Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)

Abu Xolid
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 апр 2020, 14:38

Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)

Сообщение Abu Xolid »

История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)

Давуд и Сулейман (мир им и благословение) были одними из самых выдающихся потомков сынов Исраиля (Якуба), которым Аллах даровал пророчество, мудрость и великое могущественное царство.

Давуд был воином в армии Талута, который был избран царем сынов Исраиля. Талута назначил царём один из пророков сынов Исраиля за его храбрость, силу, знания в области политики и умение управлять армией. Как об этом сообщил Всевышний:

“Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью (сильным телом)” (Коран, 2:247).

Когда войско Талута появилось перед войском их врага Джалута, они проявили терпение и обратились за помощью к Аллаху. Давуд отличился среди всех своей великой храбростью. Он бросился в схватку с царём их врагов — Джалутом, и убил его. Тогда и остальные потерпели поражение. Так Аллах помог сынам Исраиля и даровал им эту победу.

Аллах избрал Давуда пророком, а также даровал ему мудрость и могущественное царство. Всевышний сказал:

“Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решающее слово” (Коран, 38:20).

Аллах сделал его усердным в поклонении и даровал ему мудрость. Всевышний описал его этими двумя качествами, которые говорят о совершенстве раба [настолько, насколько творение может быть совершенным. Ведь каким бы совершенным ни был человек, у него все равно есть недостатки: потребность во сне, еде, уходе за своим телом, и многое другое. Только Всевышний Аллах является абсолютно совершенным, ни в ком и ни в чем не нуждающимся]. Аллах сказал о Давуде:

“Терпи то, что они говорят, и помяни Нашего могучего (решительного в поклонении) раба Давуда. Он всегда обращался к Аллаху” (Коран, 38:17).

Аллах описал его как обладателя могучей силы в поклонении и выполнении того, что Он приказал. Также Аллах сказал о нем, что он был постоянно обращающимся к Нему благодаря полноте своих знаний об Аллахе. Всевышний Аллах подчинил ему птиц и горы, чтобы они прославляли Аллаха вместе с ним. Давуд обладал прекрасным, звонким голосом, которым не был наделен никто иной. Он спал половину ночи, затем треть ее он выстаивал в молитве и досыпал оставшуюся шестую часть ночи. Также он постился через день, а если встречался в бою с врагом, то проявлял такую храбрость, которая поражала всех, кто видел его.

Аллах облегчил для него работу с железом и обучил его изготовлению кольчуги, которая защищала тело от ранений во время сражений. Давуд был первым, кто сделал кольчугу, сшитую из железных колец, оберегающую тело от ранений. Помимо этого, она была легко переносимой.

Однажды, когда Давуд молился в своем михрабе [месте для моления], к нему пришли два ангела в образе мужчин, которые препирались друг с другом. Таким образом, Аллах испытал его за совершенный им грех. Увидев этих мужчин в своей молельне, Давуд испугался, потому что они зашли к нему в неположенное время, когда никто не навещал его. Они сказали:

“Не бойся, мы — двое тяжущихся. Один из нас поступил несправедливо по отношению к другому. Рассуди же между нами по справедливости, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь” (Коран, 38:22).

Далее один из них рассказал Давуду их историю:

“Это — мой брат. У него есть девяносто девять овец” — здесь подразумеваются жены [в прежних шариатах мужчине дозволялось иметь более четырёх жён], “а у меня — всего одна овца. Он сказал: «Отдай ее мне!» — и одолел меня на словах” (Коран, 38:23), — т.е. мы оба посватались к ней, и она предпочла его мне.

Давуд (мир ему и благословение) ответил:

“Он поступил по отношению к тебе несправедливо, когда попросил присоединить твою овцу к своим. Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало” (Коран, 38:24).
Затем Давуд понял, что этой историей они имели ввиду его, и это стало для него уроком.

“Давуд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся. Мы простили ему это. Воистину, он был приближен к Нам, и ему уготовано прекрасное место возвращения” (Коран, 38:24-25).

Аллах простил его, и он стал ещё лучше после своего покаяния. Он был из приближенных рабов Аллаха [т.е. из тех, кого Аллах любит], и ему уготовано прекрасное место возвращения. Аллах сказал:

“О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета” (Коран, 38:26).

Что же касается Сулеймана, сына Давуда (мир им и благословение), то Аллах также избрал его пророком. Он унаследовал у своего отца знания, пророчество и царство. Аллах одарил его такой великой властью, которой не обладал никто: ни до, ни после него. Аллах подчинил ему ветер, который дул по его приказу с лёгкостью, когда он того желал: один месяц дул, а следующий — нет. Также Аллах подчинил ему джиннов, шайтанов и ведьм [неверующих джиннов мужского и женского пола], которые делали для него тяжелую работу по его желанию. Они строили для него великолепные архитектурные сооружения, делали изваяния, огромные блюда и котлы, которые невозможно было сдвинуть с места (из-за их величины). Также он отправлял их с заданиями, куда хотел. Таким образом, ему подчинялись армии из числа людей, джиннов и птиц. Он мог управлять всеми ими удивительным образом. Аллах обучил Сулеймана языку птиц и других животных. Они обращались к нему, и он понимал, что они говорят ему. Так, в Коране описываются истории о том, как к нему обратился удод, рассказав о том, что произошло с ним. А также история о том, как Сулейман услышал матку муравьев [у муравьев главной в муравейнике является их матка муравьиха], когда она позвала муравьев сбежаться в муравейник [из-за того, что они могли быть растоптаны войском Сулеймана].

«Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: “О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого”» (Коран, 27:18).

Она предупредила их (муравьев) о грозившей им опасности и приказала им спрятаться, чтобы они спаслись от погибели, а также она извинилась перед Сулейманом и его войском. Поэтому Сулейман улыбнулся, рассмеявшись от ее слов, и сказал:

“Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов” (Коран, 27:19).

Тот факт, что Сулейман сам производил обход своего войска, несмотря на то, что у него были управляющие этими делами, указывает на его хорошую организованность и рассудительность. Доводом на это являются слова Всевышнего:

“И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки” (Коран, 27:17).
Сулейман даже проверял, все ли птицы в войске находятся на своём месте. Он сказал:

“Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?” (Св. Коран, 27:20).

Слова же некоторых толкователей о том, что он позвал удода для того, чтобы последний воспарил над землёй и проверил, есть ли неподалёку вода, являются неверными, т.к. подобное толкование противоречит словам, упомянутым в Коране, ведь Аллах не сказал, что он позвал удода. Всевышний сказал:

“Осматривая птиц…” (Коран, 27:20).

Затем Сулейман пригрозил наказать удода за его ослушание, и, т.к. его царство основывалось на полной справедливости, он сделал исключение, сказав:

“Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет ясного довода. Он (удод) оставался там недолго”, затем он прилетел и сказал: “Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано все, и у нее есть великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Дьявол представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона” (Коран, 27:21-26).

После короткого промежутка времени удод вернулся с этим великим известием. Он сообщил Сулейману о королевстве, находящемся на йеменских землях, и о том, что царствует над ними женщина, которой дано все, в чем может нуждаться царица. Также он сказал ему, что у неё есть великий трон. Наряду с информацией об их царстве и силе, удод также понял их религию и то, что они многобожники, поклоняющиеся солнцу. Удод рьяно порицал их за это деяние. Это указывает на то, что животные знают о своем Господе, восхваляют Его, не придают Ему сотоварищей и любят верующих. Тем самым, они поклоняются своему Господу. Также они ненавидят неверующих, которые считают религию ложью. Это тоже является их поклонением [т.е. их любовь к верующим и ненависть к неверующим]. Сулейман сказал ему:

“Посмотрим, сказал ли ты правду, или же являешься одним из лжецов. Отправляйся с этим посланием от меня и брось его им. Затем встань поодаль и погляди, что они ответят” (Коран, 27:27-28).

Удод ушёл с письмом и бросил его в покоях царицы Савы. Прочитав письмо, она очень серьёзно отнеслась к нему и испугалась прочитанного, поэтому созвала своих приближённых, сказав им:

«О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными”» (Коран, 27:29-31).

Такое короткое послание, но при этом объемлющее в себе все, что было необходимо донести.

Она сказала: “О знать! Посоветуйте, как мне поступить”, т.е. укажите мне. Тот факт, что она обратилась за советом к главам своего народа, указывает на ее рассудительность и правильное умение вести дела.

«Я никогда не принимала решений самостоятельно, не посоветовавшись с вами. Они сказали: “Мы обладаем силой и великой мощью, но решение остается за тобой. Подумай, что ты прикажешь делать”» (Коран, 27:32-33).

То есть, мы готовы ко всему, чтобы ты ни приказала, — и к войне, и к миру. Решение за тобой. По причине своей решительности, благоразумия и дальновидности она отказалась от войны и выбрала мир. Она сделала это в решительной форме, сказав:

“Я отправлю ему великий, роскошный дар… и посмотрю, с чем вернутся послы” (Коран, 27:35).

Если он из тех людей, которых не интересует ничего, кроме прелестей этой жизни, то, возможно, этот дар усмирит его пыл, он не будет более проявлять настойчивость, и мы придём к согласию и избежим войны. В таком случае, мы продолжим пребывать в мире, будучи на расстоянии от него. Если же дела обернутся иначе, то нам надлежит обдумать, как поступать дальше. Она отправила к нему своих представителей из числа умных, благородных, мудрых и знатных людей. Когда они прибыли к Сулейману с даром, он сказал:

“Неужели вы можете помочь мне богатством? То, что даровал мне Аллах, лучше того, что Он даровал вам. Нет, это вы радуетесь преподнесенным вам дарам” (Коран, 27:36).

Таким образом, он дал им знать, что не заинтересован в прелестях этой жизни, и что его цель — это призыв к религии, чтобы рабы Аллаха обращались в Ислам. Далее он ограничился тем, что завещал посланцам в устной форме:

“Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными” (Коран, 27:37).

Сулейман знал, что они подчинятся, поэтому сказал своим собеседникам:

“О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными? Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого” (Коран, 27:38-39),
— и это при том, что Сулейман находился в Шаме (Сирии), а значит между ним и ее царством было расстояние в два месяца пути туда и два обратно. Затем выступил тот, у кого было знание Писания, сказав:

“Я принесу его тебе в мгновение ока” (Коран, 27:40).

Возможно, это был праведный человек, обладающий великой верой, которому Аллах даровал то, что он хотел, когда он обращался с мольбой (дуа) к Нему. Поэтому, когда этот человек воззвал к Аллаху Его великим именем, трон предстал перед Сулейманом в мгновение ока. Данного толкования придерживается большинство толкователей Корана. Возможно также и то, что знающий Писание обладал некоторыми возможностями, подобно тем, которые Аллах сделал доступными для Сулеймана. Например, знал о причинах, способствующих приближению далеких объектов.

Как бы там ни было, этому великому царю (Сулейману) в мгновение ока был доставлен величественный трон. Увидев его стоящим перед собой, он восхвалил Аллаха, сказав:

“Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь — Богатый, Щедрый” (Коран, 27:40).

Он сказал тем, кто был рядом с ним:

“Переделайте ее трон” (Коран 27:41),
т.е. видоизмените его, добавьте или уменьшите в нем что-то.

“Мы посмотрим, следует она прямым путем или же является одной из тех, кто не следует прямым путем” (Коран 27:41).
Ему понравились ее дальновидность и рассудительность, и он хотел убедиться, действительно ли она такая умная и рассудительная. Когда она прибыла, ей показали трон и спросили:

“Таков ли твой трон?” (Коран, 27:42).

Увидев свой трон, она узнала его, несмотря на то, что заметила в нем изменения. Во избежание ошибки, она ответила:

“Будто это он и есть”.
Она не сказала: “Да, это он”, потому что в нем были изменения, но в то же время она не стала отрицать, что это ее трон, т.к. узнала его. Она дала ответ, который не отклонял ни одну из вероятностей, и таким образом, Сулейман осознал ее благоразумие [и стремление говорить истину].

“Знание было даровано нам раньше, чем ей, и мы являемся мусульманами” (Коран, 27:42),
— если эти слова принадлежат Сулейману, то они означают, что мы были оповещены о ее уме. Мы знали о ее благоразумии ещё до этого случая с троном и лишь убедились, испытав ее. Если же слова:

“нам было даровано знание” принадлежат царице Савской, то под ними подразумевается знание о царстве Сулеймана, его пророчестве и огромной силе. Мы узнали об этом ещё до этого случая с троном. “И мы являемся мусульманами”, т.е. мы подчинились тому, что сказал Сулейман, после того, как узнали о его мощи. Напрашивается вопрос: “Как возможно, что она, несмотря на свой ум и разумность, поклонялась чему-то, помимо Аллаха? Как в человеке могут сочетаться разум и поклонение тому, что не может принести ни пользу, ни вред, и это поклонение лишь вредит тому, кто осуществляет его? Ответ на это в словах Всевышнего:

“Ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу” (Коран, 27:43),
т.е. ей мешали принять истину вероубеждения и скверные учения, в соответствии с которыми она выросла. Они овладевают разумом человека и лишают его способности ясно мыслить. Так происходит до тех пор, пока Аллах не разрушит эти представления посредством благих причин, которые укажут рабу на истину, и он будет удостоен следовать ей.

Сулейман обладал стеклянным дворцом, под которым текли реки. Кто не смотрел на пол, ему казалось, что под ним течёт вода, потому что пол был прозрачный. Когда ей сказали:

“Войди во дворец”, она увидела под собой “водные пучины и обнажила свои голени”. Сулейман сказал: “Это — отшлифованный дворец из хрусталя”. Она сказала: “Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров” (Коран, 27:44). Она покорилась Аллаху, и ее народ последовал за ней. Также говорят, что Сулейман женился на ней, а Аллаху об этом ведомо лучше.

Как было сказано выше, Аллах подчинил шайтанов Сулейману. До него дошла весть, что шайтаны занимаются колдовством вместе с людьми. Тогда он собрал всех их и пригрозил наказанием. Он отобрал у них книги и закопал их. После смерти Сулеймана шайтаны пришли к людям и сказали: “Поистине, царство Сулеймана построено на колдовстве”. Тогда они вытащили книги, которые закопал Сулейман, и распространили среди людей слухи, будто эти книги были взяты у него. Также они говорили, что Сулейман был колдуном. Ту же клевету распространяла и часть иудеев.
Аллах сообщил, что Сулейман не был причастен к колдовству. Также Аллах сказал, что колдовство является злом: “Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим”, т.к. колдуны являются неверующими, а он таковым не был. Он не занимался колдовством, не позволял другим заниматься этим и ненавидел это дело.

“Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!” (Коран, 2:102).

Указанием на величие Корана является то, что он приказывает людям веровать во всех посланников и говорит обо всех них наилучшим образом, а также отрицает слухи, противоречащие посланию, с которым они были отправлены.

Однажды Аллах испытал Сулеймана, бросив на его трон тело, т.е. шайтана. Это было порицанием ему за некоторые его упущения и причиной его возвращения к полной покорности Аллаху. Поэтому Всевышний сказал: “после чего он покаялся” перед своим Господом. Покаялся своим сердцем, языком, телом, внешне и внутренне, сказав:

“Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий” (Коран, 38:35).

Аллах ответил на его мольбу (дуа), простил его и даровал ему то, что он просил.

Аллах похвалил Давуда и Сулеймана за их знания и мудрость, особо выделив Сулеймана за его более глубокое понимание:

“Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами” (Коран, 21:78).

То есть овцы вошли в чужой сад и потоптали имеющиеся там посевы и деревья. Давуд, руководствуясь своим пониманием, решил, что овцы должны достаться хозяину растоптанного сада. Он посчитал, что овцы покроют потери владельца сада. Затем за судом обратились к Сулейману, который постановил, что владелец овец должен восстановить разрушенный сад и привести его в тот же вид, в котором он был, а также отдать ему одну овцу, чтобы он мог извлечь пользу от нее, от ее молока, масла, шерсти, плодовитости взамен той пользы, которую он потерял, пока сад восстанавливался. Решение Сулеймана было ближе к истине и лучше как для владельца овец, так и для хозяина сада. Поэтому Всевышний сказал:

“Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание” (Коран, 21:79).

Другим примером являются разные решения, которые вынесли Давуд и Сулейман относительно тяжбы двух женщин. Они вышли из дома, и у каждой из них было по малышу. Случилось так, что на них напал волк, а именно на сына взрослой женщины. После случившегося эта взрослая женщина стала утверждать, что волк съел малыша ее молодой знакомой, а оставшийся в живых — ее сын. Молодая же женщина отрицала это и утверждала обратное, что волк съел малыша взрослой женщины. Когда они обратились на суд к Давуду, ни одна из них не смогла привести ему никакого иного довода в свою пользу, кроме голословных утверждений. Тогда он решил отдать малыша взрослой женщине, т.к. у молодой ещё была вероятность в будущем иметь детей по милости Аллаха.

Затем они обратились к суду Сулеймана. Он сказал им: “Дайте мне нож, и я поделю его пополам между вами”. Взрослая женщина согласилась с его этим решение. Молодая же тогда сказала: “Это ее сын, о раб Аллаха”, потому что перед ней встал выбор — либо ее малыш должен был погибнуть, либо она должна была отдать его другой женщине. Конечно же, она выбрала то, что ей было легче перенести [ведь какая мать согласится с тем, чтобы ее малыша разрезали пополам].

Таким образом, Сулейман понял, увидев в молодой женщине проявление естественных материнских чувств (которые являются самым большим доводом), что малыш не был сыном взрослой женщины, ведь она согласилась с тем, чтобы его разрезали пополам и он погиб. Также он понял, что только лишь зависть подтолкнула взрослую женщину утверждать, будто это ее малыш и что в действительности малыш принадлежал молодой женщине, которая испугалась за него, и поэтому отказалась от своих претензий на материнство. В результате, Сулейман отдал малыша его матери — молодой женщине.

Нет сомнения в том, что постановление верного решения, принимая во внимание доводы, связующие обстоятельства и наблюдения, является мудростью, которой Аллах наделяет, кого пожелает.

Некоторые полезные выводы, извлекаемые из истории о Давуде и Сулеймане:

1. Аллах сообщил Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) истории о пророках, которые были до него, чтобы укрепить его сердце и вселить в него уверенность. Аллах поведал ему об их поклонениях, невероятном терпении и покаяниях, воодушевляя его этим и побуждая к соперничеству с другими пророками в приближении к Аллаху, проявляя при этом терпение к несправедливости своего народа. Поэтому после того, как Всевышний упомянул в начале суры “Сад” [“сад” — это одна из букв арабского алфавита, в честь которой названа сура] слова неверующих, которые они говорили Мухаммаду (мир ему и благословение), и обиды, наносимые ему, далее Он сказал:

“Терпи то, что они говорят, и помяни Нашего могучего раба Давуда. Он всегда обращался к Аллаху” (Коран, 38:17).

2. Два описания, заключенные в словах Всевышнего: “…могучего раба Давуда. Он всегда обращался к Аллаху”, являются великой похвалой от Аллаха. Они указывают на силу его сердца и тела в поклонении Аллаху, а также на то, что он всегда помнил об Аллахе как в своих делах, так и в сердце. В свою очередь, это говорит о его любви к Аллаху и полноте его знаний о Нем. Эти два качества, присущие пророкам, указывают на совершенство их веры и совершенство веры тех, кто последовал за ними, в зависимости от того, насколько они придерживались пути пророков. Тот факт, что Аллах похвалил эти два качества, должен побуждать раба браться за причины, которые бы помогали ему быть сильным [старательным в своём поклонении], всегда помнящим и обращающимся к Аллаху рабом. Раб всегда должен помнить об Аллахе в любом положении — как в радости, так и в горе.

3. Аллах одарил Своего пророка Давуда прекрасным нежным голосом. Горы и птицы прославляли Аллаха вместе с ним, откликаясь на его прославления. Это указывает на его превосходство и высокое положение.

4. Полезные знания — это одна из самых больших милостей Аллаха рабу, а также способность раба принимать правильные решения относительно людей: того, что они говорят и делают, способность разбирать их споры и ссоры. Всевышний сказал:

“Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решающее слово” (Коран, 38:20).

5. Полная забота Аллаха о Его пророках и праведных рабах при совершении ими некоторых ошибок. Она проявляется в том, что Аллах может послать им искушение или испытать их, после чего они понимают свою ошибку, каются за неё, и их вера становится совершеннее, как это произошло с Давудом и Сулейманом.

6. Пророки защищены от ошибок в передаче откровений от Аллаха, поэтому Аллах приказал безоговорочно подчиняться им.
Без этого цель послания не будет претворена в жизнь. Иногда с их стороны тоже могут наблюдаться некоторые промахи по причине несовершенства человеческой натуры как таковой. Однако Аллах, по своей Милости, предупреждает их об этих несоответствиях и даёт им понять свои ошибки, в результате чего они каются и возвращаются к Аллаху [т.е. возвращаются от того, чем Аллах недоволен, к Его довольству].

7. Большую часть времени Давуд проводил в молельне, поклоняясь своему Господу. Также у него было определенное время, которое он выделял для решения проблем людей (своего народа). Таким образом, он соблюдал права своего Господа и права творений.

8. При входе к людям следует проявлять соответствующий нрав. В особенности, если человек заходит к правителю или начальнику. Когда двое спорящих людей зашли к Давуду в неположенное время и без разрешения, он испугался их, и его страх стал усиливаться. Таким образом, они застали его в не присущем ему состоянии.

9. Даже если противоположная сторона ведёт себя неподобающим образом, судья все равно должен судить по справедливости.

10. Абсолютная мягкость Давуда, ведь он даже не разозлился на них, когда они зашли к нему без разрешения, не крикнул на них и не стал порицать.

11. Человек, с которым поступили несправедливо, может сказать своему обидчику: “Ты поступил несправедливо со мной” или же “о притеснитель”, “о мучитель” и т.д. Довод на это — слова Всевышнего:

“Один из нас поступил несправедливо по отношению к другому” (Коран, 38:22).

12. Человек, которому делается наставление, не должен злиться или возмущаться, даже если он является обладателем силы и знания. Наоборот, он должен поспешить принять наставление и быть благодарным тому, кто его сделал, а также восхвалить Аллаха за то, что Он направил к нему человека, который сделал ему наставление. Давуд не возмутился от слов спорящих, которые сказали ему:


“Рассуди же между нами по справедливости, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь” (Коран, 38:22).

Несмотря на это, он все же рассудил между ними по справедливости.

13. Как правило, человек, поддерживающий отношения с разными людьми, будь то родственники, друзья или коллеги по работе, имеет большую вероятность впасть в те или иные конфликты, которые могут даже вызвать неприязнь людей друг к другу. Эту трудноизлечимую болезнь (ссоры с людьми) может оттолкнуть только богобоязненность, терпение в вере и праведное деяние. Однако очень мало людей обладают этими качествами.

14. Аллах щедро одарил Давуда и Сулеймана Своими милостями и уготовил им прекрасное место возвращения. Поэтому никто не должен предполагать, что совершенные ими оплошности уменьшают их степень у Аллаха. Ведь указанием на совершенную милость Аллаха к Его искренним рабам является то, что Он устраняет от них отпечатки грехов, если прощает их. Таким образом, их сердца очищаются, и на них не остаётся никаких следов содеянного. Такова милость Аллаха к рабам, которых Он любит.

15. Положения, связанные с судом между людьми, относятся к разряду религиозных положений, которые осуществляли пророки Аллаха, и он носит характерные черты. Судящий между людьми должен руководствоваться истиной, а не своими страстями. Суд в соответствии с истиной может осуществляться при наличии следующих составляющих: судья должен обладать шариатскими знаниями, иметь ясное представление о том, относительно чего он принимает решение, и должен уметь сопоставлять произошедшее с шариатскими положениями в целом. Если одно из этих условий отсутствует, то он не должен осуществлять суд между людьми.

16. Одно из достоинств Давуда в том, что у него был (такой прекрасный сын, как) Сулейман. Он являлся милостью Аллаха для него. Всевышний сказал:

“Мы даровали Давуду Сулеймана. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху” (Коран, 38:30).

17. Множество благ, которыми Аллах наделяет своих праведных рабов. Он одаряет их прекрасным нравом, подталкивает их на совершение благодеяний, затем хвалит и щедро награждает их за эти деяния. Таким образом, Аллах создаёт для них благие причины и одаряет их прекрасными плодами за их старания.

18. Сулейман поставил любовь к Аллаху выше всего остального. Он убил лошадь, которая отвлекла его от поминания его Господа, а когда он вспомнил (про намаз), солнце уже закатилось [т.е. время намаза уже прошло].


19. Все, что занимает раба от подчинения его Господу, является источником зла. Он должен оставить это и занять себя тем, что лучше для него.

20. Кто оставит что-либо ради Аллаха, Он заменит это тем, что лучше для него. После того, как Сулейман убил породистого скакуна, который отвлёк его от подчинения Аллаху, Он подчинил ему ветер и шайтанов.

21. Шайтаны и ветер не были подчинены никому другому после Сулеймана в той форме, в которой они подчинялись ему. По этой причине, когда в одну из ночей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) хотел привязать шайтана, который плюнул на него, к столбу мечети, он сказал:

“Я вспомнил призыв, который осуществлял мой брат Сулейман, и оставил его (шайтана)” (Бухари, Муслим).

22. Сулейман был царём, пророком и мог себе позволить делать многое, однако, по причине полноты своей веры, он не желал ничего, кроме блага и справедливости. В этом разница между пророком и обычным рабом. У пророка нет своих собственных желаний. Его желания подчинены тому, что Аллах требует от него. Он не делает и не оставляет ничего, кроме как по приказу Аллаха, подобно тому, как это было и с нашим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

23. Аллах даровал Сулейману великую власть. Здесь есть моменты, которые невозможно понять посредством причинно-следственной связи. К примеру, подчинение ветра его воле или подчинение ему шайтанов, а также то, что его армия состояла из людей, джиннов и птиц. Птицы же, в свою очередь, служили ему хорошую службу: передавали от него известия в разные стороны света и доносили ему известия отовсюду. Аллах наделил их способностью понимать положения людей, как об этом рассказывается в истории с удодом. Или же история о том, у кого были знания из Писания, когда он был готов принести трон царицы в мгновение ока. Все это относится к знамениям пророков. Дарующий Господь наделяет, кого пожелает, властью и делает эту власть такой, какой пожелает. Поэтому, как бы человечество не продвинулось в изучении естественных наук и в своих изобретательских способностях, они не смогут объяснить то, что было дано Сулейману.

24. Правителям и начальникам следует интересоваться положением своих наместников, знати и уполномоченных людей. Недостаточно просто спрашивать о них. Помимо этого, следует проверять их: проверять их знания и то, насколько они осведомлены о ситуации. Подобно тому, как Сулейман проверил царицу Савскую, чтобы убедиться в полноценности ее знаний и умении принимать решения. Он не удовлетворился обычным вопросом. В этом великая польза для обладателей власти, и им необходимо проводить подобные проверки, чтобы рычаги правления в их государстве были у нужных людей.

Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Sunna-Portal.com
Проверил: Рамин Муталлим

Ответить

Вернуться в «О ПРОРОКАХ АЛЛАХА»