_________________
Важность единобожия и его положение в Исламе
Автор:
Шейх Солих ибн Фаузан Ибн ‘АбдуЛлах аль-Фаузан
Перевод и примечания:
Абу Сумая Казахстани
Автор:
Шейх Солих ибн Фаузан Ибн ‘АбдуЛлах аль-Фаузан
Перевод и примечания:
Абу Сумая Казахстани
С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
От переводчика
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием!
А затем:
Данное послание под названием «Важность единобожия и его положение в Исламе» принадлежит современному крупнейшему ученому-богослову шейху Солиху ибн Фаузану аль-Фаузану, да хранит его Аллах, известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. В этом послании шейх вкратце разъяснил важность единобожия, поклонения и условия его принятия, которые должен знать и соблюдать каждый мусульманин.
В связи с тем, что эта тема очень важна, я с позволения Аллаха и с Его помощью решил ее перевести и распространить для общего блага. Я разделил эту статью на главы, дав им соответствующие названия, чтобы облегчить восприятие читателя.
Прошу Живого и Вечносущего Аллаха вознаградить автора этой книги за все усилия, которые он приложил!
Также прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец!
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника!
А затем:
Данное послание под названием «Важность единобожия и его положение в Исламе» принадлежит современному крупнейшему ученому-богослову шейху Солиху ибн Фаузану аль-Фаузану, да хранит его Аллах, известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. В этом послании шейх вкратце разъяснил важность единобожия, поклонения и условия его принятия, которые должен знать и соблюдать каждый мусульманин.
В связи с тем, что эта тема очень важна, я с позволения Аллаха и с Его помощью решил ее перевести и распространить для общего блага. Я разделил эту статью на главы, дав им соответствующие названия, чтобы облегчить восприятие читателя.
Прошу Живого и Вечносущего Аллаха вознаградить автора этой книги за все усилия, которые он приложил!
Также прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец!
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Также прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника!
Абу Сумая Казахстани, Субки аль-Ахад, Египет 24 апреля 2014 г.
С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость
Предисловие
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и защитит Аллах от всякого зла нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!
А затем:
Эта тема не является такой темой, в которой мало пользы или которая касается одних людей, а других нет [1]. Однако, поистине, она является той темой, познание которой является обязанностью для каждого мусульманина [2], а это: «Важность единобожия (таухида) и его положение в Исламе». Для нас также обязательно всегда беседовать на эту тему, разъяснять ее, обучаться ей и совершать дела в соответствии с ней, ибо посредством нее обретают счастье как в этой жизни, так и Последней вечной жизни.
Значение единобожия (таухида): уединение Аллаха в поклонении и отказ от поклонения всему, кроме Него.
А затем:
Эта тема не является такой темой, в которой мало пользы или которая касается одних людей, а других нет [1]. Однако, поистине, она является той темой, познание которой является обязанностью для каждого мусульманина [2], а это: «Важность единобожия (таухида) и его положение в Исламе». Для нас также обязательно всегда беседовать на эту тему, разъяснять ее, обучаться ей и совершать дела в соответствии с ней, ибо посредством нее обретают счастье как в этой жизни, так и Последней вечной жизни.
Значение единобожия (таухида): уединение Аллаха в поклонении и отказ от поклонения всему, кроме Него.
О том, что Коран полностью гласит о единобожии
Это тема часто упоминается в Книге Аллаха. Всевышний Аллах в каждой суре Великого Корана повелевает и побуждает придерживаться единобожия, особенно в тех сурах, которые были ниспосланы в Мекканский период. Есть даже сура, которая от начала и до конца говорит о единобожии. Более того, имам ибн Каийм, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Мадариджу ас-Саликин» говорил, что Коран полностью гласит о единобожии, поскольку Коран сообщает об Аллахе, Его именах и атрибутах, либо призывает поклоняться Ему одному, у Которого нет сотоварищей, и запрещает приобщать к Нему равных. Либо Коран повествует о (благой) награде единобожников в этой жизни и Последней вечной жизни, которые поклоняются искренне Аллаху, Всемогущ Он и Велик. Либо Он сообщает о наказании многобожников, отказавшихся от единобожия, и о том, что их постигало из наказаний в этой жизни и что их ожидает в Последней вечной жизни. Либо Коран повествует о единобожниках из числа посланников и их последователей, или рассказывает о многобожниках и их последователях из предшествующих народов: о народах пророка Нуха, Худа, Солиха, Шу'айба, Ибрахима, жителях Мадьяна и прочих народов, которые отказались от единобожия и ослушались посланников, и что их постигло?!
