С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
О достоинстве первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах даровал в (некоторые) дни года дары и сделал определенные времена и сезоны для добра и достоинства, точно так же, как Он, по Своей щедрости и по Своему добру, выделил некоторые места, в которые награда и достоинство возрастают. Это сделано для того, чтобы пренебрегающий исправил за это долгое время то, что он пропустил за короткое время, а состязающиеся состязались в эти времена, в которые награда удваивается, как они состязаются (друг с другом) в благодеяниях во все времена.
Имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике «Сахих» приводит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?!». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха своей душой и своим имуществом и не вернулся ни с чем из этого».
В другой версии передано от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах любит благодеяния, совершенные в эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа), больше, чем дела, совершенные в иное время». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом, и не вернулся ни с чем из этого».
Выдающийся ученый, шейх ас-Солих Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин в толковании этого хадиса в «шархе сахих аль-Бухари» сказал: «Этот хадис является обобщенным, что любое благодеяние, совершенное в эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа), является более любимым для Аллаха и лучшим, чем деяние, совершенное в иное время. И этот хадис распространяется на любое благодеяние как молитва, милостыня (садака), чтение Корана, поминание, пост и другие благие деяния».
Также шейх Ибн Усеймин в «шархе ар-Рияд» сказал: «Одной из сунн (Пророка ﷺ) является пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, так как Пророк (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти десять дней».
Его слова «в которые совершаются благодеяния» включают милостыню (садака), молитву, пост, такбир (слово поминание «Аллаху Акбар»), чтение Корана, благочестие к родителям, поддерживание родственных уз, добро к людям, хорошее отношение к соседям и прочие благодеяния».
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Очевидно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в том, что в эти дни собираются основные виды поклонения, такие как молитва, пост, милостыня (садака) и хадж. И эти поклонения не собираются (вместе) в другие дни»» (см.: «Фадль ‘ашри зиль-Хиджа»).
Имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике «Сахих» приводит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?!». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха своей душой и своим имуществом и не вернулся ни с чем из этого».
В другой версии передано от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах любит благодеяния, совершенные в эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа), больше, чем дела, совершенные в иное время». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом, и не вернулся ни с чем из этого».
Выдающийся ученый, шейх ас-Солих Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин в толковании этого хадиса в «шархе сахих аль-Бухари» сказал: «Этот хадис является обобщенным, что любое благодеяние, совершенное в эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа), является более любимым для Аллаха и лучшим, чем деяние, совершенное в иное время. И этот хадис распространяется на любое благодеяние как молитва, милостыня (садака), чтение Корана, поминание, пост и другие благие деяния».
Также шейх Ибн Усеймин в «шархе ар-Рияд» сказал: «Одной из сунн (Пророка ﷺ) является пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, так как Пророк (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти десять дней».
Его слова «в которые совершаются благодеяния» включают милостыню (садака), молитву, пост, такбир (слово поминание «Аллаху Акбар»), чтение Корана, благочестие к родителям, поддерживание родственных уз, добро к людям, хорошее отношение к соседям и прочие благодеяния».
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Очевидно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в том, что в эти дни собираются основные виды поклонения, такие как молитва, пост, милостыня (садака) и хадж. И эти поклонения не собираются (вместе) в другие дни»» (см.: «Фадль ‘ашри зиль-Хиджа»).
Лучшие дни этой жизни
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Аль-Баззар привел, что Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник (ﷺ) сказал: «Лучшие дни в этой жизни – это (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджы)». Этот хадис также привел Ибн Хиббан. Имам аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса.
В хадисе говорится, что (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджы) являются лучшими днями в этой жизни без исключения.
Имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике «Сахих» приводит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?!». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха своей душой и своим имуществом и не вернулся ни с чем из этого»»
В хадисе говорится, что (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджы) являются лучшими днями в этой жизни без исключения.
Имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике «Сахих» приводит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Для Аллаха нет дней, в которые совершаются благодеяния, более любимые, чем эти (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)». Его спросили: «И даже если это джихад на пути Аллаха?!». Он ответил: «И даже если это джихад на пути Аллаха, за исключением человека, который вышел на путь Аллаха своей душой и своим имуществом и не вернулся ни с чем из этого»»
Праведные деяния в первые десять дней (месяца Зуль-Хиджы) не ограничиваются постом
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Пророк (ﷺ) указал на достоинство совершения праведных дел в первые десять дней (месяца Зуль-Хиджы). Это включает намаз, поминание Аллаха как произношение свидетельства единобожия (Ля иляха илля Ллах), восхваление Аллаха (Аль-Хамду ли-Ллях), объявление о том, что Аллах пречист от любых недостатков (Субхана-Ллах) и возвеличивание Его (Аллаху Акбар). Это также включает чтение Корана, получение (шариатских) знаний и распространение их среди людей. Это также включает пост, закят, милостыню (садака), благочестие к родителям, милосердие к сиротам и бедным, поддержание родственных связей, хорошее отношение к соседям и другие праведные деяния».
Величайшее праведное деяние в первые десять дней месяца Зуль-Хиджы
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Праведные деяния в первые десять дней (месяца) Зуль-Хиджы многочисленны и разнообразны. И самое фундаментальное и величайшее для человека - очистить свою убежденность в отношении Аллаха от грязи многобожия (ширка) и неверия. Понять истинное единобожие (таухид), искренне обратившись к Аллаху, и знать, что Всевышний основал эту религию на этой великой основе, и это единобожие по отношению к Господу миров (то есть поклоняться только одному Аллаху). Следовательно, праведное деяние не будет действительным и не будет принят Аллахом Всемогущим, если оно не было основано на той основе, для которой Аллах создал творения. Поистине, Аллах создал людей для единобожия (таухида), чтобы они поклонялись только Аллаху и посвящали поклонение только Ему, Великому и Всемогущему».
Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1437 х. - 2016г.
1437 х. - 2016г.