Мусульманин, даже если сам не совершает добро, то все равно обязан повелевать совершать его другим

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Мусульманин, даже если сам не совершает добро, то все равно обязан повелевать совершать его другим

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего


Мусульманин, даже если сам не совершает добро, то все равно обязан повелевать совершать его другим, так же как и запрещать порицаемое, даже если сам совершает его!

Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы станете приказывать людям совершение благодеяния, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не разумеете?» (аль-Бакъара, 44).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Смысл этого аята заключается в том, что Аллах порицал людей за их поступок и указал им на их ошибки по отношению к самим себе, так как они призывали к добру, тогда как сами его не совершали. Здесь не имеется в виду то, что порицание было адресовано им по причине того, что они призывали к добру. Однако упрек в их адрес был потому, что они сами не совершали добро…
Приказ к одобряемому и совершение его является обязательным действием, и обязанность одного из этих действий не отпадает по причине оставления другой обязанности по более правильному мнению среди ранних и поздних ученых. Некоторые считают, что человек, совершающий грехи, не может запрещать другим совершать их. Это мнение является слабым. И еще сильнее ослабляет это мнение – приведение ими этого аята, тогда как нет в нем довода в пользу их мнения. Правильным является то, что ученый должен приказывать одобряемое, даже если сам не совершает его и запрещать порицаемое, даже если сам его совершает»
(см.: «Тафсир аль-Къуран аль-‘Азым»1\85).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании вышеприведенного аята сказал: «Из этого аята не следует, что если человек не выполняет то, что приказывает (другим), то он не должен приказывать людям одобряемое и удерживать их от порицаемого. Потому что этот аят указывает на порицание по отношению к обеим обязанностям. Известно, что на человека возложены две обязанности: приказывать другим добро и удерживать их от порицаемого; и приказывать себе самому добро и удерживать себя от порицаемого. Если же он не выполняет одну из этих двух обязанностей, то не разрешается ему оставлять другую обязанность» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 34).
Спросили шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «Когда ты говоришь некоторым людям: «Почему вы не удерживайте от порицаемого», то они в ответ тебе говорят: «Как я могу удерживать от него, тогда как я сам совершаю его?». Затем приводят в качестве довода слова Всевышнего: «Неужели вы станете приказывать людям совершение благодеяния, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не разумеете?» (аль-Бакъара, 44). А также приводят хадис, где было сказано о человеке, кишки которого вывалятся в огонь. Как можно опровергнуть это?».
Ответ: «Поистине, человеку было велено не совершать порицаемое и удерживать от порицаемого тех, кто совершает его. Если допустить, что он совершает порицаемое, то на него возлагается другая обязанность, а это удерживать от порицаемого тех, кто совершает его. Что касается вышеприведенного аята, то этот упрек был адресован к тем, кто приказывает людям одобряемое, тогда как сам не совершает его. То есть этот упрек не был направлен к ним по причине того, что они приказывают добро. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы не разумеете?». Разве разумно, чтобы человек приказывал другим совершать благодеяние, тогда как сам не совершает его? Такой поступок несовместим с разумом!! А так же это противоречит шариату. ….
Это также касается хадиса, где упоминается о сильной угрозе в отношении того, кого ввергнут в огонь, и даже будут вываливаться кишки его. Затем соберутся около него обитатели ада и он скажет им: «Я приказывал одобряемое, но сам не совершал его. Запрещал порицаемое, а сам делал это» (аль-Бухари, 7098 и Муслим,2989). Это также указывает на то, что этот человек подвергнется этим наказанием. Однако если он не порицал бы, то мы не знаем, возможно, наказание его было бы еще сильнее»
(см.: «Альфаз уа мафахим фи мизани аш-шари’ати»32-33).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если призывающий к добру сам не в состоянии совершать это добро, то ему надлежит призывать к этому других. Если допустить, что человек призывает выстаивать ночные молитвы, однако сам он не в состоянии выстаивать их, то ты не говоришь: «Если ты сам не можешь, то не призывай других выстаивать ночные молитвы»… Если человек призывает давать милостыню (садакъа), тогда как у него самого нет возможности давать милостыню, то мы говорим: «Призывай». Что же касается того, когда он призывает к чему-то, что в состоянии сам совершить и не совершает его, то нет сомнений, что это является неразумием и заблуждением в религии» (см.: «Китаб ад-Да’уа»2\173).

Ответить

Вернуться в «ПРИЗЫВЕ К АЛЛАХУ»