بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Некоторые фетвы «Постоянного Комитета Учёных КСА» по вопросу сдачи крови и донорства
Хвала Аллаху - Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
В данной небольшой работе будут приведены ответы Постоянного Комитета больших учёных КСА по фетвам на вопросы относительно сдачи крови и донорства. Для удобства читателя вопросы, которые были адресованы «Постоянному Комитету», будут приведены в сокращённом виде, но при этом общий смысл этих вопросов будет сохранён.
Список этих фетв можно посмотреть в оригинале, на официальном сайте «Постоянного Комитета»:
www.alifta.net/Fatawa/fatawa
Вопрос 1: Мужчина хочет жениться на девушке, которой когда-то во время её болезни было сделано переливание его крови. Будет ли брак с ней дозволенным для него в этом случае?
Ответ: «Вся хвала принадлежит Аллаху. Да, брак будет дозволенным для него, так как переливание крови от мужчины к женщине и наоборот, не будет считаться подобным (молочному) кормлению (рада’а), как с языковой точки зрения, так и с точки зрения обычая людей и шариата (Аллаха). И на переливание крови не распространяются положения молочного кормления, а, следовательно, и родства по причине него. И если бы через переливание крови устанавливалось бы родство, то это ограничивалось бы младенческим возрастом, а это первые два года жизни (ребёнка), как для молочного кормления. И как установлено доводами, через кормление взрослого не устанавливается родство, согласно словам Всевышнего:
А затем:
В данной небольшой работе будут приведены ответы Постоянного Комитета больших учёных КСА по фетвам на вопросы относительно сдачи крови и донорства. Для удобства читателя вопросы, которые были адресованы «Постоянному Комитету», будут приведены в сокращённом виде, но при этом общий смысл этих вопросов будет сохранён.
Список этих фетв можно посмотреть в оригинале, на официальном сайте «Постоянного Комитета»:
www.alifta.net/Fatawa/fatawa
Вопрос 1: Мужчина хочет жениться на девушке, которой когда-то во время её болезни было сделано переливание его крови. Будет ли брак с ней дозволенным для него в этом случае?
Ответ: «Вся хвала принадлежит Аллаху. Да, брак будет дозволенным для него, так как переливание крови от мужчины к женщине и наоборот, не будет считаться подобным (молочному) кормлению (рада’а), как с языковой точки зрения, так и с точки зрения обычая людей и шариата (Аллаха). И на переливание крови не распространяются положения молочного кормления, а, следовательно, и родства по причине него. И если бы через переливание крови устанавливалось бы родство, то это ограничивалось бы младенческим возрастом, а это первые два года жизни (ребёнка), как для молочного кормления. И как установлено доводами, через кормление взрослого не устанавливается родство, согласно словам Всевышнего:
وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلَادَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ
«Матери кормят своих детей грудью два полных года» (сура «аль-Бакара», 233).
«Матери кормят своих детей грудью два полных года» (сура «аль-Бакара», 233).
И согласно хадису, который передала ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Что Пророк ﷺ зашёл однажды к ней, а в её комнате стоял мужчина. И он спросил её про него. На что она ответила: «Это мой молочный брат». Тогда он (ﷺ) сказал:
انظُرْنَ إخوتَكنَّ من الرضاعةِ فإنما الرضاعةُ من المجاعةِ
«Не спешите относительно своих (молочных) братьев, ибо поистине молочное родство устанавливается через кормление ребёнка в то время, когда он голоден (жаждет молока)»» (Хадис приводят аль-Бухари, 2647, 5102 и Муслим, 1455).
Также от Уммы Салямы (да будет доволен ею Аллах) передаётся хадис, в котором (Пророк ﷺ) сказал:
Также от Уммы Салямы (да будет доволен ею Аллах) передаётся хадис, в котором (Пророк ﷺ) сказал:
لا يحرمُ من الرضاعِ إلا ما فتقَ الأمعاءَ وكان قبلَ الفطامِ
«Не устанавливается родство по причине молочного кормления, кроме как если по средствам него наполняется (или «разрывается»)(1) желудок (ребёнка), что бывает до отлучения его от груди» (хадис приводят ат-Тирмизи, 1152. Достоверность этого хадиса подтвердил шейха аль-Альбани в «аль-Ируа», 2150 и в «Сахих аль-джами’», 7633). Хадис приводит (также) Ибн ‘Аддий и другие. И Аллаху всё это ведомо лучше».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 2: Дозволена ли сдача крови для переливания?
Ответ: «Сдача крови является дозволенной, подобной кровопусканию. И делается это для исследования состояния человека, и изменений его крови».
Ответ: «Сдача крови является дозволенной, подобной кровопусканию. И делается это для исследования состояния человека, и изменений его крови».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 3: Дозволено ли переливание крови мусульманину от не мусульманина, если есть необходимость для этого, как при кровоизлиянии или травмах, связанных с потерей крови, и т.п.?
Ответ: «Ответ на данный вопрос состоит из трёх пунктов (подвопросов):
Первый: Кто тот человек, которому будет производиться переливание?
Второй: Кто тот человек, от которого будет взята кровь для переливания?
Третий: Кто тот человек, на заключение которого опираются в этом вопросе?
Что касается первого (подвопроса): то есть человека, которому делается переливание, то это больной или потерявший кровь в результате ранения, и его жизнь зависит от переливания. И основой, на которую опираются в этом вопросе, являются слова Всевышнего:
Ответ: «Ответ на данный вопрос состоит из трёх пунктов (подвопросов):
Первый: Кто тот человек, которому будет производиться переливание?
Второй: Кто тот человек, от которого будет взята кровь для переливания?
Третий: Кто тот человек, на заключение которого опираются в этом вопросе?
Что касается первого (подвопроса): то есть человека, которому делается переливание, то это больной или потерявший кровь в результате ранения, и его жизнь зависит от переливания. И основой, на которую опираются в этом вопросе, являются слова Всевышнего:
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ ۖ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
Также Всевышний сказал в другом аяте:
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, при этом, не склоняясь специально к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Маида», 3).
Также Всевышний сказал:
«Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, при этом, не склоняясь специально к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Маида», 3).
وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
Лицо довода в этих аятах, а именно: они указывают на то, что если лечение больного или получившему ранение зависит от переливания крови от другого человека, и нет других способов заменить это лечение, то дозволено ему это. И переливание в этом случае будет больше схоже с пропитанием, нежели с лекарством.
Что касается второго (подвопроса): то есть человека, от которого берётся кровь для переливания, здесь необходимо соблюдать условия переливания, а именно, чтобы не было по причине этого вреда ему. Это согласно словам (Пророка) ﷺ:
Что касается второго (подвопроса): то есть человека, от которого берётся кровь для переливания, здесь необходимо соблюдать условия переливания, а именно, чтобы не было по причине этого вреда ему. Это согласно словам (Пророка) ﷺ:
لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ
«Нельзя причинять вред, как умышленно так и в ответ» (хадис приводят Ибн Маджа, 2340, ад-Даракутни, 4539 и другие. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 250, также в «аль-Ируа», 896).
Что касается третьего (подвопроса): человека, на заключение которого опираются в этом вопросе, то он должен быть врачом, мусульманином.
Однако если есть трудность с врачом мусульманином, то мы не видим препятствий в том, чтобы опираться на слова врача-немусульманина, иудеем он будь или христианином. При условии если он опытный врач, надёжный, тот, кому больной доверяет.
И основа в этом вопросе - хадис, который приводится в сборнике «ас-Сахих», и в котором говорится: «Что Пророк ﷺ, когда совершал переселение, то нанял человека из числа многобожников, который был опытным, умелым проводником».
Ибн аль-Къайим (да пребудет с ним милость Аллаха) писал в «Бадаи’ аль-фауаид»: «В том, что Пророк ﷺ во время переселения (хиджры) нанял проводником неверующего ‘Абдуллаха ибн Урайкъыта аль-Лейсий (или ад-Дайлий – как сказано в фетве), есть указание на дозволенность обращаться к неверным в вопросах медицины, использования сурьмы, лекарств, а также в вопросах записи (чего-либо), подсчётов, выявления недостатков (вещей и т.п.), и т.д. Кроме дел правления, которое нуждается в праведности и религиозной надёжности. И то, что человек является неверным, не лишает в целом возможности доверять ему. Ведь, что может быть более опасным, чем довериться человеку в пути, дабы он показал дорогу, тем более, что это дорога переселения (хиджры)».
Ибн Муфлих в книге «аль-Адабу аш-шар’ия», передавая от Шейхуль-Ислама ибн Тэймии (да пребудет с ним милость Аллаха), писал: «Если иудей или христианин хорошо разбираются в медицине, является тем, кому доверяет человек, то дозволено обратиться к нему с вопросами лечения, подобно тому, как дозволено доверять ему имущество на сохранность, или работать с ним. Как сказал об этом Всевышний:
Что касается третьего (подвопроса): человека, на заключение которого опираются в этом вопросе, то он должен быть врачом, мусульманином.
Однако если есть трудность с врачом мусульманином, то мы не видим препятствий в том, чтобы опираться на слова врача-немусульманина, иудеем он будь или христианином. При условии если он опытный врач, надёжный, тот, кому больной доверяет.
И основа в этом вопросе - хадис, который приводится в сборнике «ас-Сахих», и в котором говорится: «Что Пророк ﷺ, когда совершал переселение, то нанял человека из числа многобожников, который был опытным, умелым проводником».
Ибн аль-Къайим (да пребудет с ним милость Аллаха) писал в «Бадаи’ аль-фауаид»: «В том, что Пророк ﷺ во время переселения (хиджры) нанял проводником неверующего ‘Абдуллаха ибн Урайкъыта аль-Лейсий (или ад-Дайлий – как сказано в фетве), есть указание на дозволенность обращаться к неверным в вопросах медицины, использования сурьмы, лекарств, а также в вопросах записи (чего-либо), подсчётов, выявления недостатков (вещей и т.п.), и т.д. Кроме дел правления, которое нуждается в праведности и религиозной надёжности. И то, что человек является неверным, не лишает в целом возможности доверять ему. Ведь, что может быть более опасным, чем довериться человеку в пути, дабы он показал дорогу, тем более, что это дорога переселения (хиджры)».
Ибн Муфлих в книге «аль-Адабу аш-шар’ия», передавая от Шейхуль-Ислама ибн Тэймии (да пребудет с ним милость Аллаха), писал: «Если иудей или христианин хорошо разбираются в медицине, является тем, кому доверяет человек, то дозволено обратиться к нему с вопросами лечения, подобно тому, как дозволено доверять ему имущество на сохранность, или работать с ним. Как сказал об этом Всевышний:
وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ إِلَّا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِ
«Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар (много имущества), если ты доверишь его ему; но есть и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не станешь проявлять старание для возврата (его)» (сура «Али ’Имран», 75).
«Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар (много имущества), если ты доверишь его ему; но есть и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не станешь проявлять старание для возврата (его)» (сура «Али ’Имран», 75).
В сборнике «ас-Сахих» передаётся хадис, в котором говорится: «Что Пророк ﷺ, когда совершал переселение, то нанял человека из числа многобожников, который был опытным, умелым проводником». Он доверил ему свою жизнь и имущество. Также племя Хуза’а были помощниками Посланнику Аллаха, мусульмане и неверные вместе. Также передаётся, что Пророк ﷺ приказал обратиться за помощью в лечении к аль-Харису ибн Кяляда, который был неверным. И если дозволено обращаться в вопросах лечения к неверному, то также дозволено обращаться к нему в вопросах сохранности имущества и совместной работы (торговли и т.п.). Также, если человек нуждается в том, чтобы обратиться к неверному из числа людей Писания, в вопросах медицины, то дозволено ему это. И это не будет считаться дружбой, которая запрещена по отношению к иудеям и христианам».
Об этом также говорится в маликитском мазхабе. Аль-Маруази говорил: «Я зашел к Абу ‘Абдилле с христианином, и он начал ему описывать (вещь, его качества и т.д.), а Абу ‘Абдилля записывал то, что тот говорил. Затем он велел мне пойти и купить это для него»».
Об этом также говорится в маликитском мазхабе. Аль-Маруази говорил: «Я зашел к Абу ‘Абдилле с христианином, и он начал ему описывать (вещь, его качества и т.д.), а Абу ‘Абдилля записывал то, что тот говорил. Затем он велел мне пойти и купить это для него»».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 4: В больнице находиться человек, страдающий малокровием (анемией), и администрация больницы обратилась с просьбой собрать для него кровь. Однако известно, что кровь является нечистотой (наджасом)(2) -. Поэтому, является ли дозволенным тому, кто хочет помочь этому больному, сдать для него свою кровь?
Ответ: «Основой в лечении является то, что (лекарства и способы этого лечения) должны быть узаконенными Шариатом. Однако если у больного нет другого выбора, и он нуждается в переливании ему чужой крови, и данное лечение назначено ему для поддержания здоровья и избавления его от слабости, и специалисты в этой области считают это полезным для него, то в этом случае нет проблем для использования данного лечения. И дозволено ему прибегнуть к переливанию чужой крови, дабы избавиться от болезни или слабости. Согласно словам Всевышнего:
Ответ: «Основой в лечении является то, что (лекарства и способы этого лечения) должны быть узаконенными Шариатом. Однако если у больного нет другого выбора, и он нуждается в переливании ему чужой крови, и данное лечение назначено ему для поддержания здоровья и избавления его от слабости, и специалисты в этой области считают это полезным для него, то в этом случае нет проблем для использования данного лечения. И дозволено ему прибегнуть к переливанию чужой крови, дабы избавиться от болезни или слабости. Согласно словам Всевышнего:
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ ۖ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
А также словам Его Пречист (от всякого недостатка):
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да пребудет с ними милость Аллаха),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи и шейх ‘Абдулла ибн Гъудаян.
_________________________
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи и шейх ‘Абдулла ибн Гъудаян.
(1) - В хадисе говорится: «Кроме как если это кормление наполняет (или «разрывает») желудок (ребёнка)…» - то есть когда молоко играет роль основной еды для ребёнка, и оно наполняет его желудок и насыщает его (см.: «Тухфату аль-ахуази фи шархи сунани ат-Тирмизи»).
(2) - Однако в вопросе чистоты крови есть другое, более сильное мнение.
А именно, согласно правилу, в котором говорится, что «основа вещей – это чистота, кроме как если придёт довод на обратное», кровь, будь это кровь человека или животного, которое дозволено употреблять в пищу, считается чистой.
Из доводов на то, что кровь помимо крови менструальной и послеродовой, считается чистой, хадис, в котором рассказывается о сподвижнике Пророка ﷺ, из числа ансаров, в которого в то время как он совершал молитву, попало три стрелы, выпущенные многобожниками. Но он продолжил молиться, а кровь из ран стекала по его телу. Этот случай был во время военного похода «Зату ар-Рика’». (Хадис приводит Абу Дауд, 198. Хорошую степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) в примечании к этому хадису писал: «Явным является то, что Пророк ﷺ знал о случившемся. Так как нельзя представить, чтобы да него (ﷺ) не донесли эту важную новость. Однако не передаётся от него (ﷺ), чтобы он сказал, что молитва этого сподвижника является недействительной, как об этом писал аш-Шаукани (1/165)». (См. примечания к хадису № 300 в сборнике «ас-Сахиха»).
То же самое передаётся от аль-Хасана (аль-Басри, да пребудет с ним милость Аллаха), который говорил: «Мусульмане не переставали совершать молитву в своих ранах». (Асар приводит имам аль-Бухари). То есть в ранах, из которых вытекает кровь.
Мухаммад ибн Сийрин передавал от Яхьи аль-Джаззара, который говорил: «Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, как на его животе были следы внутренностей и крови жертвенного животного, и он не совершал омовения (из-за этого)». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Амали» (1/51/2), и другие. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Также достоверно передаётся от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который: «Когда зарезал жертвенное животное, испачкался в его крови и внутренностях. Затем, когда был дан призыв на молитву, он стал, чтобы совершить её, и при этом не совершал нового омовения». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Мусаннаф», 1/125, и другие, как об этом сказано в «Тамам аль-минна», стр. 52).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Нет никакого доказательства относительно нечистоты крови, со всеми её разновидностями, кроме крови менструальной (и послеродовой). А те, кто заявляют о единогласном мнении в этом вопросе, то их заявление разбиваются о те доводы, которые были приведены. Ибо основа в вопросе крови то, что она чистая. И эту основу нельзя оставить, кроме как имея достоверный довод на обратное (или исключение). А если нет довода на обратное, то обязательным является придерживаться основы. И Аллаху об этом всё известно лучше» (см.: «ас-Сахиха», 300).
Такое же понимание передаётся от имама аш-Шаукани (да пребудет с ним милость Аллаха) в «ас-Сейлю аль-джаррар» (1/44), и в «ад-Дарари аль-мудыйа» (1/25-26).
(2) - Однако в вопросе чистоты крови есть другое, более сильное мнение.
А именно, согласно правилу, в котором говорится, что «основа вещей – это чистота, кроме как если придёт довод на обратное», кровь, будь это кровь человека или животного, которое дозволено употреблять в пищу, считается чистой.
Из доводов на то, что кровь помимо крови менструальной и послеродовой, считается чистой, хадис, в котором рассказывается о сподвижнике Пророка ﷺ, из числа ансаров, в которого в то время как он совершал молитву, попало три стрелы, выпущенные многобожниками. Но он продолжил молиться, а кровь из ран стекала по его телу. Этот случай был во время военного похода «Зату ар-Рика’». (Хадис приводит Абу Дауд, 198. Хорошую степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) в примечании к этому хадису писал: «Явным является то, что Пророк ﷺ знал о случившемся. Так как нельзя представить, чтобы да него (ﷺ) не донесли эту важную новость. Однако не передаётся от него (ﷺ), чтобы он сказал, что молитва этого сподвижника является недействительной, как об этом писал аш-Шаукани (1/165)». (См. примечания к хадису № 300 в сборнике «ас-Сахиха»).
То же самое передаётся от аль-Хасана (аль-Басри, да пребудет с ним милость Аллаха), который говорил: «Мусульмане не переставали совершать молитву в своих ранах». (Асар приводит имам аль-Бухари). То есть в ранах, из которых вытекает кровь.
Мухаммад ибн Сийрин передавал от Яхьи аль-Джаззара, который говорил: «Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, как на его животе были следы внутренностей и крови жертвенного животного, и он не совершал омовения (из-за этого)». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Амали» (1/51/2), и другие. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Также достоверно передаётся от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который: «Когда зарезал жертвенное животное, испачкался в его крови и внутренностях. Затем, когда был дан призыв на молитву, он стал, чтобы совершить её, и при этом не совершал нового омовения». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Мусаннаф», 1/125, и другие, как об этом сказано в «Тамам аль-минна», стр. 52).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Нет никакого доказательства относительно нечистоты крови, со всеми её разновидностями, кроме крови менструальной (и послеродовой). А те, кто заявляют о единогласном мнении в этом вопросе, то их заявление разбиваются о те доводы, которые были приведены. Ибо основа в вопросе крови то, что она чистая. И эту основу нельзя оставить, кроме как имея достоверный довод на обратное (или исключение). А если нет довода на обратное, то обязательным является придерживаться основы. И Аллаху об этом всё известно лучше» (см.: «ас-Сахиха», 300).
Такое же понимание передаётся от имама аш-Шаукани (да пребудет с ним милость Аллаха) в «ас-Сейлю аль-джаррар» (1/44), и в «ад-Дарари аль-мудыйа» (1/25-26).