Способ распределения мяса жертвенного животного

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Способ распределения мяса жертвенного животного

Сообщение abu Zarr » 29 авг 2017, 09:38

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Способ распределения мяса жертвенного животного

Из книги «Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, законоположения Жертвоприношения, а также правильное понимание целей (этих великих обрядов поклонений)», собранной из проповедей Шейха Расляна.

Способ распределения мяса жертвенного животного:
Тому, кто приносит в жертву животное (на праздник – ‘Ийд аль-Адха), является дозволенным отведать из мяса этого животного самому, также раздать из него в качестве подарка и в качестве милостыни. Согласно словам (Всевышнего):
فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ
«Ешьте из их мяса и кормите неимущего бедняка» (сура «аль-Хадж», 28).

Также согласно словам Всевышнего:
فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْقَانِعَ وَالْمُعْتَرَّ
«Ешьте от них и кормите тех, кто, и тех просит от нищеты, кто довольствуется малым» (сура «аль-Хадж», 36).

Тот, «кто просит от нищеты» (аль-къани’ун) – просящий, унижающийся (выпрашивающий). Тот, «кто довольствуется малым» (аль-му’таррун) – нуждающийся, который не просит от нужды своей, (довольствуется тем, что есть). Также (в определении этих слов) говорили наоборот: «аль-къани’ун» – это тот, кто не просит других, а «аль-му’таррун» - тот, который обращается к людям, прося их помочь.
От Салямы ибн аль-Акуа’ (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ говорил:

كُلُوا وَأَطْعِمُوا وَادخِرُوا
«Ешьте, кормите и оставляйте (на потом)». Этот хадис привел имам аль-Бухари. Также его привел имам Муслим в своем сборнике «ас-Сахих»(1).
Кормление включает в себя как подарок богатым, так и милостыня бедным. От ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк ﷺ говорил:

كُلُوا وَادَّخِرُوا وَ تَصَدَّقُوا
«Ешьте, оставляйте (на потом) и раздавайте в виде милостыни». Хадис привел имам Муслим(2).
Ученые, да пребудет с ними милость Аллаха, разногласят относительно количества, которое нужно выделить для употребления в пищу самому, для раздачи в виде подарков (богатым) и для раздачи в виде милостыни (садакъа) бедным. И нет в этом вопросе каких-то суровых ограничений, (т.е. выбор широк).
Предпочтительным же является следующее деление: треть (мяса) съедается, треть раздается в качестве подарков (даров), а треть в качестве милостыни. А то, что дозволено съесть (употребить в пищу самому), дозволено и сохранить на потом, пусть даже на длительный период времени, если только это не повредить мясу. Кроме голодного года, в такой год не дозволено сохранять мясо более трех дней, как объяснил это (сам) Посланник Аллаха ﷺ в год, когда мусульман постиг голод.

Он ﷺ говорил:
مَنْ ضَحَّى منكم فَلَا يُصْبِحَنَّ بَعْدَ ثَالِثَةٍ وَفِي بَقْتِهِ مِنه شَيْءٌ
«Пусть у того из вас, кто совершил жертвоприношение, не останется дома на четвертый день ничего из мяса (жертвенного животного)».
Когда де наступил следующий год, (сподвижники) спросили: «О Посланник Аллаха! Нам следует поступить (с мясом) также, как мы поступили с ним в прошлый год?» На что (Пророк) ﷺ ответил, сказав:

كُلُوا وَأَطْعِمُوا وَادخِرُوا فَإنَّ ذَلِكَ الْعَامَ كَانَ فِي الّنَاسِ جُهدٌ فَأرَدْتُ أَنْ تُعِينوا فِيها
«Ешьте, кормите и оставляйте (на потом). Ибо поистине прошлый год был для людей голодным (трудным) и я хотел, чтобы вы облегчили (положение бедных) в это время»(3). В достоверности этого хадиса было единогласное мнение имамов аль-Бухари и Муслима, как было об этом упомянуто(4).

И ты должен стараться принести в жертву наилучшее из того, что имеется у тебя. (Всевышний сказал):
إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных»(5) (сура «аль-Маида», 27).

Ведь, что бы ты ни пожертвовал ради Аллаха, Он непременно воздаст за это наилучшим, и заменит наибольшим!
И когда имам Ахмад (да пребудет с ним милость Аллаха) упомянул нечто подобное, а именно то, что касалось жертвоприношения за ребенка (‘акыйки), его спросили: Если у человека нет средств для совершении ‘акыйки, дозволено ли ему занять на это денег?
На что (Имам) ответил: «Да. И я надеюсь, что Аллах возместит за него его долг (воздаст ему сполна), ибо он пожелал совершить одну из заповедей (сунну) Посланника Аллаха ﷺ».


Марат абу Зарр,
Зуль-Хиджа, 1438 г.х.

____________________________
(1) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (5569) и Муслим (1974).
(2) - Хадис приводит имам Муслим (1971).
(3) - То есть, чтобы не откладывали мясо на потом, а раздали его все, так как люди нуждались в еде и испытывали трудности.
(4) - См. сноску №1.
(5) - Всевышний Аллах сказал:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
«Расскажи им истинный рассказ о двух сыновьях Адама (Къабиля и Хабиля). Вот они оба принесли жертву, но она была принята от одного из них (от Хабиля) и не была принята от другого (от Къабиля). Тогда (Къабиль) сказал: «Я непременно убью тебя». А (Хабиль) ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных»» (сура «аль-Маида», 27).

Как сказано в толковании к этому аяту: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» - то есть от тех, кто совершил это жертвоприношение искренни ради Лика Аллаха, следуя установленным Его предписаниям, следуя пути Его пророков и посланников. Также жертвоприношение должно быть из самого благого, что есть у раба, из самого лучшего, ибо он стремиться к довольству Аллаха и Его награде. И как он желает ее от своего Господа, также должен стараться принести в жертву самое лучшее, что имеет.
Как передается в толковании Ибн Касира (да пребудет с ним милость Аллаха), Хабиль принес в жертву самого большого, самого жирного барана, а Къабиль – пучок (сноп, связку) не лучших колосьев. И Аллах принял жертву Хабиля, так как она была достойна, и вознаградил его наилучшим образом. Это послужило причиной для зависти Къабиля, и это подтолкнуло его к смертельному греху (см.: «Тафсир ибн Касир», «Тайсир аль-Карими ар-Рахман» ас-Са’ди, «ат-Тафсир аль-муйассар»).


Продолжение следует ...

Вернуться в «ЕДА, ПИТЬЕ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ»