дополненное и переработанное
Подготовил:
Абу Сумая Казахстани
1436х - 2014г.
РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ПОСТА И ЕГО УСЛОВИЯХ В МЕСЯЦ РАМАДАН
Каково положение поста в месяц Рамадан?
Об опасном положении тех, кто разговляется раньше времени в месяц Рамадан
О тех, кто возвеличивает месяц Рамадан, но не возвеличивает намаз
Как определяется возраст совершеннолетия юношей и девушек для выполнения обязанностей, возложенных на них Всевышним Аллахом?
Воспользуйтесь этим месяцем Рамадан!
Небольшое напоминание тем, кто застал месяц Рамадан
Не откладывайте праведные и добрые дела на потом!
Подготовка к встрече Священного месяца Рамадан
Каково положение поста детей в месяце Рамадан?
Как определяется начало месяца Рамадан по шариату?
Должны ли все мусульмане во всех уголках мира начинать поститься и завершать его по причине того, что некое государство увидело новолуние?
Как начинают поститься мусульмане, проживающие в местности, где не определяют начало Рамадана по шариату?
Что такое пост в месяц Рамадан?
О сути Поста
Достаточно ли намерения поститься в месяц Рамадан, сделанного в начале этого месяца, или необходимо подтверждать намерение каждую ночь Рамадана?
Пользы сухура, приема пищи перед рассветом с намерением соблюсти пост
Какое положение еды и питья, когда муаззин возвещает о наступлении рассвета, или после окончания азана человек продолжает совершать сухур, особенно когда он не знает точное время наступления утренней зари (фаджра)?
О необходимости спешить с разговением
О достоинстве разговить постящегося
У постящегося две радости во время разговения
Что делать постящемуся, если он не может найти ничего для разговения?
Будьте терпеливы, о мусульмане!
РАЗДЕЛ О ТОМ, ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ, А ЧТО НЕТ
Возмещает ли пост тот, кто по незнанию поел, попил или совершил половой акт с женой в дневное время Рамадана?
Нарушается ли пост мусульманки, которую муж заставил совокупляться с ним в дневное время Рамадана?
Нарушается ли пост человека, когда он кричит и ругается в порыве гнева в дневное время Рамадана?
Если кто-либо будет ругать постящегося или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь» — это надо говорить вслух или про себя?
Нарушается ли пост, если человек твердо вознамерился разговеться, несмотря на то, что он еще не ел и не пил?
Какое положение разговения в дневное время месяца Рамадан без приемлемого с точки зрения шариата оправдания?
Условия покаяния
Какое положение того, кто соблюдал добровольный пост в день Арафа, в то время как на нем лежит обязанность поститься пропущенные дни поста месяца Рамадан?
Что дозволено постящемуся мусульманину в его отношениях с женой?
Нарушается ли пост, когда из мужского полового органа выделяется прозрачная жидкость (аль-мази)?
Поллюция нарушает ли пост?
Если человек чувствует приближение семяизвержения, но оно по какой-то причине не вы-шло, обязательно ли ему совершать большое омовение?
Нарушается ли пост того, кто занялся онанизмом?
Нарушает ли хиджама пост?
Нарушается ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?
Нарушает ли пост выход крови?
Нарушает ли отрыжка пост?
Нарушает ли глотание слюны пост?
Какое положение глотания мокроты?
Каково положение использования мази во время поста для устранения сухости на губах?
Обязательно ли возмещение, если рвота возникла непроизвольно в дневное время месяца Рамадан?
Какое положение постящегося, когда он неосознанно проглотил свою рвоту?
Каково положение опробования пищи для постящихся в случае необходимости?
Каково положение совершения клизмы во время поста?
Нарушают ли пост свечи, которые вводят в анальный проход с лечебной целью?
Нарушают ли пост использование сурьмы и закапывание глазных, ушных и носовых капель?
Нарушают ли уколы пост?
Нарушает ли пост использование пульверизаторов против астмы?
Каково положение использования сивака во время поста, когда солнце проходит свою точку небосклона (зенит)?
Каково положение использования зубной пасты во время поста?
Нарушают ли пост стрижка волос и подстригание ногтей?
Какое положение плавания в море или водоеме в светлое время Рамадана?
РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ОЧИЩЕНИЯ, МЕНСТРУАЦИЙ И ПОСЛЕРОДОВОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА И МОЛИТВЫ
Каково положение намаза и поста женщины, у которой менструация или послеродовое кровотечение?
Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время Рамадана?
Что такое нифас?
Если продолжается течь нифас после сорока дней, то совершает ли мусульманка намаз и постится ли она?
Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, а также дозволено ли жене совершать намаз и поститься?
Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?
Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?
Каково положение постящегося мусульманина, который в месяц Рамадан вступил со своей женой в половую близость, тогда как она была в состоянии менструации?
Тот, кто был обязан поститься два месяца подряд из-за полового акта со своей женой в дневное время Рамадана, прервал последовательность поста по шариатскому оправданию, прерывает ли это его поочередность?
Отпадает ли от бедного искупление за половое сношение в дневное время Рамадана?
Действителен ли пост мусульманки, которая заметила желтизну после очищения от менструации?
Каково положение постящейся женщины, если она увидела незначительное количество крови во время поста?
Нарушается ли пост с ощущением приближения начала менструального цикла?
Каково положение женщины, которая очистилась от месячных перед наступлением утренней зари, постится ли она в этот день?
Что является обязательным при совершении полного омовения (гусля)?
Достаточно ли совершение полного омовения (гусля) после осквернения, не совершая малого омовения (вуду)?
Разрешено ли использовать таблетку, препятствующую началу менструации, чтобы не возмещать пропущенные дни поста?
Какое положение той, которая не знала о том, что нужно возместить те дни поста, в которые она была в состоянии месячных?
Каких норм обязана придерживаться мусульманка в благословенный месяц Рамадан?
РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ БОЛЬНОГО, БЕРЕМЕННОЙ И КОРМЯЩЕЙ ГРУДЬЮ В МЕСЯЦ РАМАДАН
Каково положение пожилых мужчин и женщин, больных, беременных и кормящих грудью в месяц Рамадан?
Как кормят бедняков за пропущенные дни поста?
Что делать больному, если у него продолжительная болезнь?
Если больной, не имеющий надежды на выздоровление, кормит бедных за каждый пропущенный день, а потом выздоравливает, то восполняет ли он пропущенные дни поста?
РАЗДЕЛ О ПОСТЕ И РАЗГОВЕНИИ ПУТНИКА
На каком расстоянии путнику разрешается разговляться?
Дозволено ли разговляться путнику, который хочет остаться на неделю в том городе, куда он совершил путь?
Что лучше для больного и путника: поститься или разговляться?
РАЗДЕЛ О И’ТИКАФЕ, МОЛИТВЕ ТАРАУИХ И ЗАКЯТЕ ФИТР
До окончания Рамадана осталось 10 дней
Лучшая мольба, произносимая в ночь Предопределения
Что такое аль-и’тикаф, каково его положение в исламе, что в нем разрешено, а что нет, и разрешено ли женщинам соблюдать аль-и’тикаф в мечетях?
Какое постановление молитвы тарауих?
Сколько рак’атов намаза тарауих?
Дозволено ли совершать намаз тарауих дома?
Дозволено ли возместить молитву тарауих и где женщине лучше совершить таравих?
Узаконена ли молитва тарауих для путника?
Каково постановление чтения Корана по мусхафу?
В каком размере выплачивается закят аль-фитр в месяце Рамадан?
РАЗДЕЛ О ПОЛОЖЕНИИ ДВУХ ПРАЗДНИКОВ РАЗГОВЕНИЯ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (‘ИДУЛЬ- ФИТР И `ИДУЛЬ-АДХА)
Каково постановление праздничной молитвы ‘Ид?
Лучшие праздники в Исламе - праздник Разговения и Жертвоприношения
О необходимости проявлять радость в мусульманские праздники
Какие имеются положения ‘Ида и Сунны в нем?
Совершается ли праздничная молитва дома?
О описании двух праздничных молитв (‘Идуль- Фитр уа `Идуль-Адха)
Из признаков принятия поста месяца Рамадан и праведного деяния
О запретности соблюдения поста в дни ‘Ида – ‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха
Что такое дни ташрика?
Использованная литература
От переводчика
А затем:
Уважаемые мусульмане! Предлагаем вашему вниманию статью о посте в месяц Рамадан. Поистине, каждый мусульманин обязан знать все, что связано с постом месяца Рамадан, особенно когда наступает этот благословенный месяц.
Шейх Мухаммад Са’Ид Раслян (да хранит его Аллах) сказал: «Тебе обязательно надо по-знать то, что ты обязан совершить» (См.: «Фадлюль-‘Ильм» стр.32).
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине, для каждого мусульманина является обязательным познать из своей религии то, в чем он нуждается, как совершение омовения и молитвы, соблюдения поста (и т.д.).
Для каждого, у кого есть имущество, обязательно знать, что было вменено ему в обязанность в отношении его имущества из выплаты закята, расходов, совершения хаджа и борьбы на пути Аллаха.
Точно так же обязательно для всех, кто занимается куплей-продажей, знать, что разрешено и что запрещено в сфере торговли» (См.: «Уарасатуль-анбийа шарх хадис Аби ад-Дарда» стр.22).
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) был спрошен о неком человеке: что для него является обязательным из области требования знаний?». Он ответил: «Обязательным является то, посредством чего он может соблюсти молитвы и свою религию, как соблюдение поста, и выплаты закята». И упомянув законоположения Ислама, он сказал: «Ему следует изучить это».
Также он сказал: «В поисках знаний является обязательным для (каждого) мусульманина то, что ему необходимо знать относительно соблюдения своей молитвы и религии» (См.: «Уарасатуль-анбийа шарх хадис Аби ад-Дарда» стр.23).
Так давайте же, о мусульмане, встретим благословенный месяц Рамадан с искренностью, соблюдая пост ради Аллаха, и со знанием, соблюдая пост правильно согласно Сунне пророка Мухаммада, да восхвалит его Аллах и защитит от всякого зла!
У читателя, прочитавшего эту статью, с дозволения Аллаха, не возникнет никаких вопросов по поводу поста месяца Рамадан, потому что в каждой теме этой статьи читатель может найти ответ на свои вопросы.
Искренне желаю каждому, кто прочитает эту книгу, извлечь для себя пользу из имеющейся в ней информации и найти ответы на интересующие вопросы.
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец!
Прошу Всевышнего Аллаха также принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших «Амин» после этой мольбы!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да вос-хвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника!
1436х - 2014г.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» и до слов: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакара, 183-185).
Пророк (ﷺ) сказал: «Ислам ocновывается на пяти столпах: Свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха; совершении молитвы; выплате закята; соблюдении поста в месяц Рамадан; совершении хаджа» (аль-Бухари, 8 и Муслим,16).
Также Пророк (ﷺ) сказал: «Если увидите его (новолуние), то начинайте поститься» (аль-Бухари, 1900 и Муслим, 1080-1081).
Ученые сошлись на том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным действием и что он является одним из столпов ислама. Поэтому тот, кто отрицает его обязательность, является неверующим (немусульманином), кроме тех, кто живет в местности за пределами города и в которой не знают положений ислама. Поэтому ему разъясняют. Однако если человек продолжает поступать так (оставлять пост в месяц Рамадан) и после того, как ему привели доказательства, то он является неверующим. Что же касается того, кто не постится в месяц Рамадан из-за небрежности и лени, то он находится в опасном положении. Поистине, некоторые ученые считают такого человека неверующим, вышедшим из религии ислам. Другие же считают, и это более правильное мнение, что он не является неверующим, отступившимся от религии. Однако он является нечестивцем и находится в очень опасном положении» (См.: «Маджму’ Фатауа уа Расаил» 19/11).
«Однажды во сне ко мне явились два ангела в образе человека и взяли меня за плечи. Потом меня привели на трудную гору и сказали: "Поднимайся!". Я сказал: «Воистину, я не смогу (подняться)». Они сказали: «Мы облегчим тебе это». Затем я начал подниматься, пока не оказался в середине горы и не услышал раздирающие крики. Тогда я спросил: «Что это за крики?». Они ответили: "Это крики обитателей Огня". Потом меня повели дальше, и я увидел людей, подвешенных за ноги, с разорванными челюстями и истекающими кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?». Они ответили: "Это те, кто разговлялся раньше времени (в месяц Рамадан)"»".
Хадис привели ан-Насаи в "ас-Сунан аль-кубра" 3286, Ибн Хузейма 1986 и Ибн Хиббан 7491.
Достоверность хадиса подтвердил имам аль-Альбани в "Сахихе ат-таргиб" 2393.
И как говорят ученые, если тот, кто разговляется в месяц Рамадан раньше времени, то есть до захода солнца, заслуживает такого наказания, то что уж говорить о тех, кто вообще не постится без уважительной причины, приемлемой с точки зрения шариата?!
Шейх Ибн 'Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из удивительных вещей в наше время является то, что среди людей есть те, кто проявляет терпение в посте и возвеличивает его, но не может терпеть в молитве. У него нет в сердце возвеличивания намаза, как он возвеличивает пост. Ты находишь такого человека постящимся в месяц Рамадан, но он совершает намаз только в Рамадан. Нет никаких сомнений в том, что такой человек, даже если он молится в месяц Рамадан, ошибается в своем мышлении». (См.: Тафсир сура "Сад" стр.319)
Признак совершеннолетия у девочек определяется приходом менструации (хайда), а также когда становится ясным их зачатие беременности, даже если эти признаки появились у них до того, как им исполнилось пятнадцать. Еще одним признаком совершеннолетия является то, что у мальчиков выделяется сперма, а у девочек - жидкость из-за возбуждения. Независимо от того, произошло ли это наяву или во сне, даже если это проявилось в возрасте до пятнадцати лет. Также одним из признаков совершеннолетия является достижение человеком пятнадцати лет, будь то юноша или девушка. Также одним из его признаков является появление жестких лобковых волос.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10/146).
Шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Некоторые мальчики и девочки впадают в невежество, потому что считают, что возраст, в котором следует начинать воплощать обязанности Аллаха, составляет 16 лет. Хотя может случиться так, что они достигают совершеннолетия раньше этого возраста, но они не постятся в месяц Рамадан. Что им следует делать? Восполняют ли они пропущенные посты прошлых лет?».
Шейх ответил: «Да, то, о чем упоминал спрашивающий, часто случается, особенно с девочками, когда менструация (хайд) приходит к ним в раннем возрасте. Совершеннолетие не определяется только возрастом, а достигается по причине некоторых положений, помимо возраста. А это: появление жестких волос на лобке, семяизвержения (аль-мани) и достижение пятнадцати лет. А к девушкам добавляется четвертое положение, и это приход менструации. Поэтому если человек достигает совершеннолетия, то для него является обязательным возместить пост, который он оставил после достижения совершеннолетия. Большинство людей в течение этого периода совершают намаз и не оставляют его, однако оставляют пост. Когда девушка достигает совершеннолетия по причине прихода менструации, тогда как она еще молода, ей стыдно сказать об этом своей семье. И в итоге, ты находишь, что она иногда не постится, а иногда постится даже во время менструации. Поэтому для нее является обязательным возмещение постов в этих двух упомянутых случаях. Если она не постилась, то она должна возместить целый месяц пропущенных постов. А если она постилась даже в дни менструации, то для нее является обязательным возместить те дни, когда она была в состоянии менструации» (См.: «Маджму’ Фатауа» 19/90).
Одна девушка спросила Высший совет ученых Саудовской Аравии: «Поистине, я достигла совершеннолетия в возрасте двенадцати лет, когда до Рамадана оставался месяц. Но я начала поститься в четырнадцать лет. Обязана ли я поститься за те предыдущие годы или нет?».
Совет ученых ответил: «Для тебя является обязательным возместить все пропущенные дни, в которые ты не постилась в месяце Рамадан после достижения совершеннолетия, независимо от того, будешь ли ты возмещать подряд или раздельно. Тебе следует принести покаяние Аллаху за совершение греха несоблюдения поста в месяц Рамадан без каких-либо шариатских оправданий. Быть может, Аллах примет твое покаяние и простит твое небрежное отношение, которое изошло от тебя. Ведь Пречистый, Всевышний Аллах говорит: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» (ан-Нур,31).
Всевышний также говорит: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал совершать праведные деяния, потом последовал прямым путем» (Та ха,82)» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10/340).
Молодая девушка также спросила Высший совет ученых Саудовской Аравии: «Несколько лет назад, когда мне исполнилось двенадцать, у меня начались месячные, и первые месячные пришлись на месяц Рамадан. Известно, что этот возраст считается ранним, и когда я очистилась от менструации, моя мать запретила мне поститься, под предлогом того, что возраст маленький, и таким образом прошел месяц Рамадан, а я в нем не постилась. Учитывая, что с тех пор прошло несколько лет, обязательно ли мне возместить этот (прошедший) месяц Рамадан, и какое искупление существует для этого?».
Совет ученых ответил: «Для этой девушки является обязательным возместить те дни, в которые она не постилась после того, как у нее начались месячные в месяц Рамадан, потому что тогда она достигла своего совершеннолетия с началом менструации. Также для нее является обязательным принести искупление по той причине, что она задержалась со своим возмещением до следующего Рамадана(1). А искупительным действием является то, что она кормит за каждый (пропущенный) день одного бедняка половиной са’а(2) из пшеницы, или риса или прочих продуктов питания ее местности.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10/367).
Также мужчина обратился в Высший совет ученых Саудовской Аравии с вопросом: «У меня была дочь, которая была слаба из-за своего здоровья. Когда настал месяц Рамадан, то ее мать запретила ей поститься в течение двух лет. Затем, впоследствии, дочь умерла, и на ней остался долг двух месячных постов. Я хочу знать, будет ли ее мать нести ответственность за этот грех, поскольку она стала причиной этого? И для нее является ли обязательным возместить пропущенные дни поста за свою дочь? Разъясните нам это, да воздаст вам Аллах благом!».
Ответ: «Если эта дочь не могла поститься из-за своей слабости, и она находилась в подобном состоянии до самой своей смерти, то ее положение подобно больному, а ее мать не совершила греха, запретив ей поститься. И в таком случае не является обязательным возмещать пост за нее. Но если дочь могла поститься вместе с ее слабостью без обременительной ноши, то в этом случае мать совершила грех, когда запретила ей поститься во время Рамадана. И узаконено возместить пост за нее, и будет лучше, если это сделает ее мать из-за того, что она стала причиной этого.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!(3)» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 10/376).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Вопрос: «Если мужчине, который плохо помолился, Пророк (ﷺ) не велел прочесть заново все прошлые намазы, несмотря на то, что он сказал, что он не может прочесть лучше, то как можно ответить на это, вместе с тем, что вы говорите: «Поистине, если человек не совершил некоторые обязанности по невежеству, то он заслуживает оправдания тем, что с него спадает грех, но ему необходимо совершить пропущенные обязательства?».
Мы, отвечая на это, говорим: «Среди ученых существует разногласие по этому вопросу: спадает ли обязанность абсолютно по невежеству, или она спадает по невежеству только в том случае, если человек не пренебрегал, но если пренебрегал, то он не оправдывается?
Внешне указывается, что обязанности спадают по невежеству, если исправить их в установленное время невозможно. Это (мнение) подкрепляется хадисом, о котором мы упоминали выше, когда Пророк (ﷺ) не велел человеку восполнить прошлые молитвы, а приказал восполнить текущую молитву, так как ее можно было исправить, ведь теперь он тот, у кого надо это требовать, так как есть время исправить это.
Поэтому возникает следующий важный вопрос: обязывается ли девушка, у которой менструация наступила преждевременно (до пятнадцати лет), соблюдать пост? И многие об этом не знают....
Например, менструация пришла к ней в возрасте одиннадцати лет, и она не постилась 4 года. Теперь, должны ли мы обязать ее возместить пост?!
Ответ: Мы ее не обязываем, потому что она этого не знала и не пренебрегала этим, ибо не было с ней никого, кого бы она спросила, и вдобавок родные говорят ей: «Ты еще маленькая, и на тебе ничего нет». И точно так же не обязываем, если она не совершила намаз.
Мы оправдываем таких людей, поскольку все обязательное вменяется в обязанность только со знанием, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (аль-Исра,15).
Да, если человек пренебрегал, то мы его обязываем. Например, некий мужчина говорит другому: «О, такой-то, для тебя является обязательным это и то». Он ему отвечает: «Оно не является обязательным» Тот ему говорит: «Тогда спроси ученых!». На что он отвечает: «Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известными. А ведь они станут вам известными, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный» (аль-Маида, 101)».
Мы говорим о таком поступке человека: «Поистине, он является пренебрегающим, и поэтому мы обязываем его этим».
А если эта обязанность, которую он оставил по невежеству, касается прав другого человека, например, мужчина не выплачивал закят в течение нескольких лет, и имущество, которое у него есть, уже достигло закята и срока, который обязывает его выплачивать закят, однако он не знает, что должен выплатить из своего имущества закят, то в этом случае мы обязываем его выплачивать закят за прошедшее время, так как у закята нет установленного времени, по истечению которого проходит обязанность выплаты закята. Даже если он умышленно не платил закят в течение пяти лет, его все равно обязывают выплатить закят.
В этом случае мы обязываем такого человека выплатить закят, даже если он этого не знал, поскольку это касается прав человека, которому принадлежит этот закят. Однако мы не обвиняем его в грехе, потому что он не знал.
… Человеку необходимо решительно и милосердно рассматривать случаи, когда имели место забывчивость, невежество или принуждение.
Решительное рассмотрение - это когда он обязывает пренебрегающего человека (выполнить положенного).
А рассмотрение, в котором проявляется милость - это когда он знает, что тот не пренебрегал, однако он является ничего не знающим невеждой.
Наш шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Са'ди (да смилуется над ним Аллах) говорил о спорных вопросах: «Если человек совершил и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним сурово. Напротив, рассмотри это с легкой стороны и поступи с ним в соответствии с этим, поскольку это дело уже завершено. Однако запрети ему делать это в другой раз»» (См.: «аль-Арба’иин ан-Науауи» стр. 302-303).
Аль-Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Как верующий не плачет из-за расставания с месяцем Рамадан, в то время как он не знает, есть ли у него еще жизнь, чтобы вернуться к следующему месяцу Рамадан» (См.: «Лятаиф аль-Ма’ариф» 1/217).
Возможно, мы не достигнем следующего месяца Рамадан, как и те мусульмане, которые, быть может, в прошлом году в месяц Рамадан совершали с нами молитву таравих и праздничную молитву. Однако в этом году мы их уже не видим в рядах молящихся, хотя они, возможно, желали застать этот месяц, но вышло иначе. Теперь у них нет возможности приумножить свои праведные деяния и покаяться в своих многочисленных грехах, в отличие от нас. Но, тем не менее, многие из нас, к сожалению, впали в беспечность!
О, мусульмане! Не проявляйте беспечность и нерадение в этот благодатный месяц, напротив, увеличивайте благие деяния и многочисленные покаяния так, словно вы больше не застанете следующего месяца Рамадан. Возможно для кого-то этот месяц ста-нет последним, а читающий это напоминание, быть может, не застанет следующего дня или месяца! Поэтому проявляйте усердие в совершении благих дел, выстаивании ночных молитв, многочисленном чтения Корана, размышлении над аятами Аллаха, проявлении щедрости, кормлении нуждающихся мусульман, чтобы разговить их, и многократном принесении покаяния Аллаху и раскаяния перед Ним искренне.
Пророк (ﷺ) сказал: «Я прошу прощения у Аллаха и каюсь перед Ним более семидесяти раз в день» (аль-Бухари 6307).
Также Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Воистину, я прошу у Аллаха прощения сто раз в день» (Муслим 2702).
Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы подсчитали как Посланник Аллаха на одном заседании сказал сто раз: "О Господь мой, прости меня и прими мое покаяние. Ведь Ты — Принимающий покаяния, Дарующий милость"» (Абу Дауд 1516 и ат-Тирмизи 3430).
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и часто поминает Аллаха» (Сура «аль-Ахзаб» аят 21).
В достоверном хадисе было передано о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Пришел ко мне ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Кто застал месяц Рамадан и кому не было даровано прощение, тот войдет в огонь и Аллах удалит его от Себя. Скажи: «Амин!». И я сказал: «Амин!»»
Свят Аллах, Джибриль, который является господином всех ангелов, обращается к Аллаху с мольбой, чтобы тот, кому не было прощено в месяц Рамадан, вошел в огонь. И самое лучшее и любимое создание Аллаха - пророк Мухаммад (ﷺ), который является господином всех людей, просит Аллаха, чтобы Он ответил на эту мольбу. Так останется ли эта мольба без ответа?!
Поэтому не преуспел тот, кому не было прощено в этот благодатный месяц, однако многие мусульмане беспечны!
О Аллах, не делай нас в числе пренебрегающих и прости нас, ибо Ты – Прощающий и любишь прощать! Амин!
Посему он не должен откладывать праведные и добрые дела на потом. Ведь, возможно, этот праведный поступок станет причиной прощения грехов и спасения от огня.
Поэтому Ибн ' Умар, сподвижник Пророка (ﷺ), сказал: «Если ты встретишь вечер, не жди утра, а если застанешь утро, не жди вечера» (аль-Бухари).
Если человек не знает, что с ним произойдет вечером, то тем более ему не следует ждать следующего года месяца Рамадан. Он должен сказать себе: возможно, я не застану следующего года месяца Рамадан, поэтому я должен стремиться совершать больше праведных и добрых дел в этот Рамадан и не проводить его напрасно.
Имам Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Верующий должен стремиться за-вершить этот великий месяц как можно лучше, делая как можно больше добра» (См.: «Хадису аль-маса» стр. 227).
(2) - Прим. переводчика: Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Са’ Пророка (ﷺ), - это мера, равная четырем пригоршням среднесложенного человека» (Cм.: «аль-Мулаххас аль-фикхийа», стр.160).
(3) - Прим. переводчика: Свят Аллах, в этом заключается назидание для разумных людей, потому что мы не задержимся в этом мире надолго, тем более не останемся здесь навечно. Смерть явля-ется неизбежным концом каждого из нас, которая может явиться к нам в любой момент. Всемогущий, Великий Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть…» (аль-Анбия, 35).
Всевышний Господь также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни были, даже если вы будете в возведенных башнях» (ан-Ниса, 78).
Всевышний Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам» (аль-‘Анкабут, 57).
Но, к сожалению, среди мусульман есть те, кто медлит с повиновением Аллаху, оправдывая себя различными оправданиями, что у них нет времени, или они еще молоды, и придет время повиноваться Аллаху, когда мы состаримся, и придумывают другие порочные отговорки, которые заставляют их забывать, что они, возможно, не доживут до этих лет. Ибо смерть не различает между стариком и юнцом, знатным вельможей и простолюдином, сильным и слабым, светлым и темным, имущим и неимущим, благовидным и невзрачным. Смерть не задерживается и не приходит раньше срока, предопределенного Всевышним, однако повинуется своему Господу, в Руках Которого вся Власть. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали это (то непременно поспешили бы к вере и повиновению!)» (Нух, 4).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, ближняя жизнь заканчивается, а Последняя жизнь приближается, и у каждой из них есть свои сыны. Будьте же сынами Последней жизни и не становитесь сынами жизни ближней, потому что сегодня есть деяния, но нет воз-даяния, а завтра будет воздаяние, но не будет деяний» (См.: Ибн Раджаб «Джами аль-Улюм ва-ль-Хикам» стр. 420. Хадис № 40).
Свят Аллах, великие слова, которые заставляют задуматься, за исключением тех, чьи сердца ожесточились из-за грехов, что даже их сердца не испытывают страха при упоминании Аллаха и Судного дня!