Хадж под заём денег (в долг)

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Хадж под заём денег (в долг)

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хадж под заём денег (в долг)
Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия Его посланнику Мухаммаду, также его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
В этой небольшой статье мне хотелось бы немного осветить такую тему, как «хадж под заём денег», то есть хадж в долг, и дозволено ли мусульманину занимать деньги, для того, чтобы отправиться для выполнения возложенной на него Всевышним обязанности? А также дозволено ли совершать Хадж тому, у кого уже есть долг?
Итак, для начала упомянем о том, что такое хадж и каковы условия для его выполнения.
Совершения хаджа (паломничества) к Дому Аллаха, к Каабе, в Священную Мекку – это один из столпов Ислама. Всевышний Аллах вменил хадж в обязанность каждому мусульманину и мусульманке, и тот, кто имеет возможность и соберёт все условия для выполнения его, должен сделать это минимум (хотя бы) один раз в своей жизни. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
Также доводом на обязательность хаджа и на то, что он является одним из столпов Ислама является хадис, который передаёт Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк ﷺ сказал:
بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، والحج، وصوم رمضان
«Ислам построен на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет истинного божества (достойного поклонения), кроме Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате Закята, Хадже и Посте в месяц Рамадан» (Хадис приводят имамы аль-Бухари 8 и Муслим 16).
И как указывают многие учённые, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.
Что касается ‘Умры, то о ней было рассказано в отдельной статье: Тут.
Далее вкратце упомянем условия Хаджа, то есть, для кого он становится обязательным.
Условия Хаджа

Учёные называют 5 условий для того, чтобы человек мог совершить Хадж.
1 – Ислам, то есть Хадж будет принят только у мусульманина.
2 – Разум, то есть умалишенный не обязан совершением этого обряда.
3 – Совершеннолетие.
4 – Свобода, так как раб не имел возможности совершить Хадж.
5 – Возможность, способность, сила. То есть здоровье, деньги (средства), обеспечение на время отсутствия тех, кого отправляющийся в Хадж обязан обеспечивать.
Что касается женщины, то ей также необходимо иметь опекуна или близкого родственника, брак с которым ей запрещён пожизненно (махрам). Так как Пророк ﷺ сказал:
لا تسافر المراة إلا مع محرم، و لا يدخل عليها رجل إلا معها محرم
«Не дозволено женщине выходить в путь, кроме как если с ней будет махрам! И не дозволено постороннему мужчине заходить к ней (в дом или помещение), кроме как если с ней рядом махрам!» (Хадис приводят имамы аль-Бухари, 1862 и Муслим, 1341).
Также в другом хадисе рассказывается, что один мужчина спросил Пророка ﷺ: «Я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?» На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:
أُخْرُجْ مَعَهَا
«Выходи со своей женой (дабы она смогла совершить Хадж)!» (Хадис приводит имам аль-Бухари, 1862).
Что касается махрамов, то к их числу относятся:
1 – Отец, дед, прадед и выше.
2 – Сын, внук, правнук и ниже.
3 – Родные братья, также братья либо по матери, либо по отцу.
4 – Дяди – родные братья отца или матери.
5 – Племянники – дети родных братьев или сестёр, также их внуки и т.д.
6 – Все вышеупомянутые категории молочного родства.
7 – Муж.
8 – Дети мужа, его внуки, правнуки и ниже.
9 – Отец мужа, его дед, прадед и выше. Также дед, прадед и выше со стороны матери мужа.
10 – Мужья дочерей женщины, её внучек, правнучек и т.д.
11 – Мужья матери, бабушки и выше, при условии, что хотя бы раз между ними был половой акт.

