«аль-Мудараба» - договор инвистиций (шейх аль-Фаузан)

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

«аль-Мудараба» - договор инвистиций (шейх аль-Фаузан)

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
«аль-Мудараба»
المُضَارَبَةُ

Некоторые законоположения, связанные с договором о торговле вложениями (инвестициями)


Из книги «аль-Муляххас аль-Фикъхыя»
шейха Салиха аль-Фаузана

* Инвестиционное объединение («шарикату аль-мудараба») берёт своё название от выражения, которое переводится как «отправляться в путь для торговли» («ад-дарбу фи аль-ард» - الضَّرْبُ فِي الأَرْضِ). Всевышний Аллах сказал:
وَآخَرُونَ يَضْرِبُونَ فِي الْأَرْضِ يَبْتَغُونَ مِنْ فَضْلِ اللَّهِ
«А другие странствуют по земле в поисках милости Аллаха» (сура «аль-Музаммиль», 20).
То есть они ищут пропитание (удел) от Аллаха, торгуя и получая прибыль.
Смысл же «вложений» (инвестиций) в шариате следующий – это вложение определённых (оговоренных, известных) средств тому, кто будет вести торговлю по средствам них, получая долю из прибыли.
* Такой вид торговли является разрешённым и узаконенным согласно единогласному мнению (учёных) – аль-иджма’. И подобный вид торговли имел место во времена Пророка ﷺ и он подтвердил его законность. Также относительно дозволенности подобной торговли говорили ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Ибн Мас’уд, и другие (сподвижники),да будет доволен ими Аллах, и не известно того, чтобы кто-то противоречил им в этом.
Мудрость, которая заключается в дозволенности данного вида торговли, исходит из того, что люди нуждаются в этом. Ибо дирхемы и динары (деньги) не станут преумножаться, кроме, как при помощи торговли и прибыли от неё.
Великий учёный Ибн аль-Къайим писал: «Тот, кому вкладываются деньги (аль-мудариб)(1) является надёжным, работником, доверенным лицом и соучастником. Надёжным - потому, как он берёт деньги и отвечает за них, доверенным – потому, как он распоряжается вверенным ему имуществом, работником – потому, как он работает (торгует) этим имуществом, соучастником – потому, как он получает прибыль, если такова будет. Также, для правильности договора вложений, необходимо выделить Торговцу определённый процент с прибыли, так как он имеет на него право, исходя из выполненных им условий».
Ибну аль-Мунзир писал: «Обладающие знание единогласны в том, что Торговцу разрешается (или необходимо) обусловить с Вкладчиком часть прибыли, которую он будет получать, будь она третью этой самой прибыли, половиной её или же такой, относительно которой они сойдутся, и которая будет им известна обоим. Если же он сделает 100% прибыли себе, т.е. всю, или всю сумму в дирхемах (в деньгах), или же какую-то часть, которая не будет известна им обоим, то это станет причиной нарушения договора» (конец слов Имама).
* Установления доли прибыли Торговца возвращается к ним обоим – Торговцу и Вкладчику. Если Вкладчик скажет, к примеру: «Торгуй моим имуществом (деньгами), а прибыль между нами» - тогда, (по умолчанию), прибыль делится между ними поровну (пополам). Так как подобными словами Вкладчик указал на принадлежность прибыли им обоим, не выделяя кого-то из них в процентном соотношении. И это подразумевает равнозначность их прав на прибыль. Как, например, если он скажет: «Этот дом и твой и мой» - в этом случае он будет принадлежать им обоим пополам, поровну.
Если же Вкладчик скажет Торговцу: «Торгуй моим имуществом (деньгами), и моя доля прибыли будет ¾ или 1/3 от неё…» Или же скажет: «Торгуй моим имуществом (деньгами), и твоя доля прибыли будет ¾ или 1/3 от неё» - то это будет считаться правильным расчётом (и договором). Ибо, когда известной является доля в прибыли, то Торговец может забрать свою, а Вкладчик свою. Так как прибыль является их правом и принадлежит им обоим.
Если же будет обозначена прибыль одного из них (Торговца или Вкладчика), то оставшаяся часть будет принадлежать другому по умолчанию.
Если же возникнет разногласие между ними, о том, кому принадлежит оговоренная (обусловленная) доля прибыли, то она отводится Торговцу, так как он заслуживает её своим вкладом (работой), и она может быть больше доли Вкладчика, или же меньше. И его (Торговца) прибыль определяется в зависимости от сложности торговли (дела). Если она сложная, то прибыль может быть больше, если лёгкая, то меньше. И доля этой прибыли может быть разной, в зависимости от тех, кто использует деньги Вкладчика, их способностей, умения или же отсутствия таковых. Поэтому доля прибыли Торговца должна быть обусловлена (данными факторами). В отличие от Вкладчика, который получает доли от прибыли по причине своего вклада в торговлю.
* Если же договор (аль-мудараба) будет нарушен, то прибыль достаётся Вкладчику, так как она является следствием роста его вложений (имущества, денег). А Торговец получает некое вознаграждение, эквивалент его труду. Так как прибыль он может получить, только если выполнит условие. А условие его считается невыполненным, вследствие чего нарушается договор (и само инвестиционное объединение).
* Также является дозволенным заключать инвестиционный договор на время. То есть, когда Вкладчик, к примеру, говорит: «Я даю тебе эти дирхемы (деньги) в качестве вложений для торговли, сроком на 1 год».
Также дозволенным является инвестиционный договор, который будет обусловлен каким-либо условием. Когда, например, Вкладчик говорит: «Если наступит такой-то месяц, ты можешь использовать мои деньги для торговли». Или если скажет: «Как только ты возьмешь мои деньги у Зейда, можешь использовать их в качестве вложений в торговлю». И это потому, что данный вид торговли (аль-мудараба) является разрешением в использовании имущества (денег Вкладчика), и дозволено обуславливать её некими будущими условиями.
* Не дозволено Торговцу заключать инвестиционный договор с другим Вкладчиком, если это нанесёт вред первому Вкладчику, кроме как с его согласия. Как, например, если вложенных средств второго Вкладчика будет много, что потребует большего внимания и станет причиной упущения в торговле средствами, вложенными первым Вкладчиком. Или же если вложенных средств первого Вкладчика много, соответственно они требуют внимания и много усилий получения большей прибыли. А когда Торговец станет заниматься вложениями кого-то иного, то это приведёт к упущениям в торговле с первым Вкладчиком.
Если же первый Вкладчик даст своё согласие, или же не будет вреда его вложениям и торговле, то станет дозволенным Торговцу взять вложения от второго (и третьего).
Если же Торговец возьмёт вложенные средства у другого, причиняя вред первому Вкладчику, без его ведома и согласия, то он должен свою долю прибыли со вторым Вкладчиком добавить к прибыли с первым Вкладчиком. При этом он выплачивает в полном объёме долю прибыли второму Вкладчику, а свою долю прибыли с ним добавляет к прибыли с первым Вкладчиком и дели всё согласно их договору. Так как усилия, которые он вложил в торговлю вложениями второго Вкладчика, должны были быть вложены в торговлю вложениями первого Вкладчика.
* Торговец не имеет право тратить из вложенных средств что-либо на расходы, связанные с поездками и т.д. Кроме как если это не было обговорено с Вкладчиком. Так как он работает с вложенными средствами за долю от прибыли, и не дозволено прибавлять к этой доли ничего, кроме как если это было обусловлено, или же это является общепринятым, то тогда дозволено это.
*Прибыль не распределяется (не делится) до окончания договора, кроме как по взаимному согласию. Так как прибыль является гарантом основных вложенных средств, (их защитой). Ибо не исключено, что постигнет торговлю некоторые убытки, которые могут быть покрыты деньгами из прибыли. А если же прибыль будет поделена, вместе с тем, что договор вложений еще не закончился, тогда не останется средств на покрытие убытков и потерь. Следовательно, прибыль является гарантом вложений, и Торговец не имеет права брать с нее ничего, кроме как после пополнения вложенных средств(2).
* Торговец является человеком доверенным, надёжным, и он обязан бояться Аллаха в том, что было вверено ему. Также его слова принимаются в том, что касается потерь и убытков. Также принимаются его заявления о том, что данную вещь или товар он приобрёл для себя, а не для совместной торговли, и наоборот, что приобрёл для торговли, не для себя. Ибо он доверенный в этом деле. И Аллаху обо всём этом ведомо лучше (см.: «аль-Муляххас аль-фикъхыя», стр. 282-283).

________________________________
(1) - Далее: Торговец. А тот, кто вкладывает средства – Вкладчик (Инвестор).
(2) - Здесь, как правило, подразумеваются договора разовых торговых сделок или обусловленных временем, как об этом сказано выше. То есть, когда Вкладчик даёт свои средства Торговцу на закупку определённого товара, или же обуславливает данную торговлю временем, годом, месяцем и т.п.. Если же Торговец использует вложенные деньги в торговле разным видом товаров, получает прибыль и снова закупает тот или иной товар, то как сказали учёные, в частности шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах), разрешается делить прибыль так, как об этом между собой договорились Вкладчик и Торговец.

Ответить

Вернуться в «ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»