Непринятие хадиса «аш-шазз»

Муслим
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Непринятие хадиса «аш-шазз»

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Непринятие хадиса «аш-шазз»

Хадис «аш-шазз» (الشذ - противоречащий) – это хадис, который передаёт надёжный, достойный доверия передатчик, однако он противоречит другому достоверному хадису, в котором передатчик более надёжный и сильный в передаче. Или же его хадис противоречит другим достоверным хадисам, которых по числу больше (см.: «ас-Сахиха», 2/13).
И хадис, передатчики которого более надёжные, именует в данном случае «аль-махвуз» (المحفوظ), а тот, который противоречит ему – «аш-шазз» (الشذ) (см.: «ад-Да’ыйфа», объяснение к хадису 4992). Что касается противоречий, то они возможны как в самой цепи передатчиков, так и в тексте (матне) хадиса (см.: «Тамам аль-минна», стр. 16).

Шейх аль-Альбани (да пребудет с ним милость Аллаха) в книге «Тамам аль-минна», стр. 15-16, писал: «Знай, что из условий достоверного хадиса, чтобы он не был противоречащим («аш-шазз»), так как определение достоверного хадиса («ас-сахих») у мухаддисов следующее:
«Это хадис, цепочка которого непрерывная, и он передаётся от надёжного, достойного доверия, точного в передаче к надёжному, достойному доверия, точному в передаче, и до конца этой цепочки (иснада). Который, также не является противоречащим («аш-шазз») и не имеет слабости. Эти его признаки исключают хадисы «аль-мурсаль» (передаваемые таби’ином от Посланника Аллаха ﷺ), «аль-мункаты’» (с обрывающимся иснадом, после таби’ина) и «аш-шазз» (противоречащим более надёжному иснаду или большему количеству). Также исключаются хадисы, в которых есть сильная слабость, дискредитирующая передачу (или передатчика) этого хадиса(1)»(2).
Что касается хадиса «аш-шазз» (противоречащего), то это хадис, который передаёт надёжный, приемлемый передатчик, но его версия противоречит той, которую передаёт тот, кто имеет более надёжную степень, по свидетельству мухаддисов(3). Это ясным образом разъяснил Ибн Салях в «аль-Мукаддима», написав на стр. 86:
«Когда передатчик хадиса передаёт нечто отличительное (от других передач), уединяется в этом, то необходимо рассмотреть это. Если то, что он приводит, отличается от того, что передаёт передатчик, имеющий более надёжную степень и он более точен, в этом случае его передача отвергается, и считается противоречащей («аш-шазз»). А если же то, что он передаёт, не противоречит тому, что передают другие, в этом случае рассматривается сам передатчик. И если он является надёжным, достойным доверия, точным в передаче, то в этом случае передаваемая им (его добавка) принимается. И его такое уединение (в передаче) не считается тем, что подрывает его надёжность и доверие к нему.
Однако если передатчик не является тем, кто обладает крепкой памятью (حافظ - хафиз) и точностью в передаче (ضابط - дабит), тогда то в чём он уединился (его добавка или версия хадиса) становится тем, что отдаляет его от лона достоверности (сахих). После чего уже его версия (т.е. его добавка, того в чём он уединился), может оцениваться по-разному, и это зависит от положения самого передатчика. Если он не так далёк от степени тех, кто обладает крепкой памятью (хафиз) и точностью в передачи (дабит), тогда его версия (добавка …) считается приемлемой(4). И такой хадис может достигать хорошей степени (хасан или хасан ли гъайрихи, и т.п.), и не опускается до слабой (да’ыйф) степени. А если же он (передатчик) далёк от степени упомянутых, тогда его версия (добавка, то, в чём он уединился), будет нами отвергнута, и такой хадис будет из числа противоречащих («аш-шазз»), отвергаемых («аль-мункар»)…»
(конец слов Ибн Саляха).
Что касается противоречий («аш-шузуз»), то они возможны как в самой цепи передатчиков, так и в тексте (матне) хадиса, и каждому из этих двух случаев будут приведены примеры, с разъяснением к некоторым из них».
___________________________
(1) - Когда передатчик хадиса либо является лжецом, либо известен как тот, кто занимался подлогом, либо имел отклонения в убеждении, мешающие принятию его передачи.
(2) - См.: «Мукаддимату Ибн Салях» (стр. 8).
(3) - См.: «Шарх ан-Нухъба» Ибн Хаджара (стр. 13-14).
(4) - То есть может иметь хорошую степень (хасан), или хорошую согласно подкрепляющим версиям (хасан ли гъайрихи), и т.д.

Ответить

Вернуться в «НАУКА О ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ («МУСТАЛЯХ АЛЬ-ХАДИ́С»)»