Положение чтения Корана возле могилы - шейх Ибн Баз

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Положение чтения Корана возле могилы - шейх Ибн Баз

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
«Положение чтения Корана возле могилы»
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах)

Вопрос: Я прочитал в книге «Рияду ас-Салихиин» (имама ан-Науауи, да будет милостив к нему Аллах), в главе «Мольба за покойного после его захоронения и нахождение возле его могилы некоторое время», слова аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), который сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше». Правильно ли это?
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) ответил: «На это нет никакого довода (из Корана и Сунны). Даже если это достоверно известно от имама аш-Шафи’и, то на его слова нет никакого довода(1). Правильное же мнение то, что это (чтение Корана возле могилы и нахождение рядом с ней) не является желательным! Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах) является известным учёным Сунны. Однако каждый может допустить ошибку и может быть правым. Каждый учёные имеет ошибки. Как говорил имам Малик (да будет милостив к нему Аллах): «Слова каждого из нас могут быть приняты или отвергнуты, кроме того, кто лежит в этой могиле» - то есть: Пророка ﷺ(2). Пророк ﷺ говорил:
كل بني آدم خطاء وخير الخطائين التوابون
«Каждый сын Адама (т.е. человек) является ошибающимся, однако лучший из ошибающихся – кающиеся». И нет никакого довода на чтение Корана возле могилы. Сунной, (правильным путём) в этом вопросе является запрет на чтение Корана возле могил. Однако дозволено просить Аллаха за умершего после его захоронения (погребения в могилу), как об этом сказал (Пророк) ﷺ. Он ﷺ, после того, как завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил:
استغفروا لأخيكم واسألوا له التثبيت فإنه الآن يسأل
«Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)».
И когда (Посланник Аллаха ﷺ) навестил могилу своей матери и обратился к своему Господу, чтобы Он разрешил просить для неё прощения, и Он (Господь) не разрешил ему это. Тогда он сел возле её могилы и стал плакать ﷺ. Он плакал из-за того, что Господь не разрешил ему просить прощения за свою мать, и это было несчастьем для него! Ведь его мать умерла в период невежества (на религии многобожников).
Когда же смерть приблизилась к ‘Амру ибн аль-‘Аасу (да будет доволен им Аллах), он сделал завещание своим детям и тем, кто посетит его похороны (его могилу), чтобы они остались возле неё столько времени, сколько потребуется для закалывания верблюда и раздела его мяса. Это для того, чтобы он мог порадоваться им и увидеть, что есть между ним и его Господом (т.е. что ответить ему). Он (‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал это, следуя своему иджтихаду(3), однако в его словах нет указания на дозволенность чтения Корана. Его целью было то, чтобы сделали мольбу за него, попросили для него милости (у Аллаха). И Сунна Посланника ﷺ в этом вопросе ясно указывает на то, что он (ﷺ) совершал мольбу за покойного, просил прощения ему и просил укрепить его.
А что касается того, чтобы находиться возле могилы после похорон, столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать верблюда и разделить его мяса, то это из иджтихада ‘Амра (да будет доволен им Аллах), и нет на это доказательства (из Корана и Сунны). Узаконенным является только лишь, чтобы после погребения присутствующие обратились с мольбой о прощении за покойного мусульманина. Это узаконено. А что касается чтения Корана возле могилы, будь это сура или несколько сур, или же Коран целиков, то нет на это никого довода, и обязательным является оставить подобное деяние!»
(4)
__________________________________
(1) - Более того, известно, что достоверность этого сообщения не подтверждается. И как говорил шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах): «Я не знаю, где об этом сказал аш-Шафаи’и (да будет милостив к нему Аллах), и относительно того, что это высказывание принадлежит ему, у меня есть большое сомнение! Как же может быть иначе?! Ведь его мазхаб таков, что: «Награда за чтение Корана не доходит до покойного», как это передал от него (аш-Шафи’и) аль-Хафиз ибн Касир в своём тафсире… И Шейхуль-Ислам ибн Тэймия указал на то, что это высказывание не принадлежит имаму аш-Шафи’и, написал в «аль-Иктида»: «От аш-Шафи’и относительно этого вопроса (т.е. дозволенности чтения Корана на могилах) ничего не передаётся. Так как это им расценивалось как нововведение (бид’а). Сказал Малик: «Мы не знаем, чтобы кто-то поступал так!» И было известно (им), что ни сподвижники, ни таби’ины не поступали подобным образом»».
Также сам имама ан-Науауи в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима приводил слова Ибн ан-Нахуия из его пояснений к книге «аль-Минхадж», который писал: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»
Это было мнением имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах).
(2) - Спросили шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) относительно этих слов имама Малика (да будет милостив к нему Аллах), касаются ли они вопросов фикъха, в которых приемлемо разногласие, или же касаются и вопросов вероуебждения (‘акыйды)?
На что Шейх ответил: «В вопросах вероубеждения нет разногласий, и не может здесь использоваться такое выражение как «принято от человека или отвергнуто», так как вопросы ‘акыйды основываются на установленные и неизменные доводы (шариата - таукыф). Такое выражение (или понятие) может использоваться в вопросах фикъха. Слова каждого могут быть приняты, если соответствуют доводу, и должны быть отвергнуты, если противоречат доводу – это смысл слов имама Малика (да будет милостив к нему Аллах)» (http://www.alfawzan.af.org.sa/node/2392).
То есть шейх имеет в виду под выражением «принято от человека или отвергнуто» - иджтихад, самостоятельное старание, мнение, суждение и т.п. Это разрешается в вопросах фикъха, но запрещается в вопросах ‘акыйды. Так как ‘акыйда построена на ясных, чётких, неизменных доказательствах Корана и Сунны.
(3) - Иджтихад – это решение, основанное на старании и упорстве на пути постижения шариатского постановления, которое выводит учёный, опираясь на знание, имеющий право на это.
(4) - Ссылка на фетву шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): https://www.binbaz.org.sa/noor/1095.

Ответить

Вернуться в «РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОРАНОМ»