Сдача крови и переливание - фетвы учёных

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Сдача крови и переливание - фетвы учёных

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Некоторые фетвы «Постоянного Комитета Учёных КСА» по вопросу сдачи крови и донорства

Хвала Аллаху - Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
В данной небольшой работе будут приведены ответы Постоянного Комитета больших учёных КСА по фетвам на вопросы относительно сдачи крови и донорства. Для удобства читателя вопросы, которые были адресованы «Постоянному Комитету», будут приведены в сокращённом виде, но при этом общий смысл этих вопросов будет сохранён.
Список этих фетв можно посмотреть в оригинале, на официальном сайте «Постоянного Комитета»:
www.alifta.net/Fatawa/fatawa

Вопрос 1: Мужчина хочет жениться на девушке, которой когда-то во время её болезни было сделано переливание его крови. Будет ли брак с ней дозволенным для него в этом случае?
Ответ: «Вся хвала принадлежит Аллаху. Да, брак будет дозволенным для него, так как переливание крови от мужчины к женщине и наоборот, не будет считаться подобным (молочному) кормлению (рада’а), как с языковой точки зрения, так и с точки зрения обычая людей и шариата (Аллаха). И на переливание крови не распространяются положения молочного кормления, а, следовательно, и родства по причине него. И если бы через переливание крови устанавливалось бы родство, то это ограничивалось бы младенческим возрастом, а это первые два года жизни (ребёнка), как для молочного кормления. И как установлено доводами, через кормление взрослого не устанавливается родство, согласно словам Всевышнего:
وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلَادَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ
«Матери кормят своих детей грудью два полных года» (сура «аль-Бакара», 233).
И согласно хадису, который передала ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Что Пророк ﷺ зашёл однажды к ней, а в её комнате стоял мужчина. И он спросил её про него. На что она ответила: «Это мой молочный брат». Тогда он (ﷺ) сказал:
انظُرْنَ إخوتَكنَّ من الرضاعةِ فإنما الرضاعةُ من المجاعةِ
«Не спешите относительно своих (молочных) братьев, ибо поистине молочное родство устанавливается через кормление ребёнка в то время, когда он голоден (жаждет молока)»» (Хадис приводят аль-Бухари, 2647, 5102 и Муслим, 1455).
Также от Уммы Салямы (да будет доволен ею Аллах) передаётся хадис, в котором (Пророк ﷺ) сказал:
لا يحرمُ من الرضاعِ إلا ما فتقَ الأمعاءَ وكان قبلَ الفطامِ
«Не устанавливается родство по причине молочного кормления, кроме как если по средствам него наполняется (или «разрывается»)(1) желудок (ребёнка), что бывает до отлучения его от груди» (хадис приводят ат-Тирмизи, 1152. Достоверность этого хадиса подтвердил шейха аль-Альбани в «аль-Ируа», 2150 и в «Сахих аль-джами’», 7633). Хадис приводит (также) Ибн ‘Аддий и другие. И Аллаху всё это ведомо лучше».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 2: Дозволена ли сдача крови для переливания?
Ответ: «Сдача крови является дозволенной, подобной кровопусканию. И делается это для исследования состояния человека, и изменений его крови».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 3: Дозволено ли переливание крови мусульманину от не мусульманина, если есть необходимость для этого, как при кровоизлиянии или травмах, связанных с потерей крови, и т.п.?
Ответ: «Ответ на данный вопрос состоит из трёх пунктов (подвопросов):
Первый: Кто тот человек, которому будет производиться переливание?
Второй: Кто тот человек, от которого будет взята кровь для переливания?
Третий: Кто тот человек, на заключение которого опираются в этом вопросе?
Что касается первого (подвопроса): то есть человека, которому делается переливание, то это больной или потерявший кровь в результате ранения, и его жизнь зависит от переливания. И основой, на которую опираются в этом вопросе, являются слова Всевышнего:
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ ۖ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
Также Всевышний сказал в другом аяте:
فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, при этом, не склоняясь специально к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Маида», 3).
Также Всевышний сказал:
وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
Лицо довода в этих аятах, а именно: они указывают на то, что если лечение больного или получившему ранение зависит от переливания крови от другого человека, и нет других способов заменить это лечение, то дозволено ему это. И переливание в этом случае будет больше схоже с пропитанием, нежели с лекарством.
Что касается второго (подвопроса): то есть человека, от которого берётся кровь для переливания, здесь необходимо соблюдать условия переливания, а именно, чтобы не было по причине этого вреда ему. Это согласно словам (Пророка) ﷺ:
لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ
«Нельзя причинять вред, как умышленно так и в ответ» (хадис приводят Ибн Маджа, 2340, ад-Даракутни, 4539 и другие. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 250, также в «аль-Ируа», 896).
Что касается третьего (подвопроса): человека, на заключение которого опираются в этом вопросе, то он должен быть врачом, мусульманином.
Однако если есть трудность с врачом мусульманином, то мы не видим препятствий в том, чтобы опираться на слова врача-немусульманина, иудеем он будь или христианином. При условии если он опытный врач, надёжный, тот, кому больной доверяет.
И основа в этом вопросе - хадис, который приводится в сборнике «ас-Сахих», и в котором говорится: «Что Пророк ﷺ, когда совершал переселение, то нанял человека из числа многобожников, который был опытным, умелым проводником».
Ибн аль-Къайим (да пребудет с ним милость Аллаха) писал в «Бадаи’ аль-фауаид»: «В том, что Пророк ﷺ во время переселения (хиджры) нанял проводником неверующего ‘Абдуллаха ибн Урайкъыта аль-Лейсий (или ад-Дайлий – как сказано в фетве), есть указание на дозволенность обращаться к неверным в вопросах медицины, использования сурьмы, лекарств, а также в вопросах записи (чего-либо), подсчётов, выявления недостатков (вещей и т.п.), и т.д. Кроме дел правления, которое нуждается в праведности и религиозной надёжности. И то, что человек является неверным, не лишает в целом возможности доверять ему. Ведь, что может быть более опасным, чем довериться человеку в пути, дабы он показал дорогу, тем более, что это дорога переселения (хиджры)».
Ибн Муфлих в книге «аль-Адабу аш-шар’ия», передавая от Шейхуль-Ислама ибн Тэймии (да пребудет с ним милость Аллаха), писал: «Если иудей или христианин хорошо разбираются в медицине, является тем, кому доверяет человек, то дозволено обратиться к нему с вопросами лечения, подобно тому, как дозволено доверять ему имущество на сохранность, или работать с ним. Как сказал об этом Всевышний:
وَمِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِقِنْطَارٍ يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ إِنْ تَأْمَنْهُ بِدِينَارٍ لَا يُؤَدِّهِ إِلَيْكَ إِلَّا مَا دُمْتَ عَلَيْهِ قَائِ
«Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар (много имущества), если ты доверишь его ему; но есть и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не станешь проявлять старание для возврата (его)» (сура «Али ’Имран», 75).
В сборнике «ас-Сахих» передаётся хадис, в котором говорится: «Что Пророк ﷺ, когда совершал переселение, то нанял человека из числа многобожников, который был опытным, умелым проводником». Он доверил ему свою жизнь и имущество. Также племя Хуза’а были помощниками Посланнику Аллаха, мусульмане и неверные вместе. Также передаётся, что Пророк ﷺ приказал обратиться за помощью в лечении к аль-Харису ибн Кяляда, который был неверным. И если дозволено обращаться в вопросах лечения к неверному, то также дозволено обращаться к нему в вопросах сохранности имущества и совместной работы (торговли и т.п.). Также, если человек нуждается в том, чтобы обратиться к неверному из числа людей Писания, в вопросах медицины, то дозволено ему это. И это не будет считаться дружбой, которая запрещена по отношению к иудеям и христианам».
Об этом также говорится в маликитском мазхабе. Аль-Маруази говорил: «Я зашел к Абу ‘Абдилле с христианином, и он начал ему описывать (вещь, его качества и т.д.), а Абу ‘Абдилля записывал то, что тот говорил. Затем он велел мне пойти и купить это для него»».
Из фетв достопочтенного шейха
Мухаммада ибн Ибрахима Али аш-Шейха (да пребудет с ним милость Аллаха)
Вопрос 4: В больнице находиться человек, страдающий малокровием (анемией), и администрация больницы обратилась с просьбой собрать для него кровь. Однако известно, что кровь является нечистотой (наджасом)(2) -. Поэтому, является ли дозволенным тому, кто хочет помочь этому больному, сдать для него свою кровь?
