Сунна есть 3-мя пальцами и облизать их после еды

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Сунна есть 3-мя пальцами и облизать их после еды

Сообщение abu Zarr » 20 июл 2015, 13:12

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

По Сунне правильно есть 3-мя пальцами и
Сунной является также облизать их после еды


В сборнике «Сахих» у имама Муслима (5423), также у имама ат-Тирмизий (1801) передается хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (ﷺ) сказал:
إذا أكل أحدكم فليلعق أصابعه فإنه لا يدري في أيتهن البركة
«После того, как один из вас поел, пусть оближет свои пальцы, ибо поистине он не знает на каком из них (осталась) благодать (баракат)».
Также этот хадис передали Джабир, Ка’б ибну Малик и Анас (да будет доволен ими Аллах).
Сказал Абу ‘Иса: «Этот хадис хасан – гариб, мы не знаем о его передачи, кроме, как через эту цепочку, то есть через хадис Сухэйля. Я спрашивал Мухаммада об этом хадисе и он сказал, что этот хадис от ‘Абдуль-‘Азиза известен ему только через эту цепочку».
Сказал шейх аль-Альбаний: «Хадис достоверный».

В сборнике имама ан-Науауи «Рийядус-Салихиин», в главе 109 - «О том, что желательно есть тремя пальцами», передается следующий хадис, от Джабира ибн ‘абдиЛлях, в котором Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأنِهِ ، حَتَّى يَحْضُرَهُ عِنْدَ طَعَامِهِ ، فإذَا سَقَطَتْ لُقْمَةُ أحَدِكُمْ فَلْيَأخُذْهَا فَليُمِطْ مَا كَانَ بِهَا مِنْ أذىً ، ثُمَّ لِيَأْكُلْهَا وَلاَ يَدَعْهَا للشَّيْطَانِ ، فإذا فَرَغَ فَلْيَلْعَقْ أصابِعَهُ ، فإنَّهُ لا يَدْري في أيِّ طعامِهِ البَرَكَةُ
«Поистине шайтан сопровождает каждого из вас в каждом деле из дел, даже тогда, когда вы принимаете пищу. И если упадёт кусочек еды одного из вас, то пусть поднимет его, удалит с него грязь, затем пусть съест его и не оставляет его шайтану. А когда закончит (приём пищи), пусть оближет свои пальцы, ибо поистине не знает он на каком из них барака». (Хадис приводит его имам Муслим, 5423).

Имам БадруДдийн аль-‘Айний, в толковании к сборнику «ас-Сахих» имама аль-Бухарий, под № 5456, писал следующие:
«Передал ‘Алий ибну ‘абдиЛлях, передал Суфьян, от ‘Амра ибну Динара, от ‘Ата, от Ибн ‘Аббаса, что Пророк (ﷺ) сказал:

إذا أكل أحدكم فلا يمسح يده حتى يلعقها أو يلعقها
«После того, как один из вас поел, пусть не вытирает руку прежде чем оближет её или прежде чем она будет облизана».
Этот хадис передал имам Муслим в главе «О приеме пище», от абу Бакра ибну аби Шейбы и др. Также его передал ан-Насаи от Мухаммада ибну Йазида, также Ибн Маджа, в главе «О приеме пище», от Ибну аби ‘Амра.
Слова: «После того, как поел один из вас» - т.е. поел какую-либо пищу, так в версии у имама Муслима, то «пусть не вытирает руку прежде чем оближет её» (يلعقها с фатхой над буквой «йа»), т.е. оближет её сам. Или же «прежде чем она будет облизана (يلعقها с даммай над буквой «йа») – это возможно из-за сомнения передатчика хадиса(рауия), а также возможно для разделения, т.е. или сам или кто-либо другой.
Сказал имам ан-Науауи: «Смысл этого, а Аллах лучше знает, «пусть не вытирает руку, прежде чем оближет её или прежде чем она будет облизана» - т.е. сам, а если он не сделает этого, то пока не оближет кто-то другой, как например супруга или же ребёнок, или слуга, любящий своего хозяина….
Сказал аль-Бэйхакъи: «Передатчик этого хадиса сомневался, поэтому запомнил оба этих варианта, т.е. может облизать пальцы ребёнок или тот, кто не брезгует ими, или же здесь имеется в виду, что оближет эти пальцы рот поевшего».
Говоря об этой теме можно выделить следующее:
Первое: Само облизывание является желательным, так как по средствам этого сохраняется чистота пальцев. Также человек этим действием защищает себя от высокомерия.
Приказ в хадисе указывает на желательность, как об этом говорили большинство учёных, кроме Захириитов, которые видели в этом указание на обязательность.
Сказал аль-Хаттаби: «Порицались те, которые облизывали свои пальцы, так как изнеженность порицающих испортила их умы и изменила их нравы, они стали насыщаться и появилось у них несварение желудка. И они полагали, что облизывание пальцев это вещь непристойная, что это нечто неприятное. Разве они не знали, что облизывание пальцев это часть еды! И не сторонится этого, кроме как высокомерный и избалованный, тот кто забыл про Сунну!»
Второе: Мудрость, которая заключается в облизывание пальцев, упоминается в хадисах от Абу Хурайры, которые привёл имам ат-Тирмизий, и в которых Пророк (ﷺ) сказал:
«После того, как поел один из вас, пусть не вытирает руку, прежде чем оближет её». Этот хадис передал имам Муслим.
И также ан-Насаи и Ибн Маджа от Суфьяна ас-Саурий, от абу аз-Зубэйра, от Джабира, где Пророк (ﷺ) сказал:
«Если упадёт кусочек еды одного из вас, то пусть поднимет его, удалит с него грязь, затем пусть съест его и не оставляет его шайтану. А когда закончит (приём пищи), пусть оближет свои пальцы, ибо поистине не знает он на какой части его еды барака».
То есть не знает где она (эта благодать), на пальце котором он ест или в его посуде. Так пусть оближет пальцы и соберёт остатки еды с посуды, надеясь на то, что он приобретёт эту благодать (барака).
Смысл слова «аль-барака», а Аллах знает лучше – получение насыщения (полноты в том или ином деле), хороший конец, защищённый от трудности и испытания, укрепление в подчинение Аллаху и т.д.
Сказал имам ан-Науауи: «Основа в баракате – это добавка, укрепление в благом и удержания с помощью него (от дурного)».
Третье: В в облизывания пальцев, необходимо начинать со среднего пальца, затем облизывать указательный, затем большой, как это пришло в хадисе Ка’ба ибну ‘Уджры, который привёл ат-Табараний в «аль-Аусат», где сказано:

رأيت رسول الله يأكل بأصابعه الثلاث قبل أن يمسحها بالإبهام والتي تليها والوسطى ثم رأيته يلعق أصابعه الثلاث فيلعق الوسطى ثم التي تليها ثم الإبهام
«Я видел посланника Аллаха, кушающего тремя пальцами: большим, тем, который после него и средним, прежде чем вытереть их. Затем я видел, как он облизывал эти три пальца, средний затем тот, кот. следует за ним, затем большой».(*)
Причина того, что первым облизывался средний палец, была в том, что им больше всего касается еда, так как он больше остальных и длиннее. Вместе с ним - указательный, им больше касается еда, чем большим. Этим объясняется такой порядок, и из следует, что начинать надо со среднего.
Четвёртое: то, что в хадисе: «пусть не вытирает руку, прежде чем оближет её», упоминается рука, но это обобщенная форма, так как здесь имеются в виду три пальца, которыми приказано было есть. Как это передаётся в хадисе от Анаса, кот привёл имам Муслим (5426), также Абу Дауд, ат-Тирмизий и ан-Насаи, в версии от Хаммада ибн Саламы, от Сабита, от Анаса, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إذا أكل طعاما لعق أصابعه الثلاث
«Если поел кто-либо еду, то пусть оближет три своих пальца»
И также в хадисе Ка’ба ибн ‘Уджры, который был упомянут выше содержится указание на это. И всё это указывает, что он (ﷺ) ел тремя пальцами, упомянутыми в хадисе Ка’ба.
Ибну аль-‘Араби говорил: «Если пожелает кто-либо есть пятью пальцами, то пусть ест. Т.к. Пророк (ﷺ) обгладывал кость (доедал все, что на ней) и кусал зубами мясо, и не могло этого быть, если только он не держал (еду) пятью пальцами».
Наш шейх говорил: «Эти слова требуют рассмотрение, так как это можно сделать и тремя пальцами. Если же мы примем эти слова, которые сказал Ибну аль-‘Арабий,, то ведь это не называется «есть пятью пальцами», так как это лишь держание еды, а не еда ими. Если же кто-то ест ими из-за невозможности есть по-другому, то это уже входит в область крайней нужды (даруры), и это подобно тому у кого-то нет правой руки, ему в этом случае дозволено есть левой, и т.д.
Подведя итог, я скажу, что наш шейх был против такого понимания как у Ибну аль-‘Араби, так как Сунной является есть тремя пальцами. Если же кто-то ест пятью, то ему это не запрещается, однако это есть оставление Сунны, за исключением случаев крайней нужды (даруры)....»

