиков, то нет на это никого довода, и обязательно оставить подобное деяние!»
(3)
Также шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в толкование к этой главе писал: «Сказал автор в своей книге «Рияду ас-Салихиин», в главе «О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана». Так как после захоронения к (умершему) приходят два ангела и спрашивают его: Кто его Господь? Какая его религия? И кто его Пророк? И Пророк ﷺ, после того, как завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)». Поэтому является желательным для человека, после того, как завершится погребение, встать около могилы и трижды сказать: «О Аллах прости ему»(4), затем трижды сказать: «О Аллах укрепи его!». Так как Пророк ﷺ в основном, если взывал к Аллаху, то произносил мольбу трижды(5). Затем человеку следует покинуть место погребения, и не дозволено оставаться возле него, ни для поминаний, ни для чтения Корана, ни для испрашивания прощения. Так пришло в Сунне, а то, что автор (да будет милостив к нему Аллах) привёл от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), который завещал своим родным остаться у его могилы после погребения ровно столько времени, сколько хватит, чтобы зарезать верблюда, сказав: чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа» - то есть ангелы. Это его иджтихад (самостоятельное решение),да будет доволен им Аллах, однако мы не последуем его иджтихаду, так как путь Пророка ﷺ лучше и правильнее, чем путь кого бы то ни было. А Пророк ﷺ не оставался возле могилы после погребения и не сидел возле неё столько времени, сколько нужно, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо. И он не побуждал к этому своих сподвижников. Максимум, что мы знаем из его приказов (ﷺ), так это то, что он велел остаться возле могилы и попросить прощения у Аллаха за покойного, а также попросить, чтобы Он укрепил его. И всё. Затем людям следует расходиться.
А что касается чтения Корана, то более правильным мнением является то, что это деяние порицаемо (макрух). Является порицаемым отправляться к могиле, затем встать там или сесть и читать Коран. Это как минимум порицаемо! И Аллаху ведомо обо всём лучше»
.
Итак, исходя из пояснения учёных, становится ясным, что в хадисе ‘Амра (да будет доволен им Аллах):
Во-первых: нет указаний на чтение Корана, есть лишь только завещание остаться возле его могилы для обращения к Аллаху за него.
Во-вторых: просьбы сподвижника (да будет доволен им Аллах) оставаться возле могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделать его, то это иджтихад, но ни в коем случае не шариатское постановление.

Что касается слов имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то, как писал шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах), их достоверность не установлена. Шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах) в примечаниях к книге «Рияд ас-Салихиин», во вступлении, писал: «Имам ан-Науауи после того, как привёл хадис (‘Амра) написал: «Аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше».
Я отвечаю: Я не знаю, где об этом сказал аш-Шафаи’и (да будет милостив к нему Аллах), и относительно того, что это высказывание принадлежит ему, у меня есть большое сомнение! Как же может быть иначе?! Ведь его мазхаб(6) таков, что: «Награда за чтение Корана не доходит до покойного», как это передал от него (аш-Шафи’и) аль-Хафиз ибн Касир в своём тафсире, в толковании к словам Всевышнего:
وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ
«Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «ан-Наджм», 39)(7).
И Шейхуль-Ислам ибн Тэймия указал на то, что это высказывание не принадлежит имаму аш-Шафи’и, написал в «аль-Иктида»: «От аш-Шафи’и относительно этого вопроса (т.е. дозволенности чтения Корана на могилах) ничего не передаётся. Так как это им расценивалось как нововведение (бид’а). Сказал Малик: «Мы не знаем, чтобы кто-то поступал так!» И было известно (им), что ни сподвижники, ни таби’ины не поступали подобным образом» - (т.е. не читали Коран на могилах).
Я скажу также, что это было и мазхабом имама Ахмада. А именно, что не дозволено читать Коран на могилах. Как я об этом писал в своё книге «Китаб аль-Джанаиз» (стр. 192-193). И это было тем мнением, на котором остановился Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах), как я указал на это в вышеупомянутой книге (стр. 173-176)»
.
Что касается слов имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах), который привёл слова имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), а также указал в названии главы на чтение Корана, то ведь известно от него же самого совсем другое мнение! Как, например, в толковании к хадису:
إذا مات ابنُ آدمَ انقطع عملُه إلا من ثلاثٍ: صدقةٍ جاريةٍ، وعلمٍ ينتفعُ به، وولدٍ صالحٍ يدعو له
«Со смертью сына Адама (человека) все дела его прекращаются (и награда не достаётся ему), кроме как за три дела: текущее пожертвование(8), знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, который взывает к Аллаху за него»(9).
Ан-Науауи говорил: «Известным является в нашем мазхабе – т.е. мазхабе аш-Шафи’и – что награда за чтение Корана не доходит до покойного» Затем он (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Что касается молитвы, а также других видов поклонения, то награда за них не доходит до покойного, как об этом известно в нашем мазхабе – мазхабе аш-Шафи’и – также как известно об этом от большинства учёных».(10)
Также ан-Науауи в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима приводил слова Ибн ан-Нахуия из его пояснений к книге «аль-Минхадж», который писал: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»
Это было мнением имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах).
И хвала принадлежит только Одному лишь Аллаху, Господу миров!
Марат абу Зарр, 22-го числа месяца Раби' аль-Ауаль, 1438 г.х.
_______________________________________
(1) - Хадис приводит имам Муслим (121).
(2) - Иджтихад – это решение, основанное на старании и упорстве на пути постижения шариатского постановления, которое выводит учёный, опираясь на знание, имеющий право на это.
(3) - Ссылка на фетву шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): https://www.binbaz.org.sa/noor/1095
(4) - Хадис приводит имам Муслим (963).
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (240) и Муслим (1794).
(6) - Махзаб – религиозно-правовая школа какого-либо ученого. Взято это понятие от слова отправляться, направляться, идти – с араб.ذَهَبَ (захаба). Поэтому любое направление, течение, любой путь в религии, основанные на мнении авторитетного учёного, имама, стало называться «мазхаб».
(7) - «Человек получит только то, к чему он стремился» - т.е. «душа не возьмет на себя чужой грех, а её грех не понесёт никто, кроме неё самой. Также и награда будет дана человеку только за то, к чему он стремился» (см.: «ат-Тафсир аль-муяссар»), и за те дела, которые он совершал при жизни.
(8) - «Текущее пожертвование» – действующая садакъа, то, которое было сделано им при жизни, и люди продолжают пользоваться им. Как например, построенная им школа, напечатанные им благие книги, вырытый им колодец и т.п.
(9) - Хадис приводит имам Муслим (1631).
(10) - См.: Толкование ан-Науауи к «Сахих» имама Муслима (7/90).

Ответить

Вернуться в «ТОЛКОВАНИЕ ХАДИСОВ (ШАРХ)»