История принятия Ислама царём Эфиопии (Наджашей)

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

История принятия Ислама царём Эфиопии (Наджашей)

Сообщение abu Zarr » 06 май 2015, 15:56

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

История принятия Ислама царём Эфиопии (Наджашей)
по имени Асхама


(да будет милостив к нему Аллах)

И некоторые пользы извлекаемые из неё


*******************************************************************************************************

Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, также его семье, его сподвижникам и всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.
А затем…
В жизнеописание (Сире) посланника Аллаха ﷺ для нас, для мусульман, есть наилучший пример. Как сказал об этом Всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и верит в Последний день и много поминает Аллаха» (сура «аль-Ахзаб», 21).
Изучение Сиры – это изучение истоков Ислама, его пути, его методологии. Поэтому учёные Ислама, учёные Сунна, побуждают нас к изучению её, они извлекают из неё пользы и примеры для нас. И мусульманин, который будет следовать этим великим урокам Сиры, обретёт счастье этого мира и мира будущего.
И мы просим у Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас из тех, кто следует Сире Пророка ﷺ, а также из тех, кто совершает дела в соответствии со знанием.

Итак, прежде чем приступить к рассказу о том, как царь Эфиопии – Наджаша, по имени Асхама, принял Ислам, хотелось бы указать на следующий момент, а именно на то, что слово «наджаший» – это не имя, а титул эфиопских царей. Как, например, у римлян царь назывался «Къайсар», у персов – «Кисра», у коптов (египтян) – «Фараон», также как и в наше время, например правители стран именуются «президентами», «монархами», «королями» и т.п.
Имя же этого эфиопского царя было Асхама (أَصْحَمَة).
Итак, всем нам известно из жизнеописания Пророка ﷺ, что мусульмане до того, как сделать переселение (хиджру) в Медину, сделали два переселения в Эфиопию. Принятие Ислама Асхомой состоялось именно во время второй хиджры, которая была в 7 году после первого пророческого откровения.
Причина этого переселения была в том, что многобожники-курайшиты все сильнее и сильнее враждовали с мусульманама, притесняли их, не давали покоя, так как Посланник Аллаха ﷺ вместе со своими сподвижниками стали открыто порицать идолов, предостерегать от многобожия, от поклонения не Аллаху, и стали призывать людей к тому, чтобы они уединяли в своих поклонениях только Одного Всевышнего Аллаха, Творца всего сущего. Это не давало покоя многобожникам и неверным.
И Посланник Аллаха ﷺ, опасаясь за религию, за жизнь мусульман, за призыв Ислама, отправил некоторых своих сподвижников в Эфиопию. Царь Эфиопии был человек справедливый, не дававший людей в обиду, хотя и исповедовал христианство.