_______________________________________________

(*) - В отношение передатчиков этого хадиса были разногласия среди мухаддисов. В отношение его иснада аль-Хайсами в «му’джам аз-зауаид» (7941), сказал: «аль-Хасан ибну Ибрахим аль-Азаний и Мухаммад ибн Ка’б ибну ‘Уджра неизвестны мне, однако остальные передатчики надёжные».
Так же из передатчиков этого хадиса были те, кто делал тадлис. А про ‘абдульМаджида ибну ‘абдуль’Азиза ибну аби Рауада сказал ибну Хиббан: «матрук». Хотя ибну Хаджар в «такриб» упомянул, что это его высказывание преувеличенное. И т.д.

Abu Sumaya Kazaxstani
Сообщений: 477
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Re: Сунна есть 3-мя пальцами и облизать их после еды

Сообщение Abu Sumaya Kazaxstani » 26 июл 2015, 06:49

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

О том, что облизывание пальцев после еды, как своих, так и других является сунной

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас поел, то пусть не вытирает свои пальцы до тех пор, пока не оближет их, или же пока не оближет их другой » (аль-Бухари 5456, Муслим 2031).
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллаха) по поводу этого хадиса в шархе «Рияд ас-Салихин» 2\451-452 сказал: «Следует человеку после завершения приема пищи облизать свои пальцы прежде, чем вытереть их с салфеткой. Как велел это Пророк (ﷺ), чтобы он облизал свои пальцы, или облизал их другой. Что касается того, чтобы он сам облизал свои пальцы, то такое положение понятно. А касательно того, чтобы их облизал другой – такое тоже возможно, поскольку если любовь между мужем и его супругой сильна, то очень легко для них, чтобы она облизала пальцы своего мужа или он - своей жены, это возможно.
Некоторые люди говорят, что не возможно, чтобы Пророк (ﷺ) сказал такое, ибо как можно, чтобы человек облизал пальцы другого? Однако мы говорим: Поистине, пророк (ﷺ) говорит только истину, и невозможно, чтобы он сказал невозможное. И это дело очень даже возможное.
Также человек иногда от любви к маленьким детям облизывает их пальцы после еды, и это дело возможное. Сунной является, чтобы ты облизал свои пальцы или облизал их другой.….
Посланник (ﷺ) сказал о том, чтобы облизал пальцы другой не для того, чтобы мы сказали: это принуждение людей к делу, которое является для них тяжелым - облизывать свои пальцы или чтобы облизывал их другой!! Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, вы не знаете, в каком кусочке еды есть барака (благодать)». Быть может, барака и огромная польза еды имеется в той ее части, которую ты облизал со своих пальцев. Даже рассказали мне некоторые люди со слов врачей, что (во время приема пищи рукой) из кончиков пальцев, с дозволения Аллаха, выделяется что-то, что помогает в пищеварении еды в желудке. Это одна из мудростей (облизывания пальцев), однако, мы делаем это, следуя Сунне. Если это так - то в том, что произошло, прекрасная польза для нас. Если же нет, то нас не заботит это, а заботит нас - следование велению Пророка (ﷺ)».


И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!


Вернуться в «ЕДА, ПИТЬЕ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ»