Кратко о положении Жертвоприношения (аль-Удхия)

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Кратко о положении Жертвоприношения (аль-Удхия)

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

______________


Кратко о положении Жертвоприношения (аль-Удхия)


Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Если мусульманин намеревается совершить Жертвоприношение[1], и наступает месяц Зуль-Хиджа, то ему запрещается удалять что-либо со своих волос (на голове, лобке и подмышках) или ногтей или кожи, пока не совершит Жертвоприношение, исходя из хадиса Уммы Саляма, да будет доволен ею Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если увидите новолуние, указывающее на начало месяца Зуль-Хиджа, то пусть тот, кто намерен совершить Жертвоприношение, воздержится от удаления волос (с головы, лобка и подмышек) и стрижки ногтей».
В другой версии этого хадиса говорится: «Если наступят (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа), то пусть тот, кто намеревается совершить Жертвоприношение, воздержится от удаления волос (с головы, лобка и подмышек) и стрижки ногтей».
Этот хадис привел имам Муслим в «Сахихе» и имам Ахмад в «аль-Муснаде».
В другой версии сказано: «…пусть не удаляет что-либо из своих волос или ногтей, пока не совершит Жертвоприношение».
А в другой версии этого хадиса говорится: «…пусть не прикасается ни к своим волосам, ни к своей коже».
Но если у мусульманина появилось намерение совершить Жертвоприношение в течение первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, то ему следует воздержаться от удаления волос и ногтей с момента своего намерения. И не будет на нем греха, если он удалял что-либо из этого до своего намерения. Если он не намеревался совершить Жертвоприношение в то время, когда уже наступили первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, и он удалял свои волосы (с головы, лобка и подмышек) и подстригал ногти, затем он вознамерился совершить Жертвоприношение, тогда на нем нет греха, если он воздерживается от удаления волос и ногтей со времени своего намерения.
Мудрость этого запрета заключается в том, что из-за того, что тот, кто приносит Жертвоприношение, участвует вместе с паломниками в некоторых ритуалах хаджа, а это приближение к Всевышнему Аллаху через жертвоприношение животного (аль-Курбан), человек, совершающий Жертвоприношение, участвует с паломниками в некоторых особенностях положения аль-Ихрама, как воздержание от удаления волос и прочего. Это положение распространяется только на того, кто совершает Жертвоприношение, а что касается тех, за кого приносится Жертвоприношение, этот постановление не распространяется на них[2]»
(см.: «Фадль ‘ашри зиль-Хиджа»).

Обязательно ли совершать праздничное жертвоприношение (аль-Удхия)?

Пророк (ﷺ) заколол двух жертвенных животных. Он принес одно животное для себя и своей семьи, а второе - для мусульман. Он (ﷺ) побуждал мусульман совершать праздничное жертвоприношение.
Ученые разногласили в том, является ли жертвоприношение обязательным?
Некоторые из них считали, что это является обязанностью каждого, кто имеет такую возможность, так как Всемогущий и Великий Аллах в Коране приказал совершать жертвоприношение. Он сказал: «Посему совершай молитву своему Господу и закалывай (жертвенное животное)».
Также передается, что Пророк (ﷺ) повелел тому, кто совершил жертвоприношение перед праздничной молитвой, сделать это после молитвы. Этот хадис привел имам аль-Бухари.
Также рассказывается, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто имеет возможность, но не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим местам молитвы».
Этот хадис привел Ибн Маджа. Имам аль-Альбани классифицировал этот хадис как хороший (хасан) в "Тахридж мушкиля аль-факр".
Этот мазхаб Абу Ханифы, также одно из переданных мнений имама Ахмада. Это мнение предпочел Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Очевидно, что жертвоприношение является обязательным, и тот, кто имеет возможность совершить его, а он этого не сделал, согрешил».
Мнение, что жертвоприношение является обязательным, является более правильным, чем мнение, что оно не обязательно. Однако обязанность обуславливается возможностью. (см.: Шарх Зад аль-Мустакни' и Фатауа Нур 'аля ад-Дарб, имама Ибн 'Усеймина).

Смысл обряда жертвоприношения

Всевышний Аллах сказал: «Ни их мясо, ни их кровь не доходят до Аллаха, однако только ваша богобоязненность доходит до Него» (Сура «аль-Хаджж» аят 37).
«Смысл обряда жертвоприношения заключается не только в закалывании животного, потому что ни мясо, ни кровь заколотых животных не доходят до Аллаха. Однако Аллах не нуждается в этом и достоин всяческих похвал. Только искренность, надежда на награду и правильное намерение доходят до Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «однако только ваша богобоязненность доходит до Него». В этом аяте содержится призыв быть искренним во время закалывания животного и делать это только ради одного Аллаха. Животных нельзя приносить в жертву для похвалы, показухи, славы или продолжения традиции, и то же самое относится ко всем поклонениям. Поклонение, которое лишено искренности и богобоязненности, как кожа без мякоти или тело без души» (см.: «Тафсир ас-Са'ди», сура аль-Хаджж аят 37).

Мясо жертвенного животного обязательно давать нуждающимся в качестве милостыни на праздник жертвоприношения

Тому, кто совершил праздничное жертвоприношение, желательно оставить себе какую-либо часть мяса этого животного для употребления в пищу и раздать из него в качестве подарка. Это желательное действие. Но обязательным действием является раздача любой части мяса жертвенного животного в виде садаки (милостыни) бедным и нуждающимся. Это исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит из-за необходимости» (Сура «аль-Хадж» аят 36).
Тот «кто довольствуется малым» нуждающийся, который не просит из-за скромности.
Тот «кто просит из-за необходимости» бедный, который просит из-за нужды.
Это потому, что цель праздничного жертвоприношения - пролить кровь жертвенного животного ради Аллаха и дать какую-либо часть мяса бедным и нуждающимся, как садака.
Если человек съел все мясо жертвенного животного или отдал все в подарок и не дал ничего нуждающемуся в качестве садаки, то ему нужно купить мясо и раздать его бедным в виде милостыни. (см.: «Ахкаму аль-Хадьи уаль-Адахи» шейха Солиха Али аш-Шейха).


Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1438 х. - 2017г.

Использованная литература:

1. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» шейха Са‘ди.
2. «Шарх Зад аль-Мустакни' и Фатауа Нур 'аля ад-Дарб» имама Ибн 'Усеймина шейха.
3. «Ахкаму аль-Хадьи уаль-Адахи» шейха Солиха Али аш-Шейха.
4. «Фадль ‘ашри зиль-Хиджа» шейха Мухаммада Са’ид Расляна.

___________________
[1] - Время для совершения Жертвоприношения начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения десятого числа Зуль-Хиджа и длится включительно до заката солнца последнего дня ат-Ташрика тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа.
Кто принесет в жертву животное до завершения праздничной молитвы или же после захода солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа, того Жертвоприношение не будет принято!
Кроме того, лучшее время для принесения в жертву животного - после праздничной молитвы и проповеди в День жертвоприношения десятого числа месяца Зуль-Хиджа. И каждый день лучше, чем последующий, так как в этом проявляется спешка к совершению благодеяния, как говорил шейх Мухаммад Са’ид Раслян. – Прим. переводчика.
[2] - Как говорил шейх Раслян в одной из своих проповедей, что Пророк (ﷺ) совершал Жертвоприношение за членов своей семьи, но не передается, что он приказывал им воздержаться от удаления волос и стрижки ногтей! - Прим. переводчика.

Ответить

Вернуться в «ЕДА, ПИТЬЕ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ»