О запретности препирательств относительно религии и о предостережении от спорщиков

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

О запретности препирательств относительно религии и о предостережении от спорщиков

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيم
О запретности препирательств относительно религии и о предостережении от спорщиков

Абу 'Алия сказал: «Два аята в Книге Аллаха столь суровы (или устрашающие) в отношении тех, которые препираются относительно Корана: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие» (Гафир, 4); а также «А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (аль-Бакара, 176)» (См аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \422 и Ибн Батта «аль-Ибана» 540).
Всевышний Аллах сказал: «Нет места доводам между нами и вами» (аш-Шура, 15).
Муджахид в толковании этого аята сказал: «(То есть) нет места спорам между нами и вами» (аль-Бухари «Сахих» 4\1819, ат-Табари «Тафсир» 25\18, Абу На'им « Хильйатуль-аулийа» 3\298 и Ибн Батта «аль-Ибана» 648).
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, самым ненавистным для Аллаха среди людей является непримиримый спорщик!».
А в другой версии было сказано: «Поистине, Аллах ненавидит непримиримого спорщика» (аль-Бухари 5\127 и Муслим 2054).
Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Для Посланника Аллаха (ﷺ) самым ненавистным среди людей был непримиримый спорщик» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 523).
Однажды некоторые сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ) спорили относительно аятов Корана, что даже повысились их голоса. После чего вышел к ним Посланник Аллаха (ﷺ) разгневанный так, что даже его лицо покраснело. Бросив в них песок, он сказал: "Успокойтесь, о люди! Именно это погубило тех, которые были до вас. Поскольку они разногласили со своими пророками и приводили одни аяты Писания в противовес другим. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, но, воистину, они были ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга. То, что вы узнали из Корана, поступайте в соответствии с ним. А то, чего не знаете, то обратитесь с этим к тому, кто знает это" (Имам Ахмад 6702. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в "Акида ат-Тахауийа"1\218 ).
А в другой версии говорится, что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) вышел к людям, которые спорили относительно предопределения Аллаха. И у Посланника Аллаха (ﷺ) от сильного гнева покраснело лицо, подобно зерну граната. Затем он сказал: "Что с вами, почему вы приводите одни аяты Аллаха в противовес другим? Ведь по этой причине погибли те, которые были до вас" (Ибн Маджа 85 и имам Ахмад 6668. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в "Сунан").
Шейх Усаймин говорил: «Да, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. То, что тебе известно, то поступай в соответствии с ним, будь это приказ, запрет или какое-либо сообщение (т.е. если это приказ, то выполняй, если это запрет, то сторонись, а если это сообщение, то твердо верь в него — прим. автора статьи). А о том, что тебе неизвестно скажи: "Аллаху об этом лучше известно". И не возлагай его на себя» (См. Шейхуль-Ислам ибн Таймия "Икътидаус-сыратиль-мустаким" стр.38).
Также Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не препирайтесь относительно религии Аллаха и не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим!» (См. аз-Захаби «Мизан аль- и'тидаль» 2\348 и Ибн Батта «аль-Ибана» 642).
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды мы совместно вспоминали Коран: кто-то (из нас) приводил один аят, кто-то - другой. После чего вышел к нам Пророк (ﷺ) разгневанный, словно на его лицо вылился уксус, и сказал: «О люди, не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим, ибо это вселяет в ваших сердцах сомнение! Какой бы народ не сбивался с прямого пути, причиной этому было только препирательство» (ат–Табари « Тафсир» 25\88 и Ибн Батта «аль-Ибана» 796).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Какой бы народ не сбивался с прямого пути после прямого руководства, причиной этому было только препирательство». После чего прочитал этот аят: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (аз-Зухруф, 58)» (ат-Тирмизи 3253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «Сахих «Сунан» Ибн Маджа» 1\14).
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Препирательство относительно Корана является неверием (куфр)» (Абу Дауд 4603. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса «Сахих «Сунан» Абу Дауд» 3\117).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я гарантирую дом на окраине Рая тому, кто оставит спор даже если он прав, и дом в середине Рая и на вершине Рая» (Абу Дауд 2051, аль-Байхакъи «Сунан аль-Кубра» 10\349 и Ибн Батта «аль-Ибана» 533).
Джабир рассказывал: «Мухаммад ибн 'Али сказал мне: «О, Джабир, не препирайся, поистине, спор объявляет ложным Коран» (См. аль-Хатыб аль-Багдади «Тарих Багдад» 5\321 и Ибн Батта «аль-Ибана» 542).
Мухаммад ибн Уаси' рассказывал о том, он слышал как Муслим ибн Ясар говорил: «Остерегайтесь споров, поистине, в этот момент (спора) проявляется невежество ученого. И посредством этого спора шайтан желает ввести его в заблуждение» (См. Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 2\294 и Ибн Батта «аль-Ибана» 548).
Всевышний Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (Аль-Ан'ам, 68).
Мухамад ибн 'Али ибн аль-Ханафи сказал: «Не усаживайтесь с препирающимися, ибо они являются теми, которые разглагольствуют об аятах Аллаха» (См. ат-Табари «Тафсир» 7\229, аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100 и Ибн Батта «аль-Ибана» 553).
аль-Му'ауийа ибн Курра сказал: «Препирательства относительно религии делают не тщетными деяния» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 9\917 и Ибн Батта «аль-Ибана» 562).
'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз сказал: «Тот, кто часто спорит, не перестает переходить с одной религии на другую» (См. Ибн Са'д «ат-Табакат» 5\372, ибн Абу Шейба «Мусаннаф» 7\175, аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \293 и Ибн Батта «аль-Ибана» 570).
Хузейфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайся менять мнение в религии Аллаха, ибо религия Аллаха — одна» (См. 'Абдур-Раззак «Мусаннаф» 11\249, Аль-Байхакъи 10\42).
Имам Малик сказал: «Трудноизлечимая болезнь - менять мнение в религии» (См. «Аль-Ибанату аль-Кубро» 576).
Абу Ибрахим рассказывал о том, что он слышал как Ма'руф говорил: «Воистину, если Аллах желает добра для раба, то открывает для него двери деяния и закрывает двери спора. А если желает для него зла, то открывает для него двери спора и закрывает двери деяния» (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \295, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 8\361 и Ибн Батта «аль-Ибана» 589).
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал как имам Малик говорил: «Коран является руководителем (аль-Имам), а что касается спора, то я не знаю что это!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 590).
Мухаммад ибн Уаси' рассказывал: «В один из дней я увидел Сафуана ибн Мухриза, который находился недалеко от людей, препирающихся между собой. После чего он встал с места и начал, стряхивая свою одежду, говорить: «Вы не что иное, как зараза! Вы не что иное, как зараза!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 646).
Салих ибн Муслим рассказывал: «В один из дней я был вместе с аш-Ша'би, а когда мы находились перед мечетью, он сказал: «Вызвали мою ненависть вот эти аль-«араъийун» этой мечети до такой степени, что стали для меня ненавистнее, чем мусор моего двора!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 602).
«Аль-Араъийун" — это те, которые желая поспорить, спрашивают: «А каково твое мнение если будет так или так? А что если будет так и так?» и т.д.
Исма'ил ибн Абу Халид рассказывал о том, что аш-Ша'би сказал: «Нет для меня ненавистнее слов, чем слова «каково твое мнение, если будет так-то и так-то, а как ты смотришь на то, если будет так-то и так?!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 605).
'Имран говорил: «Остерегайтесь споров и препирательств! Остерегайтесь тех, которые говорят: «Каково твое мнение, если будет так-то и так, а какой твой взгляд на то, если будет так-то и так?!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 637).
‘Икрима рассказывал о том, что ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь мнений, ибо Всевышний Аллах отверг мнение ангелов, когда Всевышний сказал им: «Я установлю на земле наместника». Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Затем Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара, 30).
Всевышний Аллах сказал Пророку (ﷺ): «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (аль-Маида, 49).
Всевышний Аллах не сказал: «Суди между ними согласно своему мнению» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 812).
Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал в обществе Харуна ар-Рашида хадис Абу Хурайры о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: "Как это Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!". И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал: «Он тебе передаёт хадис от Посланника Аллаха (ﷺ), а ты возражаешь и говоришь: "Как?"».
Имам Абу Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Именно таким образом необходимо человеку возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (ﷺ), принимать их, покориться им и верить в них. И также необходимо строго порицать того, кто пошел в этом вопросе не по тому пути, по которому пошел Харун ар-Рашид (да смилуется над ним Аллах) в отношении того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения и пришел с вопросом "Как это возможно?!" в качестве отрицания и невозможности этого, не принял сообщение от Пророка (ﷺ), тогда как является обязательным принимать все то, что достоверно пришло от Посланника (ﷺ)» (См. Акъида Асхабуль Хадис стр.98).
Рассказывал Закран о том, что аль-Хасан запрещал препирательства относительно религии. И он говорил: «Спорит тот, кто сомневается в своей религии» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\98, аль-Бухари «ат-Тариху аль-Кабир» 1\244 и Ибн Батта «аль-Ибана» 609).
Харис сказал: «Если двое мужчин сидят и спорят относительно религии, то пусть знают, что пребывают в бид'ате (нововведении) пока не разойдутся» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 615).
Махди ибн Маймун рассказывал: «Я слышал, что когда некий мужчина спорил с Мухаммаом ибн Сирином относительно чего-то, тот сказал: «Поистине, я знаю, что ты хочешь, и я лучше знаю (как правильно вести) спор, чем ты, но тем не менее, я не спорю с тобой» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 623).
Имам Малик рассказывал: «Если Сулейман ибн Ясар слышал в каком-либо маджилисе спор, то вставал и покидал их» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 626).
Аль-Хасан ибн 'Амр рассказывал о том, что Ибрахим сказал: «Я никогда (ни с кем) не спорил» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 631).
'Анбасат рассказывал о том, что Джа'фар ибн Мухаммад сказал: «Остерегайтесь препирательства в религии, ибо оно порождает лицемерие!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 636).
Маймун Абу 'Амр сказал: «Не достигнет раб истинной веры (имана) пока не оставит препирательства даже если будет прав» (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 4 \317 и Ибн Батта «аль-Ибана» 645).
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал как Анас ибн Малик говорил: «Спор относительно знаний ожесточает сердце и порождает ненависть» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 653).
Аль-Асма' рассказывал: «Я слышал как А'раби говорил: «У того, кто спорит с людьми, изъян в мужской доблести и чести. А тот, кто часто выделяется чем-то, познается этим» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 657).
Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! И действительно когда человек часто выделяется чем-то с нехорошей стороны, становится известным среди людей с нехорошей стороны, а так же наоборот, если выделяется чем-то с хорошей стороны, то люди его знают только с хорошей стороны. Прошу Аллаха, чтобы Он сделал нас из тех, кто часто проявляет себя тем, чем доволен Всевышний Аллах!

Ответить

Вернуться в «ОТНОШЕНИЕ К ПРИВЕРЖЕНЦАМ НОВОВВЕДЕНИЙ»