Положение совершения молитвы в одиночку позади ряда

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Положение совершения молитвы в одиночку позади ряда

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Положение совершения молитвы в одиночку позади ряда

Шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Возник спор между молящимися относительно того человека, который войдя в мечеть и обнаружил, что уже намаз начали и ряд переполнен, и не осталось место для него в ряду. Дозволенно ли, чтобы он вытянул одного человека из этого переполненного ряда для того, чтобы получил возможность совершать намаз в ряду? Или же он совершает намаз в одиночку позади ряда? Или что ему делать?».
Ответ: «Относительно этого вопроса существуют три положения: Когда человек пришел и обнаружил, что уже ряд переполнен, то он либо совершает намаз в одиночку позади ряда, либо вытягивает из ряда одного молящего и совершает намаз вместе с ним либо направляется к имаму и совершает намаз рядом с ним справа от него. Это три описания, когда он входит в намаз. Либо он не совершает намаз с этим джама’атом, а оставляет их. Что выбрать из этих четырех вариантов?
Мы говорим: Предпочтением из этих четырех положений является то, чтобы человек совершал намаз в одиночку позади ряда и молился с имамом, поскольку является обязательным выстаивать намаз с джама’атом и быть в ряду. Если же он одно из этих обязательств не в состоянии совершить, а это быть в ряду, то остается другая обязанность, а это намаз с джама’атом. В таком случае мы говорим: Совершай намаз с джама’атом позади ряда, чтобы обрести достоинство джама’ата, а стояние в ряду в таком случае для тебя не является обязательным, так как ты не в состоянии этого сделать. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). И свидетельствует этому то, что женщина стоит в одиночку позади ряда, если не бывают с ней женщин. Это потому, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин. В связи с тем, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин, она совершает намаз одна.
Поэтому от мужчины, который пришел в мечеть в то время, когда ряд уже переполнен и не осталось для него свободного места, отпадает от него выстаивание молитвы в рядах и становится для него обязательным совершить намаз с джама’атом. Поэтому пусть он совершает намаз позади ряда. Что касается того, чтобы он вытянул кого-нибудь из ряда, дабы совершить намаз с ним в одном ряду, то так делать не следует, так как подобное приводит к трем последствиям:
Первое: Открытие отверстия в ряду. И это противоречит тому, что велел Пророк (ﷺ) относительно сплоченности и закрывания промежутков между рядами.
Второе: Перенесение того, кого вытянули из лучшего ряда, к менее лучшему. Подобное является из видов преступлений в отношении молящегося (которого вытянули к менее достойному месту).
Третье: Расстройство и нарушение его намаза, поскольку если вытянут этого молящего, то непременно в его сердце произойдет движение, это также является из преступлений в отношении его.
Что же касается третьего положения, когда он направляется к имаму и совершает намаз с право от него, то этого делать не следует. Так как имам должен выделяться своим местом от тех, которые следуют за ним в намазе, так же, как выделяется от них тем, что он опережает их со словами и делами. Произносит «Аллаху Акбар» прежде них, совершает руку’ (поясной поклон) до них, а также и суджуд (земной поклон) прежде них. Таким же образом он должен выделяться от них своим местом. И это руководство Пророка (ﷺ), чтобы имам был во главе тех, которые следует за ним в намазе. И соответствие этого очевидно, так как имам должен выделяться и отличаться от них своим местом. Поэтому, если кто-нибудь из молящихся станет рядом с ним, то устранится это особенность, которой выделяться должен только имам в намазе.
Что касается четвертого положения, а это оставление джама’ата, то нет никакой основы этому также. Ибо совершение намаза с джама’атом является обязательным, так же, как и пребывание в рядах. Если же он не в состоянии совершить одно из этих обязанностей, то не отпадает другая обязанность по причине того, что он не смог совершить первую обязанность»
(см.: Шейх ибн Усаймин «Мажму' фатауа уа расаил» 15\204).

Подготовил: Абу Сумая Казахстани
1432 х. - 2011г.

Ответить

Вернуться в «МОЛИТВА - НАМАЗ (АС-САЛЯТ)»