Вера - это убеждение, слово и дело

Abu Sumaya Kazaxstani
Сообщений: 477
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Вера - это убеждение, слово и дело

Сообщение Abu Sumaya Kazaxstani » 25 мар 2016, 15:40

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Вера - это убеждение, слово и дело, которая увеличивается посредством повиновения Аллаху и уменьшается посредством ослушания Его

Имам Ибн Абу Заманин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Из убеждений приверженцев Сунны является то, что вера (иман) – это проявление искренности к Аллаху душой (сердцем), свидетельство языком и дела телом на основании благого намерения и в соответствии с Сунной.
Всемогущий и Великий Аллах сказал:
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (аль-Худжурат, 15).
Всевышний также сказал: «Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха?». Затем Всевышний описал их деяния, сказав: «Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (ат-Тауба, 111-112).
Также Всевышний Аллах сказал: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их» (ат-Тауба, 5).
Всевышний Аллах также сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и праведное деяние возносит его (прекрасное слово)» (Фатыр,10).
Вера в Аллаха бывает языком и сердцем, а дело подтверждает это. Слово и дело - это две (неотлучные) пары, и одно без другого быть не может…
Абу Хайиан рассказывал: «Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «Слово не будет правильным, кроме как с деянием; слово и дело же будут правильными лишь с намерением; а слово, дело и намерение будут правильными только в соответствии с Сунной»….
Яхья ибн Сулейм рассказывал: «Я спросил Суфяна ас-Саури и Хишама ибн Хассана о вере, они же ответили: Вера - это слово и дело».
Яхья также рассказывал: «Я спросил Ибн Джурейджа о вере, и он тоже ответил также. Я слышал как Малик Ибн Анас говорил то же самое….
Из убеждений приверженцев Сунны это то, что вера обладает степенями. Вера бывает полной, увеличивается и уменьшается. Если бы она не была такой, то люди были бы равны в этом и опережающий не обладал бы достоинством перед опереженным.
По милости Аллаха и по причине полноты веры, верующие войдут в рай, а по причине увеличения ее, они превосходят друг друга по степеням.
«Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (аль-Исра,21). И подобных аятов в Къуране много…
Пророк (ﷺ) сказал: «Уменьшением религии у женщин является периоды менструального цикла (так как в эти периоды мусульманки не совершают молитву и не постятся – прим. переводчика)»
‘Умейр ибн Хабби, являющийся сподвижником Пророка (ﷺ), сказал: «Вера увеличивается и уменьшается». Его спросили: «Что ее увеличивает и уменьшает?». Он сказал: «Если мы поминаем Аллаха, постимся и совершаем молитву, то она (вера) увеличивается. А если проявляем беспечность и небрежность, то она уменьшается»…
Ибн Уаддах рассказывал: «Сообщил мне Зухейр Ибн ‘Аббад, сказавший: «Кого бы я ни застал из шейхов: Малика ибн Анаса, Суфяна ибн ‘Уейна, ‘Ису ибн Юнуса, Фудейль ибн ‘Иада, ‘Абудуллаха ибн Мубарака, Уки’ ибн Джарраха и прочих, - все они никого не обвиняли в неверии из-за греха, не свидетельствовали относительно кого-либо о том, что он войдет в рай, даже если он не ослушался Аллаха, так же, как и не свидетельствовали относительно его о том, что он будет в огне, даже если он совершает великие грехи. Тот, кто противоречит этому, тот у них является приверженцем религиозных нововведений».
Ибн Уаддах сказал: «Юнус ибн ‘Абудуль-‘Аля сказал мне: «Придерживайся этого и не оставляй его». Хусейн ибн аль-Хасан аль-Маръуази сказал: «Так и есть, это является истиной. Противоречит этому лишь еретик»»
(см.: «Усуль ас-Сунна ли ибни Аби Заманин», стр.159-171).
Имам Ибн Батта, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я зачитал вам из Книги Аллаха то, что дает понять разумным верующим, что вера – это слово и дело; и что тот, кто уверовал языком и при этом оставил дело, является лжецом и вышедшим из веры; и что Аллах не принимает слово, кроме как с делом, так же, как и не принимает дело, кроме как со словом» (см.: «аль-Ибана» 1074, стр.380).
Яхья ибн Сулейм рассказывал: «Я спросил Суфьяна ас-Саури о вере. Он ответил: «Это слово и дело». Я спросил также Нафи’ ибн ‘Умар аль-Джумахи о вере. Он сказал: «Это слово-дело». Спросил также Малика ибн Анаса. Он сказал: «Вера - это слово и дело». Спросил Суфьяна ибн ‘Уейна о ней. Он ответил: «Вера - это слово и дело». Я спросил Ибн Джурейджа о вере. Он также сказал: «Вера - это слово и дело». Спросил также Ибн ‘Абудуллаха ибн ‘Амра ибн ‘Усмана. Он сказал: «Вера - это слово и дело». Спросил аль-Фудайлья ибн ‘Ияда. Он также сказал: «Вера – это слово и дело»».
Аль-Хумейди сказал: «Я слышал как Уки’а говорил: «Приверженцы Сунны говорят: «Вера – это слово и дело». Мурджииты же говорят: «Вера – это слово (без дел)». А джахмиты говорят: «Вера – познание (без слов и дел)» (см.: «аль-Ибана» 1091).
Муджахид сказал: «Вера – это слово и дело, которая увеличивается и уменьшается» (см.: «аль-Ибана» 1095).
Уаки’а рассказывал: «Суфьян говорил: «Вера - это слово и дело»».
После чего Уаки’а сказал: «И мы тоже говорим: Вера – это слово и дело» (см.: «аль-Ибана» 1098).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, когда читал нам книгу «аль-Ибана» Ибн Батты, после слов Уаки’а сказал: «И мы тоже говорим: Вера – это слово и дело!».
Малик ибн Анас сказал: «Вера – это слово и дело» (см.: «аль-Ибана» 1111).
‘Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Вера - слово и дело, и обладатели ее превосходят друг друга по степеням веры» (см.: «аль-Ибана» 1112).
Ахмад ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Вера – это слово и дело, которая увеличивается и уменьшается».
Также он говорил: «До меня дошло, что Малик ибн Анас, Ибн Джурейдж и аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказали: «Вера – слово и дело»» (см.: «аль-Ибана» 1115).
Спросили Сахьля ибн ‘Убейдуллаха ат-Тустари о вере. Он ответил: «Это слово, намерение, дело и сунна. Поскольку если вера будет лишь на словах, без дел, то это неверие. А если она будет лишь на словах и делах, без намерения, то это лицемерие. Но если она будет лишь на словах, делах, намерениях, без сунны, то это нововведение» (см.: «аль-Ибана» 1116).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, в своей мольбе говорил: «О Аллах, увеличь нашу веру, наше убеждение и понимание (в религии)» (см.: «аль-Ибана» 1132).
’Умар Ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, брал за руку мужчину или двух мужчин и говорил: «Идите сюда, увеличим нашу веру» (см.: «аль-Ибана» 1134).
Му’аз, да будет доволен им Аллах, говорил: «Садитесь с нами, укрепим веру часок» (см.: «аль-Ибана» 1135).
Джундуб рассказывал: «Мы при жизни Посланника Аллаха (ﷺ) были юнцами. Мы изучали веру прежде, чем мы изучали Къуран, по причине чего увеличивали веру» (см.: «аль-Ибана» 1136).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «То есть, изучали Къуран после изучения веры, по причине чего увеличивали веру».
Спросили Суфьяна Ибн ‘Уейну: «Разве вера увеличивается и уменьшается?». Он ответил: «А разве вы не читали слова Всевышнего: «Однако это лишь увеличило их веру» (Али ‘Имран, 173)». А также сказал: «и Мы увеличили их приверженность прямому пути» (аль-Кахф,13)». Также его спросили: «Уменьшается ли вера?». Он сказал: «То, что увеличивается, уменьшается» (см.: «аль-Ибана» 1142).
Аль-Хумейди рассказывал: «Я слышал как Ибн ‘Уейна говорил: «Вера увеличивается и уменьшается». Тогда брат его Ибрахим Ибн ‘Уейн сказал ему? «О абу Мухаммад, не говори, что она увеличивается и уменьшается!». Он, разгневавшись, сказал: «Замолчи, о мальчик, напротив, вера уменьшается, пока от нее ничего не останется»» (см.: «аль-Ибана» 1155).
’Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если взвесят веру Абу Бакра с верой всех людей на земле, то она непременно перевесит их веру» (см.: «аль-Ибана» 1161).
Ибн Раджаб сказал: «Поэтому достоверно известно от имама Ахмада и на чем большинство его соратников и большинство ученых Сунны, что то, что в сердце из веры и познания, то принимает увеличение и уменьшение. Поэтому верующий постоянно, каждое время нуждается в пополнении своей веры, укреплении своей убежденности и усердии увеличить ее, познавая ее, и сторониться причины всякого рода сомнений. Здесь мы понимаем смысл слов Пророка (ﷺ), сказавшего: «Не совершает прелюбодей прелюбодеяние, тогда как он верующий. Не совершает вор кражу, тогда как он верующий и не пьет алкоголь человек, тогда как он верующий». Когда человек действительно в этом положении помнит о наблюдении Аллаха за ним и ненависти Его к нему вместе с Его угрозой из области общего наказания и подробного, то это непременно удерживает его от впадения в запретное. Ибо, поистине, человек впадет в то, во что впадает, по причине слабости своей веры и ее уменьшения» (см.: «Маджу’ расаиль аль-Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали»2\793).

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Причины увеличения веры следующие:
Первая: Познание имен и качеств Аллаха. Ибо чем больше человек познает имена и качества Аллаха, тем больше увеличивается его вера.
Вторая: Размышление над знамениями (аятами) Аллаха, будь это бытовые знамения или шариатские.
Всевышний Аллах сказал:
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (аль-Гашийа,17-20).
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле». Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» (Йунус,101).
Чем больше человек размышляет над тем, что Аллах поместил в бытие из чудес творений и совершенных мудростей, тем больше увеличивается вера его в Аллаха. Точно также если человек будет размышлять над шариатскими знамениями Аллаха, то увеличится вера его в Аллаха. Ибо если ты будешь размышлять над шариатскими знамениями, а это и веления и постановления, с которыми пришли посланники, то ты найдешь в них то, что изумляет человеческие разумы из совершенных и великих мудростей, посредством которых ты познаешь, что этот шариат был ниспослан от Аллаха, шариат, который основывается на милости и справедливости. По причине этого увеличивается твоя вера.
Третья: Много повиноваться Аллаху и много совершать благие деяния, поскольку деяния входят в веру. Если дела входят в веру, то из этого следует увеличение веры посредством совершения множества благих деяний.
Четвертая: Оставление грехов, приближаясь тем самым к Аллаху, поскольку у человека по причине этого увеличивается его вера в Аллаха.
Причины уменьшения веры следующие:
Первая: Отказываться от познания имен и качеств Аллаха.
Вторая: Отказываться от размышления над бытовыми и шариатскими знамениями Аллаха. Ибо это является следствием беспечности и ожесточении сердца.
Третья: Малое совершение праведных деяний. На это указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в отношении женщин: «Не видел я никого из тех, у кого недостаток в уме и недостаток в религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!». Женщины спросили: «О Посланник Аллаха, в чем же заключается наш недостаток в религии?». Он ответил: «Разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда к ней приходят месячные?!».
Четвертый: Совершение греховных деяний, исходя из слов Всевышнего Аллаха:
«Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (аль-Мутаффифин,14)» (см.: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа» шейха ибн Усаймина, стр. 366-367).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, относительно слов Пророка (ﷺ) «Разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда к ней приходят месячные?!», сказал: «Когда совершается мало праведных деяний, то уменьшается религия и вера. Вот это правильный и очевидный довод на то, что отказ от совершения праведных дел или даже малое совершение их приводит к уменьшению веры. «Разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда к ней приходят месячные?!»» (см.: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ид Расляна 2\620).

И в заключении я воздаю хвалу Аллаху Господу миров!

Перевод Абу Сумая Казахстани

Вернуться в «ПОЗИЦИЯ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ В ВОПРОСАХ ИМАНА»