О том, что необходимо различать между общим такфиром (обвинением в неверии) и частным

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

О том, что необходимо различать между общим такфиром (обвинением в неверии) и частным

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

О том, что необходимо различать между общим такфиром (обвинением в неверии) и частным

Убеждение мусульманина, его слова или дела могут быть неверием (куфром), но это не означает, что он стал по причине них неверующим (кяфиром, немусульманином). Это тот случай, когда ученые говорят обобщенно о постановлении Ислама, однако эти постановления применяются к конкретному человеку, причисляющему себя к Исламу, только при наличии необходимых условий и отсутствии препятствий, а также после того, как будет предоставлен обвиняемому довод.
Нужно различать между словом и тем, кто произносит это слово, различать между действием и тем, кто совершает его.
Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Созвал нас Посланник Аллаха (ﷺ), и мы присягнули ему, что будем слушаться и подчиняться правителю-мусульманину в деятельности и нерадении, легком и трудном, и в том, когда будут лишать нас того, что нам положено по праву, и не будем стараться отнять его власть (или не будем выходить против правителя)».
В версии имама Муслима было сказано: «…если только вы не увидите от него явного неверия, относительно которого у вас будет ясное доказательство от Аллаха» (аль-Бухари 13\192; Муслим 3\1470).
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, относительно этого хадиса сказал: «Это неверие - обусловленное явным неверием, которое не является скрытым. Затем необходимо принимать во внимание условия такфира и отсутствия препятствий для этого, как я раннее утверждал это. Не является любое неверие причиной выхода против правителя-мусульманина и отсутствием подчинения ему. Напротив, вместе с его явным неверием должно иметь место предоставление ему довода и отсутствие оправдания, как принуждение, неправильное истолкование и прочее » (см: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 625).
Опять-таки, вынесение решения о неверии конкретного мусульманина - это право признанных и авторитетных ученых, о чем мы уже ранее упоминали.
Шейх Холид Зафири (да хранит его Аллах) писал: «Воистину, проявлением справедливости и мудрости, которыми отличаются праведные предшественники, служит то, что они проводили различие между неверием общего характера (куфр мутлак) и неверием конкретного лица (куфр му’айян). Они не торопились с обвинением в неверии каждого (причисляющего себя к Исламу), кто произнес слово неверия, или совершил неверие, или же носил убеждение неверия. Однако они установили для этого нормы и условия, при наличии которых выносится решение о неверии человека, совершившего данное неверие. Также они установили препятствия, при отсутствии которых выносится постановление о неверии человека, совершившего его.
Путь праведных предшественников отличается от пути хариджитов, которые выносят решение о неверии каждого (считающего себя мусульманином), кто попал в это неверие. Более того, они даже обвиняют в неверии каждого, кто совершил грех. Хариджиты не считаются с условиями (при вынесении такфира) и с его препятствия»
(см: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 604)
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Основа заключается в том, что относительно слов, которое является неверием согласно Корану, Сунне и единогласному мнению ученых Сунны, говорится обобщенно: «Это слово является неверием», как указывают на это шариатские доводы. Поистине, иман (вера) является одним из постановлений, взятых от Аллаха и Его Посланника (ﷺ). Это не является тем, о чем люди выносят решение на основании своих предположениях и страстей. И не обязательно выносить решение в отношении каждого, кто произнес слово неверия, что он стал неверующим (кафиром, немусульманином), пока не установят в отношении него условия такфира (обвинений в неверии) и отсутствия препятствий для этого» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 35/165-166).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я ранее разъяснял о том, что то, что передается от праведных предшественников и имамов об их обобщенных словах о неверии того, кто скажет так-то и так-то, является истиной, однако обязательно различать между общим и частным положением» (см.: «Шарх Кашфиль-шубухат» стр. 31).
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, сказал: «Праведные предшественники различали между словом и сказавшем его. Они говорили, что такое слово является неверием на основании шариатского довода, который указывает на это. И это было постановление общего характера, а что касается сказавшего это неверие, то в отношении него уже другое рассмотрение.
Пример этому: От праведных предшественников было передано то, что они сказали: «Неверием является сказать, что Коран является сотворенным», причем они передавали относительно этого единогласное мнение ученых Сунны, но, несмотря на это, они не обвиняли в неверии конкретную личность, которая говорила это, так как отсутствовало условие (такфира), или имелось препятствие (для этого)»
(см.: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 605).
Имам Яхья ибн Яхья ан-Найсабури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто заявляет о том, что Коран является сотворенным, впал в неверие» (см.: «Холк аф’аль аль-‘ибад» имама аль-Бухари, стр. 25).
Спросили имама Ахмада относительно того, кто сказал, что Коран является сотворенным. Он ответил: «Он является неверующим (кяфиром, немусульманином)» (см.: «Шарх усуль ‘итикод ахль ас-Сунна» 2\263-264).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому праведные предшественники говорили: «Тот, кто скажет, что Коран является сотворенным, является неверующим (кяфиром, немусульманином). Тот, кто скажет, что Аллаха не увидят в Судный День, является неверующим». Но, несмотря на это, они не обвиняли в неверии конкретную личность, которая так говорила, поскольку постановление о неверии конкретной личности (причисляющей себя к Исламу) зависит от наличия условий и отсутствия препятствий»(см.: «Маджму’уль-фатауа» 3/353).
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, сказал: «Поэтому имам Ахмад и другие праведные предшественники не обвиняли в неверии правителей бану аль-Аббаса, которые говорили, что Коран является сотворенным, и из-за этого пытали людей. Но, несмотря на это, имам Ахмад и другие просили у Аллаха милости за них и обращались к Нему с мольбами за них» (см.: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 606).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В то время правители говорили слова джахмитов, что Коран является сотворенным и что Аллаха не увидят в Судный День. Призывали людей к этому неверию, подвергали их испытаниям и мучили, если они не признавали их неверие. Более того, тех, кто отказывался признавать их неверие, они обвиняли в неверии. Если они брали в плен кого-либо, то не отпускали его, пока он не признает слова джахмитов, что Коран является сотворенным и прочее. Они не назначали быть управляющим и не давали удел из казначейства, за исключением тех, кто это говорит (т.е. то, что Коран является сотворенным). Но, несмотря на это, имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, просил Аллаха милости и прощения за таких правителей. Поскольку он знал, что им не разъяснили должным образом, что они объявляют ложными (слова) Посланника и отвергают то, с чем он пришел, однако они неправильно истолковали, ошиблись и слепо последовали за тем, кто их этому научил» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 23/348-349).
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, сказал: «Причина такой подробности в этом вопросе, которым отличились приверженцы пути праведных предшественников, заключалась в том, что они знали об опасности вынесения такфира (обвинения в неверии) и о том, что если человек скажет своему брату: «Ты неверующий (кяфир, немусульманин), хотя он не является таковым, то это вернется к нему самому» (см.:«Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр.607).
В сборнике «ас-Сахих» имама Муслима приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если человек обвинит в неверии своего брата (мусульманина), то это вернется к одному из них» (аль-Бухари, 6104; Муслим, 60).
В другой версии было сказано: «Если человек назовет кого-либо неверующим или врагом Аллаха, а тот в действительности не был таковым, то это вернется к нему самому» (Муслим, 61).
Приверженцы Сунны понимают, что правители-мусульмане могут впасть в противоречия, но этим самым не выйти из лона Ислама, так как в отношении них могут отсутствовать условия и иметься препятствия, которые препятствуют для выхода человека из религии. Из этих препятствий могут быть: невежество, ошибочное истолкование и понимание, неясность, сомнение, принуждение и прочее. И как мы говорили выше, что этим занимаются ученые, ибо именно они могут правильно выявить причину, которая и стала препятствием для выхода человека из лона Ислама, или же ученые могут не найти никаких оправданий этому человеку, который впал в неверие. Не каждый второй невежда и любая неизвестная личность берет на себя полномочия рассматривать положение конкретного человека, считающего себя мусульманином.
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, сказал: «Такфир (обвинение в неверии) это право Аллаха и Его Посланника (ﷺ). Именно ученые рассматривают этот вопрос в своих стараниях (иджтихадах), а никак не невежды и разные псевдоученые. Особенно если за этим постановлением последует: кровопролитие, посягательство на честь и имущество, как подобное происходит, когда (не по праву) выносят такфир (обвиняют в неверии) правителей» (см.:«Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 607).
Правители-мусульмане могут совершить неверие, ошибочно полагая, что в этом нет никаких проблем и греха, поскольку они могут неправильно истолковать и понять тот или иной запрет в Исламе, полагая, что если в их обычаях дозволено какое-либо дело, то не будет греха придерживаться обычаев своего народа, или же слушая неграмотных муфтиев и т.п., даже если пришел запрет относительно этого, ибо в Исламе также не порицается соблюдение обычаев.
Автор книги «аль-Мугъни» (8/131) сказал: «Если человек из тех, кто не знает обязанности Ислама, как недавно принявший Ислам, или вырос не в исламской стране или живет в пустыне, которая расположена далеко от города и от ученых, то о нем не выносят суждение о выходе его из Ислама».
Автор книги «аль-Мугъни» (8/131) также сказал: «Если человек считает разрешенным убийство тех, чья жизнь неприкосновенна, и счел дозволенным их имущество без каких-либо неясностей (шубха) и неправильных истолкований (таъуиля), то он тогда является неверующим. Но если он неправильно истолковал, например, как хариджиты, то мы упоминали, что большинство ученых не выносили им такфир, несмотря на то, что они считали дозволенным кровь и имущество мусульман, и они (хариджиты) поступали таким образом, чтобы посредством этого приблизиться к Всевышнему Аллаху».
Далее он сказал: «Известно, что мазхаб хариджитов заключался в том, что они выносили такфир многим сподвижникам и тем, кто пришел после них (таби'инам). Они дозволяли их кровь и имущество и были убеждены в том, что посредством их убийства приближались к Господу. Но, несмотря на это, ученые не выносили им такфир из-за их неправильного истолкования (тауилья).[/u] Также сюда относится и любая запрещенная вещь, которую посчитали дозволенной по причине подобного неправильного истолкования (шариатских текстов)».
Причем никто из обладателей знания не разъяснил должным образом правителям-мусульманам положения Ислама, его основы и то, что делает его недействительным. Никто не привел доводы на то, что если обычаи противоречат Корану и Сунне, то обязательно их оставить. Никто им не разъяснил должным образом, что они впали в запретное.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Но, несмотря на это, имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, просил Аллаха милости и прощения за таких правителей. Поскольку он знал, что им не разъяснили должным образом, что они объявляют ложным (слова) Посланника и отвергают то, с чем он пришел. Однако они неправильно истолковали, ошиблись и слепо последовали за тем, кто их этому научил» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 23/348-349).
Имам аш-Шафи’, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллаху принадлежат имена и атрибуты, и никому не дозволено отрицать их. Кто будет отрицать их после того, как ему предоставили довод, тот впал в неверие. Однако до того, как ему предоставят довод, он оправдывается по невежеству» (см.: «Фатхуль-Бари» 13\407).
Имам аль-Асфахани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах поведал о том, что Он не наказывает, кроме как после разъяснения и увещевания. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь» (Ат-Тауба, 115).
Того, кого Аллах наставил на прямой путь и кто принял Ислам, не выводят его из лона Ислама, кроме как после разъяснения»
(см.: «аль-Худжа фи баян аль-махаджа» 2\511).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Никому не дозволено обвинять мусульманина в неверии, даже если он ошибся, пока ему не предоставят довод и не разъяснят. Чей Ислам был установлен на основании убежденности, Ислам того не устраняется по причине сомнения, а устраняется после предоставления довода и устранения неясности (и сомнения)» (см.: «Маджму’уль-фатауа», 12/466).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Обвинение в неверии является одной из суровых угроз. Если он своим словом посчитал ложными слова Посланника Аллаха (ﷺ), однако он является недавно принявшим Ислам или вырос в пустыне, которая расположена далеко от города, то такому человеку не выносится такфир за его отрицание, пока ему не предоставят довод. Быть может, этот человек не слышал этих священных текстов или же слышал, однако они не утвердились у него ( либо по причине того, что он их посчитал недостоверными либо из-за других причин. — Прим.пер) или кто-то противоречил этим контекстам (Корана и Сунны) перед ним, ошибочно истолковывая их» (см.: «Шарх Кашфиль-шубухат» стр. 31).
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Такфир общего характера (ат-такфир аль-мутлак) подобен обобщенной угрозе, которая не обязывает обвинить в неверии конкретного мусульманина до тех пор, пока ему не предоставят довод, из-за противоречия которому человек становится неверующим» (сл.: «Усуль уа дауабит ат-такфир» шейха Сулеймана ар-Рухейли).
Более того, правители-мусульмане могут оказаться под влиянием призывающих своего невежественного окружения из числа тех, кто позиционируют себя как знающего религию Ислам, которые искажают доводы перед правителями и прибегают к фальсификации в отношении них, представляя ложь в истинном свете. Сами заблудились и вводят в заблуждение других!
Шейх ‘Убейд аль-Джабири, да хранит его Аллах, указывая на причину, по которой имам Ахмад не обвинил своего правителя в неверии, сказал: «Потому что имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, считал, что нехорошее окружение правителя впутало его в это сомнение, от которого он не смог избавиться» (см.: «Табсыротуль-холяф» стр.62).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Но, несмотря на это, имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, просил Аллаха милости и прощения за таких правителей. Поскольку он знал, что им не разъяснили должным образом, что они объявляют ложным (слова) Посланника и отвергают то, с чем он пришел. Однако, они неправильно истолковали, ошиблись и слепо последовали за тем, кто их этому научил» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 23/348-349).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Быть может, этот человек не слышал этих священных текстов или же слышал, однако они не утвердились у него ( либо по причине того, что он их посчитал недостоверными либо из-за других причин. — Прим.пер) или кто-то противоречил этим контекстам (Корана и Сунны) перед ним, ошибочно истолковывая их» (см.: «Шарх Кашфиль-шубухат» стр. 31).

Отрывок из статьи «О взаимоотношениях с правителями-мусульманами в свете Корана и Сунны» подготовленной Абу Сумаей Казахстани

Ответить

Вернуться в «ОБВИНЕНИЕ В НЕВЕРИИ («АТ-ТАКФИ́Р»)»