О молочном кормлении ребёнка старше 2-х лет

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О молочном кормлении ребёнка старше 2-х лет

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
О молочном кормлении ребёнка старше 2-х лет

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усэймин (да будет милостив над ним Аллах) в разъяснении к хадису в «Сахих аль-Бухари» (5102), говорил: «Молочное родство подобно по своему положению с родством по крови в четырёх вещах только лишь – это: запрет женитьбы (никаха), установление близкого родства - «махрамия», дозволенность взгляда, и дозволенность нахождения наедине. А что касается других законоположений, которые касаются женитьбы, наследства и обеспечения, а также родственных связей, то они не устанавливаются через молочное кормление.
Также слова (имама аль-Бухари в названии главы): «Нет молочного кормления после двухлетнего возраста», то это известное мнение большинства учёных. То есть то, что молочное кормление после двухлетнего возраста не действует и не считается, хоть даже будет сто кормлений (и более)! Они приводили в довод хадис: «Поистине молочное кормление бывает только, когда ребёнок голоден и жаждет молока». То есть не будет молочного родства, кроме как если молочное кормление было в то время, когда ребёнок испытывает нужду в молоке и голод без него – «маджа’а». Когда без молока он плачет, испытывая нужду в нём и без него не получает насыщения. Это и есть смысл слова «маджа’а», (которое приводится в хадисе).
Также (они приводят) хадис: «Не считается молочным кормлением, кроме как если по средствам него укрепляются кости(1), что происходит до отлучения ребёнка от груди». А то кормление, которое делается после двухлетнего возраста, не считается.
В этом вопросе учёные разногласили и разделились на три мнения:
Первое мнение: Не считается кормление после двухлетнего возраста ребёнка, или отлучение его от груди.
Второе мнение: Молочное кормление считается в любом возрасте. Это было мнение имама аль-Бухари.
Третье мнение: Молочное кормление будет действительным и признаётся если была нужда в этом.
Что касается тех, которые считали, что молочное кормление не признаётся после двухлетнего возраста или же после отлучение ребёнка от груди, то они приводили в довод хадис, приводимый имамом аль-Бухари: «Нет молочного кормления после двухлетнего возраста». Также хадис, который привели авторы «Сунан»(2): «Не считается молочным кормлением, кроме как если по средствам него укрепляются кости, что происходит до отлучения ребёнка от груди». Также они приводят в довод слова Пророка ﷺ: «Остерегайтесь заходить (и оставаться наедине) с женщинами». Тогда его спросили: «Даже если это брат мужа?» На что он ответил: «Брат мужа – это погибель». А если бы молочное кормление избавляло от этого предостережения и запрета, то есть кормление взрослого, тогда Пророк ﷺ сказал: «Брата мужа можно сделать молочным братом».
Это три довода учёных первого мнения.
Мнение второе, а именно то, что молочное кормление признаётся в любом возрасте, в малом или большом, с наличием необходимости или же без неё – это мнение приверженцев мазхаба «Захирия», которые приводили в довод аят:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ
«И ваши матери, вскормившие вас молоком» (сура «ан-Ниса», 23).
Также хадис: «Молочное родство запрещает то, что запрещает родство кровное».
Однако доводы этого мнения – обобщённые, и они не могут быть приняты абсолютно, при наличии конкретизирующих доказательств. Ибо все учёные единогласны в том, что, если имеются конкретизирующие (исключающие) доказательства, то они принимаются в расчёт при наличии обобщающих, и являются тем, что конкретизирует обобщённое.
Также они приводили в довод слова Пророка ﷺ, который, обращаясь к жене Абу Хузэйфы, сказал: «Покорми его молоком, и он перестанет быть тебе чужим». Так как ей было тяжело то, что Салим, опекаемый Абу Хузэйфой, стал им как родной сын, и он часто находился с ними в доме. Поэтому (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «Покорми его молоком, и он перестанет быть тебе чужим», в то время, как Салим был большим мальчиком. Исходя из этого, некоторые учёные считали, что, если есть ситуация подобная ситуации Салима пасынка Абу Хузэйфы, то тогда молочное кормление будет действительно, а в противном случае – нет.
(Это и есть третье мнение). Теперь осталось разъяснить ответ большинства учёных, (которые придерживались первого мнения), на хадис Салима пасынка Абу Хузэйфы. А именно на то, что некоторые из них сказали: «Этот хадис исключение», другие же сказали: «Он отменён». Однако правильным мнением является то, что данный хадис является исключением, конкретизирующим, но не конкретизирующим личность, а конкретизирующим положение и качества того, о ком говорится в хадисе. И если будет ситуация подобная ситуации Салима, тогда молочное кормление будет действительным и признанным за родство. Если же положение человека, его описание и качества, не будут подобны положению и описаниям ситуации с Салимом, тогда такое молочное кормление не будет действительным.
Это мнение является более правильным, которые объединяет в себе все доказательства. Но найти положение, подобное положению Салима, очень трудно найти в наше время. Так как в наше время очень сложно найти такого пасынка, который был бы для семьи, в которой он воспитывается, подобно родному сыну. И членам этой семьи трудно было избежать нахождения с ним».

_____________________________
(1) - То есть молоко является основным и возможно единственным питание ребёнка, по средствам которого оно питает весь организм, и кости ребёнка крепнут за счёт него. А это происходит в первые два года ребёнка, когда его желудок ещё слабый и молоко – это пища, которая легко им усваивается, и даёт питание и рост его мышцам и костям. Из-за чего становится частью его тела (см.: «’Ауну аль-Ма’бд» шейха аль-Абади, 2059).
(2) - Авторы «Сунан» - Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Ответить

Вернуться в «СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС. ДЕТЯМ»