Хадис: «Поистине Аллах скрыл покаяние от нововведенца»
Добавлено: 08 апр 2016, 09:05
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Правильное понимание хадиса:
«Поистине Аллах скрыл покаяние от каждого приверженца нововведений»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:«Поистине Аллах скрыл покаяние от каждого приверженца нововведений»
إنَّ اللهَ حجَب التَّوبةَ عن كلِّ صاحبِ بدعةٍ
«Поистине Аллах скрыл покаяние от каждого приверженца нововведений!»(1).
Передаётся от Яхьи ибн Аби ’Амра аш-Шейбани (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Говорили, что Аллах не даёт приверженцу нововведения (прийти) к покаянию. А если оставляет он нововведение, то обязательно устремляется к ещё более худшему».
Подобное передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Если человек был на каком-то нововведении и оставил его, то он обязательно устремляется к ещё более худшему». Этот асар передаёт Ибн Уаддах.
Также Ибн Уахб передал от ‘Умара ибн ‘Абдиль-‘Азиза (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Две категории людей мы не можем совладать (кого трудно исправить): приверженец страстей (желаний) и приверженец нововведений. Поистине они не исправимы!»
Передаётся от Ибн Шаузаба, который рассказывал: «Я слышал как ‘АбдуЛлах ибн аль-Къасим говорил: «Если человек был на нововведение, затем оставил его, то он обязательно устремляется к ещё более худшему».
Вернёмся к хадису Пророка ﷺ, в котором он сказал:
Передаётся от Яхьи ибн Аби ’Амра аш-Шейбани (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Говорили, что Аллах не даёт приверженцу нововведения (прийти) к покаянию. А если оставляет он нововведение, то обязательно устремляется к ещё более худшему».
Подобное передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), который говорил: «Если человек был на каком-то нововведении и оставил его, то он обязательно устремляется к ещё более худшему». Этот асар передаёт Ибн Уаддах.
Также Ибн Уахб передал от ‘Умара ибн ‘Абдиль-‘Азиза (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Две категории людей мы не можем совладать (кого трудно исправить): приверженец страстей (желаний) и приверженец нововведений. Поистине они не исправимы!»
Передаётся от Ибн Шаузаба, который рассказывал: «Я слышал как ‘АбдуЛлах ибн аль-Къасим говорил: «Если человек был на нововведение, затем оставил его, то он обязательно устремляется к ещё более худшему».
Вернёмся к хадису Пророка ﷺ, в котором он сказал:
إنَّ اللهَ حجَب التَّوبةَ عن كلِّ صاحبِ بدعةٍ
«Поистине Аллах скрыл покаяние от каждого приверженца нововведений!»
Шейх Раслян (да хранит его Аллах), комментируя данный хадис, писал: «Причина отдаления его (нововведенца) от покаяния такова, что подчинение предписаниям шариата является сложным (трудным) для души (для человека). Ибо это дело противоречит его желаниям (прихоти), прикрывает ему путь к страстям и влечениям! И это (покаяние) становится очень трудным для него. Так как истина тяжелая. Ведь душа побуждает и тянется к тому, что соответствует её желаниям, а не к тому, что противоречит им! А любое нововведение обязательно сопровождается страстью, так как оно возвращается в своей основе не к Законодателю, а к тому, кто внедрил его. А нововведенец обязательно подкрепляет (свое новшество) сомнительным и подозрительным доводом, которое приписывает к Законодателю (Его шариату), заявляя, что приводимое им доказательство соответствует мнению Законодателя. И получается, что его страсть является, как он считает, подкрепленной шариатским доводом. Как же он может оставить это (нововведение, этот путь), ведь его страсть крепко держится за то, за что держаться и чему следовать в основе является благим делом?! А именно за шаритаский довод, в общем».
То есть, сначала человек, последовав своим страстям, выбирает себе путь, дело, мнение и т.д., затем находит под это мнение или дело себе довод из Корана и Сунны, как он думает, и получается, как сказал шейх Раслян: «Что его страсть является, как он считает, подкрепленной шариатским доводом».
Затем, когда ему объясняют его ошибку, приводят правильное понимание, указывают на правильный метод в том или ином вопросе, он заявляет, утверждает, кричит во всех углах: «У меня есть довод! Вы хотите, чтобы я оставил Коран и Сунну!?» Соответственно о том, чтобы отказаться от этого, покаяться, оставить, не может быть и речи. Это и имеется в виду, в словах Посланника Аллаха ﷺ: «Поистине Аллах скрыл покаяние…».
_________________________________
(1) - Хадис приводят аль-Бэйхакъи в «Шу’абу аль-иман» (9456), Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна» (37), ат-Табарани в «аль-Аусат» (4202). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» (1620).
Шейх Раслян (да хранит его Аллах), комментируя данный хадис, писал: «Причина отдаления его (нововведенца) от покаяния такова, что подчинение предписаниям шариата является сложным (трудным) для души (для человека). Ибо это дело противоречит его желаниям (прихоти), прикрывает ему путь к страстям и влечениям! И это (покаяние) становится очень трудным для него. Так как истина тяжелая. Ведь душа побуждает и тянется к тому, что соответствует её желаниям, а не к тому, что противоречит им! А любое нововведение обязательно сопровождается страстью, так как оно возвращается в своей основе не к Законодателю, а к тому, кто внедрил его. А нововведенец обязательно подкрепляет (свое новшество) сомнительным и подозрительным доводом, которое приписывает к Законодателю (Его шариату), заявляя, что приводимое им доказательство соответствует мнению Законодателя. И получается, что его страсть является, как он считает, подкрепленной шариатским доводом. Как же он может оставить это (нововведение, этот путь), ведь его страсть крепко держится за то, за что держаться и чему следовать в основе является благим делом?! А именно за шаритаский довод, в общем».
То есть, сначала человек, последовав своим страстям, выбирает себе путь, дело, мнение и т.д., затем находит под это мнение или дело себе довод из Корана и Сунны, как он думает, и получается, как сказал шейх Раслян: «Что его страсть является, как он считает, подкрепленной шариатским доводом».
Затем, когда ему объясняют его ошибку, приводят правильное понимание, указывают на правильный метод в том или ином вопросе, он заявляет, утверждает, кричит во всех углах: «У меня есть довод! Вы хотите, чтобы я оставил Коран и Сунну!?» Соответственно о том, чтобы отказаться от этого, покаяться, оставить, не может быть и речи. Это и имеется в виду, в словах Посланника Аллаха ﷺ: «Поистине Аллах скрыл покаяние…».
_________________________________
(1) - Хадис приводят аль-Бэйхакъи в «Шу’абу аль-иман» (9456), Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна» (37), ат-Табарани в «аль-Аусат» (4202). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» (1620).