Поучительные высказывания шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина о вынесении фетвы без знания

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Поучительные высказывания шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина о вынесении фетвы без знания

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость


Поучительные высказывания шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина о вынесении фетвы без знания

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге под названием «Китабуль-'ильм» стр. 56, сказал: «Издание фетвы – это большая ответственность, поскольку посредством нее человек берет на себя обязательство прояснить проблемы, с которыми сталкиваются люди в вопросах религии, и указывает им правильный путь. И по этой причине издание фетвы – великая должность, за которую берутся только те, кто ее достоин. Поэтому люди обязаны бояться Всевышнего Аллаха, не говорить ничего, кроме как на основе знания, и знать, что творение и повеление принадлежат только Аллаху. Нет Создателя, кроме одного Аллаха, только Аллах управляет творением, и нет шариата для людей, кроме шариата Аллаха! Он Тот, Кто налагает обязательства и запрещает что-либо. Он — Тот, Кто делает что-то желательным и дозволенным. Всевышний Аллах порицал тех, кто разрешает и запрещает исходя из своих страстей. Всевышний сказал: “Скажи (о Мухаммад тем, кто отрицает откровение от Аллаха): “Что вы думаете об уделе, которые ниспослал вам Аллах (в виде животных, растений и благ), часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной”. Скажи (им): “Аллах позволил вам это или же вы возводите на Аллаха ложь?” Что думают о Судном дне те, кто лжет об Аллахе?” (Сура «Йунус» аяты 59-60).
Также Всевышний Аллах сказал: “Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено (что Аллах запретил), а то – запретно (что Аллах дозволил), чтобы возводить ложь на Аллаха. Воистину, те, кто возводит ложь на Аллаха, не преуспеют (в этой жизни и после смерти). Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания” (Сура «ан-Нахль» аяты 116 -117).
Поистине, одно из величайших преступлений – это когда человек говорит о какой-либо вещи, что это дозволено, в то время как он не знает постановления Аллаха по этому поводу. Или (наоборот) он говорит, что эта вещь запрещена, при этом он не знает постановления Аллаха относительно этой вещи. Или он говорит о каком-то деле, что оно не является обязательным, при этом он не знает, что Аллах сделал его обязательным. Или (наоборот) он говорит, что это обязательно, тогда как не знает, что Аллах не сделал это обязательным. Воистину, это преступление и невоспитанность по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху. Ты знаешь, о раб Аллаха, что постановление принадлежит одному Аллаху, но, тем не менее, ты опережаешь Его, говоря о Его религии и шариате то, чего ты не знаешь! Аллах связал слова об Аллахе без знания с многобожием, сказав: «Скажи (о Мухаммад многобожникам): “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (Сура «аль-А’раф» аят 33).
Поистине, многие простолюдины дают друг другу фетвы о том, чего они не знают. Ты замечаешь, что они говорят, что это разрешено (халяль), или запрещено (харам), или обязательно (уаджиб), или необязательно, в то время как они ничего не знают об этих вещах. Разве они не знают, что Аллах спросит их в Судный день о чем они говорили? Разве они не знают, что если они введут людей в заблуждение, разрешив им то, что запретил Аллах, запретив им то, что разрешил Аллах, они понесут бремя своих грехов и бремя грехов, равное бремени тех, кто последовал за ними? И все это из-за того, что они издали фетву людям без знаний!
Некоторые простолюдины впали в еще одно преступление. Когда они видят человека, который хочет спросить ученого, они говорят ему: "Нет необходимости спрашивать ученого, поскольку это положение очевидно, и оно заключается в том, что это запрещено (харам)". Хотя на самом деле это дозволено (халяль), после чего запрещается то, что разрешил Аллах. Или они говорят ему, что это обязательно (уаджиб), а затем обязывают его к тому, к чему Аллах его не обязывал. Или они говорят, что это не обязательно, тогда как это обязательно по шариату Аллаха, затем снимают с него обязанность, которую возложил на него Аллах. Или они говорят, что это дозволено, тогда как на самом деле это запрещено. Такое отношение с их стороны является преступлением против шариата Аллаха и предательством по отношению к своему брату-мусульманину, когда они без знания выносят ему фетву. Как вы думаете, если человек спросит вас о дороге в городе, и вы укажете ему на дорогу, о которой вы не знаете, не сочтут ли люди это предательством с вашей стороны? Как теперь ты смеешь говорить о дороге в рай, если ничего о ней не знаешь?!
Поистине, некоторые студенты попали в то, во что попали простолюдины, из-за своей дерзости по отношению к шариату относительно дозволенности, запрета и наложения обязанностей. Они говорят о том, чего не знают, считают что-то дозволенным в Шариате, подробно излагая это, при этом они являются очень невежественными людьми относительно постановления Аллаха. Ты видишь, как один из них говорит так, как будто ему было ниспослано откровение в том, что он говорит из уверенности и отсутствия страха с его стороны. Он не может сказать: “Я не знаю”. Несмотря на то, что у него нет никаких знаний и его положение известно, он твердо стоит на том, что он (якобы) ученый. В результате это вредит простым людям, потому что они, возможно, доверяют его словам и обманываются им. О, если бы такие люди ограничились приписыванием этого дела себе! Но наоборот, ты видишь, как они приписывают это исламу, говоря: “Ислам говорит то-то и то-то! Суждение ислама по этому вопросу такое-то!”. Это запрещено делать, за исключением случаев, когда он знает, что (на самом деле) это из религии ислам. Однако нет никакого способа (узнать) это, кроме как посредством знания Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (ﷺ) или через познание того, с чем единодушно согласились ученые.
Поистине, некоторые люди из-за своей дерзости, отсутствия богобоязненности, стыда и страха перед Аллахом, говорят о любой вещи, которая явно запрещена: “Я не думаю, что это запрещено (харам)”. Или говорят о каком-то деле, обязанность которого известна: “Я не думаю, что это обязательно (уаджиб)”. Он ведет себя так либо из-за своего невежества, либо из-за упрямства и высокомерия, либо потому, что он хочет посеять у мусульман сомнение в религии Аллаха.
О братья! Воистину, проявлением разума, веры и богобоязненности перед Аллахом и возвеличиванием Его является то, когда человек говорит относительно чего-то, чего он не знает: “Я не знаю, спросите кого-нибудь другого”. Воистину, такой поступок совершается от полноты разума, потому что, когда люди видят его осторожность и предусмотрительность, они начинают ему доверять. Такой человек знает уровень своей души и ставит ее на место. Также такое качество происходит от полноты веры и богобоязненности, когда он не опережает своего Господа, не говорит о религии Аллаха без знания. Посланник Аллаха (ﷺ) знал религию Аллаха лучше всех людей, но, тем не менее, когда его спрашивали о чем-то, о чем ему еще не было ниспослано откровение, он ждал, пока откровение об этом не приходило от его Господа. Затем Аллах отвечал на то, о чем был спрошен Его Пророк (ﷺ например): “Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволено блага” (Сура «аль-Маида» аят 4).
Также слова Всевышнего: “Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем” (Сура «аль-Кахф» аят 83).
Также: “Они спрашивают тебя о Часе: «Когда Он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления»” (Сура «аль-А’раф» аят 187).
Великие сподвижники, когда их спрашивали о любом вопросе, о котором они не знали постановления Аллаха, приостанавливались относительно этого (не издавая фетв без знания).
Самый правдивый Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как я могу говорить о Книге Аллаха без знания, в то время как небо осеняет меня и земля несет меня?!”.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) когда что-то случалось, собирал своих сподвижников и (обязательно) спрашивал у них совета.
Ибн Сирин сказал: “Не было никого более богобоязненного в том, чего он не знает, чем Абу Бакр. Точно так же, как после Абу Бакра не было никого более богобоязненного в том, чего он не знает, чем 'Умар”.
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “О люди, если кого-нибудь спросят о знании, которое ему известно, то пусть он скажет это. Если у него нет знания, то пусть он скажет: "Аллах знает лучше". Ибо одно из знаний - это когда человек говорит о том, чего он не знает: "Аллах знает лучше”.
Когда аш-Ша’би спросили об одном вопросе, он ответил: “Я не знаю”. Тогда один из его товарищей сказал: “Нам стыдно за тебя”. Затем он сказал: "Однако ангелы не постыдились сказать: "Мы не знаем ничего, кроме того, чему Ты научил нас" (Cура «аль-Бакара» аят 32)”.
Есть также много примеров, касающихся вынесения фетвы без знания, и одним из таких примеров является следующий (пример): Когда одежда пациента загрязнена и он не может ее почистить, ему выдается фетва, в которой говорится, что ему не разрешается совершать молитву, пока он не очистит свою одежду от осквернений. Такая фетва ложна и ошибочна, потому что больной человек совершает молитву, даже если его одежда осквернена, и даже если его тело осквернено, если он не в состоянии очиститься от этого. Поскольку Всевышний Аллах говорит: “Бойтесь Аллаха в меру своих возможностей” (Сура «ат-Тагабун» аят 16).
Тот, кто болен, совершает молитву в соответствии со своей ситуацией и в меру своих возможностей. Он молится стоя, а если не может, то сидя, а если и этого не может, то молится, лежа на боку, делая знак головой, если может. Если он не может даже и знака сделать глазами, и он еще соображает, то он намеревается в сердце своем на то или иное молитвенное действие и произносит поминание языком. Например, он говорит: “Аллаху Акбар”. Затем он читает суру “аль-Фатиха” и одну суру. Затем он говорит: “Аллаху Акбар”, намереваясь в сердце своем встать в положение руку’ (поясного поклона). После чего он говорит: “Сами’ал-Лаhу лиман-хамидаh”, намереваясь в сердце своем подняться из положения руку’. Затем он делает то же самое в положении суджуда (земного поклона) и в других намазах. Намеревается на то или иное молитвенное действие, которое он не в состоянии совершить. Он намеревается в своем сердце и не откладывает молитву от назначенного времени.
Из-за ложных и ошибочных фетв некоторые мусульмане уходят из этой жизни, не совершая намаза. Если бы они знали, что больной человек в любом случае совершает намаз, они бы ушли из этой жизни, совершив намаз. Подобных примеров много (можно привести). Поэтому простым людям обязательно принимать постановления по определенным вопросам от ученых, чтобы они знали решения Аллаха и не говорили о религии Аллаха того, чего они не знают!»
(Конец слов шейха).


Подготовил Абу Сумая Казахстани
1437х – 2016г

Ответить

Вернуться в «ПРИЗЫВЕ К АЛЛАХУ»