Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния) - сура «Каф» 17-18 аяты

Муслим
Сообщения: 342
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния) - сура «Каф» 17-18 аяты

Сообщение Муслим »

Всевышний Аллах сказал: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Каф» 17-18 аяты).
Шейх Ибн 'Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Внешне аят указывает на то, что любое произнесенное слово записывается (ангелами), независимо от того, хорошее это слово или плохое, пустословие это (или нет). Однако человек будет вознагражден за хорошее слово, и он будет наказан за плохое. И если ангелы все записывают, это не значит, что человек будет вознагражден за все записанное (ангелами), на это указывает внешнее лексическое значение аята, и это одно из мнений ученых. Это потому, что среди ученых есть те, кто сказал, что ангелы записывают только хорошие слова и плохие, а что касается пустых разговоров, то они их не записывают.
Первое толкование является наиболее предпочтительным, которое состоит в том, что этот аят является обобщенным, поскольку вывод один. Потому что даже те, кто говорит, что ангелы все записывают, говорят: «что человек будет вознагражден только за хорошее слово и будет наказан только за плохое». Однако то, что мы говорим об обобщенности аята, внешне соответствует лексическому значению аята.
Этот аят доказывает то, что ангелы ничего не упускают, что указывает на их совершенную занятость тем, что произносит человек. Основываясь на этом, нам обязательно быть крайне осторожными в произнесении слов. Сколько же языковых ошибок стали причинами гибели! Просим Аллаха защиты от этого! Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, в отношении человека, сказавшего: «Клянусь Аллахом, что Аллах не простит такого-то», тогда Всевышний Аллах сказал: «Кто тот, кто клянется Мной, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его и сделал твои дела тщетными» сказал: «Поистине, он произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую и Последнюю вечную жизнь». Просим Аллаха о благополучии!
Остерегайся бедствия языка, ибо Пророк ﷺ сделал оберегание языка главой всякого дела. Он ﷺ сказал Му’азу ибн Джабалю: «Не поведать ли тебе о главном во всем этом?». Я сказал: «Да, конечно, о Посланник Аллаха!». Тогда Пророк ﷺ, схватив за свой язык, сказал: «Придерживай у себя это». То есть, не пускай его и не говори. Я сказал: «О Посланник Аллаха, будем ли мы наказаны за то, что говорим?». Пророк ﷺ (чтобы побудить его к пониманию), сказал: «Да лишится тебя твоя мать, о Му'аз![1] Разве плоды языка не ввергают людей в огонь лицом (или же он сказал: … носами)?!».
Верующий обязательно должен беречь свой язык, ибо он приводит к великим бедствиям. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит». И отсюда мы понимаем, что молчание предпочитается слову, поскольку человек, быть может, не знает, благое это слово или дурное?
Затем я скажу следующее: Если ты произнесешь слово, и оно вылетит изо рта, то это будет похоже на пулю, которую ты выпускаешь. Ты не в состоянии удержать эту пулю, если она вылетит из дула винтовки. Если она вылетит, то либо испортит, либо улучшит. Точно так же и слово. Поэтому разумный человек держит язык за зубами и говорит только благое. Благое же либо содержится в самом слове, либо в его последствиях. То есть, быть может, в самом слове нет благого, но благо его может содержаться в его следах. Человек, возможно, произносит слово, которое не является приказывающим одобряемое и запрещающим порицаемое, и не является греховным, но он произносит для того, чтобы открыть дверь (благого разговора) для присутствующих. Потому что порой почтительный (страх) охватывает собрание, и никто не разговаривает, после чего все люди пребывают в унынии. Затем кто-то (из присутствующих) начинает говорить, чтобы открыть дверь (благого разговора) для людей. Затем у них поднимается настроение, и они начинают обмениваться словами, в которых, быть может, содержится польза. Мы говорим: Это слово, посредством которого была открыта дверь для (благого) разговора и было устранено уныние людей, считается благим словом из-за его благих последствий. И это, если на то будет воля Аллаха, входит в слова Посланника ﷺ: «Кто верует в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит»»

Источник: «Тафсир сура Каф»

Подготовил Абу Сумая Казахстани.

_________________________
[1] Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, относительно слов Пророка (ﷺ) «Да лишится тебя твоя мать, о Му'аз!» сказал: «Эту фразу произносят арабы для того, чтобы побудить (собеседника к пониманию), но они не подразумевают под этой фразой ее внешнее значение» (см.: «Шарх аль-Арбаи’н» стр.231) - прим. переводчика.

Ответить

Вернуться в «ТОЛКОВАНИЕ КУРЪА́НА (ТАФСИ́Р)»