Также Коран сообщает о дозволенном и запретном, так как это тоже является одним из прав единобожия. Человек позволяет себе (только) дозволенное, зарабатывает дозволенное и употребляет дозволенное. Также человек запрещает запретное, сторонится его и удаляется от запретных заработков, поскольку все это является также из прав единобожия.
Коран полностью гласит о единобожии, поскольку Он разъясняет единобожие и то, что противоречит ему и умаляет его. Либо Он повествует о приверженцах единобожия и о том, какие почести оказал им Аллах. Либо Коран сообщает о многобожниках и о том, какой каре подверг их Всевышний Аллах в ближайшей жизни по причине их многобожия, и о том, что им уготовил Всевышний в Последней вечной жизни. Либо Коран рассказывает о положениях шари'ата и разъясняет о дозволенном и запретном. Все это из прав единобожия. Коран разъясняет право единобожия и то, что делает его недействительным. Коран полностью гласит о единобожии!»
Также Коран сообщает о дозволенном и запретном, так как это тоже является одним из прав единобожия. Человек позволяет себе (только) дозволенное, зарабатывает дозволенное и употребляет дозволенное. Также человек запрещает запретное, сторонится его и удаляется от запретных заработков, поскольку все это является также из прав единобожия.
Коран полностью гласит о единобожии, поскольку Он разъясняет единобожие и то, что противоречит ему и умаляет его. Либо Он повествует о приверженцах единобожия и о том, какие почести оказал им Аллах. Либо Коран сообщает о многобожниках и о том, какой каре подверг их Всевышний Аллах в ближайшей жизни по причине их многобожия, и о том, что им уготовил Всевышний в Последней вечной жизни. Либо Коран рассказывает о положениях шари'ата и разъясняет о дозволенном и запретном. Все это из прав единобожия. Коран разъясняет право единобожия и то, что делает его недействительным. Коран полностью гласит о единобожии!»
Мусульманин нуждается в единобожии больше, чем кто-либо другой
Поистине, в наши дни есть невежественные призывающие, я говорю это с сожалением, поскольку не будет правильным призыв того, кто является невеждой, не дозволено входить в поприще призывающего, кроме как знающему человеку, снабженному знанием. Однако среди невежественных призывающих есть те, кто пренебрегает важностью единобожия, говоря: «Люди являются мусульманами. Вы находитесь в мусульманских странах. Исламские страны не нуждаются в том, чтобы проводили в них публичные лекции о единобожии, или вносили его в список школьных предметов или читали книги о единобожии в мечетях». Вот что они говорят!
Это является великим невежеством, поскольку мусульманин сильнее, чем кто-либо другой, нуждается в познании единобожия, чтобы претворять его в жизнь, совершать его и отдаляться от того, что нарушает его или противоречит ему из области языческих обрядов, новшеств и суеверий. Недостаточно быть мусульманином лишь на языке без воплощения ислама. И человек не воплотит ислам, кроме как если не познает его основу, а это — единобожие. Поистине, если люди не будут знать о единобожии, многобожии (ширке) и невежестве, то тогда они впадут в многобожие, зная это [3] или нет. И тогда вероубеждение ('акыда) и единобожие (таухид) будут разрушены.
Повелитель правоверных 'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, устои Ислама будут рушиться один за другим, если в Исламе будет расти тот, кто не знает о джахилийи (невежестве)».
Знают ли мусульмане вопросы, связанные с вероубеждением и единобожием? Ученые знают их, но сегодня их мало, даже очень мало, я имею в виду настоящих ученых. Чем ближе к Судному дню, тем меньше настоящих ученых. Число лжеученых, чтецов и невежественных руководителей растет. О чем сообщил Пророк (ﷺ) сказав: «Поистине, Аллах не забирает знания из сердец мужей, но забирает знания со смертью ученых. И когда не останется ни одного ученого, тогда люди возьмут в лидеры невежественных. Они будут задавать им вопросы, а те станут выносить решения без знания. В результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других» (аль-Бухари 100).
В другой версии хадиса было сказано: «Поистине, перед наступлением Судного часа число ученых уменьшится, а число чтецов увеличится» (аль-Бухари 81).
Также в другой версии хадиса говорится: «Число проповедников увеличится и число ученых уменьшится».
Поэтому мы обязаны уделять особое внимание единобожию, изучать его, преподавать, читать публичные лекции о нем, собираться для этого в местах собраний, вводить его в запланированный порядок в средствах массовой информации, писать о нем в газетах и призывать к единобожию (таухиду). Независимо от того, будут ли люди довольны этим или нет, потому что это основа нашей религии и фундамент нашего вероубеждения ('акиды). Ибо мы больше всех нуждаемся в познании единобожия, а также в его совместном изучении и разъяснении людям[4]».
Это является великим невежеством, поскольку мусульманин сильнее, чем кто-либо другой, нуждается в познании единобожия, чтобы претворять его в жизнь, совершать его и отдаляться от того, что нарушает его или противоречит ему из области языческих обрядов, новшеств и суеверий. Недостаточно быть мусульманином лишь на языке без воплощения ислама. И человек не воплотит ислам, кроме как если не познает его основу, а это — единобожие. Поистине, если люди не будут знать о единобожии, многобожии (ширке) и невежестве, то тогда они впадут в многобожие, зная это [3] или нет. И тогда вероубеждение ('акыда) и единобожие (таухид) будут разрушены.
Повелитель правоверных 'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, устои Ислама будут рушиться один за другим, если в Исламе будет расти тот, кто не знает о джахилийи (невежестве)».
Знают ли мусульмане вопросы, связанные с вероубеждением и единобожием? Ученые знают их, но сегодня их мало, даже очень мало, я имею в виду настоящих ученых. Чем ближе к Судному дню, тем меньше настоящих ученых. Число лжеученых, чтецов и невежественных руководителей растет. О чем сообщил Пророк (ﷺ) сказав: «Поистине, Аллах не забирает знания из сердец мужей, но забирает знания со смертью ученых. И когда не останется ни одного ученого, тогда люди возьмут в лидеры невежественных. Они будут задавать им вопросы, а те станут выносить решения без знания. В результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других» (аль-Бухари 100).
В другой версии хадиса было сказано: «Поистине, перед наступлением Судного часа число ученых уменьшится, а число чтецов увеличится» (аль-Бухари 81).
Также в другой версии хадиса говорится: «Число проповедников увеличится и число ученых уменьшится».
Поэтому мы обязаны уделять особое внимание единобожию, изучать его, преподавать, читать публичные лекции о нем, собираться для этого в местах собраний, вводить его в запланированный порядок в средствах массовой информации, писать о нем в газетах и призывать к единобожию (таухиду). Независимо от того, будут ли люди довольны этим или нет, потому что это основа нашей религии и фундамент нашего вероубеждения ('акиды). Ибо мы больше всех нуждаемся в познании единобожия, а также в его совместном изучении и разъяснении людям[4]».
О том, что благие деяния не принесут пользы без единобожия
Сегодня в исламских странах, за исключением страны (т.е. КСА), которую Аллах защитил из-за призыва к единобожию, есть языческие памятники, воздвигнутые над могилами, как вы сами слышали об этом или некоторые из вас видели, когда ездили в эти страны. Их религия - многобожие (ширк), поклонение мертвым и приближение к могилам. Тот, кто не делает всего этого, по их мнению, не мусульманин, поскольку он умаляет достоинство святых (аулийа), как они утверждают.
Однако, к сожалению, в этих странах призывающие не уделяют должного внимания единобожию, а призывают к благонравию, оставлению прелюбодеяния и распивания опьяняющих напитков. Да, без всякого сомнения, эти тяжкие грехи являются запретными. Но даже если люди оставят прелюбодеяние, распитие опьяняющих напитков и ростовщичество (риба) и улучшат свои нравы, однако при этом не оставят поклонение могилам, то, поистине, их основа не будет правильной, их религия не станет правильной, даже если они оставят тяжкие грехи, пока они не удалятся от многобожия (ширка). Более того, даже если люди сами не будут приобщать к Аллаху сотоварищей, но при этом не будут порицать многобожие, призывать к единобожию и отрекаться от многобожников, то тогда они уподобятся им (многобожникам)!
Поэтому Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал Своему Пророку (ﷺ): «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (сура «Йусуф» аят 108).
«...Пречист Аллах» — это очищение Аллаха от многобожия, неверия и лицемерия.
«…и я не являюсь одним из многобожников» - здесь непричастность к многобожникам. Мусульманин, который уединил Аллаха в поклонении, обязан отрекаться от многобожников.
Он не должен молчать в то время, когда в городе распространяется многобожие, возводятся гробницы и совершают обход вокруг возведенных могил. Недопустимо тому, кто уверовал в Аллаха и Судный День, молчать, когда эта великая чума уничтожает массы народов, но, несмотря на это, говорит: «Я призываю людей к хорошему поведению, оставлению распивания опьяняющих напитков и прелюбодеяния».
Разве все это принесет пользу, когда основа потеряна?!
Ведь собираясь построить дом, не закладываешь ли ты в первую очередь фундамент, чтобы дом был крепким и правильным? В противном случае, если не уделить особое внимание фундаменту дома, то как бы ты его ни возводил, ни украшал, дом будет стоять на краю обрыва, готовый рухнуть. И это будет опасно и для тебя, и для того, кто тебя навестит, и для тех, кому разрешено войти в этот дом. Таким же образом, религия Ислам (пропадет), если она не будет основана на правильном вероубеждении (‘акиде) и правильной основе, а также на уединении Аллаха в поклонении, на очищении от многобожия (ширка) и выселении многобожников из страны ислама.
Пророк (ﷺ), посланный Аллахом с пророческой миссией, находясь в Мекке, в течение тринадцати лет призывал людей к единобожию, говоря им: «Скажите: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и вы преуспеете».
Все мекканские суры, как я об этом уже упоминал выше, были ниспосланы относительно единобожия (таухида). Потом, когда основалось единобожие и вероубеждение (‘акида), были ниспосланы другие законоположения ислама. Был ниспослан приказ о совершении намаза и выплачивании закята. Все это было ниспослано в Медине.
Да, намаз был вменен в обязанность Пророку (ﷺ) в Мекке в ночь переселения и вознесения на небеса (лейлатуль-исра уаль-м’ирадж) за несколько месяцев до хиджры (переселения) в Медину… и на него была возложена обязанность соблюдать намаз. Затем была ниспослана обязанность закята, поста и хаджа. Также были ниспосланы остальные законоположения Ислама.
И это ясно разъясняет нам хадис, в котором упоминается, что когда Посланник (ﷺ) отправлял Му’аза в Йемен, то объяснил ему методологию (манхадж) призыва, сказав: «Поистине, ты придешь к людям Писания, пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Обратите внимание, Пророк (ﷺ) начал с единобожия (таухида)! «Если они покорятся тебе в этом», то есть, засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и утвердится правильное вероубеждение, «то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал богатых из них делать пожертвования в пользу бедных» (аль-Бухари 1395 и Муслим 19).
Первостепенным приказом Пророка (ﷺ) Му’азу был призыв к единобожию. И это не является особенностью Му’аза, напротив, для всех, кто призывает к религии Аллаха, обязательно, чтобы они начинали свой призыв с этой основы. Поэтому если люди не признают таухид (единобожие), то призывающие не приказывают им совершать намаз, поскольку нет пользы от намаза без единобожия (таухида), нет пользы от закята без таухида, нет пользы от поста без таухида и нет пользы от хаджа без таухида.
Пречистый Всевышний Аллах сказал: «Было ниспослано тебе (О, Мухаммад), и тем, которые были до тебя: Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься из потерпевших убыток [5]. Поклоняйся же одному лишь Аллаху и будь из числа благодарных» (сура «аз-Зумар» аят 65-66).
Когда Пречистый Всевышний Аллах рассказывал о пророках из потомства пророка Ибрахима в Своих словах: «Таковы наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака, Йа’куба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Давуда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом, Мы воздаем творящим добро», и до конца аятов, то после этого Он сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетно все, что они совершали» (сура «аль-Ан’ам» аяты 83-88).
Все Пророки, да восхвалит и защитит их Аллах от всякого зла, начинали с призыва таухида (единобожия). Всевышний Аллах в отношении пророка Нуха сказал: «Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф» аят 59).
Всевышний также сказал: «Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (cура «аль-А’раф» аят 65).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф» аят 85).
Более того, Пречистый и Всевышний Аллах упомянул в общем то, к чему призывали все посланники, сказав: «Мы отправили к каждой общине посланника (с повелением): «Поклоняйтесь Аллаху и отдаляйтесь от тагута (всего того, чему поклоняются помимо Аллаха)» (сура «ан-Нахль» аят 36).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы не посылали до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (сура «аль-Анбийа» аят 25).
Это является основой и фундаментом. Как же теперь мы можем отказываться от этого, пренебрегать этим и обвинять в ошибке того, кто призывает к этому?!
Однако, к сожалению, в этих странах призывающие не уделяют должного внимания единобожию, а призывают к благонравию, оставлению прелюбодеяния и распивания опьяняющих напитков. Да, без всякого сомнения, эти тяжкие грехи являются запретными. Но даже если люди оставят прелюбодеяние, распитие опьяняющих напитков и ростовщичество (риба) и улучшат свои нравы, однако при этом не оставят поклонение могилам, то, поистине, их основа не будет правильной, их религия не станет правильной, даже если они оставят тяжкие грехи, пока они не удалятся от многобожия (ширка). Более того, даже если люди сами не будут приобщать к Аллаху сотоварищей, но при этом не будут порицать многобожие, призывать к единобожию и отрекаться от многобожников, то тогда они уподобятся им (многобожникам)!
Поэтому Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал Своему Пророку (ﷺ): «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (сура «Йусуф» аят 108).
«...Пречист Аллах» — это очищение Аллаха от многобожия, неверия и лицемерия.
«…и я не являюсь одним из многобожников» - здесь непричастность к многобожникам. Мусульманин, который уединил Аллаха в поклонении, обязан отрекаться от многобожников.
Он не должен молчать в то время, когда в городе распространяется многобожие, возводятся гробницы и совершают обход вокруг возведенных могил. Недопустимо тому, кто уверовал в Аллаха и Судный День, молчать, когда эта великая чума уничтожает массы народов, но, несмотря на это, говорит: «Я призываю людей к хорошему поведению, оставлению распивания опьяняющих напитков и прелюбодеяния».
Разве все это принесет пользу, когда основа потеряна?!
Ведь собираясь построить дом, не закладываешь ли ты в первую очередь фундамент, чтобы дом был крепким и правильным? В противном случае, если не уделить особое внимание фундаменту дома, то как бы ты его ни возводил, ни украшал, дом будет стоять на краю обрыва, готовый рухнуть. И это будет опасно и для тебя, и для того, кто тебя навестит, и для тех, кому разрешено войти в этот дом. Таким же образом, религия Ислам (пропадет), если она не будет основана на правильном вероубеждении (‘акиде) и правильной основе, а также на уединении Аллаха в поклонении, на очищении от многобожия (ширка) и выселении многобожников из страны ислама.
Пророк (ﷺ), посланный Аллахом с пророческой миссией, находясь в Мекке, в течение тринадцати лет призывал людей к единобожию, говоря им: «Скажите: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и вы преуспеете».
Все мекканские суры, как я об этом уже упоминал выше, были ниспосланы относительно единобожия (таухида). Потом, когда основалось единобожие и вероубеждение (‘акида), были ниспосланы другие законоположения ислама. Был ниспослан приказ о совершении намаза и выплачивании закята. Все это было ниспослано в Медине.
Да, намаз был вменен в обязанность Пророку (ﷺ) в Мекке в ночь переселения и вознесения на небеса (лейлатуль-исра уаль-м’ирадж) за несколько месяцев до хиджры (переселения) в Медину… и на него была возложена обязанность соблюдать намаз. Затем была ниспослана обязанность закята, поста и хаджа. Также были ниспосланы остальные законоположения Ислама.
И это ясно разъясняет нам хадис, в котором упоминается, что когда Посланник (ﷺ) отправлял Му’аза в Йемен, то объяснил ему методологию (манхадж) призыва, сказав: «Поистине, ты придешь к людям Писания, пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Обратите внимание, Пророк (ﷺ) начал с единобожия (таухида)! «Если они покорятся тебе в этом», то есть, засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и утвердится правильное вероубеждение, «то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал богатых из них делать пожертвования в пользу бедных» (аль-Бухари 1395 и Муслим 19).
Первостепенным приказом Пророка (ﷺ) Му’азу был призыв к единобожию. И это не является особенностью Му’аза, напротив, для всех, кто призывает к религии Аллаха, обязательно, чтобы они начинали свой призыв с этой основы. Поэтому если люди не признают таухид (единобожие), то призывающие не приказывают им совершать намаз, поскольку нет пользы от намаза без единобожия (таухида), нет пользы от закята без таухида, нет пользы от поста без таухида и нет пользы от хаджа без таухида.
Пречистый Всевышний Аллах сказал: «Было ниспослано тебе (О, Мухаммад), и тем, которые были до тебя: Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься из потерпевших убыток [5]. Поклоняйся же одному лишь Аллаху и будь из числа благодарных» (сура «аз-Зумар» аят 65-66).
Когда Пречистый Всевышний Аллах рассказывал о пророках из потомства пророка Ибрахима в Своих словах: «Таковы наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака, Йа’куба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Давуда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом, Мы воздаем творящим добро», и до конца аятов, то после этого Он сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетно все, что они совершали» (сура «аль-Ан’ам» аяты 83-88).
Все Пророки, да восхвалит и защитит их Аллах от всякого зла, начинали с призыва таухида (единобожия). Всевышний Аллах в отношении пророка Нуха сказал: «Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф» аят 59).
Всевышний также сказал: «Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (cура «аль-А’раф» аят 65).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него» (сура «аль-А’раф» аят 85).
Более того, Пречистый и Всевышний Аллах упомянул в общем то, к чему призывали все посланники, сказав: «Мы отправили к каждой общине посланника (с повелением): «Поклоняйтесь Аллаху и отдаляйтесь от тагута (всего того, чему поклоняются помимо Аллаха)» (сура «ан-Нахль» аят 36).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы не посылали до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (сура «аль-Анбийа» аят 25).
Это является основой и фундаментом. Как же теперь мы можем отказываться от этого, пренебрегать этим и обвинять в ошибке того, кто призывает к этому?!
Не объединятся мусульмане ни на чем, кроме как на единобожии
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Как можно теперь говорить, что единобожие (таухид) вносит раскол в ряды мусульман?! Нет, напротив, единство мусульман не укрепится, кроме как на единобожии (таухиде), и безопасность и стабильность не будут нормализованы, кроме как на единобожии. Пречистый Всевышний Аллах сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне [1]»[/b] (сура «ан-Нур» аят 55).
Поистине, эта великая потребность воплотится по причине поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Всевышний Аллах говорит: «Они поклоняются Мне и не приобщают Мне сотоварищей». Община не объединится и ее строение не будет правильным, кроме как на единобожии и правильном вероубеждении (‘акиде).
Когда проникает многобожие (ширк), распространяются нововведения и суеверия, (некоторые) говорят: «Оставьте людей свободными в своих убеждениях! Оставьте их и не отпугивайте», тогда происходит раскол и разногласие. Шайтан проникает в ряды мусульман, в результате разъединяет их общество, как это происходит сегодня!
Приведу реальный пример относительно этой страны (то есть Саудовской Аравии):
До призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, да смилуется над ним Аллах, к единобожию (таухиду), страна была в расколе. В каждом селе был свой правитель и свое правление. Каждая деревня сражалась с другой. Более того, даже сообщается в истории, что в самом селе жители сражались между собой. Одна сторона деревни сражалась с другой. Грабили и убивали. У каждой деревни был свой правитель, и она не подчинялась другому селу. Когда явился этот благословенный призыв по причине этого праведного ученого, страна объединилась, у нее был один правитель и она стала государством, которое основалось на религии и единобожии (таухиде). И хвала Аллаху, она не перестает быть таковой, поскольку ее строение основалось на единобожии. Однако до основания единобожия страна была разделена. Люди просили благословение у деревьев и камней. Колдуны совершали свои деяния среди людей. Шарлатаны разъезжались по деревням и разрушали убеждения людей. Решение племен было согласно невежеству. Это несмотря на то, что в стране было много ученых, однако они не уделяли особого внимания призыву к единобожию и порицанию многобожия. Затем, когда пришел этот свет, этот благословенный призыв, страна объединилась, люди почувствовали покой и безопасность, стали устанавливать наказания в соответствии с шариатом за те или иные преступления, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Люди стали братьями, и все это по причине благословенного призыва к единобожию и правильного убеждения. Это был самый близкий пример.
Арабы до миссии Посланника Аллаха (ﷺ) находились в разделении и рассеивании. Мстили и совершали набеги. Затем, когда был отправлен пророк Мухаммад (ﷺ), призвал их к единобожию и они ответили Аллаху и Его Посланнику (ﷺ), они объединились и стали огромной силой на земле и правили странами и народами. Всевышний Аллах напомнил им об этом в Своих словах: «Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (сура «Али-‘Имран» аят 103).
Пречистый Всевышний Аллах напомнил мусульманам о положении, в котором они находились до призыва Посланника (ﷺ) и после его призыва. Также Всевышний Аллах напомнил им, в каком положении они пребывали после принятия ислама.
Пречистый Всевышний Аллах сказал: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (сура «Али- ‘Имран» аят 164).
До миссии Посланника (ﷺ) они пребывали в очевидном заблуждении. Были объектами желания для других народов. Над ними господствовали персы и римляне. Каждому государству неверных принадлежала доля на Арабском полуострове. Но когда пришел ислам и они обратились в религию Аллаха, их положение изменилось. Арабский полуостров стал властвовать над мирами. Число побед увеличивалось, ислам распространялся, и люди стали массово переходить в ислам.
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не исправятся последние поколения этой общины, кроме как посредством того, чем были исправлены ее первые поколения».
Если эта община желает объединения, силы и согласия, то она не исправится, кроме как посредством того, чем были исправлены ее первые поколения. А ее первые поколения исправились посредством единобожия (таухида). Поэтому последние поколения этой общины не исправятся, кроме как через единобожие, объединение на нем и на слове «ля иляhа илля Ллаh, Мухаммадур-РасулуЛлах (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха)». Следовательно, то, что объединит общину, - это правильное вероубеждение (‘акида) и праведное деяние. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины» (сура «аль-Фатх» аят 28).
Верное руководство (аль-худа): —полезное знание.
Религия истины: — праведное деяние.
Поэтому невозможно, чтобы объединилась община, кроме как посредством полезного знания и праведного деяния, основой которых является единобожие, а это - уединение Аллаха в поклонении».
Поистине, эта великая потребность воплотится по причине поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Всевышний Аллах говорит: «Они поклоняются Мне и не приобщают Мне сотоварищей». Община не объединится и ее строение не будет правильным, кроме как на единобожии и правильном вероубеждении (‘акиде).
Когда проникает многобожие (ширк), распространяются нововведения и суеверия, (некоторые) говорят: «Оставьте людей свободными в своих убеждениях! Оставьте их и не отпугивайте», тогда происходит раскол и разногласие. Шайтан проникает в ряды мусульман, в результате разъединяет их общество, как это происходит сегодня!
Приведу реальный пример относительно этой страны (то есть Саудовской Аравии):
До призыва шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, да смилуется над ним Аллах, к единобожию (таухиду), страна была в расколе. В каждом селе был свой правитель и свое правление. Каждая деревня сражалась с другой. Более того, даже сообщается в истории, что в самом селе жители сражались между собой. Одна сторона деревни сражалась с другой. Грабили и убивали. У каждой деревни был свой правитель, и она не подчинялась другому селу. Когда явился этот благословенный призыв по причине этого праведного ученого, страна объединилась, у нее был один правитель и она стала государством, которое основалось на религии и единобожии (таухиде). И хвала Аллаху, она не перестает быть таковой, поскольку ее строение основалось на единобожии. Однако до основания единобожия страна была разделена. Люди просили благословение у деревьев и камней. Колдуны совершали свои деяния среди людей. Шарлатаны разъезжались по деревням и разрушали убеждения людей. Решение племен было согласно невежеству. Это несмотря на то, что в стране было много ученых, однако они не уделяли особого внимания призыву к единобожию и порицанию многобожия. Затем, когда пришел этот свет, этот благословенный призыв, страна объединилась, люди почувствовали покой и безопасность, стали устанавливать наказания в соответствии с шариатом за те или иные преступления, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Люди стали братьями, и все это по причине благословенного призыва к единобожию и правильного убеждения. Это был самый близкий пример.
