Правильное вероубеждение относительно правителей мусульман

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Правильное вероубеждение относительно правителей мусульман

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Правильное вероубеждение, касающееся обязательств перед правителями
из числа мусульман
Вопрос: Каково вероубеждение приверженцев Сунны в отношении правителей (мусульман)? Какие существуют обязательства перед ними?
Ответ: Приверженцы Сунны и единой общины убеждены в том, что Всевышний Аллах вменил в обязанность верующим подчинение их правителям в том, что не является грехом по отношению к Аллаху. И они убеждённо верят в то, на что указывают слова Посланника Аллаха ﷺ, которые передаются в хадисе ‘Убадаты ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах):
اسمَعْ وأطِعْ في عُسرِك ويُسرِك ومَنشَطِك ومَكرَهِك وأثَرةٍ عليك، وإنْ أكَلوا مالَك وضرَبوا ظهرَك إلَّا أنْ يكونَ معصيةً
«Слушайся и повинуйся (правителю из числа мусульман) когда тебе тяжело и когда легко, в здравии (в бодрости) и в немощности (в усталости), в то время когда это не угодно тебе, даже если он будет забирать твоё имущество и бить тебя по спине! (Слушайся и повинуйся) кроме как в грехе!»(1) Хадис этот приводит Ибн Хиббан в своём сборнике «Сахих» с хорошим (хасан) иснадом(2), а основа этого хадиса имеется в обоих сборниках «Сахих».

Вопрос: Дозволено ли выходить против правителя?
Ответ: Нет, не дозволено! Приверженцы Сунны и единой общины убеждены в запрете выхода против правителей, даже если они грешат, преступают границы дозволенного и поступают несправедливо, до тех пор, пока они не увидят совершение ими явного неверия, на которое у них есть довод от Аллаха(3), согласно словам Посланника Аллаха ﷺ:
ألا مَن وليَ علَيهِ والٍ فرآهُ يأتي شَيئًا مِن معصيةِ اللَّهِ فليَكْرَهْ ما يَأتي مِن معصيةِ اللَّهِ ولا ينزِعَنَّ يدًا مِن طاعةٍ
«Если поставлен над вами правитель и вы увидели совершённое им ослушание Аллаха (грех), то чувствуйте неприязнь к тому, что является ослушанием Аллаха, но не оставляйте подчинение ему!»(4) Хадис от ‘Ауфа ибн Малика приводит имам Муслим.

Вопрос: Каково наказание того, кто вышел против них (т.е. правителей из числа мусульман)?(5)
Ответ: Тому, кто вышел из общины (джама’ата) мусульман, Законодателем (Всевышним Аллахом) предписаны суровые наказания и возмездия, как в этом мире, так и в мире вечном, по причине величия совершаемого им преступления.
К этим наказаниям относятся следующие:
- вышедший из-под подчинения (правителю) и отделившийся от общины мусульман, если умрёт на этом, то умрёт смертью первого невежества (джахилии)(6);
- с тем, кто вносит раскол в общину, не поступают так, как поступают с порядочными людьми, из-за греха, который он совершает;
- у разделяющего общину мусульман (отделившегося от неё) не будет перед Аллахом в Судный День никакого довода на свои действия(7).

Вопрос: Праведные предшественники (саляфы) считали должным взывать к Аллаху (делать ду’а) за правителей мусульман. Разъясни это?
Ответ: Мольба за правителей мусульман, чтобы они были праведными, благими, чтобы исправились в лучшую сторону, является похвальным делом, в чём нет сомнения. И это является признаком приверженцев Сунны.
Аль-Фудэйль ибн ‘Ийяд говорил: «Если бы у меня была мольба (которая была бы принята), то я посвятил бы её правителю (сделал бы её за него), так как нам было приказано взывать к Аллаху за них, чтобы они исправились. И не было нам приказано взывать к Аллаху против них, даже если они совершают грехи и поступают несправедливо, так как их несправедливость во вред им самим и во вред мусульманам, а их исправление – во благо им и во благо мусульманам!»(8)
Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
لا تَسُبُّوا أُمَراءَكم ولا تَغُشُّوهم ولا تُبْغِضوهم واتقوا اللهَ واصبِروا فإنَّ الأمرَ قريبٌ
«Не ругайте ваших правителей, не обманывайте их и не испытывайте к ним ненависти, бойтесь Аллаха и терпите, ведь поистине (Судный День) близок!»(9) Хадис приводят Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна» и другие.
____________________________________
(1) - Хадис приводят Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» (2/225), Ибн Хиббан в «Сахих» (4645). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Зъыляль аль-джанна».
(2) - Иснад – это цепь передатчиков хадиса от составителя сборника до Посланника Аллаха ﷺ. Или как приходит в определении: «Иснад – это сообщение о пути хадиса», то есть о том, как он дошёл до того, кто составил сборник по хадисам.
(3) - Как пришло в хадисе:
إلا أن ترَوْا كفرًا بواحًا عندكم من اللهِ فيه برهانٌ
«Если только вы не увидите явное неверие, на которое у вас будет доказательство от Аллаха!» (Хадис приводят имам Бухари, 7055 и имам Муслим, 1840)
В разъяснении к этому хадису шейх ‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Пока мы не увидим явного неверия, то есть пока не увидим (руъйа) видением глаз или сердцем. Глазами - зрением, сердцем - знанием. То есть мы не опираемся на то, что мы полагаем или считаем, или то, что нам кажется, однако здесь должно быть знание, сопровождаемое убеждённостью. И должно быть неверие (куфр), а не нечестие (фиск), как, например, у правителя, употребляющего опьяняющие напитки, или другие запретные вещи. В этом случае он будет нечестивцем (фасиком), но он не выходит из Ислама, и поэтому не дозволено выходить против него. Так как вред от выхода против него больше вреда, который приносит он сам.
Слово «явное» (бауах – сарийх) происходит от слова «ардун бауах» - «пустая земля», на которой нет деревьев, кустов, построек, т.е. ничего, и всё на ней видно четко и далеко. Поэтому необходимо, чтобы неверие было явным, в котором ни у кого не будет сомнения. Как, например, когда он призывает к замене шариата, или к оставлению молитвы, или к другим подобным вещам, что есть явное неверие (куфр), которое не допускает истолковывания. То же, что допускает истолковывание (таъуиль), не является причиной, дозволяющей выход против него (правителя).
Также то, что мы считаем неверием, однако другие не считают это таковым, (то есть, то в чём есть разногласие), также не дозволяет выход против него, потому что это уже не явное неверие.
Также должно быть «доказательство» (бурхан). Должен быть явный довод на это неверие (куфр), не мнение или решение, согласно старанию и усилию (иджтихаду) какого-то учёного, и не сравнение по аналогии (къыяс)...."
(Сл.: «Сильсиляту лика аль-баб аль-муфтух», запись 94, сторона «б», 1:19).
(4) - Хадис приводит имам Муслим (1855).
(5) - То есть: Каковы последствия ждут того, кто совершит выход против правителя мусульманина?
(6) - Как пришло в хадисе:
من كره من أميرِه شيئًا فليصبر، فإنَّهُ من خرج من السلطانِ شبرًا مات ميتةَ جاهليةٍ
«Тот, кто почувствовал неприязнь к несправедливости от своего правителя, пусть терпит. Ибо поистине, если он выйдет из под подчинения ему хотя бы на пядь и умрёт (в таком положении), то умрёт смертью джахилии» (хадис приводит имам Бухари, 7053, 7054, 7143, и имам Муслим, 1848).
Смерть джахилии (подобна смерти периода невежества) может быть и у того, кто находится в Исламе. То есть он умирает с грехом, подобным смерти в невежестве, в разобщённости, что указывает на величие этого ослушания, как говорил шейх ‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), в толковании хадисов сборника «Сахих» имама Бухари.
(7) - Шейх Барджис (да будет милостив к нему Аллах) тому, кто вышел против правителя мусульман, также добавлял из наказаний то:
- что такому сопутствует шайтан;
- что кровь его становится дозволенной. И это возможно после того, как его призовут к покаянию и оставлению этого греха, и он откажется выполнить приказ. Как это имело место во времена четвёртого праведного халифа ‘Али ибн Аби Талиба , когда после переговоров с бунтовщиками (хариджитами) он приказал сражаться с ними, и они были побеждены армией халифа.
(8) - Имам аль-Барбахари (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если ты видишь человека, который взывает к Аллаху против правителя, то знай, что он приверженец страстей (новшеств). А если ты видишь человека, который взывает к Аллаху за правителя, чтобы Он исправил его, то знай, что он приверженец Сунны, если пожелает Аллах. Как говорил аль-Фудэйль ибн ‘Ийяд: «Если бы у меня была мольба, которая непременно была бы принята, то я посвятил бы её правителю».
Тогда спросили его: «О Абу ‘Али, разъясни нам это?» На что он ответил: «Если я посвящу эту мольбу себе, то она принесёт пользу лишь мне, а если посвящу её правителю, и он исправится, то по причине этого исправятся люди и города».
Нам было приказано взывать к Аллаху за них, чтобы они исправились, и нам не было приказано взывать к Аллаху против них, даже если они совершают грехи и поступают несправедливо, так как их грехи во вред им и во вред мусульманам, а их исправление – во благо им и во благо мусульманам!»
(См.: «Шарх ас-Сунна», 137).
(9) - Хадис приводят Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна» (1015), аль-Бэйхакъый в «Шу’аб аль-Иман» (7264). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в его примечаниях к «Китаб ас-Сунна».

Ответить

Вернуться в «ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН»