Кто такой «маджхуль», и принимается ли от него знание?

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Кто такой «маджхуль», и принимается ли от него знание?

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Кто такой «маджхуль», и принимается ли от него знание?

«Маджхуль» - это каждый, кто выдвинул себя для распространения знания, для принесения пользы людям, однако положение его является неизвестным, в частности, что касается его знания.
Имам аль-Хатыйб (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Маджхуль у мухаддисов – это каждый, кто не известен требованием знаний, и не известен этим среди учёных, и тот, кто не известен своими хадисами, кроме как передачей от одного человека» (см.: «аль-Кифая», 88).
Сказал ‘абдуЛлах (ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах): «Поистине шайтан принимает облик человека, затем приходит к некоторым людям и рассказывает им лживый хадис. И после того, как люди расходятся, говорит один из тех, кто был на этом собрании: «Я слышал как человек, которого я знаю на лицо, но не знаю его имени, рассказывал…»» (хадис приводит имам Муслим в «Мукаддима», 1/12).
Мулла ‘Али Къари говорил: «В этом хадисе содержится побуждение к тому, чтобы изучать положение того, чьи слова слушаешь. Также необходимость исследования положения передающего сообщение, является ли он правдивым, от которого дозволено принимать и передавать сообщение, или же он является лжецом, сообщения которого обязательно нужно сторониться передавать!» (см.: «Миркату аль-мафатих», 9/91).
Передаётся от Абу Хурэйры да будет доволен им Аллах, что он рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ поручил мне охрану закята, собранного в месяц Рамадан (аль-Фитр). В это время пришёл один человек, который стал отсыпать из собранной еды, тогда я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я отведу тебя к Посланнику Аллаха ﷺ!» На что он ответил: «Поистине я нуждающийся и мне нужны средства для содержания семьи (детей и т.п.), я очень нуждаюсь!»»
Сказал Абу Хурэйра: «Тогда я оставил его, а на утро Пророк ﷺ спросил меня: «О Абу Хурэйра, что ты сделал со своим пленником?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он пожаловался мне, что сильно нуждается и что у него дети, я пожалел его и отпустил». На что он (ﷺ) сказал: «Он обманул тебя, и он обязательно вернётся».
Со слов Посланника Аллаха ﷺ я понял, что этот человек ещё вернётся.
Я стал поджидать его. Когда же он пришёл, то стал воровать из собранной еды. Тогда я поймал его и сказал: «Я непременно отведу тебя к Посланнику Аллаха ﷺ!» Но он стал говорить: «Отпусти меня! Поистине я нуждающийся и мне нужны средства для содержания семьи (детей и т.п.). Я больше не вернусь!» Я пожалел его и отпустил. А когда настало утро, Посланник Аллаха ﷺ спросил меня: «О Абу Хурэйра, что ты сделал со своим пленником?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он пожаловался мне, что сильно нуждается и что у него дети, я пожалел его и отпустил». На что он (ﷺ) сказал: «Он обманул тебя, и он обязательно вернётся».
И я в третий раз стал поджидать его. Когда же он появился, то вновь принялся воровать из собранной еды. Тогда я снова поймал его и сказал: «Я непременно отведу тебя к Посланнику Аллаха, так как это повторилось уже трижды! Ты говоришь, что не вернёшься, однако снова и снова приходишь сюда!» На что он сказал: «Отпусти меня! И я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя». Тогда я спросил его: «Что это за слова?» Он ответил: «Когда ты ляжешь на кровать, то обязательно прочитай аят аль-Курси:
«Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вечного», пока не закончишь весь аят. И тогда ты будешь под защитой Аллаха до самого утра, и шайтан не сможет приблизиться к тебе!»
Я отпустил его. Когда же настало утро, то Посланник Аллаха спросил меня «О Абу Хурэйра, что ты сделал со своим пленником?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, я подумал, что он научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и поэтому отпустил его». Тогда он (ﷺ) спросил: «Что это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда ты ляжешь на кровать, то обязательно прочитай аят аль-Курси, от начала и до конца:
«Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вечного», и тогда ты будешь под защитой Аллаха до самого утра, и шайтан не сможет приблизиться к тебе!»
И они (сподвижники) больше всех стремились к благому .
Тогда Пророк ﷺ сказал: «Он был правдив с тобой (в этот раз), хотя он является лжецом. Знаешь ли ты, кто беседовал с тобой в эти три ночи, о Абу Хурэйра?» Я ответил: «Нет». На что он сказал: «Это был шайтан»
(хадис приводит имам аль-Бухари, 2311).
В этом хадисе содержится указание на то, что Пророк ﷺ подтвердил действия Абу Хурэйры относительно недозволенности опираться на сообщение того, кого ты не знаешь, пока не удостоверишься. Из этого следует, что от «маджхуля» (неизвестного) не принимается знание, пока не будет подтверждения кого-либо из обладающих знанием.
Сказал шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах): «Очень много разных брошюр (статей), авторы которых являются неизвестными (маджхулями). Они не известны своим знанием, не известны своим пониманием. И если в этих брошюрках будет то, что противоречит истине, тогда постигнет людей вред.
Поэтому, я советую не принимать знания из этих брошюрок, кроме как если будет известен их автор, и то, что он из достойных доверия учёных, известный своей религией и знанием, дабы не заблудился читатель! И как говорили некоторые саляфы: «Поистине это знание есть религия, так смотрите же от кого вы принимаете свою религию!»
И это дело немаловажное! И я считаю, что человек, в частности тот, кто не имеет достаточных знаний, не должен опираться на эти брошюрки (читать их и т.д.). А должен вернуться к книгам учёных, известных своим знанием и надёжностью»
(см.: «Уасая уа тауджихат ли тулляби аль-‘ильм», 382).
Из книги: "Шарх къоули Ибн Сийрин" - Ахмада Базмуля.

Ответить

Вернуться в «НАУКА О ПЕРЕДАТЧИКАХ ХАДИСОВ»