Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне (мир им)

Abu Xolid
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 апр 2020, 14:38

Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне (мир им)

Сообщение Abu Xolid »

История о пророках Мусе и Харуне (мир им)

Аллах поведал длинную историю о Мусе ибн Имране и его брате Харуне (мир им и благословение). Их история приводится в различных местах Корана, как вкратце, так и развернуто, в соответствии с контекстом. История о пророке Мусе является самой величественной из всех описанных в Коране историй, т.к. именно он пытался призвать фараона и его войско. Также он изо всех сил старался на пути призыва сынов Исраила [потомки пророка Якуба (мир ему и благословение)].

Муса — самый великий из всех пророков сынов Исраила. Шариатом (сводом религиозных законов) и книгой, ниспосланной ему, является Таурат. К нему, как к первоисточнику, обращались все пророки сынов Исраила и их ученые. У Мусы больше последователей, чем у всех остальных пророков, за исключением уммы (общины) Мухаммада (мир ему и благословение). Муса приложил колоссальные усилия на пути призыва к религии Аллаха, и он, как никто другой, проявлял огромный пыл и рвение в этом деле.

Он появился на свет во времена деспотизма фараона над сынами Исраила, когда любого мальчика, рождённого среди них, убивали и оставляли лишь девочек для того, чтобы в последующем использовать их в качестве прислуги. Мать Мусы очень боялась за своего новорождённого малыша, т.к. фараон поставил надзирателей над сынами Исраила, которые контролировали их рождаемость. Она жила на берегу реки Нил. Аллах внушил ей, чтобы она подготовила для него ящик, привязанный на берегу реки, чтобы течение не унесло его, и в случае опасности положила в него Мусу. Также Аллах внушил ей по Своей милости, чтобы она не боялась:

“И не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников” (Коран, 28:7).

В один из дней (когда малышу угрожала опасность) она отвязала ящик, положила в него Мусу и отправила ящик по течению.

Вода понесла ящик, в середине которого лежал (маленький) Муса, пока он не попал в руки семьи фараона, по предопределению Аллаха. Ящик принесли жене фараона — Асие. Увидев малыша, она полюбила его, т.к. Аллах склонил сердца людей к любви к Мусе. Новость о малыше распространилась и дошла до фараона, который потребовал у неё малыша для того, чтобы убить его. Тогда его жена сказала ему:

“Не убивайте его. Он будет нашей радостью, быть может, он принесёт нам пользу или мы усыновим его” (Коран, 28:9).

Так он был спасён от смерти. Стремление (жены фараона Асии, сохранить жизнь этому малышу) было вознаграждено Аллахом. Этот её поступок оставил прекрасный след, стал благим преддверием и одной из причин, по которой она встала на прямой путь и уверовала впоследствии в пророка Мусу.

Что же касается матери Мусы, то ужасный страх охватил её [после того, как она бросила сундук с малышом в реку], сердце опустошилось, а терпение было на исходе.

“Сердце матери Мусы (Моисея) опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним»…” (Коран, 28:10-11),

т.е. разузнай о нем. В это время жена фараона пыталась найти для малыша кормилицу. К ней привели многих кормящих женщин, однако младенец отказывался пить чьё-либо молоко. Через какое-то время малыша стала мучить жажда, и он начал скручиваться от голода. Тогда его вытащили на дорогу, с надеждой, что Аллах облегчит и пошлёт кого-либо, кто смог бы его вскормить. В этот момент взор его сестры пал на него. Она смотрела тайком, чтобы окружающие малыша люди не заметили того, что она следит за ним. Приблизившись к младенцу, она разузнала у них, что они ищут кормилицу для него. Тогда она сказала:

“Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра? Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась…” (Коран, 28:12-13).

Далее Аллах детально поведал в суре “Рассказ” ясную историю о Мусе, о разных происшествиях, имевших место в его жизни, не нуждающихся в разъяснении, — достаточно просто прочесть их, потому что они очень понятно и подробно изложены. Во всем, что поведал нам Аллах, есть польза для нас, и мы должны извлекать из этого уроки. Также и в истории о Мусе много полезных выводов. Мы постараемся обратить внимание на некоторые из них.

Полезные выводы, извлекаемые из истории о Мусе (мир ему и благословение):

1. Милость, которую Аллах оказал матери Мусы, внушив ей путь спасения ее малыша. Также Аллах порадовал её тем, что он будет возвращён ей. Если бы не эта радостная новость, тоска по нему погубила бы её. Аллах предопределил возвращение маленького Мусы к своей матери по причине того, что запретил ему пить молоко женщин, которые пытались вскормить его. Ознакомившись с этим и другими рассказами, становится ясно, что милость Аллаха к Его праведным рабам невообразимо велика и неописуема. Посмотри на то, как прекрасно обернулось случившееся для матери Мусы, ведь к ней привели на вскармливание её же новорождённого малыша, за что она ещё брала денежное вознаграждение, и его стали называть её молочным сыном. Таким образом, её сердце нашло успокоение и наполнилось верой. Это является подтверждением слов Всевышнего:

“Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас” (Коран, 2:216).

Матери Мусы было ненавистно то, что он попал в руки семьи фараона, однако исход этого оказался благим.

2. Верующие извлекают пользу и их сердца наполняются светом, когда они узнают о знамениях, которые Аллах посылал прежним общинам. Именно поэтому Аллах рассказал о них в Коране. Подобно тому, как Аллах сказал об этой истории:

“Мы правдиво прочтем тебе для верующих людей историю Мусы (Моисея) и Фараона” (Коран, 28:3).

3. Если Аллах желает свершения чего-либо, то создаёт для этого причины и поэтапно подводит все к назначенной цели. Ничто не происходит внезапно.

4. На сколько бы не был угнетенным народ, им не должна овладевать лень, мешающая усердствовать в преобретении своих прав, а также отчаивание в том, что их положение может измениться к лучшему. Ведь Аллах спас сынов Исраила в то время, когда они были немощными, отдалив от них зло фараона и его народа, и даровал им власть и вернул им их земли.

5. До тех пор, пока порабощенный народ не будет требовать своих прав, он не сможет свободно исповедовать свою религию и жить в безопасности и спокойствии.

6. Наличие естественного страха у человека не говорит об отсутствии у него веры или о её недостаточности. Подобный страх овладел матерью Мусы и самим Мусой (мир ему и благословение) [мать Мусы испугалась за своего малыша, когда бросила его в реку, а Мусой овладел страх, когда Аллах сообщил ему, что он должен отправиться к фараону для того, чтобы призвать его на истинный путь].

7. Вера (иман) может увеличиваться и уменьшаться:

“Сердце матери Мусы (Моисея) опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она стала верующей” (Коран, 28:10).

Здесь речь идёт об увеличении веры и об её душевном спокойствии.

8. Одной из наибольших милостей Аллаха к Своему рабу является укрепление (его веры и духа) в момент тревог и переживаний. Вера такого человека увеличивается и он получает вознаграждение (за своё терпение), а также остаётся в состоянии говорить и делать благое, ясно мыслить и высказываться. В противном же случае (если Аллах не удостоит человека этой великой милости и не укрепит его в тяжёлый момент), человек бывает не в состоянии здраво мыслить, говорить или делать что-либо благое из-за овладевших им переживаний и страха.

9. Даже если раб знает о том, что решение и предопределение Аллаха истинны, а обещанное Им обязательно сбудется, он все равно не должен пренебрегать совершением благотворных причин, т.к. причины и усердие также являются из предопределения Аллаха. Матери Мусы было обещано, что он будет возвращён к ней. Однако, узнав о том, что семья фараона подобрала его, она поспешила послать к ним свою дочь, чтобы она расспросила о нем и поспособствовала свершению нужных для того случая причин.

10. Женщине дозволено выходить (из дома) и разговаривать с мужчинами при необходимости, если она может защититься от запретного. Подобно тому, как это сделала сестра Мусы и две дочери жителя Мадьяна [в истории с колодцем].

11. Можно брать вознаграждение за опекунство и грудное вскармливание, как это сделала мать Мусы. Прежние шариаты являются также и нашими, поэтому мы должны следовать им, за исключением тех положений, которые были отменены или заменены новым шариатом.

12. Не дозволено убивать неверующего, с которым имеется договор [о неприкосновенности]. Поэтому Муса был опечален из-за убийства копта, которое он совершил, за что он раскаялся и попросил у Аллаха прощение.

13. Убивающий людей не по праву является преступником, сеющим нечестие на Земле. Даже если он намеревался просто устрашить человека, считая, что он делает это во имя справедливости (в любом случае это не дозволено). Шариат разъяснил, в каких случаях дозволяется убивать человека [например: возмездие за убийство, которое может быть осуществлено только правителем государства и подведомственными ему государственными органами].

14. Сообщение человеку о слухах, распространившихся о нем, с целью предостережения его от зла, которое может случиться с ним, не является сплетней (намимой). Наоборот, иногда совершение этого может быть обязательным. Подобно тому, как Аллах поведал о мужчине, который второпях пришёл с окраины города, чтобы предупредить Мусу об ожидавшей его опасности [он рассказал ему о плохих слухах, которые идут о нем в городе, и об угрозах фараона].

15. Человек, которому угрожает смерть не по праву в случае его пребывания в том или ином месте, не должен собственноручно подвергать себя опасности и обрекать на погибель. При наличии возможности, ему надлежит покинуть это место как можно скорее, подобно тому, как это сделал Муса.

16. Если человек находится в безвыходном положении, не имея иного выбора, кроме как совершить одно из двух зол, он выбирает наименьшее и оставляет то, которое может повлечь больше вреда. Так, у Мусы было два выбора: остаться в Египте и быть убитым (людьми фараона) или отправиться в другие страны, не зная дороги и не имея никакого помощника, который бы указал ему путь, кроме руководства своего Господа. Ясно, что второй выбор был безопаснее для Мусы, и он без сомнения выбрал именно его.

17. Косвенный указ на то, что человек, изучающий какой-либо шариатский вопрос, может просить у своего Господа помощи в принятии правильного решения, если он не может определить, какое из двух мнений является достоверным. Человек может попросить Аллаха, чтобы Он помог ему сделать правильный выбор, и сердцем он должен искать истину. В таком случае, Аллах обязательно оправдает надежды человека и укажет ему путь из положения. Подобно тому, что произошло с Мусой, когда он направлялся в селение мадьянитов, не зная точной дороги. Тогда он сказал:

“Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь” (Коран, 28:22).

Аллах указал ему путь, осуществив его надежды и желания.

18. Милость и доброе отношение к творениям, невзирая на то, знаком ли с ними раб, или нет, является нравом пророков. К таким благим поступкам относится помощь в напоении скота, особенно тех, которые принадлежат слабому человеку. Подобно тому, как поступил Муса, оказав помощь двум дочерям жителя Мадьяна, которые не могли напоить свой скот из-за большого количества пастухов возле колодца.

19. Аллах любит, когда к Нему взывают посредством Его прекрасных имён и атрибутов, упоминая общие и частные милости, которые Он оказал рабу. Точно так же Он любит, когда взывающий ищет приближения к Нему, говоря о своей слабости, немощности, нужде в Нем, неспособности достижения желаемого и защиты от зла без Его помощи и поддержки. Подобно словам Мусы:

“Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне” (Коран, 28:24).

В этих словах ощущается покорность, нужда и поиск защиты у Аллаха. В действительности, каждый раб нуждается в этом.

20. Стыдливость и вознаграждение за сделанное добро всегда были и будут оставаться качествами праведных людей.
Если раб совершит благодеяние искренне ради Аллаха, а затем получит за него вознаграждение [в этой жизни], не намереваясь заполучить его, то он не порицается за это вознаграждение. Оно никак не скажется на его искренности и ничуть не уменьшит его награды. Подобно тому, как Муса принял вознаграждение жителя Мадьяна за то, что помог его дочерям, при этом не прося вознаграждения и не ожидая его.

21. Дозволенность найма человека на дозволенную работу на заранее обговорённый срок, объём и вид работы. Детали этой договорённости возвращаются к урфу (обычаям) людей. Также дозволен найм человека на работу и оплата ему женитьбой, как это сказал житель Мадьяна Мусе:

“Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих при условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников” (Коран, 28:27).

22. Человек может предложить свою дочь в жены другому мужчине. С таким предложением может выступить любой опекун девочки, и это не умаляет его достоинства. Наоборот, ему даже желательно поступить так, если он видит в этом благо и пользу [например, если он приметил для своей дочери или сестры хорошего кандидата в мужья, праведного и благочестивого]. Подобно тому, как поступил житель Мадьяна, засватав свою дочь для Мусы.

23. Слова Всевышнего:

“Ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия” (Коран, 28:26).

Наличие этих двух качеств у работника способствуют наилучшему завершению любого дела. Это правило охватывает любой род деятельности, будь то опекунство, сфера услуг, промышленность или любая иная работа, задачей которой является защита и надзор за рабочими и самой проделанной работой. Таким образом, если в человеке объединяются эти два качества — сила или способность выполнять назначенную работу и он будет доверенным лицом, то работа будет выполнена наилучшим образом. Причиной же любых недостатков и недочетов в работе является отсутствие одного или обоих этих факторов.

24. К наиболее благородным нравам относится хорошее отношение с окружающими тебя людьми, будь то прислуга, работник, жена, ребёнок, сотрудник и т.д. Человек должен стараться облегчать труд людям в соответствии со словами жителя Мадьяна, обращенными к Мусе:

“Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников” (Коран, 28:27).

Как видно из этого аята, нет ничего плохого в том, чтобы работодатель (или сотрудник), предлагая какой-либо род деятельности в сфере торговли или наемной работы, описывал себя наилучшим образом. Однако, это разрешено делать лишь в том случае, если он действительно говорит правду.

25. Дозволенность заключения торговых соглашений или договора о найме (на работу) без свидетелей. На это указывают слова Всевышнего:

“Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим” (Коран, 28:28).

Однако, наличие свидетелей оберегает права сторон и уменьшает вероятность возникновения споров. Люди разные (честные и нечестные) и по-разному придерживаются соглашений и претворяют права других.

26. Ясные знамения, посредством которых Аллах помогал Мусе, превратив, к примеру, его посох в “змею, которая быстро двигалась” (Коран, 20:20). Затем она вновь приобретала прежний вид. Или же его рука, которая становилась не болезненно-белого цвета для смотрящих на неё, когда он клал её в карман. Также Аллах оберег и защитил Мусу с Харуном от фараона и его людей. А когда Муса (спасаясь от войска фараона) ударил по морю своим посохом, Аллах раскрыл его, разделив на двенадцать путей. Народ Мусы пошёл по этим путям и был спасён, а народ фараона был погублен. И многие другие ясные знамения, которые являлись доводами для тех, кто увидел и засвидетельствовал их, а также для тех, кто в последующем слышал о них. Эти события описываются во многих достоверных источниках, небесных писаниях и их передавали все последующие поколения людей. Только невежественный, высокомерный еретик может отрицать их. Это же касается знамений всех пророков.

27. Знамения пророков, чудеса, происходящие с любимыми рабами Аллаха, а также необычайные знамения Аллаха, меняющие причинно-следственную связь, или происходящие без причины, или по иной, не соответствующей итогу причине, или же затрудняющие осуществление того, что вроде бы должно было произойти — все это наивеличайшие доводы на Единство Аллаха, а также на то, что Он все может и что все происходит по Его предопределению, будь то мельчайшая или значительная вещь. Все эти знамения, чудеса и необычные происшествия не противоречат порядку, созданному Аллахом для творений, который подразумевает наличие известных и ощутимых причин. Нет замены и изменения причинно-следственной связи, установленной Аллахом для творений. Порядок, установленный Аллахом для свершения всех событий, которые уже произошли или ещё произойдут, делится на два вида:

1) Причинно-следственная связь большинства событий и происшествий, постановлений шариата и норм бытия, а также вопросов наказания и вознаграждения — неизменна и не находится в противоречии с тем, к чему привыкли люди и что им известно из причин и последствий. Эти причины также происходят по предопределению Аллаха и Его предписанию. Это указывает на совершенство Мудрости Аллаха в Его творении и законодательстве.

Если человек правильно и полностью выполняет причины, то они приведут его к желаемым результатам и плодам. Тот же, кто не берётся за причины, или берётся, но не должным образом, не добьётся плодов, которых можно было бы достичь с условием выполнения деяний, предписанных в шариате или бытовой жизни. Таким образом, человек обязательно должен серьёзно и со старанием браться за правильные причины — как бытовые, так и религиозные, уповая при этом на Аллаха, и благодарить своего Господа за облегчение в делах, за облегчение в причинах и всего, что приводит к желаемому результату.

2) Чудеса, происходящие с пророками, весть о которых пришла отовсюду, из всех известных источников и от всех поколений. К этому виду событий также относятся:

• ответ на дуа, который Аллах даёт по Своей Милости;
• устранение печали и достижение разнообразных нужд;
• отражение неприятностей, которые бы раб не смог устранить сам;
• победы, достигаемые с помощью Аллаха;
• божественные внушения;
• свет, которым Аллах наполняет сердца своих приближенных рабов, благодаря чему они достигают чувств убежденности, умиротворения, а также приобретают разнообразные знания, которые бы они не могли приобрести просто требуя знания или совершая нужные причины.
Также сюда относится помощь Аллаха, оказываемая Его посланникам и их последователям, и унижение, которое Аллах насылал на их врагов. Все эти события прослеживаются во все времена.

Рабам не дано понимание причин, приводящих к осуществлению данного вида событий. Они не могут осознать сущность этих происшествий. Свершение этих событий предопределил Великий Аллах, Который способен на всякую вещь. Творения не осознают их причинность, мудрость, и путь свершения. Эти события не могут быть поняты никоим образом: ни с помощью чувств, ни посредством опытов. Все посланники и их последователи, от первого до последнего, уверовали в подобного рода происшествия. Они указывают на величие Создателя, на то, что дела рабов в Его власти, что Он пожелает, свершится, а чего не пожелает, не произойдёт. Также они указывают на достоверность того, с чем пришли посланники. Это же подтверждается и первым видом событий, причинно-следственная связь которых ясна.

Люди, пребывая в этом мире, не способны до конца осознать то, что произойдет в Судный день. Также они не могут в действительности представить себе описания Рая и Ада, ведь они знают о них только то, чему их обучили посланники и что было ниспослано в Писаниях. Земные обитатели не способны постигнуть тайны Вселенной и не способны оживить мертвого или одушевить неживые предметы. Также они не способны на все вышеперечисленное, они не могут понять и этот вид происшествий [о котором говорилось во втором пункте].

Мы много говорили на эту тему, хотя она заслуживает ещё большего раскрытия по двум причинам:

Во-первых, потому что современные безбожники отрицают существование Творца, а также все, что сообщили посланники и о чем говорится в небесных Писаниях о сокровенном. Эти люди не подтверждают никакие иные знания, за исключением некоторых материальных наук, которые они способны понять своими ограниченными чувствами или экспериментами. Все помимо этого они отрицают. Они полагают, что этот мир, а также установленный в нем порядок и причинно-следственные связи никем не могут быть изменены. Они считают, что этот мир появился случайно, что у него нет Создателя, и он существует сам по себе. Никто им не управляет, нет у него Руководителя и Создателя. Представители всех религий знают о высокомерии и неверии этих безбожников, потому что они полностью отрицают религию, что говорит об отсутствии у них умов, т.к. они отрицают явные и ясные истины, величайшие доводы и знамения. Таким образом, они впали в заблуждение по причине ограниченности их умов и скверности воззрений. Положение этих безбожников ясно, однако…

Во-вторых, некоторые современные обладатели знания, выдающие себя за помощников религии, вступают в споры с этими безбожниками. Руководствуясь своим пониманием вещей и пылом за религию, они подстраивают понимание божественных законов и того, что произойдёт в Вечной жизни, под то, что люди могут понять своими чувствами и путём наблюдений. Таким образом, они искажают суть чудесных происшествий и отрицают ясные знамения. Тем самым, они не добились ничего, кроме вреда, который нанесли как себе, так и тем, кто читал их книги на эти темы. В результате, их вера в Аллаха ослабла, т.к. они исказили понимание чудес, которые были показаны пророками. Это искажение привело их к тому, что они начали отрицать чудеса пророков и этот великий вид необыкновенных событий, происходящих по предписанию Аллаха. Также ослабла вера тех людей, которые стали придерживаться их мнения из-за отсутствия правильного понимания вещей и религиозных знаний, которые бы помогли им понять ложность этих воззрений. В то же время, они не добились предполагаемого привлечения материалистов, и принятия ими религии и прямого руководства. Наоборот, они ещё более посодействовали укреплению безбожников в своей идеологии, т.к. те увидели, как они пытаются подстроить религиозные тексты, чудеса пророков и вопросы о сокровенном под их понимание, которое ограничивается лишь практическими наблюдениями и чувствительным осознанием.

Какое же это великое несчастье! Как же велико преступление приукрашивания! И все же, слабость знаний и преклонение перед современными безбожниками заставили их покориться их словам. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха!

28. Величайшее наказание для раба — если он является предводителем в греховном и призывающим к злу. Также как величайшая милость, которую Аллах оказывает рабу — если он делает его призывающим к благу, указывающим на него и ведомым прямым путём. Всевышний Аллах сказал о фараоне и его народе:

“Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь” (Коран, 28:41).

Также Всевышний сказал:

“Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь” (Коран, 21:73).

29. Эта история указывает на пророчество Мухаммада (мир ему и благословение). Он сообщил об этой и других историях детально и основательно, в соответствии с истиной, подтверждая тем самым то, что рассказывали до него другие посланники. Он помог в донесении ясной истины. В то же время, он не присутствовал ни при одном из этих событий и не изучал ничего подобного, чтобы узнать об этих событиях с их подробностями. Также он не сидел ни с кем из знающих людей и не получал у них знания. Поистине, это не что иное, как послание от Милостивого, Милосердного, которое было внушено пророку Мухаммаду его Щедрым и Дарующим Господом, чтобы он предостерёг всех рабов. Поэтому Всевышний говорит в конце этой истории:

“Тебя не было на склоне горы, когда мы воззвали…” (Коран, 28:46).

“Тебя не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу (Моисея) наши повеления” (Коран, 28:44).

“Тебя не было среди жителей Мадьяна, и ты не читал им Наши аяты, но Мы отправили посланников” (Коран, 28:45).

Это один из доводов на пророчество Мухаммада (мир ему и благословение).

30. Многие учёные говорят о желательности иметь при себе палку (или трость), потому что в ее использовании есть определённая польза. Такой вывод они делают исходя из ответа Мусы на вопрос Господа о его посохе:

“Что это у тебя в правой руке, о Муса (Моисей)?”. Муса (Моисей) сказал: “Это — мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец)”, а также из общих слов Мусы: “Я нахожу ему и другое применение” (Коран, 20:17-18),

т.е. “использую его на благо своему скоту, направляя и защищая его от возможного зла”.

31. Слова Всевышнего:

“Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне” (Коран, 20:14).

Поминание Аллаха — это то, для чего был создан раб. В этом заключается вся польза и успех для него. Смысл молитвы также в том, чтобы претворять в жизнь эту великую цель. Если бы не пятикратная молитва, которую верующие совершают в течение дня и ночи, поминая в ней Аллаха, читая Коран, восхваляя Всевышнего и взывая к Нему с мольбами со смирением, которое является основой поклонения, если бы не эта милость, то люди бы пребывали в забвении.

Таким образом, цель создания творений заключается в поминании Аллаха, и все поклонения являются поминанием Всевышнего. В то же время поминание помогает рабу совершать поклонения, даже если они даются ему с трудом. Также с поминанием Аллаха раб становится бесстрашным перед несправедливостью тиранов, и оно облегчает ему призыв к Аллаху. Всевышний упомянул в этой истории следующие слова Мусы:

“Чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно” (Коран, 20:33-34).

Аллах сказал:

“Ступайте же вместе с твоим братом с Моими знамениями и не уставайте поминать Меня” (Коран, 20:42).

32. Добрая услуга, которую оказал Муса (мир ему и благословение) своему брату Харуну, попросив у своего Господа избрать его пророком вместе с ним, чтобы он помогал ему в благом деле. Муса сказал:

“Назначь мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна. Умножь благодаря ему силу мою и позволь ему разделить со мной мою миссию” (Коран, 20:29-32).

33. Красноречие и ясность изложения помогают в обучении других и призыве, поэтому Муса попросил у своего Господа освободить его язык от узла [плохого произношения], чтобы люди понимали то, что он говорит. Однако, в шепелявости нет ничего плохого, если возможно разобрать речь говорящего. Муса не попросил у своего Господа полностью избавить его от шепелявости, а лишь для того, чтобы люди могли разуметь его призыв. Это указывает на совершенство нрава Мусы по отношению к его Господу.

34. Обращение с призывом и увещеванием к правителям и начальникам должно осуществляться по-доброму, используя при этом мягкие слова с целью достижения понимания. Не следует проявлять назойливость или грубость. Этого следует придерживаться всегда, а в особенности обращаясь к тому, кто выше тебя, потому что только таким образом можно добиться желаемой цели. Всевышний сказал:

“Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится” (Коран, 20:44).

35. Аллах с теми, кто повинуется Аллаху, уповает на Него, верит в Его обещание и надеется на Его награду. Нет страха у того, кому помогает Аллах. Аллах сказал:

“Не бойтесь…”,

далее Он связал отсутствие страха с причиной для этого:

“…ибо Я с вами. Я слышу и вижу” (Коран, 20:46).

Также Всевышний сказал:

“Он (Мухаммад) был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели” (Коран 9:40).

36. Наказание ожидает тех, кто описывается этими двумя качествами:

“Мы получили откровение о том, что мучениям подвергнется всякий, кто счел истину ложью и отвернулся” (Коран 20:48),

т.е. счёл ложью слова Аллаха [Книги Аллаха] и то, что сообщили посланники [Сунну], и отказался подчиняться Аллаху и Его посланникам.

“Войдет в него (Огонь) только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается” (Коран, 92:15-16).

37. В словах Всевышнего:

“Воистину, Я обязательно прощу тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем” (Коран, 20:82).

— указание на четыре причины, посредством которых можно достичь прощения Аллаха:

1) Покаяние — возвращение внутренне (сердцем) и внешне (телом) от того, чем Аллах недоволен, к тому, что Он любит. Посредством покаяния раб добивается очищения от малых и больших грехов.

2) Вера — решительное подтверждение всего, что сообщил Аллах и Его посланник, за которым обязательно следуют деяния сердца и конечностей. Безусловно, вера в Аллаха, Его Писания, посланников, Судный день, имеющаяся в сердце у человека, является источником и основой его повиновений. А также сама по себе она является самым большим повиновением. Нет сомнения и в том, что в зависимости от силы веры человек больше или меньше сторонится греховного. Вера помогает человеку не впасть в грех, а если же он все-таки в него впал, то она помогает ему отдалиться от греховного и совершать то, что принесёт ему пользу. Вера помогает сердцу не настаивать на греховном. Поистине, вера и ее свет, которые есть в сердце у верующего, не могут сочетаться с грехами.

3) Праведные деяния, включающие в себя: деяния сердца, конечностей и слова, сказанные языком. Поистине, праведные деяния стирают совершенные грехи.

4) Крепкая приверженность вере, прямому пути и стремление ее увеличить.

Претворяющий в жизнь эти четыре причины обязательно возрадуется полному прощению Аллаха, потому что Всевышний сделал особое ударение, сказав: “Воистину, Я обязательно прощу…” (Коран, 20:82).

Ограничимся упоминанием этих выводов, извлекаемых из истории о Мусе, несмотря на то, что их гораздо больше для людей размышляющих.

Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Sunna-Portal.com

Ответить

Вернуться в «О ПРОРОКАХ АЛЛАХА»