Адабы, касающиеся саляма

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Адабы, касающиеся саляма

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

Адабы, касающиеся саляма
Передается о том, что однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, проходя мимо детей, поприветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал Пророк (ﷺ)» (аль-Бухари 6247).
Также передается о том, что Ибн ‘Умар приветствовал детей, обучающихся в начальной школе (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1044. Хадис достоверный).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк (ﷺ) говорил: «Если кто-либо из вас явится в маджлис, то пусть поприветствует их (салямом). А ко-гда сядет и после чего (вновь) пожелает подняться, то пусть поприветствует (салямом) до того, как покинет маджлис…» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1008. Хадис достоверный).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что он слышал, как Пророк (ﷺ) говорил: «Тот, кто встретит своего брата (в Исламе), пусть поприветствует его (салямом). И если разъединит их дерево или стена, после чего он встретит его (снова), то пусть вновь поприветствует [1] его» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1010. Хадис достоверный. См.: "Сахи-ха" 186).
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что когда сподвижники Пророка (ﷺ) шли вместе, и когда им по пути встречалось какое-либо дерево, то одна группа из них уходила в правую сторону от него, а другая - в левую. Когда они встреча-лись, обойдя его, то вновь приветствовали друг друга (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1011. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 183).
Микдад ибн Асуад, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что когда Пророк (ﷺ) возвращался ночью, то приветствовал тех, кто был в комнате, приветствием, которое не будило спящего и которое мог услышать неспящий. (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1028. Хадис достоверный. См.: " Адабуль-Зифаф" 168-169).
Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не дозволено мусульманину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 985. Хадис достоверный. См.: "Ируа аль-гъалиль" 2029).
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды Пророк (ﷺ) сказал ей: «Джибриль передал тебе салям». На что она ответила: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1116. Хадис достоверный).
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллаха) сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде, чем поприветствовать, то не отвечайте ему!» (Ибн ан-Наджар. Хадис хороший. См.: "Сахих аль-джами’" 3699).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если он пришел и не сказал: «Ас-Саляму алейкум», - то скажи: «Нет, пока ты не придешь с ключом – т.е. приветствием (салямом)» (аль-Бухари "Адабуль-Муфрад"1067. Хадис достоверный).
'Ата говорил: «Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Когда чело-век говорит: "Можно войти?", - не поприветствовав предварительно, то скажи: "Нет, пока не явишься с ключом". После чего я сказал: "Это – салям?". На что он ответил: "Да"» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1083. Хадис достоверный).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Едущий верхом приветствует идущего пешком, идущий – сидящего, а меньшее количество людей приветствует большее количество» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 995. Хадис достоверный).
Джабир, да будет доволен им Аллах, говорил: «Едущий верхом приветствует (салямом) идущего пешком, идущий пешком - сидящего, а среди идущих пешком лучшими являются те, которые приветствуют первыми» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 983. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 1146).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Младший приветствует старшего, идущий – сидящего, а меньшая группа – большую» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1001. Хадис достоверный. См.: "Сахиха" 1149).

Выводы по главе:
Таким образом, нам, по милости Аллаха, стали ясны некоторые вопросы:
Первый: Приветствие детей. К сожалению, эту сунну оставили многие, кроме тех, над кем смило-вался Аллах. Мусульманин всегда должен стремиться к Сунне и к ее оживлению. Стре-миться следовать за Пророком (ﷺ) и его благородными сподвижниками, очищать себя от высокомерия и приучать детей к Сунне и благопристойному поведению, распространяя среди них салям.
Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В приветствии детей имеется обуче-ние их к шариатскому этикету (адабу). Также в нем сбрасывание старшими с себя одежды высокомерия, их скромное поведение и благожелательность» (См.: "Аль-Фатх" 11/33).
Если мусульманин считает себя выше того, чтобы поприветствовать салямом детей, то пусть вспомнит Посланника Аллаха (ﷺ) - господина сынов Адама, который обладал величайшим нравом и скромностью, и проявлял милость даже к детям. Сказал Всевыш-ний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (аль-Ахзаб, 21).
Второй: Приветствие мусульман, независимо от того, знаком человек с ними или нет.
Третий: Когда кто-либо приходит в маджлис (заседание) мусульман, то ему желательно поприветствовать присутствующих на маджлисе.
Четвертый: Если кто-либо покидает маджлис мусульман, то ему также следует поприветствовать маджлис до того, как он покинет его.
Пятый: Если мусульмане будут идти вместе и во время пути их разъединит что-либо, например, стена или дерево, то когда они встретятся вновь, желательно им поприветствовать друг друга. Даже если человек виделся со своим братом в Исламе только недавно, то все равно следует поприветствовать его при новой встрече.
Упущением некоторых мусульман является то, что когда они встречаются в каких-либо учреждениях, то приветствуют друг друга в начале их встречи, а когда видятся еще раз или несколько раз, то уже не приветствуют друг друга, полагая, что первое привет-ствие при встрече является достаточным. Такой поступок со стороны мусульман проти-воречит Сунне Пророка (ﷺ), как выше, по милости Аллаха, мы узнали об этом.
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда По-сланник Аллаха (ﷺ) вошел в мечеть, туда же вошел один мужчина, который совершил намаз, а потом обратился с приветствием к Пророку (ﷺ). Пророк, ответив на привет-ствие, сказал: «Вернись и соверши намаз, ибо ты не совершил намаз!». Тот совершил намаз так же, как и прежде, а потом опять подошел к Пророку (ﷺ) и поприветствовал его. Пророк (ﷺ), после того, как ответил на его приветствие снова, велел ему: «Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!» (аль-Бухари 757).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел этот хадис в "Рийадус-Салихин" в главе «О желательности снова приветствовать тех, с кем человек встречается неоднократно, оказываясь поблизости от них, когда он входит (куда-нибудь), потом выходит, а потом снова входит, или же когда двоих разделяет дерево или какая-нибудь другая преграда».
Это является сунной, поэтому мусульманину следует поприветствовать своего брата в Исламе, добиваясь этим награды и любви, несмотря на то, что он уже приветствовал его незадолго до этого.
Шестой: Если мусульманин возвращается откуда-либо поздно, то салям желательно давать так, чтобы не разбудить спящих.
Седьмой: Если мусульманин поссорился со своим братом по вере, то ему не дозволено не общаться с ним более трех дней. И чтобы выйти из этого бойкота, ему достаточно поприветствовать своего брата, с которым он поссорился. Этим самым он выходит из бойкота и избегает противоречия Пророку (ﷺ) который сказал: «Не дозволено мусульма-нину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встре-чаются и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма».
Слова Пророка (ﷺ) : «И лучший из них тот, кто первым начал с саляма», - указывают на то, что приветствия достаточно, чтобы выйти из бойкота, как на это указал шейх Мухаммад Са'ид Раслян, когда разбирал этот хадис.
Исключением из этого правила являются приверженцы религиозных нововведений, так как их не приветствуют, не отвечают на их приветствие и не усаживаются с ними, пока они не оставят свои новшества и не вернутся к истине.
Имам аль-Багъауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сообщил Пророк (ﷺ) о разделе-нии этой общины и проявлении в них страстей и новшеств. И он передал, что спасутся те, кто последовал его Сунне и Сунне его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Поэтому если му-сульманин увидит какого-нибудь мужчину, который перенял что-то из страстей и новшеств, или же пренебрегает Сунной, следует покинуть его, отказаться от него и оставить его, будь он живым и мертвым. Следует не приветствовать его, если встретит, и не отвечать на его салям, если он поприветствует первым, пока он не оставит свое новшество и не вернется к истине.
Что касается запрета покидать брата мусульманина больше трех дней, то это касается того случая, когда происходит между ними упущение в отношении братских и дружеских прав, без того, чтобы это касалось религии. А что касается приверженцев страстей и нововведений, то их покидают на постоянно, пока они не принесут покаяние Аллаху[2]»
(См.: аль-Багъауи «Шарх Сунан» 1/224).
Также исключением являются те мусульмане, которые публично совершают прегрешения. Если в неприветствии и бойкотировании их есть шарит’аская польза, то узаконено бойкотировать подобных мусульман.
Но если в этом будет больше вреда, чем пользы, то в таком случае бойкотировать их не узаконено.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, цель в бойкотировании заключается в удержании от порицаемого того, кого бойкотируют, и чтобы послужило это ему воспитанием, а также чтобы (простой) народ отказался от того, на чем тот.
Если польза прекращения отношений будет преобладающей так, чтобы это привело к уменьшению и скрытию вреда, то такое бойкотирование будет законным. Если же разрыв отношений не сдержи-вает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а порывающий отношения слаб, и это наносит лишь больший вред и вред преобладает над пользой, то в этом случае бойкотирование не бу-дет законным.
Напротив, приближать некоторых людей (к себе) будет более полезным, чем их бойкотирова-ние, так же как бойкотирование некоторых будет более полезным, чем приближать их (к себе). И поэтому Пророк (ﷺ) приближал некоторых (к себе), а других бойкотировал»
(См.: «Маджму’ Фатауа» 28/204-206).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, также в отношении того, кто совершает порицаемое, сказал: «Если это человек скрывает это и не совершает это пуб-лично, то порицают его тайно и не разглашают его грех, кроме как если его вред не затрагивает других.
Если мужчина сделал ему тайно насыху и порицание и после этого тот не оставил (порицаемое), то тогда этот мужчина предпринимает другие действия, которые могут удер-жать того, как бойкотирование и прочее, если это принесет пользу в религии»
(См.: «Маджму’ Фа-тауа» 28/217).
Исхакъ ибн Мансур спросил Имама Ахмада: «Если мы будем проходить мимо людей, которые играют в нарды, то должны ли приветствовать их салямом?» Он ответил: «Они не достойны того, чтобы их приветствовали» (См.: аль-Халляль «Амр биль-Ма’руф уа ан-Нахи ‘аниль-Мункар», стр. 94).
Ма’афи ибн ‘Имран относительно вопроса, когда человек проходит мимо людей, со-вершающих некоторые порицаемые деяния, приветствует ли он их, ответил: «Если он хочет приказать им одобряемое и удержать их от порицаемого деяния, то пусть поприветству-ет, в противном случае, если не желает этого сделать, то пусть не приветствует их» (См.: Абу Дауд «Масаилюль-имами Ахмад», стр. 280).
Восьмой: Узаконено передавать через кого-то салям для кого-то, а тот же, кому он адресован, должен ответить ему как только получит салям, даже если тот, кто передал салям отсутствует.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды ангел Джибриль явился к Пророку (ﷺ) и сказал: «О Посланник Аллаха, Хадиджа принесла посуду, в которой приправа к хлебу, или еда или питье. Когда она подойдет к тебе, передай ей салям от ее Господа и от меня, и обрадуй ее благой вестью о том, что в Раю ждет ее дом из полой жемчужины, где не будет ни шума, ни усталости»» (аль-Бухари 3820).
Передается со слов ‘Амира, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, я считаю обязательным отвечать на письмо, как обязательно отвечать на салям (приветствие)» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1117).
Шейх Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Этот хадис подтверждает обязанность отвечать на письма и послания, как и обязанность отвечать на салям» (Cм.: «Шарх китаб «аль-Адабуль-Муфрад» 5/4347).
Также когда Пророк (ﷺ), передал Айше салям от Джибриля, на что она ответила Джибрилю, сказав: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)".
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал следующее: «Говорили наши товарищи: "Ответить на салям является обязательным тот же час. Также если передали ему салям от отсутствующего на бумаге, то необходимо ответить ему словами в тот же момент как он прочитает его» (См.: "Шарх Муслим" 15/211).
А что касается того, обязан ли тот, через кого передали салям, донести салям тому, кому передали, то как говорят ученые, он обязан, если взял на себя обязанность донести его. Так как является обязательным оберегать и соблюдать доверенную ответственность (аману), которую человек принимает на себя, поскольку всеобщие аяты и хадисы указы-вают на обязанность соблюдения аманы и ее выполнения.
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу хадиса Айши, да будет до-волен ею Аллах, сказал: «В этом хадисе указание на желательность передавать салям. А тому, через кого передали, является обязательным донести его» (См.: "Шарх «Сахих» Муслим" 15/211).
Однако если он не взял на себя обязанность донесения саляма, то не является для него обязательным донести его. Например, он говорит тому, который возлагает на него передачу саляма: "Я не беру на себя ответственность за это". Или же говорит: "Ин ша Аллах", - связывая это с желанием Аллаха, и при этом не обещает ему. Но если он скажет: "Я донесу его, ин ша Аллах", - и при этом намеревается выполнить это, то для него явля-ется обязательным донести его, так как он вознамерился выполнить взятое обещание. А лучше об этом известно Аллаху! (См.: шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 26).
Девятый: Приветствовать следует прежде, чем задавать вопрос.
Десятый: Прежде чем просить разрешение войти, следует поприветствовать.
Одиннадцатый: Едущий верхом приветствует идущего пешком.
Двенадцатый: Идущий пешком приветствует – сидящего.
Тринадцатый: Меньшее количество людей приветствует большое количество.
Четырнадцатый: Младший приветствует старшего.
Пятнадцатый: Среди идущих пешком, или среди едущих верхом лучшими являются те, которые первыми дают салям. Однако, если среди идущих пешком, или едущих вер-хом имеются младшие, то младшие первыми приветствуют старших, как об этом говорил Ибн Рашад (См.: "Фатх" 11/17).
Но если же кто-либо нарушит этот адаб, как например, идущий пешком поприветствует едущего верхом, старший – младшего и большое количество - меньшую, то нет в этом проблем, и он, ин ша Аллах, получит награду за распространение саляма. Однако действовать в соответствии с хадисом лучше. Имам ан-Науауи, процитировав эти хадисы, сказал: «Все это является желательным (мустахабом), но если поступают наоборот, то это дозволено, хотя действовать по хадису лучше» (См.: "Шарх «Сахих» Муслим" 14/141).
Аллах же знает об этом лучше!

_____________________
[1] В арабском языке существует два определения приветствия: «ат-таслим» – приветствие салямом и «ат-тахийат» – просто приветствие. В данной статье под словом «приветствие» следует понимать именно ат-таслим, т.е. приветствие салямом. По этой причине мы и внесли выше, после всех слов «приветствие» в скобках слово «салямом». Во многих русскоязычных переводах не делается таких уточнений и пишется слово «приветствие», что понимается многими далекими от понимания арабского языка читателями, как вообще любое приветствие, вследствие чего такие неумудренные знанием читатели попадают в казусы. Например, прочитав в таких переводах хадис "Не приветствуйте первыми людей Писания", они, войдя в какое-нибудь заведение, из-за боязни совершить запретное, упорно молчат, не здороваясь ни с кем из сидящих там немусульман. Хотя в хадисе приходит запрет на приветствие первыми неверных именно салямом. Далее по тексту мы в некоторых местах оставляем слово «приветствие» без слова «салямом», надеясь на то, что данное объяснение будет достаточным для людей разумеющих. – Примечание переводчика.

[2] Необходимо избегать и остерегаться заблудших и различных сектантов, таких как террористы-хариджиты, секта Ихуануль-Муслимун, кутбисты (последователи С. Кутба и Мухаммада Кутба), такфири-ты, группировка "Талибан", партия "Хизбут-Тахрир", Аль-Каида, ИГИЛ и другие заблудшие приверженцы религиозных нововведений. – Прим. переводчика.

Отрывок из статьи: «Положение саляма в Исламе» подготовленной Абу Сумаей Казахстани

Ответить

Вернуться в «ЭТИКЕТ И НРАВСТВЕННОСТЬ (АДАБ)»