Отношение мусульманина к праздникам (неверных)

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Отношение мусульманина к праздникам (неверных)

Сообщение abu Zarr » 02 янв 2016, 00:21

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Отношение мусульманина к праздникам (неверных)

Предисловие

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
Многие несведущие мусульмане, те, кто попал под сомнения, распространяемые друзьями Иблиса (да проклянёт его Аллах), часто задаются вопросом: «Дозволено ли тем, кто придерживается истинной религии Аллаха, то есть мусульманам, справлять праздники неверных и принимать участие в таких мероприятиях?»
И хвала Всевышнему Аллаху, по милости и щедрости Которого, были собраны и переведены доказательства из Книги Аллаха, также хадисов Его Пророка , слов учёных этой общины в отношении данного вопроса. И я, с дозволения Аллаха, хотел бы вкратце привести это в данной статье, дабы напомнить всем, и себе в первую очередь, о запрете уподобления неверным, в частности в том, что касается их праздников и обрядов, связанных с ними.
И я прошу у Всевышнего Аллаха помощи в написании этой работы, и надеюсь, что она принесёт пользу как мне, так и моим братьям и сёстрам по религии.


Марат абу Зарр
11-го числа месяца Сафар 1434 г.х.
(24 Декабря 2012)



Вступление

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого Аллах наставит на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
А затем:
Знайте, да будет милостив к вам Всевышний Аллах, что Он сотворил нас согласно Своей великой мудрости, и вменил нам в обязанность поклонение Ему Одному, сказав:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я не сотворил ни джиннов, ни людей (ни для чего), кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарийат», 56).

Он послал ко всем народам Своих посланников, чтобы они призвали людей к истине и запретили им все мерзости и злодеяния. Первым из этих посланников был Нух , последним – Мухаммад . Кто бы из посланников Аллаха не приходил в этот мир, он обязательно призывал, говоря:
يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ
«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого истинного божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф», 59, 65, 73, 85).

Это и есть основа религии, это и есть единобожие (таухид) - поклонение Одному лишь Аллаху, и отдаление, оставление того, что этому противоречит, того, что нарушает его – а это многобожие (ширк). Также отдаление от того, что делает единобожие неполноценным, как например, малое многобожие (показуха) и различные религиозные нововведения (бид’а).
Также призыв Ислама, как призыв добра, чистоты и милости, направлен на очищение души человека, его слов и дел от мерзких деяний, грехов и ослушаний.
И из того, что противоречит единобожию, из того, что является грехом в религии – уподобление неверным, тем, которые забыли Господа и измышляют на Него ложь, тем, кто поклоняются не Аллаху, или придают Ему сотоварищей, делая Ему равных в поклонение.
Поэтому религия Ислам побуждает нас проявлять непричастность ко всему, что противоречит истине, ко всему, что подрывает его устои и принципы, ко всему, что не имеет отношения к религии.
И одним из видов уподобления неверным является согласие, помощь и участие в их праздниках!
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам является из них»(1).
Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, приведя этот хадис, говорил: «Является запретным уподобляться неверным в том, что является их отличительной особенностью, их обычаем, их поклонением, их отличительными признаками и их нравами. Как, например, бритье бороды, отращивание усов, общение на их языке, если только язык не используется в необходимых случаях, так же, уподобление им в их одежде, в их еде и питье, и т.д.»(2).
Что же касается их праздников, то они вбирают в себя все вышеперечисленные виды уподоблений, которые мусульманин должен всячески стремиться избегать.
Но прежде чем разъяснить более подробно этот момент необходимо понять что такое праздник (аль-‘ийд), и что такое праздник в Исламе.
______________________________________
(1) - Хадис приводят имам Абу Дауд, в «Сунан» (4031), аль-Баззар в «Муснад» (2966), ат-Табарани и другие, хадис достоверный, достоверность его подтвердил шейх Альбани.
(2) - См.: «аль-Уаля уа аль-Бараа фи аль-Ислям».

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Отношение мусульманина к праздникам

Сообщение abu Zarr » 02 янв 2016, 00:34

___________________

Праздник и суть его в Исламе

Сам праздник условно можно разделить на два вида:
1 – праздник обусловленный временем или местом;
2 – праздник непроизвольный, не определённый временем или местом, по-другому его можно назвать – событие.
Пример первого вида в Исламе: «Праздник Жертвоприношения», который установлен и временем и местом.
Что касается неверных, то для примера их праздника можно привести «Новый Год» или «8 Марта», и т.п.
Пример второго вида – день сдачи экзамена, покупка квартиры, рождение ребёнка(1).

