بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хутба - Проповедь шейха Халида 'Усмана
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого Аллах наставит на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую, что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и ни в коем случае не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (сура «Али ‘Имран», 102).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и вывел из их потомства много мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «ан-Ниса», 1).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا
يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и говорите слово правое (истинное). (Тогда) Он исправит ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот достиг великого успеха» (сура «аль-Ахзаб», 70-71).
А затем:
Поистине, самые правдивые слова – это Книга Аллаха, а самый истинный путь – это путь Мухаммада ﷺ. Самые скверные из дел – новоизобретённые, каждое новоизобретённое (в религии) дело есть нововведение (ересь), каждое нововведение есть заблуждение.
Ожидаемым разговором, как обычно это происходит во время проповеди в праздник жертвоприношения, должен был быть разговор о празднике жертвоприношения, о жертвенных животных и о нормах этого праздника, в качестве напоминания для мусульман и в качестве оживления Сунны Господина посланников ﷺ. Но время обязывает говорить о другом.
Как вы все знаете, данный съезд проходил в столице Чеченской Республики – г. Грозном, и продолжался три дня. Данный съезд был назван «Ахлюс-Сунна» или «Кто они Ахлюс-Сунна?». Из основных заключений данного съезда было следующее:
Они сказали: «Ахлюс-Сунна уаль-джама’а (т.е. приверженцами Сунны и ее общиной), являются аш'ариты и матуридиты в вопросах вероубеждения; четыре мазхаба в вопросах фикха (шариатского права); ахль ат-тасаууф (приверженцы суфизма) в вопросах знаний, нравов и очищения, принадлежащие тарикату Сейида ат-Таифати (имам аль-Джунайд), и те, кто следовал по его стезе из числа имамов праведного пути» - конец их высказывания.
Это (и есть основное) заключение данного съезда или вернее сказать «заговора», как об этом будет сказано далее, если на то будет воля Аллаха.
Первоначально мы ответим им:
Приводят имам аль-Бухари и имам Муслим в своих двух достоверных сборниках, хадис от ‘Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшими людьми являются те, кто живёт в мое время, потом те, кто следуют за ними, а потом те, кто следуют за ними».
«Лучшие люди» - это сахабы (сподвижники Пророка ﷺ), «в мое время» - это те, кто жили в одно время с Посланником Аллаха ﷺ, видели его или встречались с ним (будучи верующими).
Лучшие люди - это носители истинного вероубеждения, переданного им от Посланника Аллаха ﷺ. И как же тогда можно отнести истинное вероубеждение к тем, кто пришёл после них, спустя почти триста лет или чуть менее того, как об этом будет сказано далее?! И как данное вероубеждение может стать идеологией Ахлюс-Сунны и идеологией мусульман?!
Имам Муслим приводит хадис от Абу Бурдата, который приводит его от своего отца (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Мы совершили вечернюю молитву (аль-ма'риб) вместе с Посланником ﷺ, потом сказали: «Если мы посидим, то совершим и ночной намаз (аль-'иша) вместе с ним (с Посланником ﷺ)». Затем Посланник Аллаха ﷺ вышел к нам и сказал: «Вы до сих пор находитесь здесь?» Мы ответили: «О, Посланник Аллаха ﷺ мы совершили с тобой вечернюю молитву и сказали: Останемся сидеть для того, чтобы совершить с тобой и ночную молитву». Он сказал: «Вы поступили очень хорошо» или «Вы сделали правильно». Затем, после того как он поднял свою голову к небу, как он это часто делал, сказал: «Звезды, гарант безопасности для неба, когда уйдут звезды (т.е. в Судный День) найдёт на небо то, что обещано ему (т.е. оно расколется). Я же - гарант безопасности для моих сподвижников, когда я уйду, придёт к сподвижникам то, что им обещано (из смуты и сражения). А сподвижники же - гарант безопасности для моей общины, когда уйдут сподвижники, то придёт к моей общине то, что им обещано (из смуты, нововведений и т.д.)».
Таким образом, если Абу Хасан аль-Аш'арий, к которому относят мазхаб (учение) аш'аритов, или Абу Мансур аль-Матуридий, к которому относят мазхаб (учение) матуридитов, являются тем гарантом безопасности для этой общины, а ведь именно к ним относят идеологию всех мусульман, которые жили на протяжении всех прошлых веков, так почему же тогда Пророк ﷺ не объяснил нам это?!
Почему Он ﷺ не сказал: Абу Хасан аль-Аш'арий и Абу Мансур аль-Матуридий - гаранты безопасности для моей общины, придерживайтесь их идеологии, это и есть мое вероубеждение?!
Возможно ли, чтобы Посланник Аллаха ﷺ скрыл это сообщение?
Упаси Аллах, конечно же, нет, ﷺ!
Таким же образом как Всемогущий Господь похвалил в своей Книге сахабов (сподвижников Пророка ﷺ), Он так же похвалил тех, кто последовал за ними, стойко придерживаясь прямого пути (не отходя от пути сахабов ни вправо, ни влево), сказав:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّـهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«А опередившие (остальных людей) из числа первых мухаджиров (переселенцев из Мекки) и ансаров (жителей Медины), и те, которые последовали за ними (сахабами), стойко придерживаясь прямого пути, доволен Аллах ими, и они довольны Им (Аллахом). Он приготовил для них сады, под которыми текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспевание» (Сура «ат-Тауба», аят 100).
Разве аль-Аш'арий и аль-Матуридий взяли основы своей идеологии от сахабов, чтобы считать их из тех, которые вошли в понятие - «и те, которые последовали за ними (сахабами), стойко придерживаясь прямого пути», и получили удел похвалы?!
Ответ: Нет!
А если фанатичный приверженец аш'аризма или матуридизма скажет: «Да, они взяли свои убеждения от сахабов».
Мы ему ответим: «Если дело обстоит таким образом, тогда тем более необходимо относить себя к сахабам, т.е. к основе (их воззрений), а не к аль-Аш'арий и аль-Матуридий, которые пришли после сахабов спустя двести или триста лет».
Мы говорим, что причисление мусульман к вероубеждению Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Са’да ибн Аби Уаккаса, Зубайра ибн аль-‘Ауама, ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа, Му’аза ибн Джабаля, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), вплоть до последнего сподвижника Посланника Аллаха ﷺ, является более первоочерёдным, чем относить к двум человекам, которые пришли после сахабов, спустя двести лет.
Разве Абу Хасан аль-Аш'арий и Абу Мансур аль-Матуридий, и суфии со всеми их течениями лучше, чем все эти сподвижники, чтобы относить к ним учение в вопросах вероубеждения, и не отнести его ни к одному из этих сахабов?!
Почему мы не говорим: мазхаб (учение) Абу Бакра – аль-Бакрия?!
Почему мы не говорим: мазхаб ‘Умара – аль-‘Умария?!
Почему мы не говорим: мазхаб ‘Усмана – аль-‘Усмания, вместо того, чтобы говорить аль-Аш’ария и аль-Матуридия?!
А если фанатичный приверженец ответит, что аль-Аш'арий и аль-Матуридий передали учение всех этих сподвижников в вопросах вероубеждения, поэтому мазхаб причисляется к ним.
Мы скажем: «Приведите нам хотя бы одно сообщение, которое передали нам Абу Хасан аль-Аш'арий (до своего покаяния, и возвращения на путь сподвижников, как об этом будет сказано далее) и Абу Мансур аль-Матуридий от сподвижников в вопросах вероубеждения, или которое они отнесли бы к Абу Бакру, ‘Умару, ‘Усману, ‘Али и другим сподвижникам!»
Приведите нам хотя бы одно сообщение из их книг, если вы правдивы в своих словах!
Если вы исследуете книги аль-Аш'арий (до его покаяния) и книги аль-Матуридий (который не покаялся от своей идеологии), то вы не найдете в них ни одного сообщения, в вопросах вероубеждения, относящегося хотя бы к одному сподвижнику Пророка ﷺ.
Откуда же взяли аль-Аш'арий и аль-Матуридий свою идеологию, которую хотят эти люди сделать убеждением Ахлюс-Сунны, хотя она в основе своей не передана ни от одного сподвижника?!
Напротив, ты найдешь, что все их сообщения взяты у основателей философии и философов - догматиков ('ильм аль-калям), т.е. из того, что не имеет к сахабам никакого отношения.
В хадисе аль-‘Ирбада ибн Сария (да будет доволен им Аллах), он сказал: «Увещевал нас Посланник Аллаха ﷺ красноречивой проповедью, от которой глаза наливались слезами, и сердца наполнялись трепетом. Мы сказали: «О, Посланник Аллаха, как будто это прощальная проповедь, какое завещание ты оставишь нам?!» Он ﷺ сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и подчиняться, даже если вашим правителем станет эфиопский раб. Тот, кто проживёт из вас долго, увидит много разногласий. Придерживайтесь же моей Сунны и сунны халифов, ведомых истинным путём (аль-махдийин)». В другой версии хадиса говорится: «Познавших истину и действующие в соответствии с ней (ар-рашидин), которые придут после меня. Держитесь за неё (за Сунну) и ухватитесь за неё коренными зубами».
Здесь Посланник Аллаха ﷺ упоминает о разногласиях, которые произойдут после него. Почему же он не указал на идеологию аль-Аш'арий и аль-Матуридий?!
Почему он не сказал: вам необходимо придерживаться идеологии аль-Аш'арий и аль-Матуридий, после меня, т.к. это убеждение Сунны и убеждение приверженцев Ислама?!
Почему же не сказал это Посланник Аллаха ﷺ?!
Воистину же, он указал на вероубеждение сахабов и на свою Сунну, и сказал ﷺ: «Придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов после меня, ведомых истинным путём».
И знайте же, что те, кто передал далее это вероубеждение, из числа приверженцев хадиса и преданий (Ахлюль-Хадис уаль-Асар), приверженцев Сунны (Ахлюс-Сунна), они те, кто передали вероубеждение сахабов. И поэтому их называют Ахлюль-Хадис (приверженцы хадисов), т.к. они несут хадисы Посланника Аллаха ﷺ переданные его сахабами, да будет доволен ими Аллах.
И знайте, что полное имя Абу Хасана аль-Аш’арий, ‘Али ибн Исма’иль аль-Аш’арий, т.к. его род относится к (сподвижнику) Абу Мусе аль-Аш’арий, да будет доволен им Аллах. Он родился в 260 г.х. и умер в 324 г.х.. Таким образом, он умер в первой четверти четвёртого века, т.е. спустя примерно 225 лет после смерти последнего сахаба (сподвижника Пророка ﷺ).
Абу Мансур аль-Матуридий, его имя Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуридий ас-Самаркандий, его относят к посёлку Матурид, возле города Самарканд. Год его рождения не известен, т.к. его приемлемая история жизни вообще не упоминается в биографических источниках. Матуридиты сами признаются в том, что у него нет приемлемой (признанной, подлинной) биографии. Его биографии краткие и сокращённые, а дата его рождения вообще неизвестна. Он умер в 333 г.х., т.е. после аль-Аш’арий, спустя примерно 9 лет.
Оба они умерли в 4 веке по хиджре. И получается, мусульмане более трех веков не знали своего вероубеждения, до тех пор, пока не пришли аль-Аш’арий и аль-Матуридий, и не объяснили идеологию Ахлюс-Сунны?!
То есть сахабы и таби’уны(1) 300 лет не знали вероубеждения Ахлюс-Сунны, пока не пришли аль-Аш’арий и аль-Матуридий, и не объяснили мусульманам идеологию Ахлюс-Сунны?!
Разве может такое сказать разумный, уважающий свой разум, человек?!
Разве может такое сказать мусульманин, уважающий сахабов и Сунну Посланника ﷺ?!
Конечно, нет! Кроме лишь того, кого постигла беспечность, либо же он является полным невеждой.
Знайте, что Абу Хасан аль-Аш’арий на начальном этапе был на мазхабе (учении) му’тазилитов. Он пребывал на этом 40 лет, последовав за Абу ‘Али аль-Джуббаъий, который был женат на его матери. Таким образом, когда Абу ‘Али аль-Джуббаъий женился на матери Абу Хасана аль-Аш’арий, он сделал Абу аль-Хасана следующим мазхабу (учению) му’тазилитов.
Он пребывал на этом 40 лет, не зная Сунны, пока не покаялся Аллаху, но его покаяние не было полным. Он оставил путь му’тазилитов после того как понял их заблуждения и отклонения. Но после этого он перешёл во второй этап, также пребывая на ереси, а не на Сунне. Он ввёл новые основы философии (кялямият), которые исходили из учения му'тазилитов, но были меньше по степени заблуждения, однако, все же, не имевшие отношения к основам сахабов и праведных предшественников. Это те основы, на которых аш'ариты пребывают вплоть до сегодняшнего дня. В них Абу Хасан аль-Аш’арий утвердил лишь семь Качеств Аллаха, и истолковывал их (искажая основу слова), отрицая остальные Качества Аллаха.
Из них, например, он не подтверждал то, что Аллах находится над 'Аршем (над Троном). Как об этом передаётся в книгах аш'аритов. Он говорил: «Аллах ни сверху, и ни снизу, и ни справа, и ни слева», - тогда, где же Он?!
То есть, по их идеологии нет у Аллаха места, (Он нигде не находится). Да, Аллах Всевышний далёк от того, чтобы приписывать Ему места подобные местам творений! Но Он утвердил (сообщил) о Себе, что Он находится над Великим 'Аршем, в абсолютной возвышенности над всеми созданиями, охватив их (Своим знанием), и пречист Всевышний Аллах от любых недостатков.
И это то вероубеждение, о котором знает даже маленький ребёнок. Клянусь Аллахом, приведи любого ребёнка, которому 5 или 4, или 3 года, и спроси его: «Где Аллах?»
Он, в соответствии со своей фитрой (врожденным естеством), укажет тебе наверх, и скажет тебе: «Вверху».
Этот ребёнок знает о своём вероубеждении лучше, чем аш’ариты, которые не знают где их Господь, ибо они оставили Cунну и последовали своим страстям.
Далее аль-Аш’арий перешел в третий этап, на котором он также покаялся от большинства основ каляма и нововведений, имевшихся у него. Но его покаяние снова не было полным, но всё же было лучше, чем второе (покаяние и второй его этап). Он покаялся и вернулся на манхадж (путь, методологию, идеологию) праведных предшественников в большинстве основ.
Да, кроме некоторых вопросов, в которых он пребывал на учении и основах куллябии.
Куллябия - это секта, которая появилась до аш'аризма, и именно на её основах был построен аш'аризм. Секту Куллябия относят к человеку по имени Абу Са’ид аль-Куллябий, от которого предостерегал имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет милостив к нему Аллах), и также предостерегали от него имамы праведных предшественников (саляф ас-салих) жившие во времена Ахмада.
Они разъясняли его противоречия вероубеждению сподвижников, которое и есть вероубеждение Ахлюс-Сунны.
Как сказал Шейхуль-Ислам ибн Теймия (да будет милостив к нему Аллах), в книге «Минхадж ас-Сунна ан-Набауия»: «Что касается аль-Аш'арий, то, несомненно, он был учеником Абу ‘Али аль-Джуббаъий, но он разлучился с ним, и поменял своё мнение в большей части его учения. Хотя некоторые основы его учения у него (у аль-Аш'арий) остались, но он противоречил ему в отрицании качеств, и последовал в этом по пути Ибн Куллябу», это то место, где указывается на то, что аль-Аш’арий следовал учению Абу Са’ида аль-Куллябий.
