Дозволено ли получать плату за обучение Корану? - шейх аль-'Усэймин

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Дозволено ли получать плату за обучение Корану? - шейх аль-'Усэймин

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Дозволено ли получать плату за обучение Корану?

Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно слов Посланника Аллаха (ﷺ): «Поистине, самым достойным, за что вы получаете вознаграждение, является Книга Аллаха!» сказал: «Принятие платы за Книгу Аллаха имеет три вида:
Первый: Получать плату за чтение.
Второй: Получать плату за обучение Корану.
Третий: Получать плату за лечение Кораном.
Какой вид из этих трех видов имеется в виду в хадисе?
Мы говорим: Поистине, Сунна указывает на то, что в хадисе имеется в виду обучение и лечение. Что касается простого чтения, то доводы указывают на запретность этого. Например, некоторые люди в наши дни, когда кто-либо умирает, приглашают чтеца, который потом читает Коран. Затем те говорят, что это чтение посвящено для усопшей души. Это дело является запрещенным, поскольку не дозволено получать плату за простое чтение, а также это дело является религиозным нововведением. Ибо праведные предшественники (саляфы) не совершали подобное. Это является запретным со стороны платы за чтение, также со стороны того, что это дело является религиозным нововведением. А также это считается бесполезной тратой имущества. И никому не дозволено совершать подобное. Если он скажет: «это имущество принадлежит мне после смерти умершего», то мы тогда скажем ему: Да, оно твое, однако ты потратил его бесполезной тратой, а тратить имущество бесполезной тратой является запретным. А что можно сказать о том, когда он возьмет доли наследства детей умершего и потратит их напрасно? Грех этого будет более суровым. Также, поистине, умерший не получит пользы от этого чтения, даже если допустить, что прочитанное для умершего принесет пользу ему. Ибо он все равно не получит от этого пользы. Почему? Потому что чтецу не полагается награда от Аллаха, так как достижение награды до умершего является ответвлением подтверждения награды для чтеца. Чтецу же не полагается награда от Аллаха, поскольку он желает, посредством деяний Последней вечной жизни (ахиры), обрести мирское. Ведь любое дело, совершаемое для Последней вечной жизни, не дозволено совершать ради мирского, согласно словам Всевышнего Аллаха:
«Тем, кто желает мирскую жизнь и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (сура «Худ» 15-16 –аяты). Итак, этот вид получения платы за Коран является запретным, исходя из аята, который я процитировал вам.
Второй вид: Если человек получает плату за обучение Корану, сказав: «Я буду обучать тебя каждой суре за столько-то столько» то это, по наиболее правильному мнению, является дозволенным, исходя из того, что это входит в обобщенные слова Пророка (ﷺ): «Поистине, самым достойным, за что вы получаете вознаграждение, является Книга Аллаха!». Также согласно словам Пророка (ﷺ), которые были сказаны мужчине, который попросил Пророка (ﷺ) выдать за него замуж женщину, предложившую себя в жены Пророку (ﷺ): «Найди то, что можно дать в качестве брачного дара для невесты, даже если это будет железное кольцо». После чего тот отправился искать, но ничего не нашел. Затем Пророк (ﷺ) спросил его: «У тебя есть что–то из Корана?». На что он ответил: «Да, такая-то сура и такая-то». Пророк (ﷺ) сказал: «Я выдал ее замуж за тебя за то, что у тебя есть из Корана». Пророк (ﷺ) сделал брачным даром (махром) то, что тот будут обучать ту женщину Корану. А ведь брачный дар дают лишь имуществом, согласно словам Всевышнего:
«Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества» (сура «ан-Ниса»24). …
Итак, за обучение Корану дозволено брать плату, даже если он заключит стоимость договора, сказав: «Я буду обучать тебя за столько-то столько». Что касается платы в знак благодарности за обучение, то это без сомнения является дозволенным.
Третий вид: Если он получает плату за лечение Кораном, например больной идет к чтецу, который читает ему, чтобы тот излечился от своей болезни, то это также является дозволенным. Так как это будет воздаянием за его чтения, посредством которого желают излечение. А это взамен относится к мирскому, а это лечение. Это со стороны объяснения причины, что касается со стороны довода, то пришло в сахихе аль-Бухари хадис от Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах), что он однажды был в пути вместе с несколькими сподвижниками Пророка (ﷺ). После чего они остановились на ночь у одного бедуинского племени, и попросили их оказать им гостеприимство, однако те отказались. Затем Абу Са’ид и его спутники отошли в сторону. После этого Аллах пожелал, чтобы вождя этого племени ужалил скорпион. Люди стали стараться помочь ему, чем могли, дабы боль утихла, однако все было напрасно. Тогда один из них сказал: «Обратитесь к тем людям, которые остановились рядом с нами, быть может, среди них есть чтец». Затем несколько человек из этого племени пришли к этим сподвижникам и сказали им: «Поистине, наш вождь был ужален, есть ли среди вас тот, кто умеет читать заклинания?» Они ответили: «Да». После этого Абу Са’ид (да будет доволен им Аллах) отправился и прочел над больным суру «аль-Фатиха» семь раз. После чего тот поднялся, будто освободился от оков, и начал ходить, избавившись от боли. Однако сподвижники до этого сказали им, что они не будут читать над ним, пока те не дадут им вознаграждение за это. Затем те дали им стадо овец. Когда они получили стадо овец и пожелали поделить их между собой, то Абу Са’ид сказал: «Не делайте этого, пока мы не спросим Пророка (ﷺ). Абу Са’ид сказал это, принимая меры предосторожности. Когда они вернулись к Посланнику (ﷺ) и рассказали ему об этом, то Пророк (ﷺ) сказал: «Вы сделали правильно, возьмите и поделите, и выделите одну долю мне». После чего Пророк (ﷺ) засмеялся. Это довод на дозволенность принятия вознаграждений за лечение чтением Корана…
Итак, слова Пророка (ﷺ): «Поистине, самым достойным, за что вы получаете вознаграждение, является Книга Аллаха!» касаются лишь двух последних видов, а это - получение платы за обучение Корану и за лечения Кораном»
(См: «Шарх Булюг аль-Марам» 4\23-24)
И в заключении я воздаю хвалу Аллаху Господу миров!

Ответить

Вернуться в «ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ»