Брат мой, не стыдись говорить: «Я не знаю», - напротив, учись говорить: «Я не знаю»!

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Брат мой, не стыдись говорить: «Я не знаю», - напротив, учись говорить: «Я не знаю»!

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего


Брат мой, не стыдись говорить: «Я не знаю», - напротив, учись говорить:
«Я не знаю»!

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, писал: «Имам пророков, наилучший из богобоязненных, пример для праведных и самый искренний из искренних – Мухаммад (ﷺ) когда сталкивался с тем, о чем он не обладал знанием от своего Господа, то он не спешил с этим, пока не приходила весть об этом от его Господа.
Таким же является верный ангел Джибриль (который принес на землю откровение от Всевышнего Аллаха) и такими же являются все остальные благородные ангелы. Они говорят лишь только то, о чем у них есть знание.
Имам Ахмад в своем «Муснаде» привел хадис от Джубейра ибн Мут’има, что он однажды пришел к Пророку (ﷺ) и спросил его: «Какое место в городе является наихудшим?». Он ответил: «Я не знаю». Когда к Пророку (ﷺ) явился Джибриль, то он спросил его: «Какое место в городе является наихудшим?». Он ответил: «Я не знаю, пока не спрошу своего Господа». После чего Джибриль удалился и отсутствовал столько, сколько пожелал Аллах, а затем пришел и сказал: «О Мухаммад, ты спрашивал меня о наихудшем месте в городе, и я ответил тебе: «Я не знаю». Так вот я спросил своего Господа: «Какое место в городе является наихудшим?». Он ответил: «Наихудшим местом в городе являются рынки»…
Свят Аллах, какое же великое место занимает слово «я не знаю»!! Таким был Пророк (ﷺ), который на вопрос Джубейра ибн Мут’има «Какое место в городе является наихудшим?» ответил: «Я не знаю». Точно также поступил верный Джибриль. Он даже одну букву не произнес, чтобы ответить, пока не спросил своего Господа.
Другие же высокочтимые ангелы останавливаются у границы того, чему научились и не опережают. Когда Всевышний Аллах спросил их: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду», - они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (аль-Бакара,31-32).
Какая беда постигнет человека, если его спросят о том, о чем он не знает, и он скажет: «Я не знаю»?! В Посланнике Аллаха (ﷺ), Джибриле и других высокочтимых ангелов прекрасный пример дня него в этом, а также в сподвижниках, которые строго придерживались этого пути и не уклонялись от него»
(см.: «Фадлюль-‘Ильм», стр.538-539).
Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто обладает знанием, пусть говорить о нем. Тот же, у кого нет знания, пусть скажет: «Аллаху ведомо лучше»».
Достоверно было передано от Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас’уда то, что они сказали: «Тот, кто выносит фетву (решение) относительно всего того, о чем спрашивают его, тот является сумасшедшим».
Аль-Бара рассказывал: «Я видел триста сподвижников из участников битвы при «Бадре», и все они хотели, чтобы брат освободил его от выдачи фетв».
Ибн Абу Лейля рассказывал: «Я застал сто двадцать ансаров из числа сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ). Кого бы из них ни спросили о каком-либо вопросе, он переадресовывал этот вопрос другому сподвижнику, тот же другому, пока таким образом не возвращался этот вопрос к тому, кого первым спросили об этом вопросе».
Абу Хусейн аль-Асади сказал: «Поистине, каждый из вас выдает фетву по какому—либо вопросу. Однако если спросили бы об этом вопросе ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он непременно собрал бы сподвижников из участников битвы при «Бадре» (чтобы посоветоваться с ними)».
Аль-Хейсам ибн Джамиль сказал: «Я был свидетелем тому, как однажды спросили (имама) Малика о сорока восьми вопросах и на тридцать два из них он ответил: «Я не знаю»».
Также было сказано, что имама Малика спросили о пятидесяти вопросах, и он не ответил даже на один из них.
Также, когда спросили имама Малика о вопросе, то он ответил: «Я не знаю». Тогда ему сказали: «Этот вопрос легкий». Имам Малик, разгневавшись, сказал: «Знание не является легким. Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха: «Мы непременно ниспошлем тебе тяжелые слова» (аль-Муззаммиль,5). Все знание является тяжелым, особенно то (знание), о котором будут спрашивать в Судный День».
Имам Малик также говорил: «Я не выдавал фетву, пока за меня не засвидетельствовали семьдесят (ученых), что я достоин этого».
Также он говорил: «Не следует человеку считать себя достойным чего-либо, пока не спросит того, кто является более знающим, чем он. Что касается меня, то я не выдавал фетву, пока не спросил Раби’ и Яхью ибн Са’ида и пока они не велели мне это. Если бы они запретили мне выдавать фетвы, то я воздержался бы от выдачи фетв».
Абу Ну’айм рассказывал: «Я не видел ученого, который говорил бы больше «я не знаю», чем (имам) Малик ибн Анас».
Когда спросили аш-Ша’би об одном вопросе, то он ответил: «Я не знаю». После чего сказали ему: «Разве ты не стыдишься говорить «я не знаю», тогда как ты являешься факъихом жителей Ирака?». Он сказал: «Однако ангелы не постыдились сказать: «Мы не знаем ничего, кроме того что Ты научил нас» (аль-Бакара,32)».
Абу аз-Заийаль сказал: «Учись говорить «я не знаю», поскольку если ты скажешь «я не знаю», то люди буду учить тебя, пока ты не узнаешь. Но если ты скажешь «я знаю», то они будут спрашивать тебя, пока ты не узнаешь».
Спросили имама Ахмада: «Что лучше: речь или воздержание (от речи)?». Он ответил: «Воздержание лучше для меня, чем речь, кроме как при необходимости».
Бишр аль-Хафи сказал: «Тот, кто желает, чтобы его спрашивали, не достоин того, чтобы его спрашивали».
Однажды некий человек встретил Раби’ плачущим, после чего он спросил его: «Что заставило тебя плакать?». Он ответил: «Начали обращаться за фетвой к тем, кто не обладает знанием, и проявилось в исламе нечто великое (страшное)».
Къасим сказал: «Одним из проявления почета человека к себе самому является то, чтобы он говорил лишь то, что объемлет его знание».
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал, как (имам) Малик говорил: «Поспешность в вынесении фетвы является одним из видов невежества и глупости»».
Также было сказано: «Осмотрительность от Аллаха, а поспешность от шайтана».
Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: «Больше всех осмеливаются браться за выдачу фетвы те из людей, кто меньше всех из них обладает знанием».
Из книги шейха Мухаммада Са’ида Расляна «Фадлюль-‘Ильм», стр.538-546.

Ответить

Вернуться в «РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ЗНАНИЙ»