Ответ: «Основой в лечении является то, что (лекарства и способы этого лечения) должны быть узаконенными Шариатом. Однако если у больного нет другого выбора, и он нуждается в переливании ему чужой крови, и данное лечение назначено ему для поддержания здоровья и избавления его от слабости, и специалисты в этой области считают это полезным для него, то в этом случае нет проблем для использования данного лечения. И дозволено ему прибегнуть к переливанию чужой крови, дабы избавиться от болезни или слабости. Согласно словам Всевышнего:
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ ۖ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не прибегая к запретному и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Бакара», 173).
А также словам Его Пречист (от всякого недостатка):
وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ
«В то время как Он уже подробно разъяснил вам то, что вам запрещено, если только вы не вынуждены прибегнуть к этому» (сура «аль-Ан’ам», 119).
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да пребудет с ними милость Аллаха),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи и шейх ‘Абдулла ибн Гъудаян.
_________________________
(1) - В хадисе говорится: «Кроме как если это кормление наполняет (или «разрывает») желудок (ребёнка)…» - то есть когда молоко играет роль основной еды для ребёнка, и оно наполняет его желудок и насыщает его (см.: «Тухфату аль-ахуази фи шархи сунани ат-Тирмизи»).
(2) - Однако в вопросе чистоты крови есть другое, более сильное мнение.
А именно, согласно правилу, в котором говорится, что «основа вещей – это чистота, кроме как если придёт довод на обратное», кровь, будь это кровь человека или животного, которое дозволено употреблять в пищу, считается чистой.
Из доводов на то, что кровь помимо крови менструальной и послеродовой, считается чистой, хадис, в котором рассказывается о сподвижнике Пророка ﷺ, из числа ансаров, в которого в то время как он совершал молитву, попало три стрелы, выпущенные многобожниками. Но он продолжил молиться, а кровь из ран стекала по его телу. Этот случай был во время военного похода «Зату ар-Рика’». (Хадис приводит Абу Дауд, 198. Хорошую степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) в примечании к этому хадису писал: «Явным является то, что Пророк ﷺ знал о случившемся. Так как нельзя представить, чтобы да него (ﷺ) не донесли эту важную новость. Однако не передаётся от него (ﷺ), чтобы он сказал, что молитва этого сподвижника является недействительной, как об этом писал аш-Шаукани (1/165)». (См. примечания к хадису № 300 в сборнике «ас-Сахиха»).
То же самое передаётся от аль-Хасана (аль-Басри, да пребудет с ним милость Аллаха), который говорил: «Мусульмане не переставали совершать молитву в своих ранах». (Асар приводит имам аль-Бухари). То есть в ранах, из которых вытекает кровь.
Мухаммад ибн Сийрин передавал от Яхьи аль-Джаззара, который говорил: «Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, как на его животе были следы внутренностей и крови жертвенного животного, и он не совершал омовения (из-за этого)». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Амали» (1/51/2), и другие. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха», 300).
Также достоверно передаётся от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который: «Когда зарезал жертвенное животное, испачкался в его крови и внутренностях. Затем, когда был дан призыв на молитву, он стал, чтобы совершить её, и при этом не совершал нового омовения». (Асар приводит ‘АбдуРраззак в «аль-Мусаннаф», 1/125, и другие, как об этом сказано в «Тамам аль-минна», стр. 52).
Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Нет никакого доказательства относительно нечистоты крови, со всеми её разновидностями, кроме крови менструальной (и послеродовой). А те, кто заявляют о единогласном мнении в этом вопросе, то их заявление разбиваются о те доводы, которые были приведены. Ибо основа в вопросе крови то, что она чистая. И эту основу нельзя оставить, кроме как имея достоверный довод на обратное (или исключение). А если нет довода на обратное, то обязательным является придерживаться основы. И Аллаху об этом всё известно лучше» (см.: «ас-Сахиха», 300).
Такое же понимание передаётся от имама аш-Шаукани (да пребудет с ним милость Аллаха) в «ас-Сейлю аль-джаррар» (1/44), и в «ад-Дарари аль-мудыйа» (1/25-26).

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: Сдача крови и переливание - фетвы учёных

Сообщение Муслим »

Продолжение....
Вопрос 5: Каково шариатское постановление относительно переливания крови от мужчины к женщине и наоборот? Дозволено ли это?
Ответ: «Нет проблем в переливание крови от мужчины к женщине и наоборот. И это никак не влияет на действительность супружества, не является препятствием к нему, и т.д.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, ‘Абдулла ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр абу Зейд
Вопрос 6: Дозволено ли переливание крови, когда не известно от кого была взята эта кровь, или от мусульманина, или же от неверного?
Ответ: «Как уже предшествовало в ответе на подобный вопрос, в фетве под номером 1325: Если у больного нет другого выбора, и он нуждается в переливании ему чужой крови, и данное лечение назначено ему для поддержания здоровья и избавления его от слабости, и специалисты в этой области считают это полезным для него, то в этом случае нет проблем для использования данного лечения. Даже если религии у того от кого берут кровь и того, кому её переливают, разные. Дозволено переливание крови от неверующего мусульманину, даже если он из тех, кто сражается (против мусульман), но мусульманину дозволено отдать свою кровь только тому неверному, который не сражается с мусульманами. Что касается сражающегося с мусульманами, то нельзя помогать ему в том, что он делает, ибо он не гарантирует безопасности. Более того, (если это происходит в военной обстановке), то нужно покончить с ним, кроме как если он попал в плен, тогда уже правитель мусульман или его заместитель решают, как с ним поступить. Они, учитывая пользу и вред для мусульман, либо казнят его, либо оставят в плену, либо отпустят, взяв с него или с его попечителей дань. Но если он уверует, тогда ему разъясняются доводы (Ислама), если же он не примет, тогда разъясняется то, что ждёт его.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абдулла ибн Ка’уд
Вопрос 7: Банк крови делает некоторые подарки тем, кто сдаёт кровь, из которых, например, коврик для молитвы, медаль, духи и т.д. Иногда они дают по 300 риалов. Каково шариатское положение этих подарков и выплат?
Ответ: «После изучения данного вопроса, Комитет по фетвам пришёл к выводу о том, что нельзя продавать кровь, так как в «Сахих аль-Бухари» передаётся хадис, в котором Абу Джухэйфа рассказывал: «Однажды, я видел, как мой отец нанял хаджама (того, кто делает хиджаму, кровопускание), затем попросил его дать ему взятую у него кровь и разбил сосуд. Тогда я спросил его об этом действии, и он ответил мне:
نَهى النبيُّ ﷺ عن ثمنِ الكلبِ، وثمنِ الدمِ، ونَهى عنِ الواشمةِ والموشومةِ، وآكلِ الرِّبا وموكِلِه، ولعَن المُصوِّرَ
«Пророк ﷺ запретил продавать собак, также запретил продавать кровь, запретил делать татуировки и просить их сделать, запретил пожирать лихву (проценты, риба) и давать под проценты, а также проклял тех, кто создаёт изображение» (хадис приводит имам аль-Бухари, 2086, 2238).
Аль-Хафиз (ибн Хаджар, да будет милостив к нему Аллах) писал в «аль-Фатх»: «Сказанное (Пророком ﷺ) указывает на то, что запрещено продавать кровь, также как запрещено продавать мертвечину и свинину. Это запрещено по единогласному мнению учёных. Я имею в виду продажу крови и получение платы за неё».
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян,
Вопрос 8: Человек сдал кровь, ради Лика Аллаха, не желая за это никакую награду, с намерением помочь больным и нуждающимся в этом. Однако «Банк крови», который относится к Министерству Здравоохранения, перечислил на его счёт 200 дирхемов, в качестве подарка и в качестве побуждения к подобным благим поступкам. Какого положение этих денег, этого подарка и можно ли этому человеку воспользоваться ими?
Ответ: «Оплата или компенсация, которая производится взамен сдачи крови, является запрещённой, вне зависимости от того, будут это наличные деньги или же переводы на счёт и т.п. Согласно хадису Абу Джухэйфы, который приводится в «Сахих аль-Бухари»:
أن نَهى النبيُّ ﷺ عن وثمنِ الدمِ
«Пророк ﷺ запретил продавать кровь». И это по единогласному мнению учёных. Даже если это компенсация будет в виде подарка, так как это подарок взамен запретному».

Вопрос 9: Является ли сдача крови в дневное время Рамадана, во время поста, тем, что нарушает пост?
Ответ: «Сдача крови нарушает пост того, кто сдаёт её, так как это подобно хиджаме. А достоверно известно из хадиса Пророка ﷺ, который сказал:
أفطرَ الحاجِمُ والمَحجومُ
«Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают» (хадис приводят Абу Дауд, 2368, ат-Тирмизи, 774 и другие).
То же самое касается человека, которому будет сделано переливание»(1).
_____________________
(1) - Что касается хиджамы (кровопускания) для постящегося, то в этом вопросе среди учёных были и есть разногласия. Нарушает ли это действие пост или же нет. Имам ат-Тирмизи приводя вышеупомянутый хадис, в своём сборнике «ас-Сунан» (774), писал о том, что некоторые сподвижники Пророка ﷺ считали порицаемым совершение хиджамы в дневное время Рамадана. И они делали это ночью. Этого мнения придерживались также некоторые таби’уны, такие как Ибн аль-Мубарак, а также Исхак ибн Мансур, ‘Абдуррахман ибн Махдий и другие. Это было мнение Исхака ибн Рахауайх и имама Ахмада. Имам аш-Шафи’ напротив считал, что хиджама является дозволенной в дневное время и не вредит постящемуся. Он, как и многие другие имамы, опирался на хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ делал хиджаму в то время, как был постящимся» (хадис приводит аль-Бухари, 1939). Также от Ибн ‘Аббаса и ‘Икримы (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что они говорили: «Пост (нарушается) от того, что попадает внутрь человеку, а не от того, что выходит из него» (Достоверность этих сообщений подтвердил шейх аль-Альбани. См.: «Мухтасар аль-Бухари», 1/455).
Также передаётся от Сабита аль-Бунаний, который говорил: «Спросили Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): Считали ли вы хиджаму во время поста порицаемым деянием? На что он ответил: «Нет, если только она не ослабевала человека»» (хадис приводит аль-Бухари, 1940). И как говорил Шабаба, передавая от Шу’бы: «(Считали ли вы) во время Пророка ﷺ…» (хадис приводит аль-Бухари, 1940).
Имам аш-Шафи’и (да пребудет с ним милость Аллаха) также руководствовался хадисом, в котором говорится что, «Пророк ﷺ делал хиджаму во время совершения прощального хаджа, будучи в состоянии ихрама и будучи постящемся» (хадис приводит Ибн Маджа, 1682). Однако шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил, что выражение в хадисе «будучи постящемся» является недостоверной добавкой. Но с подобным выражением хадис приводится у имама аль-Бухари в «ас-Сахих», 1938. И Аллаху это ведомо лучше.
Что касается хадиса: «Нарушает свой пост и тот, кто делает хиджаму, и тот, кому её делают», то, как писал шейх аль-Альбани: «Он является отменённым. А отменяющим его хадисом считается хадис от Абу Са’ида аль-Худрий (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Пророк ﷺ разрешил постящемуся делать хиджаму», и этот хадис является достоверным, как я пояснил это в «аль-Ируа», 4/74».
Также шейх Хафиз Ахмад аль-Хаками (да пребудет с ним милость Аллаха) писал: «Имам аш-Шафи’ (да пребудет с ним милость Аллаха) упоминал, что этот хадис является отмененным по причине хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах), который рассказывал, что: «Пророку ﷺ сделали кровопускание, когда он был в состоянии ихрама и когда постился» (хадис приводит аль-Бухари, 1938). Поскольку Ибн ‘Аббас сопровождал Пророка ﷺ в году прощального хаджа, а это было в десятом году по хиджре. А что касается Шаддада ибн Ауса (который передавал о запрете хиджамы), то он сопровождал Пророка ﷺ в восьмом году по хиджре. А Аллаху ведомо лучше!» (см.: «Мусталях ал-хадис уа ‘улумихи» аль-Хаками, стр. 53-54).
Также о том, что хиджама не нарушает пост, писал шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) в «Масаиль ’ан ас-сыям», стр. 25-26. Однако, как говорил шейх Ибн Баз (да пребудет с ним милость Аллаха), лучше делать хиджаму в ночное время Поста. И это действие передаётся от сподвижников Пророка ﷺ, как об этом мы упомянули вначале.

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: Сдача крови и переливание - фетвы учёных

Сообщение Муслим »

Продолжение ....
Вопрос 10: Считается ли женщина, которая пожертвовала свою кровь ребёнку, через переливание, матерью для него, подобно молочной матери, которая становится таковой, после определённого количества кормлений?
Ответ: «Переливание крови не подобно молочному кормлению, и по средствам него не устанавливается родство (махрамия). И поэтому, если женщина пожертвовала свою кровь (чужому) ребёнку, то это не делает этого ребёнка для неё сыном или дочерью, вне зависимости от количества перелитой крови.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
'Абдуль-‘Азиз Али Шейх, ‘Абдулла ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр абу Зейд
Вопрос 11: Переливание крови от мужа к жене влияет как-то на их супружеские взаимоотношения?
Ответ: «Задающий вопрос, скорее всего, сравнивает переливание крови с молочным кормлением. Однако такое сравнение не является правильным по следующим причинам:
Первая: Кровь не является питанием, подобным молоку.
Вторая: Молочное родство, которое устанавливается через кормление, имеет 2 условия:
Первое: Кормлений должно быть 5 и более.
Второе: Это кормление должно быть в течение первых 2-х лет жизни ребёнка.
Исходя из вышесказанного, переливание крови твоей жене никак не влияет на совместную супружескую жизнь.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘АбдуРраззакъ ‘Афифи,
‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абдулла ибн Сулейман ибн Мани’
Вопрос 12: Какого шариатское положение сдачи и переливания крови для мусульман? В частности, когда мусульмане нуждаются в этом, в связи с болезнью или катастрофой?
Ответ: «Сдача крови является дозволенной, если только это не влияет на здоровье самого сдающего её. Однако, если в крови определённого человека нуждается больной, и она может стать причиной его спасения, и нет другого, кто мог бы отдать свою кровь, тогда ему сдача крови становится обязательной».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, ‘Абдулла ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр абу Зейд
Вопрос 13: Дозволено ли сдача крови для дальнейшего переливания её немусульманину? Или же переливание дозволено делать только мусульманам?
Ответ: «Такое условие (т.е., чтобы кровь была сдана только для переливания мусульманам) не является обязательным. Кроме как в случае, когда нуждающийся в ней является человеком воюющим с мусульманами. Так как обязательным является уничтожить его, и не дозволено помогать ему остаться в живых. А что касается мусульманина, или того, кто находится под защитой мусульман (зиммий), или того, кто находится с мусульманами в договоре, им дозволено воспользоваться кровью, сданной мусульманами, без каких-либо препятствий».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, ‘Абдулла ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр абу Зейд
Вопрос 14: Дозволено ли переливание крови мусульманину от немусульманина?
Ответ: «Дозволено делать переливание крови мусульманину, вне зависимости от того, взята кровь от мусульманина или неверного, человека из людей Писания или же от язычника (многобожника). При условии, что тому, кому делают переливание, нуждается в этом и что тому, у кого берут кровь, не будет причинён вред».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абдулла ибн Ка’уд
Вопрос 15: «Дозволено ли медработникам брать кровь у больных, которые находятся в коме, для того, чтобы попрактиковаться в этом деле? При том, что забор крови не повлияет на их самочувствие?
Ответ: «Не дозволено брать кровь у тех, кто находится в коме, и тех, кто не надеется на излечение, с целью попрактиковаться в этом. Так как в этом есть вред для них и притеснение. А что касается того, кто находится в здравом рассудке и даёт согласие на забор у него крови, то нет в этом никаких проблем. При условии, что это не навредит ему.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Под фетвой подписались: шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах),
‘АбдуРраззакъ ‘Афифи, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абдулла ибн Ка’уд
Вопрос 16: Какого шариатское положение создания «Банка крови» для сохранения её и быстрого использования в необходимых случаях?
Ответ: «После изучения данного вопроса, комитет учёных, большинством мнений, пришёл к следующим выводам:
Первый: Человеку дозволено сдавать свою кровь, при условии, что в этой крови нуждаются больные и, что не будет никакого вреда тому, кто сдаёт эту кровь.
Второй: Дозволено создавать «банк крови», для того, чтобы собирать в нём сданную людьми кровь, и использовать её в необходимых случаях, когда мусульмане будут в этом нуждаться. При условии, что банк не будет брать деньги с больных за переливание этой крови, или же брать плату с близких родственников нуждающихся. И это не будет предметом торговли и заработка, так как в этом есть общая польза для мусульман.
И от Аллаха сопутствие и успех. И да восхвалит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и да избавит их от всякого зла».
Постановление «Постоянного Комитета» № 65, от 07.02.1399 г.х.

Ответить

Вернуться в «МЕДИЦИНА И ЛЕЧЕНИЕ (АТ-ТЫББ)»