Об обязанности беречь язык от дурных высказываний

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Об обязанности беречь язык от дурных высказываний

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость

Об обязанности беречь язык от дурных высказываний

Всевышний Аллах сказал: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Каф» 17-18 аяты).
Шейх Ибн 'Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Внешне аят указывает на то, что любое произнесенное слово записывается (ангелами), независимо от того, хорошее это слово или плохое, пустословие это (или нет). Однако человек будет вознагражден за хорошее слово, и он будет наказан за плохое. И если ангелы все записывают, это не значит, что человек будет вознагражден за все записанное (ангелами), на это указывает внешнее лексическое значение аята, и это одно из мнений ученых. Это потому, что среди ученых есть те, кто сказал, что ангелы записывают только хорошие слова и плохие, а что касается пустых разговоров, то они их не записывают.
Первое толкование является наиболее предпочтительным, которое состоит в том, что этот аят является обобщенным, поскольку вывод один. Потому что даже те, кто говорит, что ангелы все записывают, говорят: «что человек будет вознагражден только за хорошее слово и будет наказан только за плохое». Однако то, что мы говорим об обобщенности аята, внешне соответствует лексическому значению аята.
Этот аят доказывает то, что ангелы ничего не упускают, что указывает на их совершенную занятость тем, что произносит человек. Основываясь на этом, нам обязательно быть крайне осторожными в произнесении слов. Сколько же языковых ошибок стали причинами гибели! Просим Аллаха защиты от этого! Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, в отношении человека, сказавшего: «Клянусь Аллахом, что Аллах не простит такого-то», тогда Всевышний Аллах сказал: «Кто тот, кто клянется Мной, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его и сделал твои дела тщетными» сказал: «Поистине, он произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую и Последнюю вечную жизнь». Просим Аллаха о благополучии!
Остерегайся бедствия языка, ибо Пророк ﷺ сделал оберегание языка главой всякого дела. Он ﷺ сказал Му’азу ибн Джабалю: «Не поведать ли тебе о главном во всем этом?». Я сказал: «Да, конечно, о Посланник Аллаха!». Тогда Пророк ﷺ, схватив за свой язык, сказал: «Придерживай у себя это». То есть, не пускай его и не говори. Я сказал: «О Посланник Аллаха, будем ли мы наказаны за то, что говорим?». Пророк ﷺ (чтобы побудить его к пониманию), сказал: «Да лишится тебя твоя мать, о Му'аз![1] Разве плоды языка не ввергают людей в огонь лицом (или же он сказал: … носами)?!».
Верующий обязательно должен беречь свой язык, ибо он приводит к великим бедствиям. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит». И отсюда мы понимаем, что молчание предпочитается слову, поскольку человек, быть может, не знает, благое это слово или дурное?
Затем я скажу следующее: Если ты произнесешь слово, и оно вылетит изо рта, то это будет похоже на пулю, которую ты выпускаешь. Ты не в состоянии удержать эту пулю, если она вылетит из дула винтовки. Если она вылетит, то либо испортит, либо улучшит. Точно так же и слово. Поэтому разумный человек держит язык за зубами и говорит только благое. Благое же либо содержится в самом слове, либо в его последствиях. То есть, быть может, в самом слове нет благого, но благо его может содержаться в его следах. Человек, возможно, произносит слово, которое не является приказывающим одобряемое и запрещающим порицаемое, и не является греховным, но он произносит для того, чтобы открыть дверь (благого разговора) для присутствующих. Потому что порой почтительный (страх) охватывает собрание, и никто не разговаривает, после чего все люди пребывают в унынии. Затем кто-то (из присутствующих) начинает говорить, чтобы открыть дверь (благого разговора) для людей. Затем у них поднимается настроение, и они начинают обмениваться словами, в которых, быть может, содержится польза. Мы говорим: Это слово, посредством которого была открыта дверь для (благого) разговора и было устранено уныние людей, считается благим словом из-за его благих последствий. И это, если на то будет воля Аллаха, входит в слова Посланника ﷺ: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит»»
(См.: «Тафсир сура Каф»).
Передается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит» (аль-Бухари 6018; Муслим 47).
Передается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Не будет правильная вера у человека, пока не будет у него правильное сердце, а его сердце не будет правильным, пока не будет правильный его язык» (Ахмад 13071. Шейх аль-Альбани классифицировал хадис как хороший в «Сахихе ат-Таргиб» 2865).
От Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, ты будешь пребывать в благополучии, пока соблюдаешь молчание. Ибо если ты начнешь говорить, то это будет записано за тебя или против тебя» (ат-Табарани в «аль-Кабир»20/73/137. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе ат-Таргиб» 2867).
Передают со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто соблюдает молчание, спасся» (ат-Тирмизи,2501; Ахмад, 6481. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сунан»).
Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, человек может сказать какое-либо слово, которое он сочтет неплохим, по причине чего впадет в огонь на семьдесят лет» (ат-Тирмизи 2314; Ахмад 7214. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сунан»).
Также от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, было передано, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, человек может сказать слово, которое вызовет довольство Аллаха, чему сам (сказавший это) не придаст значения, по причине чего Аллах возвысит его на много степеней. И, поистине, человек может сказать слово, которое вызовет гнев Аллаха, чему сам сказавший это и не придаст значения, из-за чего он будет ввергнут в ад» (аль-Бухари 6477).
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, также передается, что Пророк ﷺ сказал: «Если люди встанут с какого-либо собрания, в котором они не поминали Аллаха, то они словно встанут с мертвого осла. И это будет для них сильнейшей печалью (или сожалением в Судный День)» (Абу Дауд 4755; Ахмад 10691. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сунан»).
В другой версии говорится: «Если люди присядут на каком-либо собрании, в котором они не поминают Аллаха и не просят Аллаха восхвалить Его Пророка ﷺ, то это будет для них сильнейшей печалью (или сожалением в Судный День). Если Аллах захочет, то простит их, а если пожелает, то накажет» (ат-Тирмизи 3380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сунан).
В версии же Абу Дауда и ан-Насаи было сказано: «Кто бы ни сидел на каком-либо сиденье, на котором он не поминал Аллаха, тому это будет от Аллаха сильнейшей печалью (или сожалением в Судный День). А кто бы ни лежал в постели, в которой он не поминает Аллаха, тому это будет от Аллаха сильнейшей печалью (или сожалением в Судный День)» (Абу Дауд 4856. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сунан).
В другой версии было сказано: «Кто бы ни стоял в каком-либо месте, где он не поминает Аллаха, тому это будет от Аллаха сильнейшей печалью (или сожалением в Судный День)» (ан-Насаи в «Кубро» 10237. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сахихе» 78).
Муджахид, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если люди будут сидеть на каком-либо заседании и разойдутся до того, как они помянут Аллаха, то они разойдутся от самого зловонного запаха, чем запах мертвого осла. И это их заседание будет свидетельствовать против них об их беспечности. Но если же люди будут сидеть на каком-либо заседании и поминать Аллаха перед тем, как разойтись, то они разойдутся от приятнейшего запаха, чем запах миска. И это их заседание будет свидетельствовать за них об их поминании (Аллаха)» (см.: «Джами’ аль-‘Улюм уаль-Хикам» стр.144).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Отсюда мы пониманием, что если в словах нет ничего благого, то лучше промолчать, чем произносить (это слово), за исключением случаев, когда в этом есть нужда. Передают от Ибн Мас’уда, что он сказал: «Остерегайтесь излишних слов! Человеку достаточно сказать то, в чем есть нужда» От ан-Наха’и было передано, что он сказал: «Люди гибнут от излишка имущества и слов». Он также сказал: «Многие (бесполезные) слова, в которых нет нужды, являются причиной черствости сердца» ….
Мухаммад ибн ‘Аджалян сказал: «Поистине, слова должны исходить в четырех случаях: Когда ты поминаешь Аллаха; читаешь Коран; спрашиваешь о знании, затем доносишь его; говоришь то, что помогает тебе в твоих мирских делах (нуждах)». Некий мужчина сказал Сулейману: «Дай мне наставление!» Он сказал: «Не говори!» Тот сказал: «Но тот, кто живет среди людей, не сможет не говорить». Он сказал: «Если будешь говорить, то говори истину или молчи» …
Спросили Ибн аль-Мубарака о словах Лукмана, который сказал своему сыну: «Поистине, если слово является серебром, то молчание является золотом». Ибн аль-Мубарак ответил: «То есть, если слово, исходящее от повиновения Аллаху, является серебром, то молчание, удерживающее от ослушания Аллаху, является золотом». Это сводится к тому, что воздерживаться от неповиновения Аллаху лучше, чем совершать благие дела…
Один из мудрецов сказал: «Если человек рассказывает о чем-то на каком-либо заседании, после чего его речь приведет его в восхищение, то пусть он замолчит. Если же он будет соблюдать молчание, и его молчание приведет его в восторг, то пусть рассказывает». Как прекрасны (эти качества), потому что, кто бы ни вел себя таким образом, его молчание и речь будут противоречить его страстям и восхищению собой. Тот, кто будет вести себя подобным образом, достоин помощи от Аллаха в своей речи и в своем молчании, поскольку его слово и молчание будут происходить ради Аллаха»
(см.: «Джами’ аль-‘Улюм уаль-Хикам» стр.144-145).
Имам аш-Шафи’, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если человек хочет произнести какую-либо речь, то пусть поразмыслит (прежде чем произнесет ее). Если ему станет ясно, что вреда не будет ему, то пусть говорит, но если станет ясно, что в этом есть вред для него, или он в этом сомневается, то пусть воздержится (от произнесения этой речи)» (см.: Имам Ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» 2/18).
Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Ахлю ас-Сунна уаль-джама'а (приверженцы Сунны и Единой общины) первых и последующих поколений, оберегали свои языки и не говорили, и не делали, кроме как со знанием» (см.: «Захират ат-табдий' уат-тафсик уат-такфир уа дауабитуха» стр.37).
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, относительно хадиса «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит» сказал: «Пророк ﷺ сделал из полноты имана (веры), что человек должен говорить только хорошее, в противном случае он велел ему молчать. Точно так же, из полноты веры, чтобы человек творил добро, в противном случае пусть воздерживается» (см.: «Ахдусль-Искандарийа» стр. 19).
Важное примечание:
Следует отметить, что разъяснение ошибок и заблуждения кого-либо из приверженцев страстей и нововведений и предостережение от него, несомненно, является из благих слов, наставлений (насыха) и призыва к Аллаху, чтобы люди не впали в заблуждение и не были обмануты им.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах: «Является ли из правильного манхаджа, когда кто-либо из требующих знания следит за ошибками некоторых призывающих и собирает их, и выпускает их в виде записи так, что для каждого конкретного призывающего записывает аудио-лекцию и упоминает в ней их ошибки?».
Шейх ответил следующим образом: «Если его цель – разъяснение истины и ошибок, то это прекрасно и считается из области призыва к Аллаху. Мы разъясняем ошибки, чтобы люди не впали в них» (см.: «Тахзир ас-Саляфи мин манхадж ат-Тамайиу’ аль-Халфи» стр.23).
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах: «Такая ложь распространилась среди молодых людей. Когда они слышат, как требующие знания или ученые делают наставления и предостерегают от религиозных нововведений, от их приверженцев и от их манхаджа, упоминая их истинную позицию, опровергая их и цитируя имена некоторых из них, даже если они уже покоятся в своих могилах, потому что люди были обмануты ими, и они делают все это для того, чтобы защитить религию и разоблачить хитрецов, вкравшихся в мусульманскую общину, которые хотят распространять раскол и споры в ней, тогда эти молодые люди заявляют, что это является запретной гыйбой (злословием). Что вы скажете по этому поводу?
Он ответил: «Хвала Аллаху за правило указывать на ошибку, отклонение и выявлять эту личность людям. Если обстоятельство требует открытого упоминания имен личностей, чтобы люди не были ими обмануты, особенно если эти личности, у которых есть отклонения в понимании или манхадже, известны среди людей, которые хорошо о них думают, то нет проблем упомянуть их имена и предостеречь от них. Ученые науки джарха и та’диля упоминали передатчиков и то, что было сказано о них, из того, что умаляет их достоинства. И они делали это не ради этих личностей, однако ради наставления общины, чтобы они не перенимали у них ложь о религии или Посланнике Аллаха ﷺ.
Вначале следует указать на ошибки этой личности, не упоминая ее имени, если за этим последует вред или если не будет никакой пользы в упоминании ее имени. А если обстоятельство требует упомянуть открыто имя этой личности, чтобы предостеречь людей от нее, то это будет считаться из насыхи по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его Посланнику ﷺ, к правителям мусульман и к мусульманам в общем. Особенно, если эта личность известна среди людей, которые хорошо о ней думают, читают ее книги и слушают ее лекции, то необходимо предостерегать людей от этой личности и разъяснять ее положение. Ибо в умалчивании есть вред людям, поэтому необходимо разоблачить эту отклонившую личность. И это делается не ради того, чтобы дискредитировать эту личность или свести с ней счеты, а для того, чтобы быть искренним в насыхе по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его Посланнику ﷺ, к предводителям мусульман и к мусульманам в целом»
(см.: «Сыяна» стр.505-506).
Я упомянул об этом, потому что многие сектанты, приверженцы своих страстей и религиозных нововведений, используют (неуместно) некоторые аяты, хадисы и слова праведных предшественников относительно удержания языка, дабы, таким образом, заставить молчать приверженцев Сунны, чтобы они не говорили против них (сектантов, приверженцев страстей и религиозных нововведений) ничего!
О Аллах, сделай нас в числе тех, кто говорит лишь благое и удержи наши языки от дурных речей!
О Аллах, сделай нас приносящими пользу как самим себе, так и всем мусульманам посредством наших благих слов и деяний!
И в заключении хвала Аллаху, Господу миров!

Подготовил Абу Сумая Казахстани.
1435х – 2014г.



_____________________________________
[1] Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, относительно слов Пророка (ﷺ) «Да лишится тебя твоя мать, о Му'аз!» сказал: «Эту фразу произносят арабы для того, чтобы побудить (собеседника к пониманию), но они не подразумевают под этой фразой ее внешнее значение» (см.: «Шарх аль-Арбаи’н» стр.231) - прим. переводчика.

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Re: Об обязанности оберегания языка от дурных высказываний

Сообщение Муслим »

О брат мой!

✅Будь немой о плохих словах. Говори только благое!

✅ Будь слепой к запретному видимому. Смотри только на благое и дозволенное!

✅Будь глухим к греховным и запретным разговорам. Слушай только благое и дозволенное!

✅ Пусть твои руки парализуются от запретных и греховных прикосновений. Прикасайся только к благому и дозволенному.

✅ Пусть твои ноги будут парализованы по отношению к запретным и греховным местам. Ходи только в благие и дозволенные места!

🖋Абу Сумая Казахстани
1442 х. - 2021 г.

Ответить

Вернуться в «О ГРЕХАХ В ИСЛАМЕ»