Что делать с сомнениями и наущениями при совершении какого-либо обряда поклонения?

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

Что делать с сомнениями и наущениями при совершении какого-либо обряда поклонения?

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Что делать с сомнениями и наущениями при совершении какого-либо обряда поклонения?

В фикъхе есть важное правило, которое гласит: «Суждение строится на том, в чем есть убежденность, а убежденность не устраняется сомнением».
То есть, если человек совершает какое-либо дело, будучи убежденным в этом, и внезапно к нему явилось сомнение, что, быть может, он что-то упустил или что-то нарушил, то он не обращает внимания на это сомнение, а возвращается к основе, а это и есть убежденность. Так как в своей основе он был убежден в этом деле, а убежденность не устраняется сомнением, но убежденность устраняется (с такой же) убежденностью.
Довод на это правило служат тексты Корана и Сунны. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, предположение никак не могут заменить истину» (сура Йунус,36).
В двух сборниках достоверных хадисов приводится (хадис), что однажды некий мужчина пожаловался Пророку (ﷺ), что ему показалось, что он что-то почувствовал в намазе. После чего Пророк (ﷺ) сказал: «Пусть никто из вас не отходит от намаза до тех пор, пока не услышит звук или запах» (аль-Бухари, 137 и Муслим, 361).
Пророк (ﷺ) запретил ему отходить от намаза, кроме как с твердым убеждением, поскольку он вначале был убежден, что он был в омовении, после чего засомневался в том, испортил ли он свое омовение или нет? Потому что сомнение не устраняет убежденность, а убежденность не устраняется, кроме как с убежденностью.
Имам Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис является основой из основ Ислама и великим правилом из прав фикъха, а это - вынесение суждения относительно какой-либо вещи, что она остается на своей основе, пока не придет убежденность в противоположности этому. Сомнение же, которое внезапно явилось, ничем не навредит».
Шейх Бассам сказал:«Здравый разум подтверждает это правило, это потому, что убежденность сильнее, чем сомнение, поскольку на убежденности строится твердое постановление, поэтому оно и не разрушается сомнением».
Шейх Бассам также сказал: «Если человеку показалось, что вышло из него что-то, что нарушает омовение, или же он впал в сомнение, вышло ли что-то из него или нет, то основа - сохранность его омовения, поскольку омовение его не нарушилось. Поэтому он не отходит от намаза, пока не будет убежден в том, что вышло из него то, что нарушает омовение, ибо убежденность не устраняется сомнением. Имам аль-Бухари привел этот хадис (да смилуется над ним Аллах) под главой: Глава о том, что человек не совершает малое омовение из-за своего сомнения, пока не будет убежден» (См. Шейх Бассам «Шарх Булугуль-Маром» 1\175).
Если человек будет претворять в жизнь это правило, то шайтану перекроет все пути сомнения, через которые он пытается вселять наущения в сердца рабов Аллаха.
Также в пользу этого правила служит следующий хадис, переданный имамом Муслимом от Абу Сайда ал-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал, три рака'ата или четыре, то пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден» (Муслим, 1300).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Есть люди, пострадавшие этими наущениями (шайтана), которые даже если пьют воду и три раза туда вздохнут, то шайтан им говорит: "Вы первым своим дыханием дали своим женам первый развод (талакъ), вторым дыханием – второй развод, а третьим – третий. Поэтому вы сейчас развелись со своими женами навсегда". Упомянул я этот пример только потому, что это в действительности случается. Даже некоторые из них, когда читают Коран, то каждый раз, когда они перелистывают лист, шайтан приходит и говорит: "Всякий раз, когда ты перелистываешь лист, ты даешь своей жене развод". А к некоторым людям приходит шайтан и вселяет им сомнения в отношении их Господа, или в отношении Его атрибутов или же в отношении Его действия, чтобы посеять сомнения в их религии….
Поэтому мусульманину является обязательным не обращать внимания на подобные наущения, дабы они не навредили ему. Напротив, он должен опираться на то, что в его сердце из веры (имана), просить помощи у Аллаха, прибегать к Нему от побиваемого шайтана и продолжать свое поклонение Аллаху. Если же он, таким образом, будет поступать, то ему эти наущения не повредят, с дозволения Аллаха. И шайтан поймет, что нет для него прохода к этому мусульманину, после чего вернется ослабленным и униженным»
(См. Шейх Ибн Усеймин «аль-Къауаъид аль-Фикъхия» стр.89-90).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые (да смилуется над ними Аллах) сказали, что если сомнения часто происходят, то это не принимается в расчет, так как в таком случае это будет считаться наущением. Признаков этому множество. Например, стоит человеку совершит омовение, как он тут же сомневается, стоит ему совершит намаз, как он сомневается. Это наущение, поэтому он не должен обращать на них внимание, и тогда он оставит то, что вызывает у него сомнения, и обратится к тому, что не вызывает у него сомнений» (См: «Шарх аль-Арбаъин ан-Науауи» стр.123).
Как пришло в хадисе, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что не вызывает у тебя сомнений» (ат-Тирмизи, 2518 и ан-Насаи, 5711. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в "Cахихе Джамиъ" 3377-3378).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Вопрос: Сына некого мужчины постигло великие наущения при совершении омовения, после чего этот мужчина вынес фетву для своего сына, чтобы он не совершал намаз на протяжении месяца, затем, после окончания месяца, сын его излечился от этих наущений, лежит ли на этом мужчине грех, и возмещать ли его сыну пропущенные намазы?».
Ответ: Мы говорим, что эта фетва является неправильной, поскольку он вынес фетву, чтобы сын его оставил то, чем обязал его Аллах. Однако Аллах по Своей милости излечил сына этого мужчины.
Является обязательным сделать наставление его сыну, чтобы он оставил эти наущения. И должен присутствовать во время его совершения омовений тот, кто поможет ему в совершении омовений. Например, если он помоет руку три раза, то тот говорит ему: «Остановись здесь, больше трех не совершай омовение». Даже если будет затруднение в этом, то возможно в этом есть польза в виде излечения (от этих наущений). Человек может обрести вознаграждения (от Аллаха) по причине деяния, которое он не предпочитает.
А отцу является обязательным принести Аллаху покаяние за вынесение такой фетвы, не повторять подобное впредь и не выносить фетву без знаний. Ибо вынесение фетвы без знания является серьезным делом, поскольку он может стать из тех, кто возводит ложь на Аллаха и наговаривает на Него то, чего не знает.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (сура аль-А’раф,33).
Всевышний также сказал: «Скажи: «Воистину, те, которые возводят навет на Аллаха, не преуспеют!»» (сура Йунус,69).
Всевышний Аллах также сказал «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха» (сура ан-Нахль,105).
Что касается возмещения пропущенных дней намазов, которые не совершал сын его в течение месяца, то в качестве принятия меры предосторожности он возмещает пропущенные дни намазов»
(См. Шейх Ибн Усеймин «аль-Къауаъид аль-Фикъхия» стр.91- 92).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Использованная литература

1. «аль-Къауаъид аль-Фикъхия» шейха ас-Са’ди.
2. «аль-Къауаъид аль-Фикъхия» шарх шейха Ибн Усеймина.
3. «аль-Арбаъин ан-Науауи» шарх шейха Ибн Усеймина.
4. «Булуг аль-Марам» шарх шейха аль-Бассама

Ответить

Вернуться в «МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУЪ)»