بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Ислам - это религия знания, а знание - это наследство Пророков
Во имя Аллаха Всемилостивого Проявляющего милость
Во имя Аллаха Всемилостивого Проявляющего милость
Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
В этой статье мы хотели бы напомнить себе и всем мусульманам о важности проявления уважения к учёным Сунны, истинным наследникам пророков (мир им), о важности требования знания у их ног. А также о необходимости оставления всякого рода самоучек и невежд, которые взялись наставлять мусульман, уводя их к пропасти заблуждения, подталкивая их в огонь нововведений!
Итак ...А затем:
В этой статье мы хотели бы напомнить себе и всем мусульманам о важности проявления уважения к учёным Сунны, истинным наследникам пророков (мир им), о важности требования знания у их ног. А также о необходимости оставления всякого рода самоучек и невежд, которые взялись наставлять мусульман, уводя их к пропасти заблуждения, подталкивая их в огонь нововведений!
Ислам – это религия знания
Можно сказать: «Ислам – это и есть знание!» Знание, которое даровал людям Всевышний, дабы они следовали ему и поклонялись только Одному Творцу, Господу миров. Всевышний ниспослал религию, шариат, законы, которые не были известны людям, но Он научил их, даровал им свет и вывел их из тьмы невежества.
Всевышний говорит:
اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ ۖ وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَوْلِيَاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُمْ مِنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ ۗ أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака тьмы к свету. А те, которые отказались уверовать – их покровителями и помощниками являются тагъуты(1), которые выводят их из света к мракам тьмы. Они являются обитателями Огня и они пребудут там вечно» (сура «аль-Бакъара», 257).
«Он выводит их из мрака тьмы к свету» - «из мрака неверия к свету веры» (см.: «ат-Тафсир аль-муйассар»). Из мрака заблуждений к свету прямого пути, к свету религии Ислам!«Аллах - Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака тьмы к свету. А те, которые отказались уверовать – их покровителями и помощниками являются тагъуты(1), которые выводят их из света к мракам тьмы. Они являются обитателями Огня и они пребудут там вечно» (сура «аль-Бакъара», 257).
Всевышний говорит:
وَالْعَصْرِ ١ إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
«Клянусь временем. Поистине каждый человек непременно (окажется) в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение» (сура «аль-‘Аср», 1-3).
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
«Клянусь временем. Поистине каждый человек непременно (окажется) в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение» (сура «аль-‘Аср», 1-3).
Праведные предшественники (саляфы) говорили: «которые уверовали» - т.е. те которые знали. Которые знали религию, знали, какие дела являются благими, праведными, затем только устремлялись к совершению их.
Поэтому Всевышний сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, также за верующих мужчин и верующих женщин» (сура «Мухаммад», 19).
«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, также за верующих мужчин и верующих женщин» (сура «Мухаммад», 19).
«Знание прежде слов и дел» - как говорил имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах). Нет истинного знания, нет следования шариату Пророка ﷺ – нет благих дел! Ибо Всевышний сказал:
ثُمَّ جَعَلْنَاكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٍ مِنَ الْأَمْرِ فَاتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَ الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
«Затем Мы наставили тебя (о Посланник) на ясный путь, которым ты познаёшь веления (религии). Следуй этому пути и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура «аль-Джасия», 18).
«Мы наставили тебя на ясный путь» - то есть Всевышний указал нашему Пророку ﷺ на истину, обучил его знанию дозволенного и запретного, как говорили Ибн ‘Аббас, Къатада и Мукъатиль (см.: «Тафсир аль-Къуртуби» 16/163-164).
Религия – это знание! Если не будет истинного знания, правильного понимания, не будет и религии в жизни человека. Поэтому, преступая к какому-либо делу, человек обязан обладать основательными знаниями относительно того, что собирается делать, следуя словам Всевышнего: «Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, также за верующих мужчин и верующих женщин».
Конечно же, наилучшим из знания религии является познания Всевышнего Аллаха, Его Имён и божественных качеств, того, что только Он один достоин поклонения и никто не достоин поклонения, кроме Него.
Всевышний сотворил небеса и землю, Рай и Ад ради этой великой цели.
Всевышний сказал:
Религия – это знание! Если не будет истинного знания, правильного понимания, не будет и религии в жизни человека. Поэтому, преступая к какому-либо делу, человек обязан обладать основательными знаниями относительно того, что собирается делать, следуя словам Всевышнего: «Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, также за верующих мужчин и верующих женщин».
Конечно же, наилучшим из знания религии является познания Всевышнего Аллаха, Его Имён и божественных качеств, того, что только Он один достоин поклонения и никто не достоин поклонения, кроме Него.
Всевышний сотворил небеса и землю, Рай и Ад ради этой великой цели.
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا
«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление (откровение) нисходит между ними(2), чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (сура «ат-Талакъ», 12).
Всевышний также сказал:
«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление (откровение) нисходит между ними(2), чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (сура «ат-Талакъ», 12).
وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах обо всем, что вы совершаете Сведущий (Видящий)» (сура «аль-Бакъара», 233).
«Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах обо всем, что вы совершаете Сведущий (Видящий)» (сура «аль-Бакъара», 233).
Всевышний Аллах во многих аятах приказывает изучать, знать Его веления и приказ, быть богобоязненными. Также Посланник Аллаха ﷺ, который сказал:
طلَبُ العِلْمِ فريضَةٌ على كُلِّ مسلِمٍ
«Требование знаний является обязательным для каждого мусульманина»(3).
И хадисов о величие знаний, достоинстве учёных, важности изучения религии и воплощения этих знаний в дела очень много.
Из всего этого мы видим, что Ислам - это религия знания, а то, что противоречит знанию, именуется невежеством и порицается! Как сказал об этом Посланник Аллаха ﷺ:
Из всего этого мы видим, что Ислам - это религия знания, а то, что противоречит знанию, именуется невежеством и порицается! Как сказал об этом Посланник Аллаха ﷺ:
ألا إنَّ الدنيا ملعونةٌ ملعونٌ ما فيها، إلا ذكرُ اللهِ وما والاهُ، وعالمٌ، أو متعلمٌ
«Поистине, проклят этот мир и проклято всё в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что подобно ему(4), также знающего и обучающегося»(5).
Из этого хадиса, как говорил шейх Раслян (да хранит его Аллах), понимается, что невежество является проклятым. Соответственно необходимо изучать религию, и избавиться от невежества, как говорил имам Ахмад (да будет милостив к нему Аллах), отвечая на вопрос о правильном намерении в требовании знаний, сказав: «Когда ты намереваешься избавиться от невежества сам и избавить от него других».
И этих доводов, если пожелает Аллах, будет достаточно для того, у кого есть хоть крупица разума, чтоб устремиться к довольству Всевышнего Аллаха и отдалиться от того, что проклято Им и Его Посланником!
Откуда же берётся это знание, посредствам которого человек избавляется от невежества?
Из этого хадиса, как говорил шейх Раслян (да хранит его Аллах), понимается, что невежество является проклятым. Соответственно необходимо изучать религию, и избавиться от невежества, как говорил имам Ахмад (да будет милостив к нему Аллах), отвечая на вопрос о правильном намерении в требовании знаний, сказав: «Когда ты намереваешься избавиться от невежества сам и избавить от него других».
И этих доводов, если пожелает Аллах, будет достаточно для того, у кого есть хоть крупица разума, чтоб устремиться к довольству Всевышнего Аллаха и отдалиться от того, что проклято Им и Его Посланником!
Откуда же берётся это знание, посредствам которого человек избавляется от невежества?
Знание – это наследство пророков и посланников
Знание необходимо для того, чтобы правильно совершать дела, приказанные Всевышним, а отсутствие знаний – это погибель деяниям раба. Ибо знание шариата, следование Сунне Пророка ﷺ - это одно из двух условий для принятия дел Всевышним Аллахом.
И как сказал имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах): «Знания, прежде слов и дел».
Так что же это за знание и откуда оно приобретается?
Знание, как говорил имам Ибн аль-Къайм (да будет милостив к нему Аллах) - это: «Сказал Аллах, сказал Посланник Аллаха, сказали сподвижники». Знание – это то, что ниспослал Всевышний нашему Пророку ﷺ, это наследство, которое он ﷺ оставил своим сподвижникам, а те, в свою очередь, последователям (таби’унам), а те своим последователям и так далее, до сегодняшних дней.
Ведь пророки не оставляли после себя имущества, они не оставляли ни золота ни серебра, а оставляли знание, которое спасает души и оживляет сердца!
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
И как сказал имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах): «Знания, прежде слов и дел».
Так что же это за знание и откуда оно приобретается?
Знание, как говорил имам Ибн аль-Къайм (да будет милостив к нему Аллах) - это: «Сказал Аллах, сказал Посланник Аллаха, сказали сподвижники». Знание – это то, что ниспослал Всевышний нашему Пророку ﷺ, это наследство, которое он ﷺ оставил своим сподвижникам, а те, в свою очередь, последователям (таби’унам), а те своим последователям и так далее, до сегодняшних дней.
Ведь пророки не оставляли после себя имущества, они не оставляли ни золота ни серебра, а оставляли знание, которое спасает души и оживляет сердца!
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وإن العلماء ورثة الأنبياء، وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما، ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظ وافر
«Поистине учёные – это наследники пророков, а пророки не оставляли в наследство ни динара (из золота), ни дирхема (из серебра), однако они оставляли знание, и тот, кто взял это знание, тот получил (из их) наследства сполна»(6).
Кто же они наследники пророков?
Ответ на этот вопрос был дан в хадисе Пророка ﷺ, который приведён выше.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине учёные – это наследники пророков». Это ясно и понятно, и не нуждается в дополнительном доказательстве. Отсюда следует: тот, кто хочет избавиться от невежества сам, затем избавить от него других, обязан изучить, как это делается, обязан взять то знание, которое оставил Посланник Аллаха ﷺ и которое несут истинные учёные этой общины.
Что же сказать о тех, кто пренебрегает учёными и сам берётся решать вопросы религии, призывая мусульман в ту пропасть, в которую он угодил сам?!
Что же сказать о тех, кто порочит учёных – наследников пророков, предостерегая от них и от тех, кто призывает следовать им и требовать у них знания?!
Что же сказать о тех, которые не по праву, лживо претендуют на то, чтобы называться наследниками Пророка ﷺ, хотя в действительности не изучали это наследство и не обладают и даже долей его?!
__________________________________________
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине учёные – это наследники пророков». Это ясно и понятно, и не нуждается в дополнительном доказательстве. Отсюда следует: тот, кто хочет избавиться от невежества сам, затем избавить от него других, обязан изучить, как это делается, обязан взять то знание, которое оставил Посланник Аллаха ﷺ и которое несут истинные учёные этой общины.
Что же сказать о тех, кто пренебрегает учёными и сам берётся решать вопросы религии, призывая мусульман в ту пропасть, в которую он угодил сам?!
Что же сказать о тех, кто порочит учёных – наследников пророков, предостерегая от них и от тех, кто призывает следовать им и требовать у них знания?!
Что же сказать о тех, которые не по праву, лживо претендуют на то, чтобы называться наследниками Пророка ﷺ, хотя в действительности не изучали это наследство и не обладают и даже долей его?!
(1) - Тагъут – это имя присущее тому, кому поклоняются помимо Аллаха и кто этим доволен. Или, как сказал Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах): «Тагъут – это то, в отношении чего раб перешёл границы, как в поклонении, так в следовании и подчинении» (см.: «И’лям аль-муаккъы’ин»). Следовательно, законы или постановления тагъута – это любые законы, которые противоречат шариату Ислама, которые выдумали люди и предпочли законам Аллаха.
(2) - «(Откровение) нисходит между ними» - т.е. нисходит с ним Джбриль (мир ему), с седьмого неба на седьмую землю (на поверхность нашей земли), для того, чтобы научить людей этому (см.: «ат-Тафсир аль-муйассар»).
(3) - Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в книге «Сахих Сунан Ибн Маджа» (183).
(4) - «Кроме поминания Аллаха, и того, что подобно ему» - «того, что любимо Аллаху из деяний благочестия и того, что приближает к Нему. Или же его смысл – то, что соответствует этому поминанию, следует ему, близко к нему по смыслу, схоже по значению. Так как это выполнение приказов Его и оставление запретов, ибо всё это вытекает из смысла слова «поминание». И смысл слов (Пророка ﷺ) будет: «Поистине, проклят этот мир и проклято всё в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что любимо Аллаху из совершающегося в этом мире. А всё что помимо этого – проклято»» (см.: «Тухфату аль-Ахуази би шарх джами’ ат-Тирмизи», 6/613).
(5) - Хадис приводят ат-Тирмизи (2322), Ибн Маджа и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил хорошую (хасан) его степень.
(6) - Это часть хадиса, который приводят Абу Дауд (3641), ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджа (183). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани, так же как и в «Сахих аль-Джами’» (6297).
(2) - «(Откровение) нисходит между ними» - т.е. нисходит с ним Джбриль (мир ему), с седьмого неба на седьмую землю (на поверхность нашей земли), для того, чтобы научить людей этому (см.: «ат-Тафсир аль-муйассар»).
(3) - Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в книге «Сахих Сунан Ибн Маджа» (183).
(4) - «Кроме поминания Аллаха, и того, что подобно ему» - «того, что любимо Аллаху из деяний благочестия и того, что приближает к Нему. Или же его смысл – то, что соответствует этому поминанию, следует ему, близко к нему по смыслу, схоже по значению. Так как это выполнение приказов Его и оставление запретов, ибо всё это вытекает из смысла слова «поминание». И смысл слов (Пророка ﷺ) будет: «Поистине, проклят этот мир и проклято всё в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что любимо Аллаху из совершающегося в этом мире. А всё что помимо этого – проклято»» (см.: «Тухфату аль-Ахуази би шарх джами’ ат-Тирмизи», 6/613).
(5) - Хадис приводят ат-Тирмизи (2322), Ибн Маджа и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил хорошую (хасан) его степень.
(6) - Это часть хадиса, который приводят Абу Дауд (3641), ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджа (183). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани, так же как и в «Сахих аль-Джами’» (6297).