Из основ приверженцев Сунны – проявление терпения на несправедливость правителя-мусульманина

Муслим
Сообщения: 342
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Из основ приверженцев Сунны – проявление терпения на несправедливость правителя-мусульманина

Сообщение Муслим »

Из основ приверженцев Сунны – проявление терпения на несправедливость правителя-мусульманина

Имам Муслим в своем «Сахихе» приводит хадис, переданный от ‘Абудуллы ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто увидит от правителя-мусульманина нечто порицаемое, пусть проявит терпение, поскольку никому не дозволено выходить из подчинения правителю даже на пядь, в противном случае он умрет смертью времен невежества (джахилии)» (Муслим,3\1477).
Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, относительно слов «он умрет смертью времен невежества (джахилии)» сказал: «То есть умрет на заблуждении, как те люди, жившие в доисламскую эпоху, у которых не было правителя, которому подчиняются, поскольку они не знали этого. Но в хадисе не имеется в виду, что тот, кто выйдет из подчинения правителю хотя бы на пядь, умрет на неверии, напротив, он умрет грешником» (см.: «Фатхуль-Бари» 13\7).
Сообщают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, вскоре после меня будут вас лишать того, что вам положено по праву и будут совершать такие дела, которые вы порицаете». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, что же ты прикажешь нам?». Он сказал: «Вы выполняйте ваши обязанности (по отношению к вашим правителям-мусульманам) и просите Аллаха о том, чтобы вам было дано то, что вам по праву принадлежит» (аль-Бухари, 13\57052; Муслим, 3\1472).
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «(Если следует поступать именно так) то что можно сказать о том, когда правители-мусульмане стремятся установить истину и справедливость, помочь угнетенному и удержать притеснителя, обеспечить безопасность и защитить мусульман, их религию, имущество и честь? Посему является обязательным сотрудничать вместе с правителями во благе и в оставлении зла и является обязательным наставлять друг друга и заповедовать друг другу истину, дабы уменьшилось зло и увеличилось добро» (http://www.binbaz.org.sa/article/479).
Как же прекрасно это наставление этого великого имама нашего столетия!
Усейд ибн Худейр рассказывал: «Однажды один из ансаров сказал: «(О Посланник Аллаха) не назначишь ли ты меня правителем, как назначил такого-то и такого-то?». Пророк (ﷺ) сказал: «Вскоре после меня вы встретите (от ваших правителей-мусульман) то, что вас будут лишать того, что вам положено по праву, посему терпите до тех пор, пока не встретитесь со мной (в Судный день) у моего водоема (аль-хауда)» (аль-Бухари, 13\5; Муслим, 3\1474).
Ибн ‘Асым в «ас-Сунна» привел этот хадис под главой: «Глава о велении Пророка (ﷺ) терпеть, когда человек увидит нечто (из порицаемого) от своего правителя-мусульманина».
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Наши взрослые из числа сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ), запрещая нам, говорили: «Не ругайте ваших правителей-мусульман, не обманывайте их и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите!» (см.: Ибн ‘Абдуль-Бар в «ат-Тамхид»21\287).
Аз-Зубейр ибн ‘Ади, да смилуется над ним Аллах, рассказывал: «Однажды мы пришли к Анасу ибн Малику и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджаджа (ибн Юсуфа ас-Сакафи). Он сказал: «Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после обязательно настанут такие времена, которые окажутся еще хуже до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. Об этом я слышал от вашего Пророка (ﷺ)»» (аль-Бухари, 7068).
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в «Усуль ас-Сунна» сказал: «Никому не дозволено сражаться с правителем-мусульманином и выходить против него. И тот, кто поступает так, является нововведенцем и не следует Сунне и пути (праведных предков)» (см.: «Шарх усуль ас-Сунна» шейха Мухаммада Са’ида Расляна 2\802).
Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «О Шу’айб! Не принесет тебе пользу то, что ты написал, пока ты не будешь считать дозволенным совершение намаза за любым правителем-мусульманином, будь он благочестивым или нечестивцем, ведение сражение под его руководством и терпение под знаменем правителя-мусульманина, будь он справедливым или несправедливым» (см.: «И’тикад ахль ас-сунна» лиль-Лялякаи 1\152-154).
‘Абдуль-Карим аль-Бака, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я застал десять сподвижников Пророка (ﷺ) и все они совершали молитву (намаз) за несправедливыми правителями-мусульманами» (аль-Бухари в «Ат-Тарих аль-Кабир» 6\90).
Ибн ‘Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Проявление терпения в подчинении несправедливым правителям лучше, чем выходить против них, так как в выходе против них есть замена безопасности страхам, а также это влечет за собой пролитие крови, совершение набегов и распространение нечестия на земле. И это хуже, чем терпеть несправедливость правителя» (см.: «ат-Тамхид»23\279).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «’Абдуллах ибн ‘Умар и другие из числа сподвижников Пророка (ﷺ) совершали намаз за аль-Хаджаджем ибн Юсуфом. А также сподвижники и таби’ийны совершали намаз за Ибн Абу ‘Убейдом [17], который был обвинен в ереси, неверии, и в том, что он призывающий к заблуждению» (см.: «Маджу’ аль-Фатауа» 3\281).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Терпеть несправедливость со стороны правителей-мусульман – это основа из основ ахли Сунны уаль-Джама’а» (см.: «Маджму’ аль-Фатауа» 28\179).
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мне следует повиноваться Аллаху и Его Посланнику (ﷺ). А также мне следует подчиняться правителям-мусульманам, если приказывают подчинение Аллаху. Но если они будут приказывать ослушание Аллаха, то нельзя повиноваться творению в ослушании Творца. На это указывают Коран и Сунна, а также единогласное мнение ученых мусульманской общины…Мне следует терпеть несправедливость правителей-мусульман и не выступать против них во время смуты» (см.: «Муджму’ аль-Фатауа» 3\249-250).
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Известно в мазхабе приверженцев Сунны, что они не считают дозволенным выходить и сражаться против правителей-мусульман, даже если они совершают несправедливость, как указывают на это известные хадисы от Пророка (ﷺ)» (см.: «Минхадж ас-Сунна ан-Набауиййа» 3\391).
Шейх Абдус-Салям ибн Барджис, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ты не увидишь книги о Сунне, в которых авторы не устанавливают эту основу и не побуждают к ней.
Более того, хадисы касательно этой основы достигли степени мутауатира»
(см.: «Му’амалятуль-Хуккам фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна» стр.100).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается выхода против правителей-мусульман и сражение против них, то это является запретным по единогласному мнению ученых, даже если они будут нечестивцами и несправедливыми!» (см.: «Шарх Сахих Муслим» 12/229).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Следует проявлять терпение на несправедливость правителей-мусульман, и по причине их несправедливости не отпадает обязанность повиновения им» (см.: «Шарх Сахих Муслим» 12/235 ).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Не дозволено выступать против правителей-мусульман, даже если они будут нечестивцами, поскольку было установлено правление их. А что касается выхода против них, даже если они будут нечестивцами, то за этим последует великие последствия из области восстаний, раскола единства, нарушений безопасности и распоряжения неверующими над мусульманами.
Шейхуль-Ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всякий раз, когда люди выступали против их правителя, положение их становилось еще хуже, чем положение их до выхода против него»»
(см.: «Шарх усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» 2\807).
Истину сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах! Посмотрите на последствия тех исламских стран, население которых вышло против своих правителей, и задумайтесь над этим, о мусульмане!
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не дозволено сражаться против правителя-мусульманина и выходить против него, даже если он будет несправедливым» (см.: «Шарх ас-Сунна» стр.29).
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустарий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди не будут переставать пребывать во благе, пока они уважают правителей и ученых. Если они будут уважать их, то Аллах улучшит эту жизнь и жизнь вечную. Но если они будут ими пренебрегать, то они испортят свою жизнь и жизнь вечную» (см.: «Тафсир аль-Къртуби» 5\260).
Аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я уже упоминал о предостережении от пути хариджитов, что будет достаточным для того, кого Аллах оберег (от их пути); кто не следует их идеям; проявляет терпение на несправедливость правителей; не выходит против них мечом; просит у Великого Аллаха устранение несправедливости от него и всех мусульман; обращается к Аллаху с мольбой за правителей-мусульман, прося для них блага и праведности; совершает с ними хадж и сражение (джихад) против врагов мусульман; совершает с ними пятничные и праздничные молитвы.
Если они (правители-мусульмане) приказывают подчиниться им, то он повинуется им по мере своих возможностей, но если это ему не под силу, то оправдывается перед ними. Если правители приказывают ему совершение греха, то он не подчиняется им в этом. Если же между ними (правителями) возникают смуты, то он запирается в своем доме; держит язык за зубами; не пускает в ход свои руки; не участвует в смуте и не содействует в ней. Тот, кто следует тому, что было описано выше, тот на прямом пути если пожелает Аллах»
(см.: «Аш-Шари’а»1\71).
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в «Усуль ас-Сунна» сказал: «Тот, кто вышел против правителя из правителей мусульман, вокруг которого собрались люди, и они признали за ним власть, каким бы образом это ни произошло, будь то путем довольства людей или же силой, тот этим самым раскалывает единство мусульман. И такой человек своими действиями противоречит хадисам Посланника Аллаха (ﷺ), и если этот хариджит умирает на этом, то умирает смертью времен невежества (джахилии)» (см.: «Шарх усуль ас-Сунна» шейха Мухаммада Са’ида Расляна 2\799).
Абу аль-Харис ас-Саиг рассказывал: «Однажды я спросил Абу ‘Абудуллаха (имама Ахмада) об инциденте, произошедшем в Багдаде, население которого были намерены выйти против их правителя: «О Абу ‘Абудуллах, что ты скажешь, если выйдем вместе с этими людьми?!».
Тогда он (имам Ахмад) начал порицать их и говорить: «Пречист Всевышний Аллах от любых недостатков! Будет проливаться кровь! Будет проливаться кровь! Я не считаю это (дозволенным выходить против правителя) и не приказываю это! Проявление терпения на то, на чем мы, лучше, чем смута. Будут проливать кровь в этой смуте, считать дозволенным (для себя) имущество людей (или посягать на имущество людей) и преступать запреты Аллаха. Разве ты не знаешь, что было с людьми в дни смуты?».
Я сказал: «Разве люди сегодня не пребывают в смуте, о Абу ‘Абудиллах?!».
Он сказал: «Если даже и пребывают, то это смута коснулась отдельных лиц (из числа ученых), но если поднимут мечи (против правителя), то эта смута распространится на всех людей и будут разбои. Проявление терпения на это и сохранение своей религии лучше для тебя».
Затем я видел, как он (имам Ахмад) порицал восстание против правителя-мусульманина, говоря: «Будет проливаться кровь! Я не считаю это (дозволенным выходить против правителя) и не приказываю это!!»»
(см.: Абу Бакр аль-Халляль в «ас-Сунна» 89).
Также сообщают, что однажды собрались жители Багдада около имама Ахмада и сказали ему: «О Абу ‘Абудуллах! Это дело весьма усугубилось и распространилось [18]. Тогда имам Ахмад сказал: «Что вы теперь хотите (предпринять)?» Хотим посоветоваться с тобой относительно того, что мы не довольны его правлением и властью. Затем имам Ахмад вел с ними диспут целый час и сказал им: «Вам следует порицать это в своем сердце, не переставать подчиняться ему, не раскалывать единство мусульман и не проливать кровь вашу и мусульман. Смотрите на последствие ваше и терпите, пока не ощутит покой благочестивый или пока не ощутят покой от нечестивца». После чего ему сказали: «Это, по твоему мнению, является правильным?» Он сказал: «Вопрос не в правильности, а в том, что (ваш призыв) противоречит хадисам и преданиям (от праведных предков), в которых нам было велено терпеть» (см.: «Михна аль-Имам Ахмад» стр.72).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Нечестия и грехи не обязывают выходить против правителей-мусульман. В отличие от хариджитов и му’тазилитов, которые считают обязательным выход против правителей-мусульман, если они совершают грехи и нечестия. Они говорят, что это относится к разделу приказа к одобряемому и удерживания от порицаемого. То есть, у хариджитов и му’тазилитов приказ к одобряемому и удерживания от порицаемого – это выход против правителей мусульман» (см.: Шейх Мухаммад Са’ид Раслян «Шарх усуль- ас-Сунна ли имам Ахмад» 2\810).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а не выходят против правителей-мусульман из-за того, что они совершают грехи, не стараются лишить их власти и не обвиняют их в неверии, кроме как из-за очевидного неверия (куфран бауахан), относительно которого у них есть довод от Аллаха» (см.: «Шарх усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» 2\847).
Отрывок из статьи «О взаимоотношениях с правителями-мусульманами
в свете Корана и Сунны»
подготовленной Абу Сумаей Казахстани


[17] Это - аль-Мухтар Ибн Абу ‘Убейд ас-Сакафи, являющийся заклятым лжецом, который в свое время объявил себя пророком. См.: «Сияр а‘лям ан-Нубаля» 3\538-544. – Прим. шейха Холида Зафири.
[18] То есть имеют в виду то, как правитель их призывал сказать, что Коран является сотворенным, более того, подвергал их мучению ради этого. – Прим.переводчика.

Ответить

Вернуться в «ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН»