بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Дополнение
В завершение этой работы, мне хотелось бы привести слова шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкытий (да будет милостив к нему Аллах), из его толкования к аятам суры «ан-Наджм», из книги «Адуауль-Баян фи тафсири аль-Куран» (5/289). Из них мы, по милости Аллаха, увидим ответ на некоторые важные вопросы и разъяснение на упомянутые нами сомнения. Шейх писал:
«Слово «подбросил» в аяте имеет два значения:
1 – подбросил шайтан во время чтения Посланника Аллаха (ﷺ) или пророка (до него) что-то из своих сомнений и наущений, дабы сбить людей с пути следования тому, что они (пророки) читали (из откровений). В таком толкование не возникает сомнений». То есть шайтан подходит во время чтения откровений к людям и наущает им, подкидывает сомнения, обманывает их, чтобы они не поняли истинного значения, что читает им посланник Аллаха. Как это было со многими знамениями и событиями в жизни Пророка (ﷺ), когда шайтан искажал для неверных и многобожников истину, и они, следуя своим страстям, по причине своих больных сердец, принимали эти наущения и следовали им, оставляя намеренно путь Посланника Аллаха.
Далее шейх аш-Шанкытий пишет:
«2 – подбросил шайтан в само чтение то, что не из него, дабы подумали неверные, что это из откровения. И слова Всевышнего: «Аллах уничтожает то, что подбрасывает дьявол» - как раз относятся к этому толкованию». То есть шайтан пытается подбросить в само чтение, но Аллах не дает этому притвориться в жизнь.
«Многие толкователи Корана в разъяснение этих аятов приводили историю «гъаранийк» (историю журавлей), говоря, что: «причина ниспослания этих благородных аятов была такова, что когда Посланник Аллаха (ﷺ), читал слова Всевышнего: «Не видели ли вы аль-Лата и аль-Уззу, и еще третью - Манат?!», подбросил шайтан на язык его следующие слова: «Это журавли высочайшие, и поистине заступничество их желаемое», и когда дошёл (Пророк) до места, в котором делается земной поклон, то совершили его и мусульмане и многобожники» ….» - и до конца истории.
Далее шейх приводит опровержение этой истории – опровержение Книгой Аллаха, и этими же самыми аятами из суры «ан-Наджм», говоря: «Мы уже говорили в нашей книге о разъяснение того, что говорят некоторые учёные в отношении такого толкования. Да и в самих аятах, которые следуют далее (в этой суре), содержится доказательство несостоятельности (недостоверности) такого толкования, и примеров этому много. Ведь слова, которые как считают некоторые толкователи, якобы шайтан подкинул на язык Пророкам (ﷺ), являются большим многобожием и явным неверием - «Это журавли высочайшие, и поистине заступничество их желаемое». В этих словах имеются в виду Лят, ‘Узза и Манат, и нет сомнения в ложности этого мнения, и сама сура «ан-Наджи» опровергает его, опровергает это воображаемое мнение, в словах:
إِنْ هِيَ إِلَّا أَسْمَاءٌ سَمَّيْتُمُوهَا أَنْتُمْ وَآبَاؤُكُمْ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ بِهَا مِنْ سُلْطَانٍ
«Они - всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства» (сура «ан-Наджм», 23).
И невозможно представить, что Пророк (ﷺ) ругает и порицает эти их божества, в такой форме, как в этой суре чуть далее (то есть через 3 аята после их упоминания), о которых якобы он отзывался с похвалой ранее! И не осталось бы им (многобожникам) ничего кроме как разгневаться и не сделать земной поклон, ведь это большое порицание в адрес их идолов, сделанное незадолго после их упоминания».
Здесь мы видим, как шейх, опираясь на слова саляфов (да будет милостив к ним Аллах), делает опровержение разбираемому мнению из самого же Корана, из самой этой же суры, говоря: «И не осталось бы им (многобожникам) ничего кроме как разгневаться и не сделать земной поклон, так как порицание большое было сделано их идолам впоследствии» - то есть, не могли многобожники сделать этот земной поклон (сажда) из-за мнимого восхваления, так как сразу же после него пришло порицание в адрес их идолов.
Далее шейх пишит: «Аяты Корана указывают на ложность этого мнения, так как Аллах не дал шайтану власти над Пророком (ﷺ), так же как не дал власти ему над братьями Пророка - другими посланниками, и их последователями, которые были искренние (в своей религии. Всевышний говорит):
إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ * إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُمْ بِهِ مُشْرِكُونَ
«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (сура «ан-Нахль», 99-100).
Также (на это указывают) слова Всевышнего:
وَمَا كَانَ لَهُ عَلَيْهِمْ مِنْ سُلْطَانٍ إِلَّا لِنَعْلَمَ مَنْ يُؤْمِنُ بِالْآخِرَةِ مِمَّنْ هُوَ مِنْهَا فِي شَكٍّ ۗ وَرَبُّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ حَفِيظٌ
«У него не было над ними никакой власти (или не было для них никакого доказательства). Но он искушал людей, чтобы Мы узнали и отличили того, кто верует в Последнюю жизнь, от того, кто сомневается в ней. Господь твой - Хранитель всякой вещи» (сура «Саба», 21).
Также (на это указывают) слова Всевышнего, где Он передает сказанное шайтаном:
وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُمْ مِنْ سُلْطَانٍ
«У меня не было над вами никакой власти» (сура «Ибрахим», 22).
И если принять это мнимое мнение, в котором шайтан подбросил на язык (в чтение) Пророка (ﷺ) эти слова - это явное неверие, то разве может быть власть ещё большая чем такая власть его над ним (пророком)?!
Далее шейх пишет:
«Ещё одним опровержением этому мнимому мнению являются слова Всевышнего в отношении Его Пророка (ﷺ):
وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ
«Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь внушаемое ему откровение» (сура «ан-Наджм», 3-4).
Также слова Аллаха:
هَلْ أُنَبِّئُكُمْ عَلَىٰ مَنْ تَنَزَّلُ الشَّيَاطِينُ * تَنَزَّلُ عَلَىٰ كُلِّ أَفَّاكٍ أَثِيمٍ
«Поведать ли вам о том, на кого нисходят дьяволы?
Они нисходят на каждого лжеца и грешника» (сура «аш-Шу’ара», 221-222).
Также слова Всевышнего в Его великой Книге:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хаджр», 9).
Также слова Всевышнего:
وَإِنَّهُ لَكِتَابٌ عَزِيزٌ * لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ ۖ تَنْزِيلٌ مِنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ
«Воистину, это - могущественное Писание.
Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Восхваляемого» (сура «Фусылят», 41-42).
Эти аяты Корана доказывают недостоверность этой мнимой истории!»
Далее шейх привёл опровержение этой истории и хадисам, в которых она приводится, с точки зрения науки хадиса. А затем привёл слова имама аш-Шауканий, написав: «Сказал аш-Шауканий в отношении этой истории: «Ничего из этого (приводимых версий хадиса) не является достоверным, ничто из этого не подтверждается, ни с какой стороны (в науке хадиса)…»
Далее шейх привёл слова имамов об этой истории, опровержения Абу Бакра ибн аль-‘Араби, о котором мы говорили выше, слова Ибн Хузэймы, который сказал: «Эта история из того, что внедрили еретики». Затем привел мнение Ибн Хаджара и то, на что он опирался, и также разъяснил его несостоятельность. После чего сказал:
«Итог таков: Коран сам указывает нам на недостоверность этой истории, также она не достоверна со стороны передачи (иснада). И невозможно, чтобы шайтан подбросил что-то на язык Пророка (в его чтение) (ﷺ).
А те, кто подтверждает её (историю), то он подтверждает то, что это были слова самого шайтана, его неверие (куфр). Но чтобы Пророк (ﷺ) сказал это лично, своим языком, сказал эти слова неверия, то это невозможно согласно шариату, и Коран опроверг это, и является ложью со всех рассматриваемых сторон!...»
Затем шейх делает очень важное примечание, в котором разъясняет то, что когда шайтан подбрасывает своё в читаемое Писание, то Аллах стирает это, уничтожает тут же, и не остается этому и следа, и не выходит это из уст пророка или посланника. Шейх писал: «Если мы вспомним слова Всевышнего:
فَيَنْسَخُ اللَّهُ مَا يُلْقِي الشَّيْطَانُ
«Аллах уничтожает (стирает) то, что подбрасывает дьявол»
То из этого мы понимаем, что дополнение после слова «подбрасывает» скрыто (то есть не упоминается в аяте, не приводится, что именно подбрасывает шайтан и т.д.), и смысл его (аята) будет такой: «подбрасывает шайтан в его чтение (чтение пророка) то, что не из него». А стирание, уничтожение (насаха) здесь имеет смысл языковой – делать недействительным, убирать, удалять, как например, говорят, употребляя это слово (насаха): «удалило солнце тень», «удалил ветер следы запаха», и это довод на то, что Аллах удаляет подбрасываемое шайтаном. Удаляет (шайтана) слова, но не удаляет слова пророка или посланника (которые якобы они сказали после подкинутого им)! Это то, что видится нам в качестве правильного понимания в данном толковании».
Это очень грамотное разъяснение шейха (да будет милостив к нему Аллах). Ведь в самом аяте говорится, что Аллах удаляет то, что подкидывает шайтан, а не то, что уже становится словом пророка или посланника.
Теперь, если мы поняли, что шайтан не мог подкинуть в чтение пророка и посланника что-то от себя, также как не мог подделать передаваемое откровение, подделать голос Пророка (ﷺ) то, что же тогда он подбрасывал и подбрасывает?
Шейх (да будет милостив к нему Аллах) пишет: «Во время чтения пророком откровения шайтан подбрасывает сомнения и наущения, которые не дают принять и подтвердить то, что читается. Он подкидывает (сомневающимся) еще больше сомнений, из которых следующее: будто это колдовство (сихр), стихи (ши’р), или что читаемое пророком – это легенды древних народов (асатыйру ауалиин), или же, что это ложь на Аллаха, а не откровение ниспосланное (и т.п.)».
То есть, шайтан наущает людей, подбрасывает сомнения им, что читаемое посланником есть ничто иное как колдовство, поэзия, легенды и сказки – это и есть подбрасываемое шайтаном. И Всевышний уничтожает это Своими аятами, опровергая это несокрушимыми доводами, ясными как свет знамениями.
Далее шейх пишит: «Доводом этому объяснению, а именно, что Аллах из мудрости Своей, испытывает людей этими подкидываниями шайтана, являются следующие аяты:
لِيَجْعَلَ مَا يُلْقِي الشَّيْطَانُ فِتْنَةً لِلَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ وَالْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُمْ ۗ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ لَفِي شِقَاقٍ بَعِيدٍ
«Он делает то, что подбрасывает дьявол, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены» (сура «аль-Хадж», 53).
Также об этом говорится в следующем аяте:
وَلِيَعْلَمَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِنْ رَبِّكَ فَيُؤْمِنُوا بِهِ فَتُخْبِتَ لَهُ قُلُوبُهُمْ ۗ وَإِنَّ اللَّهَ لَهَادِ الَّذِينَ آمَنُوا إِلَىٰ صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
«Пусть знают те, кому даровано знание, что это - истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура «аль-Хадж», 53).
Слова: «Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина» - указывают на то, что шайтан подбрасывает им, что якобы читаемое пророком, не является истиной. И следуют (шайтану) в этом несчастные, и это является испытанием для них. Верующие же, те, кому даровано знание, отвергают эти (наущения) и верят что (читаемое посланником) есть истина… Это есть испытание, однако нет ничего в чтении (пророка) из того, что подкинул бы шайтан от себя. И полное знание принадлежит Всевышнему Аллаху.
Следуя такому объяснению смысл того, что стирает Всевышний из подбрасываемого шайтаном - удаление (наущений) и указание на их недействительность, также невозможность оставление ими следа в сердцах верующих, и у тех, кому даровано знание.
Что же касается слов: «Потом Аллах утверждает Свои знамения (аяты)» - то есть, делает явным, показывает, что это откровение от Него, и что это есть истина…»
Во многих местах Всевышний рассказывает как неверные, сомневающиеся, попадают под наущения шайтана, под сеемые им сомнения. И Всевышний разъяснил в Своей Книге и в Сунне Своего пророка, что это есть испытание, экзамен (имтихан), и тем, кто искренен в своей вере, убежден в истинности послания, не добавляют эти испытания ничего, кроме веры и убежденности, а тем, чьи сердца больны, и поражены недугом, это не приносит ничего, кроме усиления их болезни.
Всевышний говорит:
وَمَا جَعَلْنَا أَصْحَابَ النَّارِ إِلَّا مَلَائِكَةً ۙ وَمَا جَعَلْنَا عِدَّتَهُمْ إِلَّا فِتْنَةً لِلَّذِينَ كَفَرُوا لِيَسْتَيْقِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا ۙ وَلَا يَرْتَابَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَالْمُؤْمِنُونَ ۙ وَلِيَقُولَ الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ وَالْكَافِرُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَٰذَا مَثَلًا ۚ كَذَٰلِكَ يُضِلُّ اللَّهُ مَنْ يَشَاءُ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ ۚ وَمَا هِيَ إِلَّا ذِكْرَىٰ لِلْبَشَرِ
«Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие, и чтобы спросили те, чьи сердца поражены недугом, и неверующие: «Что хотел Аллах этой притчей?». Так Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него. Это же - не что иное, как Напоминание для человечества» (сура «аль-Мудассир», 31).
Также Всевышний говорит:
وَمَا جَعَلْنَا الْقِبْلَةَ الَّتِي كُنْتَ عَلَيْهَا إِلَّا لِنَعْلَمَ مَنْ يَتَّبِعُ الرَّسُولَ مِمَّنْ يَنْقَلِبُ عَلَىٰ عَقِبَيْهِ
«Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять» (сура «аль-Бакара», 143).
Также в аяте:
وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤْيَا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلَّا فِتْنَةً لِلنَّاسِ وَالشَّجَرَةَ الْمَلْعُونَةَ فِي الْقُرْآنِ
«Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей» (сура «аль-Исра», 60).
«Искушением для людей» -
то есть испытанием, как сказал Всевышний:
أَذَٰلِكَ خَيْرٌ نُزُلًا أَمْ شَجَرَةُ الزَّقُّومِ * إِنَّا جَعَلْنَاهَا فِتْنَةً لِلظَّالِمِينَ * إِنَّهَا شَجَرَةٌ تَخْرُجُ فِي أَصْلِ الْجَحِيمِ
«Это угощение лучше или дерево заккум? Мы сделали его искушением для беззаконников. Это - дерево, которое растет из основания Ада»
(сура «ас-Саффат», 62-64)
Ибо, когда были ниспосланы эти аяты, многобожники сказали: «Вот проявилась ложь Мухаммада, потому как дерево не может расти на высохшей почве, как же оно будет расти в основание Ада?!»
Это из того, что подбросил им шайтан, из своего запаса сомнений. Но верующие верят в могущество Аллаха, и в то, что Он делает что пожелает, и эти аяты не добавляют им ничего кроме трепета перед Ним и стремления выполнять больше благих дел.
Далее шейх аш-Шанкытий, после приведенных аятов, пишет: «Буква «лям» в слове: لِيَجْعَل – указывает на сопряженность, сочетание с тем, что подкидывает шайтан с тем, что читают посланники, чтобы это было испытанием от Аллаха тем, чьи сердца поражены недугом».
То есть, в то время, когда читает посланник или пророк откровения Аллаха, Его Книгу, Его аяты, шайтан наущает и подкидывает сомнения тем, чьи сердца не желают истины. А не так, что он подкидывает в чтение посланников, или подкидывает в само откровение.
«И самым лучшим толкованием Корану является сам Коран, затем Сунна, и, исходя из этого, смысл этого слова (لِيَجْعَل) будет согласно словам в аяте:
لِيَجْعَلَ مَا يُلْقِي الشَّيْطَانُ فِتْنَةً لِلَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ وَالْقَاسِيَةِ
«Он делает то, что подбрасывает дьявол, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом»
То есть неверием и сомнениями (относительно истинности Ислама)».
И эти слова шайтана, и в целом эта «история журавлей», никак не могут стать испытанием для верующих и причиной их заблуждения.
Это вкратце то, что хотелось привести мне относительно этой истории, дабы не стали эти хадисы причиной сомнения для мусульман, и чтобы каждый из нас знал истинное толкование этих аятов, соответствующее пророческому пути.
И каждый верующий должен иметь твердое убеждение в том, что божественное послание не может содержать призыва к многобожию и неверию, и то, что любые попытки искажения послания пресекались Всевышним Аллахом, Который обещал защитить Своё откровение.
А также, каждый верующий должен быть убежден, что Посланник Аллаха (ﷺ) защищён от ошибок связанных с посланием, ибо это закон Божий, закон Аллаха и это Его религиозное решение.
И сам Посланник Аллаха (ﷺ), начиная с мекканского периода и до своей смерти, в Медине, все 23 года своего пророчества читал благородные аяты, в которых опровергал ложное поклонение кому-либо помимо Аллаха. Он всегда открыто заявлял о непричастности Ислама к этому, и заявлял о своей непричастности к любому виду многобожия и неверию, вместе со своей непричастностью к самим многобожникам и неверным.
Двадцать три года Посланник Аллаха (ﷺ) читал эти великие аяты:
قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ * لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ * وَلَا أَنْتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ * وَلَا أَنَا عَابِدٌ مَا عَبَدْتُمْ *
وَلَا أَنْتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ * لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,
а вы не являетесь поклоняющимися Тому, Кому поклоняюсь я. Я не являюсь поклоняющимся тем, кому поклоняетесь вы
и вы не являетесь поклоняющимися Тому, Кому поклоняюсь я. У вас - ваша религия, а у меня - моя!»» (сура «аль-Кяфирун», 1-6).
Да восхвалит Всевышний Аллах нашего пророка, последнего посланника к обитателям земли, Мухаммада, его семью, его сподвижников, всех, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня, и избавит их от всякого зла!