Имена и атрибуты Аллаха относятся к сокровенному, которое невозможно постичь разумом

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Имена и атрибуты Аллаха относятся к сокровенному, которое невозможно постичь разумом

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего


Имена и атрибуты Аллаха относятся к сокровенному,
которое невозможно постичь разумом


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Атрибуты Всевышнего Аллаха относятся к скрытым вещам. И невозможно скрытые вещи постичь разумом. Поэтому мы не описываем Всевышнего Аллаха тем, чем Он Себя не описал, и не придаем образа Его качествам, поскольку это невозможно!
Мы не можем постичь сущность того, что описал Аллах из наслаждения в Раю, не смотря на то, что они являются сотворенными. В Раю есть фрукты, пальмы, гранатовые плоды, чаши и девы, и мы не можем постичь своим разумом сущность этих вещей. А если скажут: «Опиши нам эти вещи!», - то мы не сможем их описать, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура «ас-Саджда» аят 17). Также исходя из хадиса аль-къудси, в котором Аллах сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видели взоры, о чем не слышали уши и о чем даже не помышляли человеческие сердца».
И если таково положение сотворенных вещей, описания которых известны со стороны смысла, но неизвестны со стороны сущности, то, что тогда можно сказать про Творца?
Другой пример: В человеке есть душа, без которой человек не может жить. Если в теле не будет души, то оно не будет жить. Никто не сможет описать душу, если ему будет сказано: «Что это такое - душа, которая находится с тобой, и которая если выйдет из тебя, то ты превратишься в труп, а если же останется в тебе, то ты продолжаешь быть человеком, который понимает и размышляет?» И даже если человек будет (долго) сидеть и размышлять над этим вопросом, то он все равно не сможет описать душу, несмотря на то, что она находится в нем самом. И человек не в состоянии постичь ее, несмотря на то, что люди видят, как душа покидает тело. Как сообщил об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Когда забирают душу, за ней следует взгляд»…. И несмотря на все это, человек не в состоянии описать ее, несмотря на то, что она находится между его боками (т.е. в его теле). Как же теперь человек пытается описать Своего Господа тем, чем Аллах Сам Себя не описывал?»
(См: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 46-47).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал также: «Познать качества любой вещи можно лишь одним из следующих трех путей:
Первый: путем познания образа самой вещи.
Второй: путем сравнения этой вещи с чем-то похожим.
Третий: путем сообщения правдивого об этой вещи.
Все перечисленные выше пути не приемлемы в отношении качеств Всевышнего Аллаха.
Например: Если мы говорим, что Аллах обладает слухом, то мы не можем познать каким является слух Аллаха, поскольку мы не в состоянии увидеть то, какой является сущность Аллаха, и таким же образом (мы не способны познать) Его слух.
Так же нет у Аллаха подобного Ему, дабы посредством этого познать образ слуха Аллаха. Также Посланник Аллаха (ﷺ) не описал нам образ слуха Аллаха. Поэтому наши знания останавливаются в познании образа этого качества и других качеств Аллаха лишь в подтверждении их (смысла, не придавая им образа)».

Если следовать правилам ашаритов и других подобных течений, то получается, что все, чей образ им неизвестен, уподобляется человеку. Да наставит их Аллах на прямой пути!
Далее шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Другой пример: Всевышний Аллах сказал: «...потом вознесся на Трон» (сура «аль-Фуркъан» аят 59). Невозможно познать образ возвышения Аллаха, поскольку мы не знаем образа Его сущности. Также нет Ему подобного, который также возносится на что-либо, чтобы посредством него можно было бы познать образ вознесения Аллаха. Также Аллах не сообщил нам об образе Своего вознесения. И поэтому некоторые ученые сказали: «Если скажет тебе джахмит: «Как же вознесся Аллах на трон?» Скажи ему: «Аллах сообщил нам о Своем вознесении и не сообщил нам, каким образом он вознесся на Трон». Также некоторые из ученых сказали: «Если спросит он тебя об образе возвышения Аллаха, то спроси его: «А каким является сущность Аллаха?» Он тебе ответит: «Я не знаю образа сущности Аллаха». Затем скажи ему: «Таким же образом, и мы не знаем образа Его качеств, поскольку слово в отношении Его качеств является ответвлением слов в отношении Его сущности» (См: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр.86-87).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Ответить

Вернуться в «3 — ЕДИНОБОЖИЕ В ИМЕНАХ АЛЛАХА И ЕГО КАЧЕСТВАХ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АСМА́Ъ УА АС-СЫФА́Т»)»