Спадает ли по невежеству обязанность абсолютно?

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Спадает ли по невежеству обязанность абсолютно?

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Спадает ли по невежеству обязанность абсолютно?

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил в "Арба’ин ан-Науауи": «Если спрашивающий спросит: "Мужчине, который плохо помолился, Пророк (ﷺ) не велел прочесть заново все прошлые намазы, несмотря на то, что он сказал, что он не может лучше прочесть, кроме того что он может. Какой ответ на это, вместе с тем, что вы говорите: "Поистине, если человек не совершил что-то из обязанностей по невежеству, то он заслуживает оправдания тем, что от него отпадает грех, однако необходимо ему совершить то, что упустил из обязанностей?!
Мы, отвечая на это, говорим: "В этом вопросе среди ученых существует разногласие: Отпадает ли обязанность абсолютно по невежеству, или отпадает по невежеству лишь тогда, если человек не пренебрегал, но если он пренебрегал, то не оправдывается?
Внешне указывает на то, что обязанности отпадают по невежеству тогда, когда невозможно их исправить в свое время, которое было установлено для них. Усиливает это (мнение) хадис, который мы упомянули выше, когда Пророк (ﷺ) не повелел мужчине возместить прошедшие намазы, однако велел ему возместить нынешний намаз, ибо его возможно исправить, потому что он сейчас является тем, с кого нужно требовать это, так как есть время, чтобы исправить его.
Из этого разветвляется следующий важный вопрос: Многие из невежд не ведают о том, что девушка, к которой преждевременно пришла менструация, обязывается соблюдением поста (сыяма). Они же полагают, что девушка не обязывается соблюдением поста, кроме как если ей исполнится пятнадцать лет. Например: Менструация пришла к ней в возрасте одиннадцати лет, и она 4 года не соблюдала пост. Теперь, разве мы обязываем ее возмещением поста?!
Ответ: Мы не обязываем ее, поскольку она не знала и не пренебрегала этим, ибо не был при ней тот, кого она спросила бы, и еще в добавок ее семья говорит ей: "Ты являешься еще маленькой, и нет на тебе ничего". И точно также и не обязываем, если она не совершала и молитву.
Подобных людей мы оправдываем, поскольку все обязанности не обязываются, кроме как со знанием, исходя из слов Всевышнего Аллаха:
"Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника" (аль-Исра,15). Да, если человек пренебрегал, то мы его обязываем. Например: Некий простолюдин говорит мужчине: "О такой-то, для тебя является обязательным то и то. Он же ему отвечает: "Оно не является обязательным ". Тот говорит ему: "Тогда спроси ученых!". На что он отвечает: "Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известным. А ведь они станут вам известным, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный" (аль-Маида, 101). О таком поступке человека мы говорим: "Поистине, он является пренебрегающим, и поэтому мы его обязываем этим".
А если эта обязанность, которую он оставил по невежеству, касается права другого человека, как, например, вопрос закята, подобно мужчине, который на протяжении нескольких лет не выплачивал закят, и имущество, которое при нем, уже достигло закята и срока, который обязывает его выплатить закят, однако сам же он не знает, что должен выплатить из своего имущества закят, то в таком случае мы его обязываем выплачиванием закята за прошедшее время. Так как у закята нет установленного времени, которое проходит по истечению его. Даже если он преднамеренно не выплачивал закят пять лет, то обязывают его выплачиванием закята.
В таком случае мы обязываем его выплачиванием закята, даже если он не знал, так как здесь касается прав человека, которому принадлежит этот закят. Однако мы его не обвиняем в грехе, поскольку он не знал.
Важно, что этот хадис подкрепляется Кораном, как мы узнали выше [1]. Необходимо человеку рассмотреть случаи, в которые произошли забывчивость, невежество или принуждение, решительным рассмотрением и милосердным.
Решительное рассмотрение: Это когда он обязывает человека, если он знает, что тот пренебрегал.
А рассмотрение, в котором проявляется милость: Это когда он знает, что тот не пренебрегал. Однако он является невеждой, который не знает ничего.
Наш шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Са'ди (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно спорных вопросов: "Если человек совершил и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним сурово. Напротив, рассмотри это с легкой стороны и поступи с ним согласно с этим, поскольку это дело уже завершилось. Однако запрети ему, чтобы он не совершал этого впредь»
(См.: «Арба’ин ан-Науауи» стр. 302-303)
.
_____________________________________
[1] - Т.е. хадис в "арбаин ан-Науауия", который по счету идет 39 в котором было сказано: «Поистине, Аллах простил моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены!» . – Прим. переводчика.

Ответить

Вернуться в «МОЛИТВА - НАМАЗ (АС-САЛЯТ)»