Определение термина праздник - «аль-‘Ийд»:
Арабское слово «аль-‘Ийд» взято из корня «‘ада», «я‘уду», «‘аудан», что означает «возвращаться».
Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) сказал: ««Аль-‘Ийд» - это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.»(2).
Имам ибн аль-Асир в «ан-Нихая» передал, что Ибн аль-А’раби сказал: ««Аль-‘Ид» получил свое название по той причине, что он каждый год возвращается, принося с собой веселье».
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: ««Аль-‘Ийд» - то, что становится привычным (для человека) в его желании и стремлении, в его возвращении будь это местом или временем, взято это слово из понятия «привычка», «рецидив», «повторение»…»(3)
Что касается праздников в Исламе, то согласно нашему разделению, установленных праздников у нас три:
1 – Праздник Разговения («’Ийд аль-Фитр»).
2 – Праздник Жертвоприношения («’Ийд аль-Адха»).
3 – День Пятницы («аль-Джум’а»).
Однако, что касается пятницы, то это ‘ийд у нас как место и время возвращения мусульман, их сбора.
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если же говорить о понятии «аль-‘ийд» которое касается места, то это место, в котором происходит сбор, посещение с целью поклонения и т.д…»(4). То есть сюда можно отнести как обряды Хаджа, посещение Мекки, Медины, долины Мина, так же и сбор на пятничную молитву (джум’а).
Шариат заменил мусульманам любые праздники в Исламе на два, так как религия предписывает нам отказ от уподобления неверным и многобожникам, и предписывает полностью противоречить им в их ложной религии, как сказал Посланник Аллаха (ﷺ): «Противоречьте многобожникам»(5), то есть не делайте то в вашей религии, что делают в своей они.
Анас ибн Малик рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (ﷺ) переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: «Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества». Тогда Пророк  сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»(6).
От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «О мусульмане! День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида!»(7).
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «У многобожников были праздники, связанные со временем и местом, когда же пришёл Ислам, то объявил он все их праздники ложью, и вернул единобожников к празднику Разговения и Жертвоприношения. Как и вернул их (мусульман) к праздникам связанным с местом, как например, в Мекке, во время Хаджа(8) и т.д., в отличие от многобожников»(9).
Что касается праздников непроизвольных, иными словами событий, то в жизни мусульманина они могут иметь место. Из этих радостных дней, например: сдача экзаменов, получение водительских прав, покупка квартиры, долгожданная встреча с другом и т.п.
Однако нужно понимать, что эти события не являются повторяющимися из года в год, и не имеют установленных Исламом особых в связи с этим поздравлений, это просто события, которые не являются чем-то особенным в религии, и не являются в своей основе поклонением. И кто желает их отметить, пригласив друзей, приготовив вкусный торт или обед, то в этом нет никаких проблем.
Если же это перерастает в некий обряд, и устанавливаются для этих (событий) специальные действия и слова, то такие праздники становятся запретными, и становятся тем, что приписывается к религии без оснований и без шариатских доказательств.
Также, важно отметить, что события, на которых совершается ослушание Аллаха, делается что-то из греховного, как прослушивание музыки, курение, употребление недозволенного, эти события становятся запретными и мусульманин обязательно должен сторониться их.
______________________________________________
(1) - Имеется в виду не «День рождения», который справляется каждый год, ибо это будет уже относиться к первому примеру, т.к. связано с установленным временем, а имеется в виду само рождение, появление дитя на свет.
(2) - См.: «аль-Икътида» (1/441).
(3) - См.: «Игъасату аль-Лихфан» (1/190).
(4) - См.: «Игъасату аль-Лихфан» (1/190).
(5) - Хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим.
(6) - Этот хадис приводят имамы Абу Дауд (1134), ан-Насаи (1556), Ахмад (3/178), ‘Абдур-Раззакъ (15566). Хафиз ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
(7) - Этот хадис приводят имамы Абу Дауд (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252). Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
(8) - То есть имеется в виду, что обряды стали такими, какими были при Ибрахиме , и шариат убрал всё, что было упущено или искажено в период невежества.
(9) - См.: «Игъасату аль-Лихфан» (1/190).

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Отношение мусульманина к праздникам

Сообщение abu Zarr » 02 янв 2016, 14:16

________________

Доводы на запрет участия в немусульманских праздниках

Далее мы приведем доказательства на запрет таких праздников, на запрет участия в них, также на запрет помощи в процессе приготовления к ним. Эти доказательства будут взяты из Книги Аллаха, Господа Миров, из Сунны Его Пророка (ﷺ), также со слов учёных всех известных мазхабов (богословских школ), как прежних, так и нынешних.

Доводы из Книги Аллаха.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا
«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура «аль-Фуркан», 72).

В толкование слов: «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях)», такие имамы как Муджахид (ученик ибн ‘Аббаса), ар-Раби’ ибн Анас, аль-Къадый Абу Йа’ля, Тауус, Ибн Сийрин, ад-Даххак и другие, сказали – «это праздники многобожников»(1).
«Они не свидетельствуют лживо» - то есть не свидетельствуют о лжи, не принимают участие в обмане, тем более что касается религии. А что сказать о тех, кто идёт на праздники немусульман, радуется с ними той лжи, которая возводится на Аллаха - Господа Миров, радуется их языческим обрядам и ритуалам, говоря: «Это всего лишь веселье, мы так привыкли»?!
Шейх Салих аль-Фаузан, приведя этот аят, сказал: «То есть из качеств рабов Милостивого то, что они не принимают участие (не присутствуют) на праздниках неверных».


Доводы из Сунны Пророка (ﷺ).
Доводом из Сунны является хадис, который мы приводили ранее, от Анаса ибн Малика, который рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (ﷺ) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: «Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал им: «Поистине Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»
Из хадиса мы видим, что Пророк Аллаха (ﷺ) не сделал исключений, кроме как для двух праздников, и кто последует его пути – пути Аллаха, тот спасётся, «а кто ослушается Аллаха и Посланника, тот собьётся (заблудится)»(2).

Довод иджма’ (единогласного мнения ученых).
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил: «Не заходите к многобожникам в их храмы во время их празднеств, поистине гнев (Аллаха) снисходит на них (в это время)».
Также он говорил: «Отдаляйтесь от врагов Аллаха (неверных) во время их праздников»(3).
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «На этом были факыхи из числа тех, кто последовал за сподвижниками, а именно на том, что нельзя мусульманам присутствовать на праздниках многобожниках, и это согласно единогласному мнение (иттифакъ) обладающих знанием, и согласно учёным четырёх мазхабов, о чём известно из их книг»(4).

Мнения ученых 4-х мазхабов (богословских школ):
1) Ханафитский.
Имам Ибн Наджим аль-Ханафи передал, что Абу Хафс аль-Кябир (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если человек поклонялся Всевышнему Аллаху пятьдесят лет, затем пришёл день праздника Науруз, и он сделал кому-нибудь из многобожников подарок, пусть даже это будет яйцо, желая возвеличить этот день, то по причине этого он впал в неверие, и тщетными стали все его дела».
Автор «аль-Джами’ ас-Сагъыр»(5) писал: «Если кто-то (из мусульман) седлает подарок кому-то в день Науруза, не желая возвеличить этот день, однако по привычке, которая сложилась у людей, то такой не становится неверным. Однако необходимо мусульманину не делать этого именно в этот день (то есть дарить что-то другим), а сделать это в дни до этого или после, чтобы не было это уподоблением народу неверному (и невежественному), так как Посланник Аллах  сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них»(6).
2) Маликитский.
Ибн аль-Хадж аль-Маликий, перечисляя то, что постигло некоторых из мусульман его времени, и тех из них, кто себя приписывал к знанию, которые в праздники неверных, (в частности Людей Писания), помогали им, навещали их, дарили им подарки, давали им то, что поможет им в их грехах, сказал: «О если бы этого не было!!» - то есть, не желая видеть это и знать, также сожалея об этом.
Далее, он передал ответ Ибн аль-Къасима, которого спросили о лодках, которые используют христиане в своих праздниках. И он сказал: что Ибн аль-Къасим порицал это, и запрещал мусульманам давать христианам лодки, говоря, что боится гнева Аллаха, которое спускается на неверных (в их праздники), и что это гнев постигнет и помогающих им.
И он считал это пособничество в праздниках неверных – пособничеством в неверие. И считал, что не дозволено продавать им что-то (в эти дни), то, что может помочь им в приготовление к их праздникам, будь это мясо или одежда, и считал недозволенным давать им что-то в аренду, будь это верховые животные и т.п.
Он говорил: «Я не знаю, чтобы кто-то разногласил в этом (из обладающих знанием)».
Ибн аль-Хадж аль-Маликий, после того, что привёл эти слова от Ибн аль-Къасима сказал: «Смысл этого заключается в (стремлении) отдалить мусульман и запретить им уподобление неверным, следуя тому, что пришло в хадисе: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них», запретить уподобление в том, что является их особенностью. Ведь Посланник Аллаха (ﷺ) порицал уподобление им в любых вопросах до такой степени, что иудеи говорили: «Поистине, Мухаммад желает противоречить нам во всем, и не оставить ничего из наших дел в этом».
И некоторые из мусульман объединили в себе уподобление им и помощь им в их неверие, и это не добавило им ничего кроме беззакония и несправедливости…»(7).

3) Шафиитский
Имам ад-Дамийрий аш-Шафи’ий говорил: «Осуждается (порицается) тот, кто соглашается с праздниками неверных»(8).
Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафи’ий говорил: «Самое мерзкое и отвратительное новшество – это согласие мусульман с праздниками христиан, которое проявляется уподоблением им в еде, подношение подарков им и принятия подарков от них. И больше всех заботятся об этом (новшестве, в этом уподобление) жители Мисра(9), а ведь Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них» … И тому подобные новшества, которые они внедрили (в религию), поэтому является обязательным запрещать им (неверным) устраивать свои праздники открыто»(10).
4) Ханбалитский
Имам аль-Бахутий аль-Ханбалий говорил: «Является запретным присутствие на праздниках христиан и иудеев»(11) - и других неверных, «а так же продажа им в эти дни (того, что будет способствовать их ослушанию)… Также запрещено подносить им подарки (и принимать их от них)» - так как в этом есть возвеличивание их (обрядов), как запрещено начинать приветствовать их первыми».
И «запрещено совершение всего того, что является их особенностью, как например, праздники, а также то, чем они отличаются от (мусульман), так как в этом есть уподобление им, а уподобление им запрещено!» - Это согласно хадису: «и тот, кто уподобляется, заслуживает наказания»…»(12).

Шейхуль-Ислям ибн Тэймия сказал: «Уподобление неверным в любом из их праздников означает, что человек довольствуется их ложными убеждениями и обычаями»!!

Что касается запрета на торговлю и продажу неверным в дни их праздников, то речь идёт о тех продуктах или вещах, которые они используют в самых этих праздниках. Шейхуль-Ислям ибн Тэймия говорил: «Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.»(13).
И согласно этому продавать им вещи отличные от вышеупомянутых является дозволенным, как является дозволенным торговля с ними в общем, кроме как если товар продаваемый им будет использован против мусульман или точно известно, что он будет использован в ослушании Аллаха.
Шейхуль-Исляма ибн Тэймию (да будет милостив к нему Аллах) спросили о дозволенности торговых отношений с татаро-монголами, которые в то время сражались с мусульманами, на что он ответил: «Что касается торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с подобными им, и запрещено с ними то, что запрещено с подобными им. Дозволено продавать им еду, одежду и тому подобное, из того, что дозволено продавать другим. А что касается продажи им, или кому-то помимо них, лошадей или оружия, которые они могут использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «аль-Маида», 2)»(14).
Также шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах) спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»
Шейх ответил: «Покупать дозволено и у неверных, и Пророк (ﷺ) покупал у иудеев, и заложил иудею свою кольчугу за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое (то есть дозволенное)».
Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»
Шейх Ибн Баз ответил: «Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников Пророка (ﷺ) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия»(15).


Слова ученых нашего времени относительно запрета участия в праздниках неверных

Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База (да будет милостив к нему Аллах): «Некоторые мусульмане участвуют вместе с христианами в их праздниках, что вы об этом скажете?»
Шейх ответил: «Нельзя мусульманину и мусульманке участвовать с христианами, иудеями и другими неверными в их праздниках, необходимо оставить это, так как это из уподобления им, а кто уподобится народу, тот из них. И Посланник Аллаха  предостерегал нас от уподобления им, также от перенимания (копирования) их нравов. Верующие мужчины и женщины должны остерегаться этого, и не дозволено помогать чем бы то ни было неверным в их празднествах, так как они (неверные) ослушаются этим законов Аллаха (Господа Миров).
И не дозволено участвовать в них и помогать им чем-либо, будь это даже чашка чая или кофе, или будь это посуда. Всевышний Аллах говорит:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде», а помощь неверным в их праздниках – это из сотрудничества с ними в грехе и вражде»(16).

Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усэймина (да будет милостив к нему Аллах): «Каково положение поздравления неверных с рождеством? И как нам отвечать на их поздравления с ним? И дозволено ли посещать места проведения этих празднеств? И получает ли грех человек, если он сделал что-то из перечисленного без намерения и желания, сделал как бы из вежливости или из стеснения, и т.п. из причин.
Также, можно ли уподобляться им в этих праздниках?»
На что Шейх ответил: «Поздравлять неверных с рождеством или каким-то ещё их праздником является запретным без каких-либо разногласий, как об этом передал Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Ахкам ахлиз-зимма», где сказал: «Что касается поздравления неверных в их особенные дни, то это единогласно запрещено. Как, например, поздравлять с их праздниками или их днями поста, и говорить: «Удачного тебе праздника!» Или: «Поздравляю с праздником», и т.п. И если спасётся говорящий подобное от неверия, то всё равно это является из запретных деяний. (Не спасётся от неверия) – когда например, человек скажет: «Поздравляю тебя с земным поклоном кресту!», это есть великий грех перед Аллахом, он страшнее чем, если поздравить с распитием опьяняющего, или с убийством человека, или совершением греха и т.д.
И многие, кто не ценят свою религию и не знают её, попали в это. И они не знают, какие скверные дела делают, а ведь кто поздравляет с грехом, новшеством или неверием, тот попадает под гнев Аллаха и Его ненависть»(17).


Также шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) отвечал: «Не дозволено поздравлять их (неверных) с их праздниками, когда бы это ни было, так как поздравление их с их религиозными праздниками указывает на довольство и согласие с их обрядами неверия, а это очень опасно!
И если спросит кто-то: «Разве нельзя поздравить их просто из-за уважения, также как они поздравляют нас из-за уважения? Ведь, когда наступает Рамадан, они поздравляют нас, так же и с праздником Жертвоприношения?»
Мы ответим: «Нет, мы не будем их поздравлять, так как наши праздники – праздники узаконенные (Аллахом Всевышним), а их праздники – праздники, придуманные в религии. Ведь ‘Иса (Иисус) не отмечал свой день рождения. А если это так, и ‘Иса  не отмечал свой день рождения, то их праздник есть не что иное, как новшество в (их же) религии, к тому же в истории, и нет у него никакой основы!
И с чем тогда мы будем их поздравлять, ведь их праздник не имеет религиозного обоснования, и даже в реальности мы не можем точно сказать, совпадает он с настоящим днём рождения ‘Исы или нет».
Если кто-то скажет: «Это широко известно и распространено!»
Мы ответим: «Даже если так, даже если это практикуется везде и постоянно, однако этот праздник – новшество в религии, вещь выдуманная, поэтому мы не будем с ним поздравлять.
А то, что они поздравляют нас с нашими праздниками, то наши праздники установленные шариатом, хвала Аллаху, и у нас есть право на то, чтобы нас с этим поздравляли».
Хорошо, теперь вопрос: «Если они поздравят нас с их праздником, нужно ли нам отвечать на их поздравление?»
Ответ: «Нет, мы не будем им отвечать. Ибо что будет означать этот ответ им!? Он будет означать согласие и довольство (с их поздравлением).
Поэтому если придет неверный и скажет: «С праздником тебя! Сегодня 31-ое декабря, с праздником тебя, поздравляю! Пусть это будет для тебя благом!»
Что я отвечу ему? Я не буду поздравлять в ответ, а скажу: «Это не праздник для нас, и твоя мольба мне, я не буду отвергать её, но поздравления я не принимаю, так как это не наш праздник».
И является обязательным для нас поступать так, если мы верим в наше величие (величие Ислама). Иначе это будет согласно тому, что поведал Всевышний в Книге Своей, сказав:

وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ
«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, тогда они тоже стали бы уступчивы» (Сура «аль-Къалям», 9).

И ничего не стесняет их поздравить тебя, пока ты поздравляешь их (принимаешь их поздравления)»(18).

Шейх Ахмад ибн Яхья ан-Наджми (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Эти (праздники) из ложных деяний, неправильных, которые считаются новшеством, а каждое новшество – это заблуждение, и обязательно нужно оставить их.
И если кто-то скажет, что это из дел обыденных (бытовых), а основа в них – дозволенность, то мы скажем: «Неверные (невежды) взяли себе этот день праздником, и сделали узаконенным в нём то, что не сделал узаконенным ни Всевышний Аллах, ни Посланник Аллаха. И нет праздников в Исламе, кроме как установленных шариатом, а это: Праздник Разговения, Праздник Жертвоприношения и недельный ‘ийд – Пятница (Джум’а). Всё, что придумали люди, кроме этих праздников, является противоречием шариату, и является ересью…»(19).


Шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили о положении мусульманина, которого многобожники поздравляют с праздником, нужно ли отвечать ему им, или нет?
На что он ответил: «Нет, не дозволено участвовать в праздниках многобожников и поздравлять их с ними, и не дозволено отвечать на их поздравления. Напротив, нужно порицать это и говорить: «Это не дозволено нам, мы мусульмане, а это праздники неверия, мы не любим и порицаем их».
Да. Нельзя поздравлять неверных с их праздниками, и нельзя мусульманину отвечать на их поздравления, так как это не праздники мусульман, и мусульманин не радуется им.
Также праздники новшеств (внесенные в религию сектантами), как «маулид» (день рождения Пророка) и т.д., разные праздники сектантов, праздники нововведенцев. Точно также, не дозволено принимать в них участие и поздравлять с ними, так как они не являются праздниками Ислама…»(20).


Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах), сделал важное указание на то, что праздники, которые введены в Ислам, новшества, имеют схожее положение с праздниками неверных. И запрещено принимать участие в них, поздравлять других по их случаю, так как такие действия расцениваются как согласие, одобрение, взаимопомощь и сотрудничество в грехе! Это будет проявлением дружбы и любви к сектантам, что может повлечь гнев Аллаха, стать причиной того, что свет Ислама уйдет из сердца того, кто будет дружить с сектантами, подобными суфистам, шиитам, хариджитам, аш’аритам, хаддадитам, халябитам и им подобным.
Аль-Фудейль ибн аль-‘Ийяд говорил: «Кто полюбит приверженца нововведений, сделает Аллах тщетными его дела, и удалит свет Ислама из сердца его»(21).
Также он говорил (да будет милостив к нему Аллах): «Не сиди со сторонниками новшеств (сектантами), поистине я боюсь, что Аллах ниспошлёт на вас проклятие»(22).
Сторонники Сунны Пророка (ﷺ) объединяются на истине, на Книге Аллаха и пути Его Посланника. Они узнают друг друга по приверженности к тому, на чём были праведные предшественники этой общины, и они подобны воинам, как сказал Посланник Аллаха (ﷺ): «Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, кто не признают – расходятся»(23).
Всё это указывает на то, что обязательным является отдаляться от праздников неверных и праздников сторонников различных сект, а также это указывает на запрет помогать им и содействовать в проведении их праздниках.

Далее хотелось бы несколько слов написать о подарках, поднесённых в дни немусульманских праздников, о том, как поступать с ними, дозволено ли их принимать и дарить...

_____________________________
(1) - См.: «Тафсир» имама Ибн Касира (11/168).
(2) - Из хадиса, который приводят имам Ахмад (18741), имам Муслим в «Сахих» (870), ан-Насаи в «Сунан» (3279) и другие.
(3) - Это сообщение приводит имам аль-Бэйхакъи 18641, и его иснад достоверный.
(4) - См.: «Ахкам ахлиз-Зимма» (1/723-724).
(5) - Имам Мухаммад ‘абдуль-Хай аль-Люкнауий аль-Хиндий аль-Ханафи, (кот. умер в 1304 г.х.).
(6) - См.: «аль-Бахр ар-Раик шарх кунуз ад-Дакаик», Ибн Наджима (8/555).
(7) - См.: «аль-Мадхаль» (2/46-48).
(8) - См.: «ан-Наджм аль-Уаххадж фи шарх аль-Минхадж» (9/244). То же самое говорил аш-Ширбиний в «Мугний аль-Мухтадж» (4/191).
(9) - Аль-Мисриюн – жители Мисра (Египта) или жители городов, потому как в городах обычно происходит смешение между мусульманами и христианами и т.п. и Аллах лучше знает.
(10) - См.: «аль-Фтауа аль-Фикъхыя аль-Кубра», Ибну Хаджара аль-Хайтами (4/268-239).
(11) - Это слова шейха Шарафуддина Мусы ибн Ахмада аль-Хаджауи аль-Ханбали, (кот. умер в 968 г.х.).
(12) - См.: «Кешф аль-Къына’ ‘ан матн аль-Икъна’» (3/131).
(13) - См.: «аль-Икътида» (229).
(14) - См.: «Маджму’уль-фатауа» (29/275).
(15) - Сл.: «Шарху усуль ас-Сунна».
(16) - См.: «Маджму’у фатауа уа макъалят мутанауи’а» (6/405).
(17) - См.: «Маджму’у фатауа уа расаиль ибн ‘Усэймин» (3/28).
(18) - Сл.: «Фатауа аль-Харам аль-Меккий» (1420), запись 1, сторона «Б», с 33-ей минуты.
(19) - См.: «Фатх ар-Рабби аль-Уадуд» (1/37).
(20) - Запись можно прослушать, скачав по ссылке: https://www.box.com/s/i6hz9blto2gida4mj5vd
(21) - Приводит имам Ибн Батта в «аль-Ибана» (445), также абу Ну’айм в «аль-Хилья» (8/103).
(22) - Приводит имам Ибн Батта в «аль-Ибана» (446), аль-Лялякаи (262), и аль-Бэйхакый в «аш-Шу’аб» (9472).
(23) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (3158) и Муслим (2637), и другие.

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Отношение мусульманина к праздникам

Сообщение abu Zarr » 02 янв 2016, 14:21

__________________

Можно ли принимать от неверных подарки, имеющие отношения к их праздникам?

Из вышеизложенного становится понятным, что дарить подарки неверным по случаю их праздников, является не дозволенным. Вспомним к примеру слова Ибн аль-Къасима, одного из «маликитских» имамов, который как было сказано: «Считал отвратительным преподнесение подарков христианам в день их праздника, а также преподнесения иудеям, в день их праздника, в качестве подарка пальмовой ветви».
Также один из «ханбалитских» учёных – имам аль-Бахутий говорил: «Запрещено присутствовать на праздниках иудеев и христиан, а также продавать им что-либо и подносить им подарки в этот день!»

Но что делать, если сами неверные приносят подарки мусульманам?
Учёные разногласили относительно этого вопроса, среди них были те, кто не дозволял принимать от неверных подарки, имеющие отношение к их праздникам, и были те, кто дозволял это, но соблюдая определённые условия.
Изучая этот вопрос, можно встретить некоторые предания от сподвижников, в которых сообщается о том, что они принимали подарки в день Науруза и других праздников, однако разобрав слова ученых в отношении их достоверности, мы видим, что каждое из сообщений относительно этого имеет слабость в передачи.
И поэтому шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) обо всех этих сообщениях говорил: «Они не достоверные».
Шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), в отношении этих сообщений от сподвижников и того, что привёл Шейхуль-Ислам ибн Тэймия в своей книге, говорил: «То, что приводится от шейха (Ибн Теймии) является странным, да будет милостив к нему Аллах! Ведь принятие подарков от (немусульман в дни их празднеств) есть ничто иное, как проявление довольства. Однако то, что приводится от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они принимали подарки, то ведь это было в то время, когда Ислам имел силу, и люди не обманывались через это, а неверные сами знали (и понимали) то, что Ислам выше и величественнее (то есть сильнее чем то, на чем они).
Но в наше время, если ты примешь подарки от неверных, то они только обрадуются этому, и скажут: «Мусульмане согласны с нами, что этот день - день праздника», поэтому нужно разделять в этом вопросе. (То есть) если ты боишься (опасаешься), что это может возвысить неверных или дать им повод подумать, что мы согласны с их праздником, то тогда не принимаются их подарки, и не важно, будут они из числа тех, кто попадает под условия «закята» или нет»(1).

Нет сомнений, это мудрое наставление шейха.
Также важно, чтобы подарки, которые они преподносят, не имели связь с их праздниками, и не были из особенности этих дней. То есть это должно быть что-то обыденное, обычное, то, что готовится в другие дни (если это еда, например).
Шейх сказал: «Это из дипломатии (из политики Ислама), чтобы человек сторонился быть похожим на неверных, чтобы не принимал их подарки, не принимал их приглашения, если только эти подарки и эти приглашения не являются из числа обыденного»(2).
Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) в книге, в которой он привёл сообщения от сподвижников, писал: «И если они сделают мусульманам подарок в дни их праздников, и этот подарок будет не из ряда обычных, который не могут подарить в другое (обычное) время, то нельзя принимать его. Особенно, если это будет подарок, который станет причиной уподобления им, как например: свечка в рождество, или яйцо (на Пасху), или молоко, доенное в четверг, что ассоциируется с последними днями их Поста.
Также не дозволено дарить подарки кому-то из мусульман по причине праздника неверных, и не важно, будет в нем что-то из уподобления или нет»(3).


Итак, подводя итог в отношении принятия подарков, можно указать на следующее, а именно, что подарки в дни праздников, которые не имеет основы в Исламе, бывают двух видов:
1 – подарки, которые связаны непосредственно с этими праздником, и которые используются в этих торжествах;
2 – подарки, которые являются обыденными, не связанными с этими праздником.
Что касается вида первого, то такие подарки являются запретными без разногласий, и мусульманин должен быть внимателен, не делать того, чем не доволен Аллах и того, чего Он не любит.
Что касается второго вида, то для принятия их должны быть учтены определённые условия:
1 – чтобы подарок не был во имя праздника;
2 – чтобы принимая этот подарок, мусульманин помнил о запрете проявления дружбы с неверными или приверженцами сект в Исламе;
3 – чтобы с принятием подарка не было опасения, что этим ты возвеличишь их праздник (обряд, религию) или будешь согласен с этим.
А если есть возможность отказаться от любых подарков в дни их праздников, то это лучше и безопаснее. И Аллаху ведомо это лучше.

______________________________
(1) - См.: «Иктида сыратуль-мустакыйм», стр. 213, издательство: «Ибн аль-Джаузия» - Египет.
(2) - См.: «Иктида сыратуль-мустакыйм», стр. 195, издательство: «Ибн аль-Джаузия» - Египет.
(3) - См.: «Иктида сыратуль-мустакыйм» (1/227).

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: Отношение мусульманина к праздникам

Сообщение abu Zarr » 02 янв 2016, 14:24

_____________________

В заключении

В заключении мне хотелось бы напомнить о том, что Всевышний Аллах узаконил для нас в Исламе великие праздники, которые являются днями, возвеличивающими Его религию, восхваляющими Его, днями благодарности за Его милости, оказанные нам, днями сотрудничества в благих делах, в покорности и богобоязненности.
Но, к сожалению, мусульмане не научились радоваться узаконенным праздникам, так, как научились радоваться неверные своим ложным, выдуманным.
Имам аль-Багъауи, известный толкователь Корана, (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии! И эти дни не подобны другим, (то есть обыденным) дням!»(1).
Зачастую мусульмане даже не знают даты своих праздников, не говоря уже о приготовлении к ним, обучению им своих детей и близких. А как много хороших дел можно сделать и сколько награды можно заработать, зная о тех деяниях, которыми доволен Всевышний в эти дни и то, что Он желает от нас.
Поэтому мы должны изучать то, что связано с нашей религией, то, по средствам чего мы сможем добиться довольства Аллаха, и избежать Его гнева. Мы должны готовиться к праздникам Ислама наилучшим образом, изучая всё, что с ними связано, придумывая для себя программы на эти дни, думая о том, как оказать внимание своим близким, детям и родителям, братьям и сёстрам, женами и мужьям. Вместе с этим, мы должны знать об опасности дружбы с неверными и сторонниками различных заблудших сект, знать их обряды и праздники, чтобы сторониться их и предостерегать от этого других.


В завершении

И в завершение я хочу попросить Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал этот труд полезным для мусульман! Чтобы он сделал нас причиной возвышения Слова Своего!
Чтобы отдалил нас от всякого рода новшеств,
чтобы повёл нас по пути Своего Посланника, по пути его сподвижников!
Чтобы даровал нам крепкую веру и возможность совершать больше благих деяний!
Поистине Он над каждой вещью мощен, и ничто не скрыто от знания Его.
И да восхвалит Он нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, а также всех тех, кто последовал за ними вплоть до Судного Дня, и да избавит он их от всякого зла и напастей!


Текст отредактирован 21-го числа месяца Раби’ аль-Ауаль, 1437 г.х.
(1 января 2016 г.)

_______________________________
(1) - См.: «Шарху-Ссунна» (4/323).


Вернуться в «ДРУЖБА И НЕПРИЧАСТНОСТЬ («УЛЬ-УАЛЯ́Ъ УА АЛЬ-БАРА́Ъ»)»