Старание и терпение саляфов в поисках знаний - некоторые примеры

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Старание и терпение саляфов в поисках знаний - некоторые примеры

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Старание и терпение саляфов в поисках знаний
(некоторые примеры)
1 - Большой учёный, имам, мухаддис своего времени, шейх Абу ‘Абдиллях Мухаммад ибн Исхак ибн Манда (да будет милостив к нему Аллах), который родился в 310 г.х., а умер в 395 г.х. Он прожил 85 лет. Количество шейхов, от которых ему довелось услышать хадис и получить знание, было около 1700! Когда он вернулся после путешествий в поисках знаний, вернулся к себе на родину, то собранные им книги занимали несколько повозок. Передаётся, что количество повозок достигало сорока штук. И говорят, что столько знаний, сколько собрал этот имам, не смог собрать никто, также как не мог никто услышать столько шейхов, сколько довелось услышать ему.
В первый раз он отправился в путешествие (в поисках знаний) когда ему было 20 лет. А вернулся – когда ему было 65 лет! Он провёл в этом своём путешествии около 45 лет. Затем по возвращению на родину он женился и Аллах даровал ему много детей! (см.: «Софахат мин сабри аль-‘уляма», стр. 65).

2 - Большой имам Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Разий, который родился в 295 г.х., а умер в 377 г.х. В первый раз этот имам вышел в поисках знаний и пробыл в пути около 7 лет. Он сам рассказывал о себе: «Я не могу сосчитать сколько раз я продел путь от Куфы до Багдада. Также из Мекки в Медину – множество раз. Также я однажды отправился пешком из Бахрэйна в Миср (Египет). Затем из Мисра в ар-Рамля (Палестина) – пешком, затем из ар-Рамля в аль-Макдис (Палестина), также из ар-Рамля в ‘Асколян, также из ар-Рамля в ат-Табария (Палестина), затем из ат-Табария в Дамаск (Сирия), затем из Дамаска в Хомс, затем из Хомса в Антокия (Турция), затем из Антокия в Тарасус. Затем я вернулся из Тарасуса в Хомс, так как мне нужно было услышать хадис, переданный Абу аль-Йаманом, и я услышал его. Затем я отправился из Хомса в Байсан (Палестина), а из Байсана в ар-Рокка (Сирия), а из ар-Рокка я, сев на корабль и проплыв по Фурату, попал в Багдад. Также, прежде чем отправиться в аш-Шам, я отправился из Уасыта в ан-Нил, а из ан-Нила в аль-Куфу. И всё это я проделал пешком! Весь этот путь я преодолел пешком!
Мне было тогда всего 20 лет, а это (первое) путешествие заняло у меня около 7 лет!»
(см.: «Такъдимату аль-джархи уа ат-та’диль», стр. 359, «Софахат мин сабри аль-‘уляма», стр. 60)

3 -Имам Мухаммад ибн аль-Мусэйиб аль-Аргъыяни (да будет милостив к нему Аллах). Абу ‘Али аль-Хафиз ан-Найсабури (да будет милостив к нему Аллах) рассказывал: «Когда Мухаммад ибн аль-Мусэйиб аль-Аргъыяни проезжал через Миср, то в его сумке (в книге, в папке) было 100 000 хадисов!» - то есть мы должны представить огромную сумку или книгу, так как один или два хадиса с цепочкой передатчиков занимали в то время 1-2 страницы. Ибо печатных станков не было, и знание записывалось чернилами на листе. – Тогда Абу ‘Али спросили: «Как такое возможно?» На что он ответил: «Части этой книги были маленькими и он писал в них очень мелким почерком так, что в каждой главе (части) помещалось по 1000 хадисов. И он носил с собой 100 частей одной книги, и это стало его особенностью!»
Также это было одним из видов экономии в то время. Так как не многие могли позволить себе иметь такое количество бумаги, чернил, плюс ко всему, такое количество книг нужно было на чём-то перемещать!
Также об этом имаме рассказывается: «Он, читая хадис, когда доходил до слов: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ», начинал сильно плакать так, что мы начинали беспокоиться о нём. И по причине этого частого плача он ослеп в конце своей жизни, да будет доволен им Аллах!» (см.: «Тазкирату аль-хуффаз», 3/789, «Софахат мин сабри аль-‘уляма», стр. 61).

4 - Имам, учёный Сунны ‘Убэйдуллах ибн Са’ид ибн Хатим Абу Наср ас-Сиджзий (да будет милостив к нему Аллах). Имам аль-Хафиз Абу Исхак аль-Хаббаль рассказывал: «Однажды я был дома у Абу Насра ас-Сиджзий. Кто-то постучал в дверь, я встал и открыл. Зашла женщина, достав мешочек, в котором было 1000 динаров, положила его перед Шейхом, и сказала: «Распоряжайся этими деньгами как пожелаешь». На что он спросил: «Какова же цель этого поступка?» Она сказала: «Я хочу, чтобы ты женился на мне. На самом деле я не нуждаюсь в браке, однако я хочу оказать тебе помощь!» Тогда он велел ей забрать деньги и уходить.
Затем, после того, как она ушла, он сказал: «Я вышел из Сиджистана с намерением изучать религию (требовать знания), и если я женюсь, то уже не буду называться изучающим религию! И тогда я не достигну ничего из той награды, которая обещана требующим знания»
(см.: «Тазкирату аль-хуффаз», 3/1119, «Софахат мин сабри аль-‘уляма», стр. 67).

Ответить

Вернуться в «О ВЕЛИЧИИ И ВАЖНОСТИ ЗНАНИЯ И УЧЕНЫХ»