Правильное вероубеждение относительно ангелов

Муслим
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Правильное вероубеждение относительно ангелов

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Правильное вероубеждение относительно ангелов
Вопрос: Какова должна быть вера в ангелов?
Ответ: Она должна быть с подтверждением их существования, также с подтверждением их имён и дел, о которых нам поведано (сообщено).
Сказал Всевышний Аллах:
آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ ۚ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от его Господа. Все они уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников» (сура «аль-Бакъара», 285).
Также в достоверном сборнике «Сахих» имама Муслима приводится хадис, в котором рассказывается о том, что Джибриль спросил пророка Мухаммада ﷺ о вере (об имане), на что он ответил:
الإيمان: أن تؤمن بالله ، وملائكته ، وكتبه ، ورسله ، واليوم الأخر ، وتؤمن بالقدر خيره شرّه
«Иман» - это чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Судный День и в предопределение с его добром и злом»(1).

Вопрос: Приведи некоторые качества ангелов (их описания), которые приводятся в Священном Коране?
Ответ: Аллах Всевышний описал их (ангелов) в Своей Книге, сказав:
وَلَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَمَنْ عِنْدَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ
يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ
«Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не утомляются от этого.
Они славят Его днем и ночью без устали»
(сура «аль-Анбийа», 19-20).
Также сказал Всевышний:
وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَٰنُ وَلَدًا ۗ سُبْحَانَهُ ۚ بَلْ عِبَادٌ مُكْرَمُونَ
لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُمْ بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ
«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына (ребёнка)(2)». Пречист Он! Они же – лишь почитаемые рабы (приближенные к Нему). Они не опережают Его своими речами и поступают только лишь согласно Его велению» (сура «аль-Анбийа», 26-27).
Вопрос: Обладают ли ангелы какими-нибудь качествами божественности (совершенства)?
Ответ: Нет! Они лишь рабы Всевышнего Аллаха, которые являются одними из Его великих творений, и они не достойны того, чтобы им посвящали какое-либо поклонение.
Сказал Всевышний:
وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ يَقُولُ لِلْمَلَائِكَةِ أَهَٰؤُلَاءِ إِيَّاكُمْ كَانُوا يَعْبُدُونَ
قَالُوا سُبْحَانَكَ أَنْتَ وَلِيُّنَا مِنْ دُونِهِمْ ۖ بَلْ كَانُوا يَعْبُدُونَ الْجِنَّ ۖ أَكْثَرُهُمْ بِهِمْ مُؤْمِنُونَ
«В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?»
Они скажут: «Пречист Ты! Ты - наш Покровитель, а не они. Наоборот, они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них»»
(сура «Саба», 40-41).
Вопрос: Из чего сотворены ангелы?
Ответ: В хадисе, который приводится у имама Муслима в его сборнике «Сахих», передаётся от ‘Аиши (да будет доволен её Аллах), которая рассказывала, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُلِقَت الملائكةُ من نورٍ . وخُلِقَ الجانُّ من مارجٍ من نارٍ . وخُلِقَ آدمُ مما وُصِف لكم
«Ангелы были сотворены из света, джины были сотворены из огненного пламени (с дымом)(3), а Адам был сотворён из того, о чём было вам поведано(4)»(5).
Также они описаны тем, что у них есть крылья. У некоторых из них по два крыла, у других – по три, у третьих – по четыре и т.д.
Всевышний Аллах сказал:
الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَثْنَىٰ وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ۚ يَزِيدُ فِي الْخَلْقِ مَا يَشَاءُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Вся хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему ангелов посланниками (гонцами), обладающими по два, по три и по четыре крыла. Он приумножает в творении, что (и как) пожелает. Воистину, Аллах над всякой вещью мощен» (сура «Фатыр», 1).
В достоверном сборнике «Сахих» у имама Бухари приводится хадис от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал:
أنَّ النبي ﷺ رآى جبريل له ستُّمِئَةِ جَناحٍ

«Пророк ﷺ видел Джибриля, у которого было шестьсот крыльев»(6).
Вопрос: Обладаю ли ангелы способностью перевоплощения (обретения другого облика)?
Ответ: Да. Всевышний Аллах дал им такую возможность, а именно – принимать другой благородный облик. Как в примере Джибриля (мир ему), который явился к Марьям в облике стройного мужчины. Также, например, ангелы, которые явились к Ибрахиму (мир ему), в человеческом облике в виде гостей. Они же пришли к пророку Луту (мир ему), принеся весть о наказании, которое было уготовано (Аллахом) его народу. И подобных примеров много.

Вопрос: Всевышний Аллах опроверг слова многобожников, которые говорили, что ангелы – это дочери Аллаха. Объясни это?
Ответ: Сказал Всевышний:
فاسْتَفْتِهِمْ أَلِرَبِّكَ الْبَنَاتُ وَلَهُمُ الْبَنُونَ ١٤٩ أَمْ خَلَقْنَا الْمَلَائِكَةَ إِنَاثًا وَهُمْ شَاهِدُونَ ١٥٠ أَلَا إِنَّهُمْ مِنْ إِفْكِهِمْ لَيَقُولُونَ ١٥١ وَلَدَ اللَّهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ ١٥٢ أَصْطَفَى الْبَنَاتِ عَلَى الْبَنِينَ ١٥٣ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ ١٥٤ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ ١٥٥ أَمْ لَكُمْ سُلْطَانٌ مُبِينٌ ١٥٦ فَأْتُوا بِكِتَابِكُمْ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ ١٥٧
«Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них - сыновья?!
Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом?! Воистину, по своей лживости они говорят:
«Аллах родил». Но воистину, они - лжецы.
Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями?!
Что с вами?! Как вы судите?! Может вы примете назидание?
Или у вас есть ясное доказательство (на ваши измышления)?!
Принесите же ваше Писание (в котором есть то, о чём вы говорите), если вы говорите правду»
(сура «ас-Саффат», 149-157).
Вопрос: Что ты знаешь о Джибриле (мир ему)?
Ответ: Джибриль (мир ему) – это ангел, ответственный за передачу откровения.
Сказал Всевышний:
مَنْ كَانَ عَدُوًّا لِلَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ لِلْكَافِرِينَ
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, и Его посланниками, и с Джибрилем и Микаилем, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакъара», 98).
Пророк ﷺ видел его в небе (на горизонте), и у него было шестьсот крыльев, которыми он закрывал весь горизонт(7). Затем он видел его в Ночь Вознесения. И он видел его (Джибриля) в его истинном облике, только эти два раза. В других же случаях он являлся к нему в облике человека, и чаще всего в облике Дихьяты аль-Кяльбий(8).

Вопрос: Что ты знаешь об (ангеле) Микаиле (мир ему)?
Ответ: Микаиль – это ангел, который отвечает за дождь (за капли его), и он распоряжается им так, как повелит ему Всевышний Аллах.
Имам Ахмад приводит хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибриля:
مالِي لمْ أَرَ مِيكَائِيلَ ضَاحِكًا قطُّ؟

«Почему я никогда не видел Микаиля смеющимся?»
На что Джибриль ответил:
ما ضَحِكَ مِيكَائِيلُ مُنْذُ خُلِقَتِ النارُ

«Микаиль не смеется с того момента, как был сотворён Ад»(9).
Вопрос: Что ты знаешь об (ангеле) Исрафиле (мир ему)?
Ответ: Исрафиль – это ангел, который отвечает за Рог(10). В этот Рог он подует по приказу Великого и Всемогущего Господа, трижды:
- после первого дуновения всех охватит великий испуг (ужас);
- после второго дуновения все буду поражены (умерщвлены);
- после третьего дуновения все будут воскрешены и предстанут перед Господом миров(11).
Среди учёных были те, кто говорил, что будет всего два дуновения в Рог. Они приводили в довод аят:
وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ۖ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَىٰ
فَإِذَا هُمْ قِيَامٌ يَنْظُرُونَ
«Но подуют в Рог, и тогда будут поражены (или умрут) все, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут, и будут ожидать (того, как поступит с ними Аллах)» (сура «аз-Зумар», 68).
Эти - три ангела, имена которых Посланник Аллаха ﷺ упоминал в мольбе, с которой начинал(12) ночную молитву(13), говоря:
اللهمَّ! ربَّ جبرائيلَ وميكائيلَ وإسرافيلَ . فاطرَ السماواتِ والأرضِ، عالمَ الغيبِ والشهادةِ ، أنت تحكم بين عبادِك فيما كانوا فيه يختلفون ، اهدِني لما اختُلفَ فيه من الحقِّ بإذنِك إنك تهدي من تشاءُ إلى صراطٍ مستقيمٍ
«О Аллах! О Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля. О Создатель небес и земли! О Знающий сокровенное и явное! Ты рассудишь между Своими рабами в том, в чём они расходились. Укажи мне с соизволения Своего правильный путь к истине, относительно которой возникли расхождения! Поистине, Ты ведешь по прямому пути кого пожелаешь!» Хадис приводит имам Муслим(14).

Вопрос: Кто он - Ангел смерти? Есть ли у него иное имя, кроме этого?
Ответ: Ангел смерти отвечает за изъятие душ. Сказал Всевышний Аллах:
قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَىٰ رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ
«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»» (сура «ас-Сажда», 11).
Что касается имени ‘Азраиль, то оно не приходит (в Коране и Сунне) в качестве имени этого ангела. Все что достоверно известно – это то, что его зовут Ангел смерти (Маляку аль-маут), как сказано об этом в вышеприведенном аяте.

Вопрос: Кто они - ангелы, которые отвечают за охрану (ангелы-хранители, мир им)?
Ответ: Это ангелы, которым поручено охранять людей везде: в местах, где они обитают, в пути, во время их сна и во время бодрствования. Сказал Всевышний:
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ ۗ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ ۚ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ
«Есть у него (у человека) «наблюдающие» (ангелы), следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них покровителя, кроме Него» (сура «ар-Ра’д», 11).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в отношении слов Всевышнего «Есть у него «наблюдающие» сказал: «Это ангелы, которые охраняют его спереди и сзади. А когда приходит его срок (смерть), то они оставляют его».

Вопрос: Кто такие «благородные писцы» (мир им)?
Ответ: «Благородные Писцы» - это ангелы, которые записывают дела людей: как благие, так и плохие. Сказал Всевышний:
وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ ١٠ كِرَامًا كَاتِبِينَ ١١ يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ
«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы,
которые знают о том, что вы совершаете»
(сура «аль-Инфитар», 10-12).

Вопрос: Число ангелов (мир им) велико. Какой на это есть довод?

Ответ: Сообщил нам Пророк ﷺ(15):
هذا البيتُ المعمورُ (في السماء) يدخلُهُ كلَّ يومٍ سبعون ألفَ ملكٍ . إذا خرجوا منه لم يعودوا فيه آخرَ ما عليهم
«Это - Дом «аль-Ма’мур»(16) на небе. Заходят в него каждый день семьдесят тысяч ангелов, и после того как выходят из него, больше не возвращаются в него»(17).

Вопрос: Каково положение того, кто отрицает существование ангелов?
Ответ: Тот, кто отрицает существование ангелов, впадает в неверие по единогласному мнению мусульман. Сказал Всевышний:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и в Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и в Писание, которое Он ниспослал прежде него. А кто не уверовал в Аллаха и в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников, и в Судный День, тот впал в глубокое заблуждение» (сура «ан-Ниса», 136).
(Из книги "Правильные убеждения в вопросах и ответах", шейха Барджиса)
_______________________________________
(1) - Это часть большого хадиса, который приводит имам Муслим (8, 10).
(2) - Так как многобожники полагали, что ангелы – это дочери Аллаха.
(3) - Слово المارج (аль-ма’аридж) – означает пламя, которое перемешано с чёрнотой дыма.
Как сказал Всевышний:
وَخَلَقَ الْجَانَّ مِنْ مَارِجٍ مِنْ نَارٍ
«И создал джиннов из чистого пламени (или из пламени, смешанного с дымом)» (сура «ар-Рахман», 14).
(4) - То есть из глины (см.: «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Науауи).
Как сказал Всевышний:
خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ صَلْصَالٍ كَالْفَخَّارِ
«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной» (сура «ар-Рахман», 15).
(5) - Хадис приводит имам Муслим (2996), а так же имам Ахмад (6/153).
(6) - Хадис приводит имам Бухари, 3232, а так же имам Муслим, 174.
(7) - В сборнике «Сахих» у имама Муслима приводится хадис от ‘Аишы (да будет доволен её Аллах), которая спросила Пророка ﷺ, о смысле слов Всевышнего:
وَلَقَدْ رَآهُ بِالْأُفُقِ الْمُبِينِ
«Он видел его на ясном горизонте» (сура «ат-Такуир», 23).
На что он ответил ﷺ: «Поистине это Джибриль. Я не видел его в его истинном обличии, кроме как в эти два раза, – т.е., в этот раз и во время Вознесения, – Я видел его спускающимся с небес, закрывающим своим огромным телом все, что между небом и землей».
(8) - Это был сподвижник Пророка ﷺ, который обладал красивой внешностью. Однажды «он подарил посланнику Аллаха кожаные носки (хуффы), и он ﷺ, взяв их, сразу одел» (хадис приводит ат-Тирмизи, 1769, достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани).
(9) - Хадис приводит имам Ахмад в «аль-Муснад», 13376. Шейх Альбани в «Сильсиляту ас-Сахиха» и в «Сахих ат-таргъиб» назвал хадис хорошим (хасан), согласно укрепляющим его версиям.
(10) - Рог («ас-суур») – большой рог, в который подуют для возвещения о Судном Дне. Ещё он называется «ан-накъур», как приходит в суре «аль-Мудассир», 8.
(11) - Говорит Всевышний Аллах:
وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ۖ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَىٰ
فَإِذَا هُمْ قِيَامٌ يَنْظُرُونَ
«Но подуют в Рог, и тогда будут поражены (или умрут) все, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут, и будут ожидать (того, как поступит с ними Аллах)» (сура «аз-Зумар», 68).
(12) - То есть «ду’а аль-истифтах», которое он произносил после первого такбира, как пришло об этом в хадисе ‘Аишы (да будет доволен её Аллах).
(13) - То есть молитву «ат-тахаджуд» - ночное стояние, лучшее время которой последняя треть ночи.
(14) - Хадис приводит имам Муслим, 770, а так же имам Ахмад, 6/156, и ан-Насаи, 3/173.
(15) - Из ответа Джибриля (мир ему) в хадисе «аль-Исра уа аль-Ми’радж».
(16) -Наподобие Ка’бы на земле.
(17) - Хадис передали имам Бухари, 3207, и имам Муслим, 164, чья версия и приведена тут.

Ответить

Вернуться в «ВЕРА В АНГЕЛОВ»