О требовании знаний

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О требовании знаний

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ


О требовании знаний

Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем:
С дозволения Аллаха Всевышнего, хотелось бы сделать краткое напоминание относительно требования шариатских знаний, и сказать несколько слов об их достоинстве и важности.

Требование знаний – это джихад на пути Аллаха.
Каждый, кто хочет быть защитником религии Аллаха и сражаться не её пути, как истинный муджахид, нуждается в двух вещах:
1 – очень сильное терпение (сабр)
2 – постоянство в намерении (истимрар фи ан-ният)
Всевышний Аллах говорит
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
«Поистине, ведь душа человека постоянно повелевает зло» (сура «Юсуф», 97).
Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مجاهد من جاهد نفسه لله
«Муджахид – это тот, кто сражается со своей душой ради Аллаха»(1).
Поэтому, требование знаний считается джихадом (сражением) на пути Аллаха. Более того, это один из лучших видов джихада, лучше, чем сражение с оружием в руках. Этот джихад был вменён в обязанности нашему Пророку ﷺ ещё в Мекке, когда у мусульман не было силы и власти, не было своего государства. Это был джихад словом, джихад Кораном и Сунной, джихад призывом к Аллаху и к Его Посланнику.
Всевышний Аллах сказал:
فَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُمْ بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا
«Не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (сура «аль-Фуркан», 52).
Шейх абдуРрахман ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в комментарии к этому аяту писал: «Не отступай от ниспосланных тебе предписаний, делай все возможное для распространения своей правой веры, и сражайся с неверными при помощи Священного Корана, то есть отстаивай истину и сокрушай ею ложь…»
Джихад доводом, знанием, более величествен, нежели джихад оружием. И по этой причине Всевышний Аллах приказал, побудил оставаться группе верующих, чтобы они изучали религию и не выходили на сражение с остальными, дабы, когда те вернуться с поле боя, обучить их, донести до них свет знаний, свет религии.
Всевышний говорит:
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً ۚ فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
«Верующим не следует выступать в поход (на войну) всем вместе. Пусть не выходит из этой группы часть людей, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (сура «ат-Тауба», 122).
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Наиважнейший джихад – это джихад с душой (нафсом), джихад со страстями, джихад с шайтаном и джихад с прелестями этого мира (дуньи). И тот кто ведет джихад с этими четырьмя, того ведёт Аллах дорогой довольства Своего, дорогой которая приведёт его к Раю. А тот, кто оставил это сражение, потерял дорогу прямую и лишил себя этого джихада»(2).
Также, что касается защиты религии, шариата, защиты Сунны – всё это выше и благороднее, чем защита своей души, своей жизни и жизни мусульман.
Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли слышал как Яхья ибн Ма’ийн (да будет милостив к нему Аллах) говорил:
الذَّبُّ عن السنة أفضلُ من الجهاد في سبيل الله
«Защита Сунны лучше, чем джихад на пути Аллаха!»
Тогда его спросили: «Человек тратит своё имущество, отдаёт свою жизнь, сражается на пути Аллаха, и тот лучше него?!»
На что он ответил:
نعم، بكثير
«Да, и во много раз!»(3)

Требование знаний – это поклонение:
Требование знаний лучший из видов поклонений, а смерть на пути требовании знаний – это шахада (мученическая смерть).
Передается от Му’аза, да будет доволен им Аллах, что он говорил:
تَعَلَّمُوا العلمَ فإن تَعَلَّمَهُ لِله خشية وطَلَبَه عِبادة ومُذاكِرَتَه تسبيح و البَحْثُ عنه الجهاد
«Требуйте знание (изучайте религию), ибо поистине изучение (религии) ради Аллаха – это богобоязненность, требование знаний – это поклонение, повторение изученного – это тасбих (восхваление Аллаха, Его поминание), а поиск его – это джихад»(4).
Передаётся от абу Зарра и абу Хурэйры, да будет доволен ими Аллах, что они говорили:
إذا جاء موت طالب العلم وهو على حاله مات شهيدا و في الجهاد
«Если застанет смерть требующего знания в это его состоянии, (т.е. когда он изучает религию), то он умрёт шахидом, умрёт на джихаде!»(5)

Требование знаний – это поклонение.
Известно, что поклонение принимается Аллахом, если в нём собираются два условия: искренность (ихлас) и следование пророку (иттиба’).
Имам Ахмад (да будет милостив к нему Аллах) говорил:
العلم لا يَعْدِلُهُ شيء لمن صَحَّتْ نيته
«Знание не покинет того, кто будет иметь правильное намерение!»
Спросили имама: «Как же сделать правильным намерение, о Абу ‘абдиЛлях?» На что он ответил:
ينوي رفع الجهل عن نفسه وعن غيره
«Намереваться нужно убрать невежество от себя, затем от других».

Как должна проявляться искренность в требование знаний и как должно проявляться следование Пророку ﷺ в этом? Ответ:
Искренность в требование знаний:
1 – чтобы было намерение следовать приказу Аллаха, Который сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ
«Знай же, что нет божества истинного, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (сура «Мухаммад», 19).
2 – чтобы было намерение сохранить шариат Аллаха,
3 – чтобы было намерение защитить шариат Аллаха,
4 – чтобы было намерение последовать пути Пророка ﷺ, его приказам и запретам.

Следование Пророку ﷺ в требование знаний:
1 – чтобы это было из источников, оставленных посланником Аллаха ﷺ, а после него - праведными предшественниками (саляфами). И чтобы было по их пути, без каких-либо новшеств.
2 – чтобы знание было взято от тех, кто им обладает, из числа учёных, как сказал об этом Всевышний Аллах:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спросите обладающих знанием, если вы сами не знаете» (сура «ан-Нахль», 43, сура «аль-Анбия», 7).
Чтобы знание это было взято от учёных, обладающих знанием из числа сторонников Сунны, а не от различных заблудших проповедников, сектантов и невежд. Ибо требование знаний у приверженцев заблудших течений является недозволенным!
Сподвижники, их последователи (таби’ины) и те, кто последовал за ними, говорили:
إنّ العلم الدين، فانظروا عن من تأخذون دينكم
«Поистине знание – это религия, так смотрите же от кого вы берёте свою религию!»
3 – чтобы требование знаний проходило последовательно: от малого к большому, от общего к подробному и т.п.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил:
الإمام الرباني هو الذي يعلم الناس على صغار العلم قبل كباره
«Имам (учёный), богобоязненный (который воспитывает своих учеников) – это тот, который обучает малому знанию, прежде чем обучить большому»(6).

Требование знаний – это получение наследства пророков.
Достаточно также требованию знаний из достоинств того, что они (знания) являются наследием пророков, а получивший это наследство, получает гораздо больше золота и серебра.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وإن العلماء ورثة الأنبياء ، وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما ، ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظ وافر
«Поистине учёные – это наследники пророков, а пророки не оставляли в наследство ни динара (из золота), ни дирхема (из серебра), однако они оставляли знание, и тот, кто взял это знание, тот получил (из их) наследства сполна»(7).

Обладающий знанием является тем, кому Всевышний Аллах желает благо.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
من يُرِدِ اللهُ به خيرًا يُفَقِّهْه في الدينِ
«Кому Аллах желает блага, того Он делает разбирающимся в религии»(8).
Из хадиса также понимается, как говорил шейх Раслян, да хранит его Аллах, то, что: «Тот, кому Аллах не желает блага, того Он не делает разбирающимся в религии».
Пусть же теперь посмотрит человек на свое положение, разбирается ли он в религии, знает ли он основы религии, или же нет?! И пусть посмотрит на то, что он делает для того, чтобы узнать, и на то, соответствуют ли его старания условиям, которые были упомянуты выше.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
من سلك طريقا يطلب فيه علما ، سلك الله به طريقا من طرق الجنة ، وإن الملائكة لتضع أجنحتها رضا لطالب العلم، وإن العالم ليستغفر له من في السماوات ومن في الأرض، والحيتان في جوف الماء، وإن فضل العالم على العابد كفضل القمر ليلة البدر على سائر الكواكب، وإن العلماء ورثة الأنبياء ، وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما، ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظ وافر
«Тому, кто выбрал путь, в котором он будет требовать знания, того Аллах направит по одному из путей в Рай(9). И поистине ангелы слагают свои крылья перед требующим знания в знак уважения. И учёному просят прощения те, кто на небесах и на земле, и даже рыба в море. А превосходство учёного перед поклоняющимся, подобно превосходству полной луны перед другими звёздами в ясную (безоблачную) ночь. Поистине учёные – это наследники пророков, а пророки не оставляли в наследство ни динара (из золота), ни дирхема (из серебра), однако они оставляли знание, и тот, кто взял это знание, тот получил наследство сполна»(10).
Ибну аль-Мубарак (да будет милостив к нему Аллах) говорил:
لا أعلم مرتبة بعد النبوة أفضل من بث العلم، و إعانة طلابه و إعانهم على التفرغ له
«Я не знаю степени после пророчества выше, чем распространение знаний, а также помощи изучающим его, такой помощи, получив которую они могли бы спокойно изучать (его), не утруждая себя поиском пропитания»(11).

Однако всегда нужно помнить, что знание – это большая ответственность перед Аллахом. И за эту милость, каждый получивший её, должен благодарить Аллаха.
Как это сделать?
Ответ: Делами, поклонением.
Поистине плоды благого знания – это дела! И любое знание, которое не приводит к делам является доводом против обладающего им.
Имам аз-Захаби в своей книге «Тарих аль-Ислям» (3/343) передал, что Абу Къыляба говорил Аюбу:
يا أيوب إذا أحدث الله لك علما فأحدث له عبادة، ولا يكن همك أن تحدث به الناس
«О Аюб! Если Аллах дал тебе знаний, то ответь Ему поклонением. И пусть не будет твоей заботой лишь передача этого знания людям»(12).
العِلْمُ – العَمَلُ

«Знание – это дела», как говорили праведные предшественники:
Если не будет дел, то эти знания просто останутся лишь осведомлённостью (ма’рифа), и будет это знание доводом против того, кто приобрёл его!
Однажды Умму ад-Дарда, да будет доволен ею Аллах, спросила одного человека:
هَلْ عَمِلْتَ بما عَلِمْتَ؟

«Совершал ли ты дела в соответствии со знанием?»
На что он ответил: «Нет». Тогда она сказала ему:
فَلِمَ تَسْتَكْثِرُ مِنْ حُجَجِ الله عَلَيْكَ!؟

«Тогда для чего же ты увеличиваешь доводы Аллаха против себя?!»
Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил:
ويل لمن لم يعلم ولا يعمل مرة، و ويل لمن علم ولم يعمل سبعين مرة
«Горе один раз тому, кто не знал и не делал, и горе семьдесят раз тому, кто знал, но не делал!»(13)
Связь между знанием и делом подобно связи между душой и телом. И тот, у кого есть дела, но нет знания, тот подобен живущему во тьме. Он делает (двигается, пишет, говорит, читает и т.д.), но не видит результата.
А тот, у кого есть знание, но нет дел, тот подобен свече, которая светит для других, но при этом сама сгорает.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ تزولُ قدَمُ ابنِ آدمَ يومَ القيامةِ من عندِ ربِّهِ حتَّى يسألَ عن خمسٍ
«Не сдвинутся ноги дитя Адама в Судный День, пока он не ответит на пять вещей:…» И из них посланник Аллаха упомянул:
ماذا عملَ فيما علِمَ
«Что он делал (совершал ли дела) в соответствии со добытым знанием?»(14)
Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, говорил:
اعلموا ما شئتم أن تعلموا، فلن يأجركم الله بعلمه حتى تعملوا
«Изучайте все что хотите изучить! Однако Аллах не вознаградит вас за приобретённое знание, пока вы не будете поступать согласно ему!»(15)
Поэтому, нужно стремиться превратить как можно больше знаний в благие дела. Именно для этого изучается религия и познаётся шариат. И по причине истинных знаний и благих деяний растёт степень человека перед Аллахом.
Но бывает так, что человек не может отправиться для того, чтобы требовать знания, какие-то причины мешают ему это сделать. Как ему быть? Как спастись и быть в числе тех, кем доволен Аллах?
'Аун ибну абдиЛлях сказал халифу 'Умару ибн абдиль-'Азизу: «Говорят (или есть такое мнение): Если можешь быть учёным, то будь им, если не можешь, то будь обучающимся, если не можешь быть обучающимся, то люби их (ученых и обучающихся), если же ты не можешь любить их, то пусть не будет у тебя ненависти к ним!» Сказал ему 'Умар: «Субхана Ллах! Аллах сделал ему спасение (выход)»(16).

И в завершение, хотелось бы привести строки стихотворения, из книги Ибн ‘абдиль-Барра, от некоторых его учителей, которые зачитывали его Абу Бакру ибн Дурэйду(17). Из него следующие строки, указывающие на высокое достоинство требующего знания:
ومِدَادُ مَا تَجْرِي بِهِ أَقْلاَمُهُمْ *** أَزْكَى وأَفْضَلُ مِنْ دمِ الشُّهَدَاءِ
يا طالبي علم النَّبيِّ محمَّدٍ *** ما أنتمُ وسواكمُ بسواءِ
«Чернила, которыми пишут они,
Чище и лучше шахидов крови!
О требующие знание пророка Мухаммада!
Остальным, (другим), не подобны вы!»


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я прошу Аллаха, чтобы Он добавил нам полезного знания, принял наши дела, чтобы избавил нас и отдалил от многобожия, неверия, показухи, новшеств в религии, грехов больших и малых!
И да восхвалит Он нашего пророка Мухаммада, семью его, его сподвижников, и всех тех, кто последовал их путём, вплоть до Судного Дня!
8-го числа месяца Мухаррам, 1435 г.х. (11 ноября 2013 г.)
Исправлено и дополнено 7-го числа месяца Раджаб, 1436 г.х.

________________________________________________________________________
(1) - Хадис приводит Ибн Хиббан и другие, достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъиб» (1218).
(2) - См.: «аль-Фауаид», стр. 69.
(3) - См.: «ас-Сияр», 10/518.
(4) - Это сообщение передается также от Пророка ﷺ, однако цепь передачи его не является сильной, как сказано об это в «Да’ыйф ат-таргъиб уа ат-тархиб», 47. Однако многими путями передачи, которые усиливают друг дргуа, оно передаётся от Му’аза, да будет доволен им Аллах.
(5) - См.: «’Умдату аль-Къари» Бадруддина аль-‘Айни аль-Ханафи.
(6) - Приводит этот асар имам аль- Бухари в «Сахих», гл. 10, Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 1/192, сказал: «Его иснад хасан (хороший), также он приводится с достоверным иснадом от Ибн Мас’уда».
(7) - Это часть хадиса, который будет упомянут позже. Его приводят Абу Дауд (3641), ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджа (183). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани, так же как и в «Сахих аль-Джами’» (6297).
(8) - Приводят хадис имам Ахмад (16780), аль-Бухари (71), Муслим (37) и другие.
(9) - Или как в другой версии хадиса сказано: «По причине этого Аллах облегчит такому путь в Рай».
(10) - См.: сноску 6.
(11) - См.: «Тарих ад-Димашкъ», 33/455.
(12) - См. также «Фадлю аль-‘ильм» шейха Мухаммад Расляна, стр. 564.
(13) - См. также «Фадлю аль-‘ильм» шейха Мухаммад Расляна, стр. 590.
(14) - Приводит хадис имам ат-Тирмизи (2417), достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
(15) - См. также «Фадлю аль-‘ильм» шейха Мухаммад Расляна, стр. 596.
(16) - Приводит ан-Насаи, «Книга Знаний» (2).
(17) - См.: «Джами’у баяниль-‘ильм уа фадлихи», 155 (издательство «Ибн аль-Джаузий»).

Ответить

Вернуться в «РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ЗНАНИЙ»