Диалог Ибн ‘Аббаса с хариджитами

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Диалог Ибн ‘Аббаса с хариджитами

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Диалог Ибн ‘Аббаса с хариджитами
Имам ‘АбдуРраззак (да будет милостив к нему Аллах) в своём сборники «Мусаннаф», приводит хадис от ‘Икримы ибн ‘Аммара, который рассказал, что Абу Зумайль аль-Ханафи сообщил, как ‘АбдуЛлах ибн ‘Аббас говорил: «Когда харуриты(1) отстранились и уединились на своей стороне, я предложил, обращаясь к ‘Али (да будет доволен им Аллах): «О повелитель правоверных, отложи молитву и разреши мне, пойти к этому народу (к хариджитам) и поговорить с ними!» Он (‘Али) ответил: «Но поистине я опасаюсь того, что они причинят тебе зло». Тогда я сказал: «Надеюсь, этого не произойдет, если пожелает Аллах»».
Затем он (Ибн ‘Аббас) сказал: «Я надел одну из своих лучших одежд, и отправился к ним, застав их во время полуденного отдыха. Я никогда не видел людей, которые бы проявляли больше усердия в поклонении, чем они. Их ладони (в другой версии говорится - и их колени) были подобны верблюжьим коленам (от частого поклонения). А на их лицах были видны следы от земных поклонов».
Далее он продолжил, сказав: «Я зашёл к ним, и они стали говорить: «Добро пожаловать, о Ибн ‘Аббас! Что же привело тебя к нам?» Тогда я ответил: «Я пришёл к вам, чтобы поговорить о сподвижниках Посланника Аллаха ﷺ, (пришёл к вам от них). Ведь Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его толкование, (лучше вас понимают его)!» Тогда некоторые стали говорить: «Не разговаривайте с ним!» Другие же сказали: «Клянёмся Аллахом, мы будем с ним говорить!»»
Затем он сказал: «Я спросил их: «Сообщите мне, в чём вы упрекаете и обвиняете двоюродного брата Посланника Аллаха ﷺ, который к тому же является его зятем (мужем его дочери)? И он был первым, кто уверовал в него (в Пророка ﷺ), и сподвижники Посланника Аллаха ﷺ находятся с ним, (а не с вами)?!» Они ответили: «Мы упрекаем его и недовольны им из-за трех вещей». Тогда я спросил: «Что это за вещи?» На что они ответили: «Во-первых, он назначил судьями людей в религии Аллаха, а ведь Аллах сказал:
إِنِ الْحُكْمُ إِلا لِلَّهِ
«Воистину, решение (хукм) принимает только Аллах» (сура «аль-Ан’ам», 57)».
Тогда он (Ибн ‘Аббас) сказал: «Я спросил их: «Что ещё?» Они ответили: «Он сражался(2) (с народом), но не брал трофеев и пленных! Ведь если те, с кем он воевал, были неверными, тогда их имущество было для него дозволенным! А если они были верующими, тогда их жизни (их кровь) были не дозволены для него (т.е. нельзя было сражаться с ними)!»» Тогда он (Ибн ‘Аббас) сказал: «Я спросил их: «Что ещё?» Они ответили: «Он снял с себя титул повелителя правоверных. А если он не повелитель правоверных, значит он повелитель неверных»».
На что он (Ибн ‘Аббас) сказал: «Я спросил их: «Если я прочту вам ясные и не требующие разъяснения аяты из Книги Аллаха, и расскажу вам из Сунны Посланника Аллаха ﷺ то, что вы не сможете опровергнуть, откажетесь ли вы от своих воззрений!?» Они ответили: «Да»».
Тогда он (Ибн ‘Аббас) продолжил: «Я сказал: «Что касается ваших слов о том, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах сказал:
يَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ
«О те, которые уверовали! Не убивайте добычу, с помощью охоты, в то время, как вы находитесь в ихраме»,
и до слов Всевышнего:
يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ
«И пусть выносят решение (об искуплении) два человека, обладающих благочестием и праведностью, из вас (т.е. учёные)» (сура «аль-Маида», 95)(3).
А относительно мужа и жены, (которые находятся в ссоре или разногласят), Аллах сказал:
وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَمًا مِنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِنْ أَهْلِهَا
«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи» (сура «ан-Ниса», 35).
И я заклинаю вас Аллахом! Разве решение (суд) людей в том, что касается людской крови, жизни людей и их примирения, менее ценно, чем решение (суд) относительно убитого зайца, цена которому четверть дирхема?!» Они ответили: «Конечно, клянемся Аллахом, решение (судейство) относительно мусульманской крови и примирения между ними более ценно!»» Затем он (Ибн ‘Аббас) спросил: «С этим решено? Я разъяснил вам этот вопрос?» Они сказали: «Да».
Далее он (Ибн ‘Аббас) продолжил: «Что касается ваших слов о том, что он (’Али) сражался, но не брал трофеев и пленных, то неужели вы хотели бы взять невольницей вашу мать ‘Аишу?! Неужели вы хотите дозволить себе с ней то, что дозволяете себе с другими женщинами (или невольницами)?! Если вы скажете «да», то станете неверными, а если скажете, что ‘Аиша не является матерью правоверных, то так же впадете в неверие и выйдете из Ислама. Ибо Всевышний Аллах говорит:
النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери» (сура «аль-Ахзаб», 6).
Итак, вы сейчас стоите перед выбором, между двумя заблуждениями, посему выбирайте сами для себя, что пожелаете из этого. Ну что с этим тоже решено? Я разъяснил вам этот вопрос?» Они сказали: «Да, клянемся Аллахом»».
Ибн Аббас продолжил, сказав: «Что касается ваших слов о том, что он (‘Али) отказался от титула повелителя правоверных, то ведь сам Посланник Аллаха ﷺ, во время Худайбийского перемирия, призвал курайшитов к тому, чтобы был составлен между ними договор, и сказал (‘Али):
اكْتُبْ: هَذَا مَا قَاضَى عَلَيْهِ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ
«Пиши! Так постановил Мухаммад, Посланник Аллаха». Тогда (курайшиты-язычники) возразили, сказав: «Клянёмся Аллахом, если бы мы верили (знали), что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя из Дома и не воевали бы с тобой. Однако просто напиши: «Мухаммад ибн АбдиЛлях». И он (ﷺ) сказал:
وَاللَّهُ إِنِّي لَرَسُولُ اللَّهِ حَقًّا وَإِنْ كَذَّبْتُمُونِي، اكْتُبْ يَا عَلِيُّ: مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ
«Клянусь Аллахом, я поистине Посланник Аллаха, даже если вы не верите в это, возводите на меня ложь! Пиши о ‘Али: Мухаммад ибн АбдиЛлях». А Посланник Аллаха ﷺ был достойнее чем ‘Али, да будет доволен им Аллах! Ну что с этим тоже решено? Я разъяснил вам этот вопрос?» Они сказали: «Да, клянемся Аллахом».
И двадцать тысяч (из числа хариджитов) оставили свои воззрения и вернулись (в подчинение ‘Али), а четыре тысячи остались на своём, после чего (‘Али) начал сражение с ними»».

__________________________
(1) - Харуриты – это хариджиты, а называли их так, по причине того, что они обосновались в месте под названием Харура.
(3) - В битве, которая была между ним (‘Али) и Му’ауией да будет доволен ими Аллах.
(3) - Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не убивайте добычу, с помощью охоты, в то время как вы находитесь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то искуплением за это будет принесённое в жертву животное, подобное тому, что он убил. И пусть выносят решение (об искуплении) два человека, обладающих благочестием и праведностью, из вас (т.е. учёные)».

Ответить

Вернуться в «ХАРИДЖИТЫ»