Теперь, что касается самой истории …

В хадисах у имама Ахмада, имамов Бухари, Муслима, так у абу Ну’айма в книге «Даляиль ан-нубуа» передаётся от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Приказал нам Посланник Аллаха ﷺ, чтобы мы вышли вместе с Джа’фаром ибн Аби Талибом(1) и отправились на земли Наджаши (то есть в аль-Хабаши). Курайшиты же, узнав об этом, послали за нами ‘Амра ибн аль-‘Аса(2) и ‘Аммарата ибн аль-Уалида, которые собрали для царя Наджаши подарки (чтобы смягчить его сердце и забрать переселившихся мусульман для расправы над ними).
После того как они прибыли к Наджаше, они поднесли ему дары и Наджаша принял их. Затем они сделали ему земной поклон (сажда)(3), и ‘Амр ибн аль-‘Ас начал обращаться к царю со словами: «Люди из нашей местности отвернулись от нашей религии, они прячутся у вас (давая понять, что они желают их вернуть)». Тогда Наджаша спросил у них: «Они прячутся тут, у нас (в нашей стране)!?» Они ответили: «Да».
Наджаша послал за нами, чтобы мы явились к нему. И (когда мы собрались идти) Джа’фар сказал нам: «Пусть никто из вас ничего не говорит! Сегодня говорить с ними буду я».
После того как мы пришли и увидели Наджашу, по правую сторону которого сидел с ‘Амр ибн аль-‘Ас, а по левую - ‘Аммара, также рядом с ним были накрыты столы за которыми сидели их священники.
‘Амр и ‘Аммара сказали ему: «(Смотри царь) они не делают тебе земной поклон!», и это тут же подхватили священники и стали повелевать нам сделать его, говоря: «Сделайте земной поклон царю!», на что Джа’фар ответил им: «Мы не делаем земной поклон никому, кроме Всевышнего Аллаха».
Тогда Наджаша спросил: «Почему же!?» (или «Откуда у вас такой обычай?»)
(Джа’фар) ответил ему: «Поистине Аллах послал к нам Пророка из нас, он – Посланник Его, о котором обрадовал (свой народ) ‘Иса сын Марьям  тем, что он придёт после, и сообщил, что имя его будет Ахмад(4). Он приказывает нам поклоняться только Аллаху и не придавать Ему ничего в сотоварищи, совершать молитву, выдавать закят(5), призывать к одобряемому, запрещать порицаемое!!».
Это сильно удивило Наджашу (и сердце его сжалось), это ощутили и ‘Амр с ‘Аммаром. Тогда они стали говорить ему: «Да улучшаться твои дела о Царь! Но они противоречат вам в отношении ‘Исы сына Марьям!(6)».
Тогда Наджаша спросил нас: «Что говорит ваш друг (Мухаммад) о сыне Марьям?»
Джа’фар ответил ему: «Он говорит о нём то, что говорит о нём Аллах(7). Он говорит, что он (‘Иса) дух от Него и Слово (которое было внушено Марьям)(8). Она (Марьям) родила его, и она была чистой и невинной женщиной, к которой не приближался мужчина и у которой не было ранее сына (ребёнка)».
Тогда Наджаша взял палочку(9) с земли, и сказал: «О священники и монахи! Он (т.е. Джа’фар) ничего не добавил к тому, что мы говорим об ‘Исе сыне Марьям, кроме как весом с это (т.е. немного)». Затем он сказал, обращаясь к мусульманам: «Добро пожаловать вам и тем, кто с вами, и я свидетельствую что он (Мухаммад) является Посланником Аллаха, и тем, о ком сообщил ‘Иса, и если бы не было у меня власти(10), то я бы непременно отправился к нему и поцеловал его сандалии!»
Затем он сказал: «Верните этим двум (‘Амру и ‘Аммаре) их подарки…»


В другой версии хадиса сообщается, что Джа’фар, отвечая на вопрос Наджаши о призыве Посланника Аллаха ﷺ, сказал: «О царь! Мы были народом исповедующим многобожие, поклонялись идолам, ели мертвечину, мы плохо обходились с соседями, делали дозволенным запретное, как кровопролитие и т.д., мы не говорили о дозволенности и запретности вещей (то есть жили в хаосе)(11). Тогда Аллах послал нам Пророка из нас, мы знали о его правдивости и надежности (доверяли ему)(12), и он призвал нас к поклонению Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, он приказал нам поддерживать родственные узы, хорошо относиться к соседям, совершать молитву Аллаху, поститься, и не поклоняться никому, кроме Него».
В другой версии хадиса говорится: «Уединять Аллаха в поклонение и не поклоняться никому, кроме Него»(13).
Когда Наджаша попросил прочитать ему что-нибудь из того, с чем пришёл Мухаммад ﷺ, Джа’фар прочитал ему аяты из суры Марьям. Тогда Наджаша заплакал, и заплакали все, кто был рядом с ним, и Наджаша сказал: «Поистине эти слова взяты из источника, из которого было послание Мусы»(14).
Что касается монахов и священников, то когда они услышали чтение Джа’фара, глаза их наполнились слезами, ведь они услышали слова истины о них, которые Всевышний Аллах ниспослал в Своих аяты(15):

لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ النَّاسِ عَدَاوَةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الْيَهُودَ وَالَّذِينَ أَشْرَكُوا ۖ وَلَتَجِدَنَّ أَقْرَبَهُمْ مَوَدَّةً لِلَّذِينَ آمَنُوا الَّذِينَ قَالُوا إِنَّا نَصَارَىٰ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّ مِنْهُمْ قِسِّيسِينَ وَرُهْبَانًا وَأَنَّهُمْ لَا يَسْتَكْبِرُونَ  وَإِذَا سَمِعُوا مَا أُنْزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَىٰ أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُوا مِنَ الْحَقِّ ۖ يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ
«Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.
Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетельствующих»
(сура «аль-Маида», 82-83).
Наджаша, будучи истинным христианином, знающим Писание Инджиль, принял призыв Ислама, уверовал в Посланника Аллаха и преклонился перед Господом Миров, как и положено верующему. Он умер с этой верой, да будет милостив к нему Господь.
Посланник Аллаха ﷺ, после того как совершил молитву джаназа(16) за него, сказал: «Сегодня умер праведный раб – Асхама»(17).

__________________________________________________________________

(1) - Джа’фар был братом ‘Али, да будет доволен им Аллах.
(2) - ‘Амр ибн аль-‘Ас на то время ещё не был мусульманином.
(3) - Так было принято у неверных того времени. Они приветствовали своих королей земным поклоном, показывая свою низость перед ними, отдавая им тем самым своё почтение.
(4) - Одно из имен Мухаммада ﷺ.
(5) - В то время молитва и закят считались из деяний добровольных, они не были обязательными для мусульман.
(6) - То есть говорят о нём не то, что говорите вы, ругают его или не признают. То есть хотели дать понять, что Ислам пришёл, пороча призыв пророков, которые были прежде. Однако это была лишь их хитрость, ложь, которую разбил Всевышний Аллах ответом Джа’фара, да будет доволен им Аллах.
(7) - То есть из знания Господа, так как это вещи скрытые (аль-гъайб), о них можно говорить, только имея доказательства от Аллаха.
(8) - «Дух от Него» - то есть душа из душ, которые сотворил Господь, «слово» - то есть то, что было сотворено велением Господа, Который, когда хочет сотворить что-либо, говорит «Будь» (см.: «Муляххис фи шарх китаби ат-таухид» шейха Фаузана, стр.26. Изд. «аль-‘Асыма»).
(9) - Маленькую веточку.
(10) - То есть забот о государстве, её жителях, о её землях и т.п.
(11) - То есть не делали различия между дозволенным и запретным, кто хотел считать это дозволенным, считали так, кто хотел считать это запретным – считали так.
(12) - То есть до того, как он объявил о пророчестве, многобожники знали его как надежного человека, правдивого, они доверяли ему своё имущество, свои секреты, они не сомневались в его словах и принимали его решение, как решение справедливого судьи.
(13) - Из версии хадиса, который приводит имам Ахмад, в «аль-Муснад» (1766), с хорошим (хасан) иснадом, как сказал об этом Шу’айб аль-Арнаут.
(14) - Приводит эти слова аль-Бэйхакый, в «ас-Сунан» (18892), также шейх аль-Альбани в «Сахих ас-Сира», стр. 175.
(15) - См.: «Тафсир» имам ат-Табари (7/3).
(16) - Молитву аль-Гъаиб (молитву джаназа за отсутствующего) в данном случае.
(17) - Хадис приводят имам Бухари (3/163), и имам Муслим (952).

abu Zarr
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Re: История принятия Ислама царём Эфиопии (Наджашей)

Сообщение abu Zarr » 06 май 2015, 16:09

Продолжение ...

Пользы, извлекаемые из этой истории и некоторые поучительные уроки

На самом деле, из этой истории можно извлечь огромное количество примеров и полезных уроков. И это отличительная черта Сиры, которая содержат в себе много блага и много полезных знаний.
И с дозволения Аллаха, мы упомянем некоторые из этих пользы и уроков(1):
1 – Доброе и заботливое отношение Пророка ﷺ к своим сподвижникам, и то, как он ﷺ старался подобрать для их спасения и спасения призыва наилучшее место, выбрав Эфиопию (аль-Хабаша).
2 – Дозволенность для мусульман искать защиты у не мусульман, если на это есть веские шариатские причины, будь они Людьми Писания или же кем-то другими. Пример этому: помощь Наджаши, также помощь Абу Талиба и т.д.
3 – Важность знания и изучения положения соседних стран. Также знание того, что в них происходит, кем являются их правители и кто обитает в них. Это мы извлекаем из жизни Посланника Аллаха, и в этом для нас огромная польза, дабы не ошибся мусульманин в выборе места для своего переселения и т.п.
4 – Мудрость, которая присутствовала в ответе Джа’фара ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, Наджаше. А также соответствие его ответа тому воспитанию, которое он получил у Пророка ﷺ тем убеждениям Ислама, которым он был обучен.
Некоторые мудрости его ответа:
а) Он начал с перечисления недостатков джахилии (периода невежества), и того что происходило с ними до появления Пророка. Ибо рассказ об этих недостатках и в такой форме сразу вызывает неприязнь у собеседника. Он говорил: «О царь! Мы были народом исповедующим многобожие, поклонялись идолам, ели мертвечину, плохо обходились с соседями, делали дозволенным запретное, как кровопролитие и т.д., не говорили о дозволенности и запретности вещей (то есть жили в хаосе) …» В этом большая мудрость.
б) После этого, он упомянул благородные, высокие качества Посланника Аллаха ﷺ, его личность, его нравы, все, что должно было быть у того, кто был достоин нести миссию пророка Аллаха.
в) Он показал нравы и прекрасные принципы Ислама, религии, которую они исповедуют, его убеждения, законы, морали. И что самым главным принципом Ислама является единобожие - поклонение только лишь Одному Аллаху, уединения Его в нём, отдаляясь и проявляя непричастность к многобожию во всех его формах и проявлениях.