Теперь, возвращаясь к вопросу заёма денег для осуществления Хаджа, приведём несколько фетва учёных.
Итак:
1 - Вопрос, который был задан шейху Салиху аль-Фаузану (да хранит его Аллах): Разрешено ли бедному взять деньги в долг, чтобы выполнить возложенную на него обязанность – хадж?
На что Шейх ответил: «Бедный не обязан совершением хаджа, если не имеет возможности на его совершение, согласно словам Всевышнего Аллаха:
‏وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И поэтому не дозволено брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться возложением на себя тех обязанностей, которые не возложил Аллах. И это станет причиной тому, что человек возложит на себя долг, без какой-либо нужды. Поэтому ему стоит подождать до тех пор, пока не обогатить его Аллах из милости Своей и щедрости, и он будет в состоянии совершить Хадж. После чего пусть совершит его» (см.: «Фикъху аль-хадж уа аль-‘умра»).
2 - Также шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили: Какое положение того, кто совершил Хадж на деньги, взятые им в долг для этого? Будет ли принят его Хадж, учитывая то, что он отдаст все деньги полностью, после того, как выполнит обязательный Хадж?
Шейх ответил: «Всевышний Аллах сказал:
‏وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلا
«Аллах обязал людей совершением хаджа, для тех, у кого есть возможность проделать этот путь» (сура «Али ’Имран», 97).
И под понятием «путь» здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы на время совершения Хаджа обеспечение у него было в достаточном объёме. Также чтобы в достаточном объёме было обеспечение для его детей (и семьи), на время его отсутствия, пока он не вернётся к ним. И (нужно знать), что Хадж не является обязательным для того, у кого нет финансовой возможности совершать его. И не нужно ему занимать для этого деньги. Так как Всевышний Аллах не обязал его тем, что не под силу для него, и ему не нужно брать на себя (лишние) расходы за дело, которое (пока) не является для него обязательным. Всевышний Аллах сказал:
يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ‏
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения» (сура «аль-Бакара», 185).
Не обязал шариат человека занимать деньги в долг для совершения Хаджа. Но если он всё же он взял в долг, затем совершил Хадж, то его Хадж будет правильным (принятым). И ему (после этого) следует обязательно вернуть долг.
И да поможет нам всем Всевышний Аллах в том, в чём есть добро и благо»
(см.: «Фатауа Салих аль-Фаузан фи аль-Хадж, 223).

Дозволено ли совершать Хадж тому, кто уже имеет долг, однако у него появились средства достаточные для выполнения Хаджа?
1 – Спросили шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах): Будет ли принят Хадж, а также ‘Умра у того, кто имеет на себе долг?
Шейх ответил: «Да. Хадж и ‘Умра будут приняты у того, у кого есть долг, если он совершит этот Хадж и эту ‘Умру по всем правилам, согласно (условиям и столпам), которые установил Шариат. Однако следует ему начать долга, если подошло время выплаты, или же те, кому он должен, не позволяют ему (потратить деньги на Хадж и оставить их без денег). В этом случае обязательным будет начать с выплаты долга. Если же время выплаты долга еще не настало, или же те, кому он должен дают ему отсрочку (позволяют поехать в Хадж), тогда нет никаких проблем, если он совершит его» (см.: https://www.binbaz.org.sa/noor/9919)
2 – Также был спрошен шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах): Будет ли правильным Хадж того, у кого есть долг? А так же ‘Умра? И можно ли совершить ‘Умру до Хаджа или же Хадж совершается вначале?
Шейх ответил: «Что касается того, на ком есть долг, то его положение, в зависимости от ситуации, бывает разным. Если у того, на ком есть долг, денег не хватает на погашение долга и на совершение Хаджа, то приоритет отдаётся погашению долга, если только тот, кому он должен не разрешит ему совершить Хадж (затем уже отдать долг ему). В этом случае Хадж становится обязательным для него. Так как Хадж становится обязательным для того, кто имеет возможность совершить его, а он в такой ситуации становится из тех, кто может выполнить его.
Если же у того, на ком есть долг, денег хватает и на погашение долга и на Хадж, то нет проблем, если он совершит Хадж, при условии, что он оставит деньги на погашение долга. И Аллаху обо всём этом ведомо лучше.
Что касается совершения ‘Умры до Хаджа, то нет для этого препятствий. Человек может либо совершить ‘Умру, затем остаться, дожидаясь Хаджа (таматту’), в месяца Хаджа. Или же он может совершить ‘Умру отдельно, в любое другое время. Нет запрета на то, чтобы ‘Умра была совершена до Хаджа»
(см.: «Фикъху аль-Хадж уа аль-‘умра).

Это вркатце о том, что касается совершения Хаджа в долг. Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал этот маленький труд полезным, сделал его искренним ради Лика Его. Поистине Он Слышащий, Отвечающий на мольбу взывающего!

Ответить

Вернуться в «ПАЛОМНИЧЕСТВО (ХАДЖ И 'УМРА)»