Правильное вероубеждение относительно сподвижников Посланника Аллаха ﷺ

abu Zarr
Сообщений: 164
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Правильное вероубеждение относительно сподвижников Посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Zarr » 23 дек 2015, 09:03

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Правильное вероубеждение относительно сподвижников Посланника Аллаха ﷺ

Вопрос: Каково должно быть наше вероубеждение относительно сподвижников(1) Пророка ﷺ?
Ответ: Наше вероубеждение – это любовь к сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ, дружелюбное отношение к ним, испрашивание (у Аллаха) довольства для них и прощения, а также восхваление их.
Сказал Всевышний Аллах:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Первые поколения из мухаджиров и ансаров(2), которые опередили остальных, а также и те, которые строго последовали за ними - доволен ими Аллах, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, под которыми текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великий успех» (сура «ат-Тауба», 100).

Всевышний Аллах доволен первыми поколениями, без условия строгого следования. Однако последователями (таби’унами) Всевышний доволен, только с условием, что они будут строго следовать за сподвижниками. А Аллах никогда не разгневается на того, кем Он уже был доволен.
Приводится в достоверном хадисе от Пророка ﷺ, что он сказал:

لا يَدْخُلُ النَّارَ أَحَدٌ بَايَعَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ
«Не войдёт в Огонь ни один из тех, кто дал присягу под деревом»(3).

Вопрос: Расскажи что-нибудь о достоинстве мухаджиров?
Ответ: Аллах упомянул мухаджиров и назвал их правдивыми. Сказал Всевышний:
لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا وَيَنْصُرُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ
«А также (трофеи даются) неимущим мухаджирам, которые принудительно покинули свои жилища и были лишены своего имущества, стремясь при этом к милости Аллаха и Его довольству, помогая (религии) Аллаха и Его Посланника. Они и есть правдивые (подтвердившие свои слова делами)» (сура «аль-Хашр», 8).


Вопрос: Расскажи что-нибудь о достоинстве ансаров?
Ответ: Аллах упомянул ансаров сказав:
وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِنْ قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَنْ يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«А те, которые обосновались в Медине и уверовали до переселения (мухаджиров), любят переселившихся к ним и не ощущают в душе своей никакой зависти к тому, что даровано им (мухаджирам). Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (сура «аль-Хашр», 9).

От Анаса (да будет доволен им Аллах), передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
آيةُ الإيمانِ حبُّ الأنصارِ، وآيةُ النِّفاقِ بغضُ الأنصار
«Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия – ненависть к ним»(4).

Вопрос: Каким должно быть отношение к сподвижникам (Пророка ﷺ) у тех, которые пришли после них?
Ответ: Аллах упомянул отношение верующих, которые пришли после сподвижников (Пророка ﷺ), и которые строго последовали за этими сподвижниками Посланника Аллаха ﷺ, сказав:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые обрели веру раньше нас! Не вселяй в наши сердца ненависть и зависть к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милостивый»» (сура «аль-Хашр», 10).


Вопрос: Каково положение того, кто проявляет ненависть к сподвижникам?
Ответ: Говорит Всевышний:
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ ۖ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا ۖ سِيمَاهُمْ فِي وُجُوهِهِمْ مِنْ أَثَرِ السُّجُودِ ۚ ذَٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرَاةِ ۚ وَمَثَلُهُمْ فِي الْإِنْجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَىٰ عَلَىٰ سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ ۗ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا
«Мухаммад является посланником Аллаха. И те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милосердны между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных поклонах и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и Его довольству. Их признаками являются следы от земных поклонов на их лицах. Так о них рассказано в Торе. В Инджиле же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая тех, кто посеял его. Аллах привёл эту притчу для того, чтобы ими (сподвижниками) привести в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (сура «аль-Фатх», 29).

Сказал имам Малик (да будет милостив к нему Аллах): «Тот, кто проснулся и обнаружил (нашёл) в своём сердце гнев (неприязнь) хотя бы к одному сподвижнику Посланника Аллаха ﷺ, именно того и касается этот аят»(5).

Вопрос: Отличаются ли сподвижники (Пророка ﷺ) друг от друга в достоинстве, или же все они на одном уровне?
Ответ: Всевышний Аллах сказал о сподвижниках:

لَا يَسْتَوِي مِنْكُمْ مَنْ أَنْفَقَ مِنْ قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ ۚ أُولَٰئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِنَ الَّذِينَ أَنْفَقُوا مِنْ بَعْدُ وَقَاتَلُوا ۚ وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَىٰ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
«Не сравнятся люди (в награде) с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Они выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после победы. Но каждой из обеих групп Аллах обещал наилучшее (Рай), и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «аль-Хадид», 10).

Это указывает на то, что они различаются в степенях достоинства, и что они не имеют одного уровня в этом.

Вопрос: Приведи довод на запрет ругани сподвижников?
Ответ: В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис от Абу Са’ида аль-Хъудри (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لا تسُبُّوا أحدًا من أصحابي . فإنَّ أحدَكم لو أنفق مثلَ أُحُدٍ ذهبًا ، ما أدرك مُدَّ أحدِهم ولا نَصِيفَه
«Не ругайте никого из моих сподвижников! Ведь даже если кто-нибудь из вас потратит (во имя Аллаха) золото размером с гору Ухуд, не достигнет он и «мудда» того, чего достигли они, и даже половины этого!»(6)
«Мудд» - это мера измерения, равная четверти «са’а»(7).
«Насыйф» - это половина «мудды».
Смысл хадиса: «Не достигнет этой величины из того достоинства, что достигли сподвижники, и даже половину из него».


Вопрос: Приведи свидетельство Посланника Аллаха ﷺ о том, что они (сподвижники) являются наилучшими?
Ответ: В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис от ‘Имрана ибн Хусэйна (да будет доволен им Аллах), которые передал, что Пророк ﷺ сказал:

خيرُ الناسِ قَرْنِي، ثمَّ الَّذِينَ يَلُونَهم، ثم الَّذِينَ يَلُونَهم
«Лучшие из людей – это моё поколение, затем следующее после него, затем следующее после него». Сказал ‘Имран: «Я не помню, упомянул он (Посланник Аллаха) после своего поколения два последующих или три»(8).

Вопрос: Расскажи о достоинстве тех, кто участвовал в битве при Бадре?
Ответ: В обоих сборниках «Сахих» приводится хадис от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), в котором передаётся, что Пророк ﷺ в истории с Хатыбом ибн Аби Балта’а сказал:

إنَّهُ شَهِدَ بدرًا، وما يُدْرِيكَ لعَلَّ اللهَ اطَّلَعَ على أهلِ بدرٍ فقالَ: اعمَلوا ما شئْتُمْ فقدْ غفَرْتُ لكُمْ
«…Поистине он из тех, кто принимал участие в битве при Бадре. И ведь ты не знаешь, может Аллах посмотрел на сражавшихся в Бадре и сказал им: «Делайте что хотите, ведь Я уже простил вам!(9)»»(10)

Вопрос: Расскажи о достоинстве тех, кто дал Присягу довольства («бэй’ату ар-ридуан»)?
Ответ: В достоверном сборнике «Сахих» имама Муслима передаётся, что Джабир ибн ‘АбдиЛлях (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сообщила мне Умму Мубашшир, что она слышала как Пророк ﷺ, говорил в присутствии Хафсы:

لا يدخلُ النَّارَ إن شاءَ اللَّهُ من أصحابِ الشَّجرةِ أحدُ الَّذينَ بايعوا تحتَها
«Не зайдёт в Огонь, если пожелает Аллах, никто из тех, кто дал присягу под деревом»(11).
Число присягнувших под деревом было более тысячи четырёхсот человек, среди них Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али.

Вопрос: Какова последовательность сподвижников в их достоинстве?
Ответ: Приверженцы Сунны убеждены в том, что лучший из этой общины, после её Пророка, это – Абу Бакр ас-Сыддыкъ, затем ‘Умар аль-Фарукъ, и это единогласное мнение сподвижников и их последователей (таби’инов)(12), и никто из них в этом не разногласил. Третьим после них сторонники Сунны добавляют ‘Усмана ибн ‘Аффана, а четвёртым – ‘Али ибн Аби Талиба, да будет Аллах доволен этими сподвижниками(13).


(Из книги "Правильные убеждения в вопросах и ответах", шейха Барджиса - перевод Марата абу Зарра)
___________________________________
(1) - Сподвижник (сахаба) – это тот, кто встречался с Посланником Аллаха ﷺ, будучи мусульманином, и умер на Исламе, даже если в этот период его жизни у него случилось вероотступничество.
(2) - «Мухаджиры» – это те сподвижники, которые совершили переселение из Мекки в Медину. «Ансары» – это сподвижники, которые приняли Посланника Аллаха ﷺ и мухаджиров в Медине.
(3) - Хадис приводит имам Муслим (2496).
Эта присяга также называется «Присягой довольства» («бэй’ату ар-ридуан»). Она была дана в 6-ом году хиджры Посланника Аллаха ﷺ в Медину, когда мусульмане заключили Худайбийское перемирие.
(4) - Хадис приводит имам Бухари (17).
(5) - См.: «Хильяту аль-аулия» (3/113).
(6) - Хадис приводят имам Бухари (3673) и имам Муслим (2540, 2541).
(7) - «Са’а» - это то, что берёт человек обоими своими ладонями, соединив их вместе, 4 раза.
(8) - Хадис приводят имам аль-Бухари (3651) и имам Муслим (2533).
В версии имама аль-Бухари передаётся о трёх поколениях после поколения Пророка ﷺ: «Лучшие из людей – это моё поколение, затем последующее, затем последующее и затем последующее».
(9) - Говорит шейх ‘Усэймин в толковании книги «аль-‘Акъыйдату аль-Уасытыйа», на стр. 465: «Руками тех, кто сражался при Бадре, Аллах дал явную победу (мусульманам) и сделал это знаком для арабов (многобожников), которые пугали Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. И эта победа стала причиной их высокого положения (перед Аллахом) и Он известил их, сказав: «Делайте что хотите, ведь Я простил вам!» И всё, что случилось с ними из грехов - всё это было прощено по причине этого их великого достоинства, которое Аллах даровал им.
В этом хадисе также содержится указание на то, что вне зависимости от того, какой грех совершили бы они, он был бы им прощён.
И в нём также радостная (благая) весть о том, что они не умрут на неверии (или многобожии), так как для них однозначно есть прощение, а это подразумевает под собой две вещи:
- то, что не может быть такого, чтобы они впали в неверие после этого;
- то, что даже если кто-то из них впал бы в неверие, то обязательно потом бы покаялся и вернулся бы в истинную религию Ислам.
Как бы там не было, в этом хадисе прямое указание на великую радость для них, к тому же мы не знаем, чтобы кто-либо из них впал в неверие (отошёл от религии)».

(10) - Хадис приводят имам аль-Бухари (3007) и имам Муслим (2494).
(11) - Приводит имам Муслим (2496).
(12) - Таби’ий (мн: тааби’ун) – это тот, кто застал сподвижника Пророка ﷺ, встречался с ним, будучи верующим и умер на Исламе.
(13) - Приверженцы Сунны и единой общины считают, что «мухаджиры» в целом выше достоинством, чем «ансары», так как они (мухаджиры) объединили в себе и хиджру (переселение) и помощь Исламу, а также потому, что десять обрадованных Раем были из числа мухаджиров.
В достоверном хадисе, который приводят имам ат-Тирмизи (3747) и другие передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أبو بَكْرٍ في الجنَّةِ، وعمرُ في الجنَّةِ، وعُثمانُ في الجنَّةِ، وعليٌّ في الجنَّةِ، وطَلحةُ في الجنَّةِ والزُّبَيْرُ في الجنَّةِ، وعبدُ الرَّحمنِ بنُ عوفٍ في الجنَّةِ، وسعدُ بنُ أبي وقَّاصٍ في الجنَّةِ، وسَعيدُ بنُ زيدٍ في الجنَّةِ، وأبو عُبَيْدةَ بنُ الجرَّاحِ في الجنَّةِ
«Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха (ибн ‘УбэйдиЛлях) в Раю, аз-Зубэйр (ибн ‘Аууам) в Раю, ‘АбдурРахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Аби Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зэйд в Раю и Абу ‘Убэйда ибн аль-Джаррах в Раю».
Также приверженцы Сунны считают, что сражавшиеся при Бадре лучше, чем те, кто вместе с Пророком ﷺ сражался в других битвах. И их было триста тринадцать (или 315 или 319 …) человек.
Затем после них высокое положение занимают те, кто дал присягу под деревом и т.д.
И Аллаху обо всём этом известно лучше.

Вернуться в «О СПОДВИЖНИКАХ (САХАБАh)»