Также из полезных уроков этой истории - это принятия незнания в качестве оправдания. Доводам этому служит то, что переселенцы (мухаджиры) не застали приказа Аллаха об обязательности молитвы, так как она была вменена позднее. И они продолжали молиться в добровольной форме по два ракаа’та. И незнание этих законоположений религии послужило для них оправданием.
Ибн Тэймия, рахимаху Ллах, объясняя тему (оправдание по невежеству, или незнанию), говорил: «Когда молитва, после переселения Пророка ﷺ в Медину, для находящихся в своей местности(2) стала в четыре рака’ата, те, кто были далеко (как например те, кто был в Мекке или Эфиопии) не зная этого, совершали молитву в два рака’ата, и Пророк ﷺ не приказал им возмещать эти молитвы»(3).
Имам аз-Захаби, рахимаху Ллах, говорил: «Не становится грешником никто до тех пор, пока до него не дойдет знание, и пока не будет представлен ему довод… И мы знаем того, чтобы знатные сподвижники, находясь в Эфиопии во время ниспослания Пророку ﷺ приказов и запретов, о которых они не ведали, и о которых узнали лишь спустя месяцы, были оправданы, оправданы по незнанию до того момента, когда до них дошёл довод …»(4).
Так же из уроков этой истории – знание о разнице, которая была и есть в отношениях Людей Писания к мусульманам. Например, из них были те, кто враждовал с верующими любыми возможными способами, как иудеи, и были те, кто относились к верующим хорошо, были близки к ним – а это христиане: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия». Это знание имеет большую ценность в осуществлении диалога и построении взаимоотношений с Людьми Писания.

Так же из уроков этой истории – следование доводам. И это мы видим в словах Джа’фара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Он говорит о нём (о ‘Исе) то, что сообщил о нём Аллах». То есть он, Посланник Аллаха ﷺ, говорил только то, что было ему поведано из знаний от Аллаха Всевышний:

وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ
«Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь внушаемое ему откровение» (сура «ан-Наджм», 3-4).
Следовательно, в вопросах религии и особенно в вопросах, которые касаются скрытого мира, мы имеем право говорить только то, что нам известно от Аллаха и Его Посланника (из Корана и Сунны). И мы имеем право и обязаны понимать эту религию только так, как понимали её те, кем был доволен Всевышний Аллах:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Первые поколения из мухаджиров и ансаров(5), которые опередили остальных, а так же и те, которые строго последовали за ними - доволен ими Аллах, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, под которыми текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великий успех» (сура «ат-Тауба», 100).
Говорит Всевышний Аллах:
وَمَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا  إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение»
(сура «ан-Ниса», 115-116).


И мы просим у Всевышнего Аллаха, Господа Великого Трона, чтобы Он повёл нас путём верующих, путём тех, кем Он доволен, и чтобы Он избавил нас от Огня Ада наилучшим избавлением! Чтобы Он ввёл нас в Верхние Сады Рая, соединил нас там с лучшими Своими творениями, пророками и посланниками!
Поистине Он над всякой вещью мощен, и ничто не скрыто от взора Его и знания.
И да восхвалит Он и пророка нашего Мухаммада, также его семью,
его сподвижников и избавит их от всяких бед!


Собрал и перевёл: Марат абу Зарр
2-го числа месяца Сафар, 1434 г.х., (15 декабря 2012 г.)
Исправил и дополнил: 6-го числа месяца Раджаб, 1436 г.х.

_____________________________________________________________
(1) - Эти пользы и уроки, часть из них, будет приведена из книги «Мухтасар фи сирати хайриль-башар» шейха Тахи ‘абдуль-Максуда (стр.153 – 156)
(2) - То есть не путников.
(3) - См.: «Маджму’у аль-фатауа», 23/43.
(4) - См.: «аль-Кябаир», стр. 124.
(5) - «Мухаджиры» – это те сподвижники, которые совершили переселение из Мекки в Медину. «Ансары» – это сподвижники, которые приняли Посланника Аллаха ﷺ и мухаджиров в Медине.


Вернуться в «СИРА (ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА)»