Но в целом же, Абу Хасан аль-Аш'арий вернулся (к идеологии Ахлюс-Сунны), как известно об этом из двух его последних книг: «аль-Ибана 'ан усуль ад-дияна» и «Рисаля иля ахли ас-сагр». Он вернулся к основам вероубеждений сахабов и праведных предшественников в большинстве вопросов, кроме некоторых, незначительных моментов, которые связаны с Качествами свободы выбора в действиях (аль-Ихтиярийя). Как раз эти Качества отрицали куллябиты, качества, которые связаны с желанием Аллаха (аль-Машийя). Он не подтверждал Качества действия для Аллаха, которые связанны с Его желанием (аль-ихтиярийя аль-фи’лийя), а трактовал их по методу куллябитов. Это то, относительно чего аль-Аш'арий не поменял свои убеждения.
А что касается Ахлюс-Сунны (приверженцев Сунны), во главе, которых стоят сподвижники Пророка ﷺ, то они признают и подтверждают все возвышенные Качества Аллаха, таким образом, каким это подобает совершенству Аллаха, без придания формы и без истолкования, без искажения и без уподобления. Они верят в слова Всевышнего Аллаха:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет ничего (и никого) подобного Ему, и Он - Слышащий Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11).
Мы верим, что Аллах над ‘Аршем (над Троном), Он вознёсся над ним, возвышением подобающим Его величию, которое не схоже с возвышением творений. Мы верим, что у Аллаха есть Две Щедрые Руки, которыми Он наделяет, простирает их (щедро наделяя ими), и сжимает их, когда пожелает. Но Его Две Руки, не подобны рукам человека, ибо далёк Он от любых недостатков. Мы не придаем формы (и образа) Качествам нашего Господа, и не представляем (не воображаем) их, т.к. они являются возвышенными Качествами, и нет у нас мощи, для того, чтобы постичь их образ.
И как сказал имам Ахмад, который умер в 241 г.х., т.е. до рождения аль-Аш'арий, в своей книге «Усуль ас-Сунна (Основы Сунны)»: «Основы Сунны в нашем понимании - это приверженность тому, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, и следование за ними, оставление нововведений, ибо каждое нововведение является заблуждением».
Так сказал имам Ахмад во вступлении к книге «Основы Сунны». Так скажите же нам: «Разве имам Ахмад не знал основ Сунны (религии), после чего аль-Аш'арий, придя после смерти Ахмада, спустя 20 лет, узнал о них?!»
Кто может сказать подобное?!
Имам Ахмад - имам (предводитель) Сунны, который стойко прошёл испытание, противостояв еретической идеологии о сотворённости Корана. Это было великим испытанием, и они (еретики) сами засвидетельствовали о (великом положение Имама). Он тот, который объяснил основы Сунны в своё время, передав их от сахабов. Разве он не знал основ Сунны, пока не пришёл аль-Аш'арий и аль-Матуридий аль-Ханафий, которые поведали мусульманам основы Сунны?! Разве именно они стали Ахлюс-Сунной (приверженцами Сунны)?! Разве не знали Сунны и ее основ Ахмад ибн Ханбаль и те, кто был до него из имамов (учёных) мусульман?!
Кто из учёных говорил об этом?!
Клянусь Аллахом, об этом не скажет ни один учёный, который почитает и уважает (своё) знание!
И как привёл имам Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусэйн аль-Аджуррий (да будет милостив к нему Аллах), который умер в 360 г.х., в книге «аш-Шари'а», с достоверной цепочкой передатчиков сообщение от ‘Асыма аль-Ахуаль, который сказал: «Сказал Абу аль-'Алия, один из имамов (учёных) таби’инов: «Изучайте Ислам, а когда изучите (его) не отворачивайтесь от него, придерживайтесь прямого пути, это и есть Ислам, и не изменяйте (не искажайте) прямой путь ни вправо, ни влево. Соблюдайте Сунну вашего Посланника ﷺ на которой были его сподвижники. Воистину, мы читали Коран 15 лет назад, прежде чем они сделали то, что они сделали. И остерегайтесь следования страстям, которые сеют среди людей вражду и ненависть».
- Он сказал: «Я рассказал об этом аль-Хасану, т.е. аль-Басрий». И он сказал: «Он правдив и искренен».
Я рассказал об этом Хафсе бинт Сирин, и она спросила: «О, сынок, а ты рассказал об этом Мухаммаду, т.е. Мухаммаду ибн Сирину?» Я ответил: «Нет». Она сказала: «Тогда расскажи ему!»
Сказал аль-Аджурий в заключении к этому преданию: «Признаком того, что Аллах желает кому-то блага является следование этому пути - Книге Аллаха и Сунне Посланника Аллаха ﷺ, также Сунне (пути) его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и тех, кто последовал за ними, стойко придерживаясь прямого пути. И (следование) тому, на чём были имамы (учёные) мусульман во всех странах, вплоть до последнего учёного, подобно: аль-Ауза’ий, Суфьяну ас-Саурий, Малику ибн Анасу, аш-Шафи'ий, Ахмаду ибн Ханбалю, аль-Касиму ибн ас-Салляму, и тех, кто находился на их пути (на их убеждении). И отдаление от всякого мазхаба (учения), который осуждали эти учёные. И далее мы объясним, чем они были довольны, если пожелает Аллах».
Далее он (да будет милостив к нему Аллах), начал объяснять мазхаб (путь) сахабов, который являлся мазхабом (путём) этих имамов, и который являлся мазхабом (учением) и манхаджем (путем, методологией) Ахлюс-Сунны (Приверженцев Сунны), в своей книге «аш-Шари'а».
Где же они (еретики), относительно этой великой книги «аш-Шари'а», принадлежащего аль-Аджурий, который объяснил в ней убеждения Ахлюс-Сунны, убеждения сахабов?! (Почему же они не изучат эту книгу?!)
Почему же они отвернулись от неё?!
О, если бы они пришли с тем, на чём завершился путь аль-Аш'арий, если они правдивы. Некоторые же из них, проявляющие правдивость, подобно шейху самого аль-Азхара (университета в Каире), не отрицают достоверность отношения книги «аль-Ибана фи усуль ад-дияна» к аль-Аш'арий. Он сам в своей книге под названием «Назарат фи фикри аль-имам аль-Аш'арий» подтверждает принадлежность этой книги аль-Аш'арий, в то время как фанатики аш'аризма считают её ложью.
В книге «аль-Ибана фи усуль ад-дияна» аль-Аш'арий вернулся к большей части основ манхджа (пути и идеологии) праведных предшественников (саляф ас-салих), и отрёкся от основ аш'аритов, которых они фанатично придерживаются вплоть до сегодняшнего дня, подобно ‘Али Джум'а и аль-Джифрий, и тем, кто с ними из приверженцев заблуждения.
Для чего эта игра?!
Для чего эта игра умами людей?!
Почему они оставляют манхадж (идеологию) сподвижников и праведных предшественников?!
Почему?!
Аллаху аль-Муста’ан! – Аллах – Он Тот, к Кому обращаются за помощью! (Поэтому и мы обращаемся к Нему за помощью от той лжи, которую еретики хотят распространить среди мусульман).
Ученые Ахлюс-Сунны, такие как Абу аль-‘Алия Рафи’ ибн Михран аль-Басрий, который умер в 93 г. х., и являлся одним из учёных таби'инов, приводит эти же убеждения.
Аль-Хасан аль-Басрий, который умер в 110 г.х., один из имамов таби'инов, также утверждает эти же слова, передаёт эти же убеждения.
Хафса бинт Сирин, мать аль-Хузейля, учёная, сестра Мухаммада ибн Сирина имама таби'инов, которая умерла в 100-ом году или после 100-го г.х., также подтверждает эти слова и убеждения.
Аль-Ауза’ий ‘Абдуррахман ибн ‘Амр, имам жителей Шама, который умер в 157 г.х., т.е. в середине второго века по хиджре.
Суфьян ибн Са’ид ас-Саурий, который умер в 161 г.х.
Малик ибн Анас, который умер в 179 г.х.
Аш-Шафи’и Мухаммад ибн Идрис, который умер в 204 г.х.
Ахмад ибн Ханбаль, который умер в 241 г.х.
Все они умерли до рождения Абу аль-Хасана аль-Аш'арий и до рождения аль-Матуридий. Это имамы Ислама! Как же мы можем оставить их убеждения, которые являются вероубеждением Ахлюль-Хадис (приверженцев Хадиса), вероубеждением Ахлюс-Сунны (приверженцев Сунны), ради идеологии человека, пришедшего после них, спустя многие годы, а позже покаявшегося от своей идеологии, и вернувшегося к их убеждениям?!
Кто может сказать подобное?
О, рабы Аллаха! О, обладающие разумом, разъясните мне!
Объясните мне, как можно разрешить эту проблему, которую они хотят навязать мусульманам, вменив её в обязанность, по причине своей ненависти к Сунне, по причине своей ненависти к саляф ас-салих (праведным предшественникам), и по причине своих взаимоотношений с рафидитами(2) и помощи им! Тем, которые обвиняют в неверии сахабов и праведных предшественников.
Основными участниками того съезда были аш-Шишаний (глава Чечни), и также аль-Джифрий (‘Али аль-Джифрий). ‘Али аль-Джифрий является из наиболее мерзких личностей, существующих на сегодняшний день. Он является одним из врагов Ислама, у которого сговор с рафидитами, также он сам является скрытым рафидитом. Аль-Джифрий сотрудничает с теми, кто обвиняет в неверии сподвижников Посланника Аллаха ﷺ.
Как мы можем принять этого рафидита, который будет объяснять нам идеологию Ахлюс-Сунны (приверженцев Сунны), и оставить (убеждения) Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али?! Оставить имамов мусульман в целом?!
Кто из обладающих разумом может сказать подобное?!
Это великие имамы из числа праведных предшественников, все они находились на прямом пути, который они переняли от сподвижников Пророка ﷺ, которые в свою очередь переняли его от Посланника Аллаха ﷺ.
Они являются нашими имамами, предводителями Ислама. Посмотрите или прочитайте книгу «Шарх усуль и'тикад Ахлис-Суннати уаль-джама'а миналь-Китаби уас-Суннати уа иджма'и ас-сахабати уа ат-таби'ин уа ман ба'дахум» («Разъяснение основ вероубеждений Ахлюс-Сунны уа аль-джама’а из Корана и Сунны и единогласного мнения сахабов и таби'инов, и тех, кто был после них»), принадлежащая имаму Хибатуллахи Абу аль-Касими ибн аль-Хасани ибн Мансури аль-Лялякяи, да будет милостив к нему Аллах. Он передал в своей книге вероубеждение Ахлюс-Сунны, вероубеждение, которое они хотят отнести к аль-Аш’арий.
Аль-Лялякяи не упомянул в своей книге «Шарх и'тикад Ахлюс-Сунна» ни одного слова, ни от аль-Аш'арий, ни от аль-Матуридий. Он не упомянул их имена вообще. В противоположность этому, он передал слова сподвижников, и слова имамов на которых мы указали, подобно Абу Суфьяну ас-Саури, Малика ибн Анаса, аш-Шафи'ий, аль-Бухарий, Муслима и других имамов саляфов (предшественников).
О тех, которых упомянул аль-Лялякяи, он сказал: «В Исламе были те, от которых берётся этот путь, т.е. путь праведных предшественников, и это малочисленная группа, и я упомяну их имена в начале этой книги, для того, чтобы были они известны, и увеличилась мольба о ниспослании им милости и мольба за них, (в благодарность) за то, что они сберегли для нас этот путь, и указали нам на сунны этого шариата. И я не допустил упущения в написании этой книги и в ее составлении в том, чтобы соответствовать в ней пути Сунны и ее приверженцев. И я не последовал в ней по пути фанатичной приверженности к кому-то из людей».
Это книга одна из десятка книг, в которых передаются убеждения Ахлюс-Сунны до аль-Аш'арий и после него. Но, ни один из них ничего не передал от аль-Аш’арий, кроме как возможно от него передано, лишь то, что было после его покаяния, из его книги «аль-Ибана фи усуль ад-дияна» или «Рисаля иля ахли ас-сагр». В них он вернулся к основам вероубеждения праведных предшественников.
Как мы можем оставить всех этих учёных, оставить покаяние аль-Аш'арий и его возвращение, а потом придерживаться нововведений и новоизобретенных основ, которые привнес аль-Аш'арий до своего покаяния, и привнес аль-Матуридий, взяв их из греческой философии и от философов-догматиков?!!
Клянусь Аллахом, воистину это величайшее из величайших (преступлений)!!
Побойтесь Аллаха, о, рабы Аллаха, и будьте призывающими к прямому пути!!
Мы просим у Аллаха Всевышнего, чтобы Он укрепил нас и вас на вероубеждении праведных предшественников (саляфов ас-салих) вероубеждении приверженцев Сунны!
И я приношу извинения за долгую проповедь, но тема является важной. Клянусь Аллахом, это (решение на съезде) является искажением Ислама, и, к сожалению, данное искажение происходит от имени Сунны. Аллах Всевышний не доволен этим, клянусь Аллахом!
Аллах Всевышний не доволен этим, ведь воистину Аллах доволен сподвижниками (Пророка), Он доволен их манхаджем (идеологией), и доволен теми, кто последовал за ними, стойко придерживаясь прямого пути. И Он не доволен теми, кто противоречит их пути, пути верующих. Как сказал Аллах:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا
«А тот, кто противоречит и проявляет враждебность к Посланнику (Аллаха), после того как ему стал ясен прямой (истинный) путь, и последует не путём верующих, Мы направим его туда куда он сам направился, и сожжем его в Аду. Как же скверно это место прибытия (возвращения)!» (Сура «ан-Ниса», аят 115).
Остерегайтесь же этого скверного возвращения, остерегайтесь этой обещанной угрозы. Им необходимо совершить покаяние своему Господу, и вернуться к Сунне, на которой находились сподвижники и праведные предшественники. Им необходимо оставить нововведения, на которых находился аль-Матуридий и аль-Аш’арий, до своего покаяния.
В конце я хочу напомнить о том, что ат-такбир (слова «Аллаху Акбар») в эти дни произносится в любое время, и он не связан лишь с молитвами. Да, говорится ат-такбир после обязательных молитв, также ты можешь произносить его в любом месте и в любое время, как делали это сподвижники. Они произносили ат-такбир на дорогах, в домах, в торговых лавках, и во всех местах.
Ат-такбир это символ приверженцев Ислама в эти дни, как это было во время сахабов.
Мы просим у Аллаха, чтобы Он принял от нас и от вас, и чтобы простил грехи нам и вам! Выполняйте обряд жертвоприношения, и пусть Аллах примет ваши жертвоприношения!
И знайте, что пролитие крови выполняется ради Аллаха, пролитие крови — это поклонение Аллаху, «Не достигает Аллаха ни мясо, ни кровь (ваших жертвенных животных), но достигает Его ваша богобоязненность» (Сура «аль-Хадж», аят 37). Обряд совершается закалыванием, т.е. пролитием крови ради (довольства) Аллаха!
Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он принял от нас и от вас!
Да ниспошлет Аллах мир и благословение Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
Пусть Аллах ниспошлет вам благословение и благодать за ваше внимательное прослушивание.
_____________________
(1) - Таби’ун (мн.ч.: таби’ин) – это тот мусульманин, который не видел Пророка ﷺ, но встречался с его сподвижниками, будучи в Исламе.
(2) - Рафидиты – это радикальная секта шиитов, которые по решению большинства учёных являются неверующими.