Шейх Хафиз ибн Ахмад аль-Хаками (1342 – 1377 гг.х.)

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Шейх Хафиз ибн Ахмад аль-Хаками (1342 – 1377 гг.х.)

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Краткая биография шейха Хафиза ибн Ахмада аль-Хаками
Большой учёный, шейх Хафиз ибн Ахмад ибн ‘Али аль-Хаками – один из саляфитских учёных КСА, который жил на юге королевства в середине 14 века по хиджре.

Его рождение и юность:
Родился шейх Хафиз в 1342 г.х. (1921 г.) в деревне под названием «ас-Салям», которая относится к городу аль-Мадая, к юго-востоку от города Джазаан.
Затем семья шейха Хафиза переехала в деревню под названием «аль-Джады’», которая относится к городу Самита, так как отец шейха занимался посевом, а большинство его угодий находилось именно в этой местности. Шейх Хафиз к тому времени был еще ребёнком.
Шейх Хафиз воспитывался в благородной, праведной семье, в которой прививались благие нравы, добродетель и чистота.
До совершеннолетия шейх Хафиз, как и другие дети в деревне, помогал своим родителям пасти скот. Однако он отличался от многих тем, что обладал сообразительностью, ясным пониманием (проницательностью) и хорошей памятью. Он выучил Коран, когда ему ещё не было 12 лет. Также он хорошо овладел прописью.

Его требование знаний:
Когда шейху Хафизу исполнилось 7 лет отец отдал его вместе со старшим братом, Мухаммадом(1), в школу для заучивания и изучения Священного Корана, которая располагалась в деревне аль-Джады’. Он прочитал с учителем несколько джузов, из которых джуз «‘амма» и «табарак», а затем продолжил заучивание Корана вместе с братом Мухаммадом, пока не закончил его полностью.
Он очень старался в изучение правописания, и очень преуспел в этом.
Также вместе с отцом, , он изучал такие науки, как: фикъх, фараид, хадис, тафсир (толкование Корана), таухид (единобожие). Так как в то время не было в этой местности учёного, который бы занимался разъяснением этих наук.
А в 1358 г.х. (1937 г.) в эту местность, на юг КСА, из Неджда прибыл большой учёный, сильный призывающий, шейх ‘Абдулла ибн Мухаммад ибн Хамад аль-Къар’ауий (да будет милостив к нему Аллах)(2). Он остановился в области под названием «Тихама» на юге, после того как услышал о невежестве и нововведениях, которые распространились там. Он начал призывать людей к правильным вероубеждениям, дабы люди очистились от разной ереси, так как тех, кто занимался призывом там, было очень мало!
Его целью было – объединить мусульман на истине, разъяснить им правильный путь и предостеречь от заблуждений.
В 1359 г.х. (1938 г.) мой дядя Мухаммад и мой отец (шейх Хафиз) отправили шейху аль-Къар’ауи письмо, в которому просили его выслать им книг по единобожию, и извинялись, что не могут приехать к нему, так как очень заняты заботой о своих родителях и их делами. Также они просили его выслать им другие книги и по возможности приехать к ним в деревню, чтобы перенять у него знания.
Шейх аль-Къар’ауи (да будет милостив к нему Аллах) ответил на их письмо, и вскоре отправился к ним в деревню, где они смогли уже ближе познакомиться с ним.
Шейх пробыл несколько дней в деревне аль-Джады’, давая уроки, на которых присутствовали как взрослые так и молодежь. Среди них был и шейх Хафиз. Однако он отличался от остальных, быстро запоминал, и хорошо понимал то, что читал и рассказывал шейх аль-Къар’ауи.
Шейх ‘Абдулла аль-Къар’ауи говорил про него: «Я пробыл несколько дней в аль-Джады’. Хафиз посещал уроки, и если что-то ускользало от него из знаний, он тут же переписывал это у своих сверстников. Он соответствовал своему имени Хафиз (запоминающий, сохраняющий), так как хорошо запоминал своим сердцем и сохранял знания записью. Те, кто был старше его, если им было что-то непонятно или они что-то не успели записать, то возвращались к нему и спрашивали его. Так как я сначала давал им текст под диктовку, а затем разъяснял его».
Когда шейх (аль-Къар’ауи) решил вернуться в город Самита, который стал для него местом призыва, он попросил у родителей Хафиза, чтобы они разрешили ему отправиться с ним, дабы он мог продолжить требование знаний у него. И он даже предложил им нанять работника, который помогал бы им вместо сына. Но они отклонили его просьбу, ссылаясь на то, что они нуждаются в его (Хафиза) помощи и заботе очень сильно.
Так пожелал Всевышний Аллах, и мать Хафиза не прожила долго после этого события. Она умерла в месяц Раджаб, 1360 г.х. (1941 г.), и отец Хафиза дал согласие на то, что он с братом Мухаммадом ездили к шейху аль-Къар’ауи для продолжения учёбы на 3-4 дня в неделю, затем возвращались к нему.
Шейх Хафиз посещал уроки шейха аль-Къар’ауи, записывал всё что говорил или читал шейх, затем, вдохновлённый полученными знаниями, возвращался к отцу.
В этом же году, возвращаясь с Хаджа, умирает его отец, и шейх Хафиз полностью отдаётся требованию знаний. Отправившись к шейху аль-Къар’ауи он читает ему книги и получает огромную пользу от этих уроков.
В учёбе шейх Хафиз выделялся своими талантливыми способностями, и овладевал многими знаниями с большой скоростью. Он постигал как стихи, так и прозу, писал книги и статьи в различных исламских науках. Шейх аль-Къар’ауи (да будет милостив к нему Аллах) говорил о нём: «Ему не было подобных в обучении, написании работ, преподавании, управлении (делами школы и т.п.), которыми он успел овладеть за короткий срок».

Его знание:
Шейх Хафиз продолжал требовать знания у своего шейха, большого, уважаемого учёного ‘АбдуЛла аль-Къар’ауи. Он изучал и овладевал ценными книгами, которые являются основами наук разных направлений, как например, в религии, языке, истории и т.д.
Когда ему исполнилось 19 лет, его учитель, шейх аль-Къар’ауи попросил его написать книгу по единобожию (таухиду), которая разъясняла бы убеждения праведных предшественников, и чтобы эта книга была в виде стихотворения, ибо стихи легче воспринимаются и заучиваются студентами. И шейх Хафиз написал стихотворение, которое назвал: «Суллям аль-уусуль иля ‘ильми аль-усуль». Он закончил в 1362 г.х. (1943 г.) и оно очень понравилось шейху аль-Къар’ауи, а также многим другим учёным того времени.
Затем, продолжая начатое дело, шейх Хафиз написал несколько работ в науки единобожия, терминологии хадиса, фикъхе и его основах, в науке аль-фараид, в жизнеописании Пророка ﷺ, в темах, касающиеся завещаний, наставлений, этикета, нравственности и т.д. Все эти книги были изданы на средства короля Са’уда ибн ‘абдиль-‘Азиза (да будет милостив к нему Аллах).
Из его работ мы видим путь шейха Хафиза в составлении и написании книг, который соответствует пути признанных учёных этой общины. В них прослеживается тот след, тот отпечаток, который оставили на нём труды Шейхуль-Ислама ибн Тэймии и Ибн аль-Къайима (да будет милостив к нему Аллах).
Шейх Хафиз обладал глубоким познанием, быстрой памятью, мудростью и проницательностью, что отличало его от других и широко выражалось в его книгах и статьях.

Его познания в арабской литературе:
Достаточно упомянуть здесь то, что шейх Хафиз уже с раннего детства был увлечён арабской поэзией, в особенности стихами. Он говорил на арабском без какого-либо труда. Поэтому, если мы посмотрим, то увидим, что большинство его книги и работ написаны в стихотворной форме.
Даже в быту, когда шейх Хафиз обращался к братьям, делая им наставления или побуждая к благому, он обращался к ним стихами.
Из его известных стихов: «аль-Къасыйдату аль-Мимия», который рассказывает о нравах в требовании знаний, этикете и т.п.. Также: «аль-Къасыйдату аль-Хамзия», который побуждает строго придерживаться Ислама, изучать и практиковать основы религии и её принципы.

Места работы, на которые он был назначен:
После того, как шейх аль-Къар’ауи увидел мастерство и опыт, высоких научный уровень шейха Хафиза, он назначил его преподавателем для новых студентов.
Затем в 1363 г.х. (1944 г.) он был назначен шейхом аль-Къар’ауи медресе в г. Самита. Это было самое крупное и первое учебное заведение, которые основал шейх аль-Къар’ауи в этой местности.
В 1373 г.х. (1954 г.) Министерство Просвещения КСА открывает среднюю школу в столице, в г. Джазаан, и шейха Хафиза назначают туда директором. Он становиться первым её директором.
Затем в 1374 г.х. (1955 г.) в г. Самита открывается научный институт, который являлся филиалом Исламского Университета имама Мухаммада ибн Са’уда. И шейх Хафиз назначается его директором.

Его качества:
Шейх Хафиз является примером для каждого требующего знания (да будет милостив к нему Аллах). И достаточно будет здесь привести слова его родного брата Мухаммада ибн Ахмада аль-Хаками, который описывая своего брата, сказал: «Он, да будет милостив к нему Аллах, обладал огромной долей набожности, щедрости и великодушия, добродетели и благочестия. Он обладал крепкой верой, строго придерживался религии (саляфитских её принципов), открыто говорил истину, призывал к одобряемому и сам совершал это, запрещал порицаемое и сам сторонился его, и он делал это во имя Аллаха, не боясь порицания порицающих!
Собрания с его участием всегда были наполнены передачей ценных знаний, уроками, повторением пройденного. У него , в мечети, в медресе собиралось очень много студентов, но никто не испытывал стеснения и скуки.
Большую часть своего времени он посвящал чтению Корана, научных трудов, повторению, добавляя к этому преподавание и написание книг.
Он был лёгкий и подвижный, любил спорт. Также он любил шутить с друзьями и гостями, что привлекало сердца людей, и делало нахождение с ним приятным и привлекательным».


Его смерть:
Шейх Хафиз оставался директором института в г. Самита. В 1377 г.х. (1958 г.) он отправился в Хадж и, после того, как он закончил выполнение всех его обрядов, 18-го числа месяца Зуль-Хиджа, в Сб, вследствие болезни, шейх умер. Случилось это в Мекке, где он и был похоронен.
На момент смерти шейху Хафизу было 35 лет и около трёх месяцев.

Некоторые его, наиболее известные труды:
سلم الوصول إلى علم الأصول
معارج القبول بشرح سلم الوصول
أعلام السنة المنشورة لإعتقاد الطائفة المنصورة
الجوهرة الفريدة في تحقيق العقيدة
دليل أرباب الفلاح لتحقيق فن الاصطلاح
اللؤلؤ المكنون في أحوال الأسانيد المتون
السبل السوية لفقه السنن المروية
وسيلة الحصول إلى مهمات الأصول
متن لامية المنسوخ
النور الفائض من شمس الوهي في علم الفرائض
نيل السول من تاريخ الأمم وسيرة الرسول ﷺ
نصيحة الإخوان المشهورة بـ القاتية
المنظومة الميمية في الوصايا والآداب العلمية
مفتاح دار السلام بتحقيق شهادتي الإسلام
شرح الورقات
همزية الإصلاح في أصول الفقه
__________________________________
(1) - В данный момент шейх Мухаммад является одним из учёных юга КСА. Он занимается призывом, проводит уроки, научные встречи. Он также, на протяжении 20 лет, занимает должность управляющего администрацией учебного заведения в г. Самита, первым директором которого был его брат Хафиз.
(2) - Шейх ‘Абдулла аль-Къар’ауи является моим дедом по материнской линии. Он родился в 1315 г.х. (1894 г.) в г. ‘Унэйза, в округе аль-Къасыйм. А умер в г. эр-Рияд, в 1389 г.х. (1968 г.), в возрасте 74 лет., да будет милостив к нему Аллах.
Он обладал большим знанием, прекрасными нравами, огромным почётом среди учёных и мусульман КСА. Он внёс огромный вклад в призыв саляфии, особенно в южных провинциях королевства.

Ответить

Вернуться в «ОБ УЧЁНЫХ И САЛЯФИТСКИХ ШЕЙХАХ»