Некоторые положения связанные с зевотой

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Некоторые положения связанные с зевотой

Сообщение abu Zarr » 31 янв 2017, 12:26

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Некоторые положения связанные с зевотой

Cо слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْعُطَاسَ، وَيَكْرَهُ التَّثَاؤُبَ، فَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللَّهَ فَحَقٌّ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أَنْ يُشَمِّتَهُ، وَأَمَّا التَّثَاؤُبُ فَإِنَّمَا هُوَ مِنْ الشَّيْطَانِ فإذا تثاءَب أحدُكم فَلْيَرُدَّهُ مَا اسْتَطَاعَ، فإنَّ أحدَكم إذا تثاءَب ضَحِك منه الشيطانُ
«Поистине Аллах любит чиханье и не любит зевоту. И если чихнёт (человек), то пусть восхвалит Аллаха (т.е. скажет - «аль-хамду ли-Ллях»). И тогда каждый мусульманин, который услышит (это восхваление), обязательно должен сказать чихнувшему (да одарит тебя Аллах своей милостью - «ярхамукя-Ллах»). А что касается зевоты, то она от шайтана. И если кто-нибудь из вас станет зевать, то пусть подавляет зевоту насколько сможет. Ведь поистине шайтан насмехается над тем, кто зевает» (Хадис приводят Аль-Бухари, 6226, Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие).
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

إِذَا تَثَاوَبَ أَحَدُكُمْ فَلْيُمْسِكْ بِيَدِهِ عَلَى فِيهِ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَدْخُلُ
«Если кто-нибудь из вас станет зевать, то пусть закроет рот своей рукой, ибо поистине (через него) входит шайтан» (Хадис приводит Муслим, 2995).
В другой версии хадиса говорится:
إِذَا تَثَاوَبَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَلْيَكْظِمْ مَا اسْتَطَاعَ
«Если кто-нибудь станет зевать во время молитвы, то пусть подавляет зевоту как только может» (Хадис приводит Муслим, 2995).
Имам Ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) в толкование на этот Хадис, в «Фатху аль-Бари» писал: «Ибн Батталь говорил: «Что приписывание зевания к шайтану означает - приписывание к его желанию и стремлению (увидеть это у человека). То есть шайтан любит видеть человека зевающим, так как в этом положении состояние человека и его вид меняются, и шайтан начинает смеяться над ним. И не имеется в виду, что сам шайтан подталкивает к зеванию или способствует этому».
Ибн аль-‘Араби говорил: «Как мы разъясняли ранее, что каждое скверное (порицаемое) действие шари’ат связывает с шайтаном, так как оно, совершается с его участием (его побуждением им). А каждое благое действие шари’ат связывает его с ангелом, так как оно, совершается с участием его (желаемо им)». Он также говорил: «Причина зевания - переедание, которое в свою очередь является причиной лени, и это происходит через побуждение шайтана. А причиной чихания - малое употребление пищи, а малое употребление пищи в свою очередь является причиной бодрости, что происходит с участием ангела (желаемо им)».
Имам ан-Науауи говорил: «Зевание приписывается шайтану, потому как он (шайтан) призывает человека предаться страстным наслаждениям, откуда появляется и тяжесть тела, его вялость и сытость. Здесь также имеется указание на то, что следует остерегаться причины, которая может привести к (зеванию), а это - чрезмерность в употреблении пищи».
Слова Пророка (ﷺ): «И если кто-нибудь из вас станет зевать, то пусть подавляет зевоту насколько сможет» - то есть, пусть возьмёт причины для подавления её. И здесь не имеется ввиду, что он как сможет предотвратить это. Ведь если зевота находит на человека, то в действительности он не сможет предотвратить её. Поэтому смысл слов: «и если кто-нибудь из вас станет зевать» - то есть: захочет зевнуть. И как говорил аль-Кармани дозволено, чтобы слово, находящееся в прошедшем времени, имело смысл будущего.
Слова Пророка (ﷺ): «Ведь поистине шайтан насмехается над тем, кто зевает». В другой версии, от Ибн ‘Иджляна говорится:

فَإِذَا قَالَ: هَا ضَحِكَ مِنْهُ الشَّيْطَانُ
«А если он во время зевоты (откроет рот) и скажет: «А-а-а», то шайтан будет смеяться над ним» (Хадис приводят Аль-Бухари, 6223). В хадисе Абу Са’ида аль-Худри говорится: «Ибо поистине (через этот открытый рот) входит шайтан». Также в другой версии говорится: «Если кто-нибудь станет зевать во время молитвы, то пусть подавляет зевоту насколько сможет. Ибо поистине (через этот открытый рот) входит шайтан». Здесь (как мы видим) конкретизируется с совершением молитвы. Также приводит хадис ат-Тирмизи, от ‘Аля ибн ‘АбдиРрахмана, который передает от своего отца, а тот в свою очередь от Абу Хурэйры (да будет доволен им Аллах) словами: «Зевание в молитве от шайтана. И если кто-нибудь станет зевать во время молитвы, то пусть подавляет зевоту насколько сможет». Также этот хадис приводится у ат-Тирмизи и ан-Насаи, от Мухаммада ибн ‘Иджляна, который передал от Са’ида аль-Макъбари, а тот – от Абу Хурэйры с такими же словами. У Ибн Маджа хадис приводится от ‘Абдуллах ибн Са’ида аль-Макъбари, который передал от своего отца со словами: «Если кто-нибудь станет зевать, то пусть закроет свой рот рукой, не издавая (протяжных) звуков (подобных вою собаки), ведь поистине шайтан насмехается над таким».
Шаш шейх (имеется в виду шейх Ибн Хаджара - аль-Хафиз аль-‘Иракъый) в толковании на («Сунан») ат-Тирмизи писал: «Большинство хадисов, приводимых в двух сборниках «ас-Сахих», касаются зевания без конкретики, во всех случаях. В других же передачах этого хадиса есть конкретика, связанная с молитвой. И здесь существует вероятность того, что общие (упоминание зевания) конкретизируются нахождением человека в молитве. Так как у шайтана имеется крепкая цель, и он желает смутить молящегося во время совершения им молитвы. Также существует другая вероятность, а именно то, что зевание в молитве имеет более сильное порицание, чем зевание в другое время. Однако это не означает того, что вне молитвы это не является порицаемым действием».
Некоторые (учёные) считали, что абсолютное (общее) распространяется на частное (конкретизирующее) только тогда, когда приходит приказ, в отличии от запрета. И поэтому считали, что порицание охватывает все случаи (без конкретики), так как это от шайтана. Как об этом говорил ан-Науауи.
Ибн аль-‘Араби говорил: «Сдерживаться от зевания следует в любом случае, а особенно это касается молитвы. Так как время совершения молитвы наиболее значимо и имеет первостепенное положение, ибо зевание в молитве приводит молящегося к тому, что он теряет стойкость (намерения и его состояния, положения), что (приводит) к изменению его вида в молитве».
Что касается хадиса, который приводит Ибн Маджа, от Абу Са’ида аль-Худри, в котором говорится: «Не издавая (протяжных) звуков (подобных вою собаки)». В нём есть сравнение зевания том, что делает собака, и это указывает на скверность этого деяния и это побуждает нас избавляться от подобного действия. Ведь собака, когда зевает, поднимает свою голову, открывает широко свой рот, издавая вой. И зевающий, если начинает проявлять чрезмерность в зевании, становится похожим на собаку. И отсюда становится понятным, от чего смеется над ним шайтан, так как зевающий в таком состоянии становится предметом его забавы.
Что же касается слов в хадисе, который приводит Муслим: «Ибо поистине (через этот открытый рот) входит шайтан», то возможно здесь имеется в виду то, что шайтан входит по-настоящему. Однако даже если учесть то, что шайтан бежит (внутри человека), так же как и бежит кровь, то ведь он не властен над человеком, пока тот поминает Всевышнего Аллаха. А что касается зевающего, то в момент зевания, он не является из тех, кто поминает Аллаха, и шайтан овладевает им и входит в него по-настоящему.
Также возможно, что тут имеется в виду то, что «вхождение» - это овладевание зевающим. Потому что тот, кто заходит во что-либо, овладевает им.
А что касается приказа закрывать рот рукой, то это касается положения, когда при зевании открывается рот, и в этом случае следует закрыть рот рукой, или чем-то еще. И также касается положения, когда рот закрыт, однако следует положить руку на рот для сохранности и уверенности того, что он не откроется по причине зевоты.
И прикрыть рот, исходя из смысла этого приказа, можно рукой, также одеждой и чем-то другим, посредством чего осуществится поставленная задача, (чтобы рот не оставался открытым). Однако использование руки становится обязательным, если зевоту нет возможности остановить (прикрыть) чем-либо другим, помимо неё. И нет разницы в этом приказе между молящимся и не молящимся. Однако, как уже было упомянуто, что в отношении молящегося этот приказ усиливается. И такое действие во время молитвы (является дозволенным) и считается исключением.
Также приказано зевающему во время молитвы остановить чтение Корана, до тех пор, пока зевота не оставит его, дабы не нарушился порядок его чтения»
(см.: «Фатх аль-Бари» шарх к хадису 6226).


Какой рукой следует прикрывать рот во время зевания?

В этом вопросе среди учёных существовало разногласие. Некоторые учёные считали, что закрывать рот следует левой рукой. Так как левая рука предназначена для удаления (скверны), вреда. Согласно шариатскому правилу, в котором говорится, что правой стороне отдается предпочтение в том, что касается достойного, а левой – в том, что касается презренного.
Аль-Манауи говорил: «Слова: «то пусть закроет свой рот рукой» - касаются внешней стороны левой руки. Также упоминалось и совмещение. Однако левой рукой прикрывать рот лучше, и это из полноты выполнения данного приказа. Хотя если рот будет закрыт правой рукой, то и таким способом будет выполнена Сунна. Но если прикрывать рот правой рукой, то нужно это делать тыльной стороной, в отличии от левой» (см.: «Файду аль-къадир», 1/404).
То же самое говорил и имам ас-Саффариний (да будет милостив к нему Аллах), передавай от своего шейха ат-Тагълиби, который говорил: «Если ты прикрываешь свой рот во время зевания левой рукой, то делай это внешней стороной, а если правой – то тыльной (внутренней, ладонью)» (см.: «Гъаза аль-альбаб», 1/348).
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если зевота нашла на человека, то следует закрыть рот левой рукой, так как это из защиты от скверного, а шайтан является скверным. И следует при этом прижимать внешнюю сторону руки ко рту, так как это указывает на защиту и запрет (проникновения), защиту от шайтана и запрет его вхождения» (см.: «Фатауа уа расаиль Мухаммад ибн Ибрахим», 2/182).
Шейха аль-‘Усэймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили о том, какой рукой закрывал рот Посланник Аллаха ﷺ во время зевания?
На что он ответил: «Мне не известно о том, как закрывал рот (то есть какой рукой) во время зевания Пророк ﷺ. Однако известно, что Он приказал это делать, когда обратился к одному мужчине – или женщине – то есть закрыть рот. Он запретил открывать его во время зевания, по мере возможности. Но если всё же это случилось, то нужно закрыть рот рукой. Правой или левой – (не важно), главное чтобы рот не был открытым во время зевания» (см.: «Фатауа нурун ‘аля ад-дарб», 13/61).


Прибегание к Аллаху («аль-исти’аза») от зевоты

Некоторые учёные нашего времени, такие как Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), Постоянный Комитет по фетвам КСА во главе с ним, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад и другие дозволяли прибегать к Аллаху после зевания или от самого этого действия. Вот некоторые их фетвы относительно этого:
1 – Фетва Постоянного Комитета по фетвам КСА, (5/320), во главе с шейхом Ибн Базом (да будет милостив к нему Аллах): «В основе нет указания (в Коране и Сунне) относительно прибегание к Аллаху после зевания. Указание есть на то, чтобы сдерживать зевоты по мере возможности. Но если человек всё же прибегнет к Аллаху от (проклятого) шайтана, будь это в молитве или же в обычное время, то не будет на нём греха».
2 – Шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах) спросили: Какого положение прибегания к Аллаху во время зевания? Есть ли доказательство на совершение этого действия?
Шейх ответил: «Нет проблем в том, чтобы прибегнуть к Аллаху во время зевания, так как оно от шайтана. Однако не пришло (в Коране или Сунне) доказательства указывающего на желательность этого действия! Пророк ﷺ сообщил нам о том, что: «Зевота от шайтана, и если станет зевать кто-либо из вас, то пусть сдерживает её по мере возможности». В другой версии хадиса сказано: «Пусть закроет свой рот рукой». Это указывает на то, что зевота от шайтана. И если человек скажет: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (а’узу би-Лляхи минаш-шайтани ар-раджим), то нет в этом проблемы. Однако какого-то довода на это от Пророка ﷺ нет» (см.: https://www.binbaz.org.sa/noor/495).
3 – Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) также говорил: «… Многие учёные поступали так (прибегали к Аллаху от шайтана во время зевания), так как они знали, что зевание от шайтана, поэтому делали так. Вместе с этим мы не знаем, чтобы в Сунне был на это какой-то довод. Да, нет сомнений, что зевание от шайтана, и мусульманину дозволено, в случае если на него находит лень или же случается с ним что-то, что может навредить ему, прибегнуть к Аллаху от проклятого шайтана. Также дозволено больше поминать Аллаха и больше произносить восхвалений на Пророка ﷺ (салауат). Однако мы не знаем, чтобы был какой-то конкретный довод на это. И если человек станет прибегать к Аллаху во время зевания, зная, что оно от шайтана, то нет в этом проблем. Но вместе с этим мы не говорим, что такое действие из Сунны, так как нет на него доказательства» (см.: https://www.binbaz.org.sa/noor/551).
4 – Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад (да хранит его Аллах) говорил: «Если человек станет прибегать к Аллаху от шайтана во время зевания, учитывая (и зная) то, что оно от шайтана, не имея убеждения, что это Сунна, на которую указал Посланник Аллаха ﷺ, то нет в этом проблем. Если же он будет считать, что это Сунна, или скажет: «Что человеку узаконено во время зевания говорить то-то и то» - это не будет правильным! Однако, если он, во время зевания, вспомнить, что это от шайтана, и станет прибегать к Аллаху по причине этого, без убеждения на то, что это из Сунны, то нет в этом проблем» (см.: «Шарх сунан Аби Дауд», 17/492).
Другие же учёные считали, что нужно ограничится тем, на что указал Посланник Аллаха ﷺ. Как например, шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах), когда отвечал на вопрос о прибегании к Аллаху во время зевании, сказал: «Такое не пришло (в Сунне). Нет на это указания! То есть, чтобы человек во время (или после) зевания говорил: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (а’узу би-Лляхи минаш-шайтани ар-раджим). Всё, что пришло (в Сунне), так это, чтобы человек сдерживал зевоту по мере возможности. А если он не сможет сдержать, то пусть закроет свой рот рукой. На это указал Пророк ﷺ, и он не велел прибегать к Аллаху и говорить: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (а’узу би-Лляхи минаш-шайтани ар-раджим)!
А если кто-то скажет: «А разве не сказал Аллах:

وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«А если наущения шайтана станут постигать тебя, то прибегай к защите Аллаха, ибо поистине Он - Слышащий, Знающий» (сура «Фусылят», 36).

И также Пророк ﷺ сообщил о том, что зевание от шайтана?»
Ответ: Всё правильно! И Пророк ﷺ сообщил нам о том, что это от шайтана. Однако наущение, о котором говорится в аяте, - это побуждение шайтана к дурному, через оставление обязательного или совершение запретного. И если человек почувствует это (наущение, побуждение шайтана), то пусть скажет: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (а’узу би-Лляхи минаш-шайтани ар-раджим). А что касается зевания, то Пророк ﷺ разъяснил то, что необходимо делать и как должен поступать человек при этом»
(см.: https://youtu.be/8LbxSBcStQU).


https://youtu.be/8LbxSBcStQU

И Аллаху обо всём этом ведомо лучше.

Марат Абу Зарр, 1438 г.х.

Вернуться в «ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)»