Арабы до миссии Посланника Аллаха (ﷺ) находились в разделении и рассеивании. Мстили и совершали набеги. Затем, когда был отправлен пророк Мухаммад (ﷺ), призвал их к единобожию и они ответили Аллаху и Его Посланнику (ﷺ), они объединились и стали огромной силой на земле и правили странами и народами. Всевышний Аллах напомнил им об этом в Своих словах: «Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (сура «Али-‘Имран» аят 103).
Пречистый Всевышний Аллах напомнил мусульманам о положении, в котором они находились до призыва Посланника (ﷺ) и после его призыва. Также Всевышний Аллах напомнил им, в каком положении они пребывали после принятия ислама.
Пречистый Всевышний Аллах сказал: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (сура «Али- ‘Имран» аят 164).
До миссии Посланника (ﷺ) они пребывали в очевидном заблуждении. Были объектами желания для других народов. Над ними господствовали персы и римляне. Каждому государству неверных принадлежала доля на Арабском полуострове. Но когда пришел ислам и они обратились в религию Аллаха, их положение изменилось. Арабский полуостров стал властвовать над мирами. Число побед увеличивалось, ислам распространялся, и люди стали массово переходить в ислам.
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не исправятся последние поколения этой общины, кроме как посредством того, чем были исправлены ее первые поколения».
Если эта община желает объединения, силы и согласия, то она не исправится, кроме как посредством того, чем были исправлены ее первые поколения. А ее первые поколения исправились посредством единобожия (таухида). Поэтому последние поколения этой общины не исправятся, кроме как через единобожие, объединение на нем и на слове «ля иляhа илля Ллаh, Мухаммадур-РасулуЛлах (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха)». Следовательно, то, что объединит общину, - это правильное вероубеждение (‘акида) и праведное деяние. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины» (сура «аль-Фатх» аят 28).
Верное руководство (аль-худа): —полезное знание.
Религия истины: — праведное деяние.
Поэтому невозможно, чтобы объединилась община, кроме как посредством полезного знания и праведного деяния, основой которых является единобожие, а это - уединение Аллаха в поклонении».
_______________________
[1] - Прим. переводчика: Шейх имеет в виду, что эта тема не является «Фард аль-кифая». Фард аль-кифая – коллективная обязанность, при исполнении которой частью мусульман той или иной определенной местности эта обязанность спадает от других мусульман. Но если все мусульмане этой местности оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на всех них.
[2] - Прим. переводчика: Шейх имеет в виду, что эта тема является «Фард ‘айн». Фард ‘айн – индивидуальная для каждого мусульманина обязанность, за несовершение которой он впадет в грех.
[3] - Прим. переводчика: То есть, возможно есть те, кто совершает многобожие, имея знание, или опасаясь упреков со стороны людей, что они обвинят их в вахабизме, или боясь лишения должности имама. Аллаху ведомо лучше!
[4] - Прим. переводчика: Ведь мы нуждаемся в единобожии (таухиде) больше, чем в еде и питье.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди нуждаются в знании сильнее, чем в еде и питье, поскольку в еде и питье нуждаются два или три раза в день, а что касается знания, то в нем нуждаются все время».
В другой версии он сказал: «Поскольку человек нуждается в еде и питье один или два раза в день, однако в знании он нуждается при каждом своем дыхании» (см.: Шейх Мухаммад Са’ид Раслян «Афату аль-‘Ильм», стр. 140).
Несомненно, наука о единобожии и призыв к нему имеют более высокую степень, чем другие науки шариата.
[5] - Прим. переводчика: Обратите внимание на то, кому Всевышний делает столь угрожающее предупреждение. Он говорит это Своему любимейшему Пророку (ﷺ)! И если такое предупреждение было сделано самому великому созданию Аллаха, то что уже можно сказать о тех, кто несоизмеримо ниже своим положением, чем Посланник Аллаха (ﷺ)?!
[6] - Прим. переводчика: Было время, когда правоверные не могли открыто исповедовать исламскую религию, потому что мусульман было намного меньше, чем неверных, и потому, что неверные причиняли им мучительные страдания. Враги Аллаха со всех концов земли единым фронтом выступали против мусульман. Именно в этот тяжелый период Аллах ниспослал Своим рабам это славное обещание. Тогда еще никто не мог предположить, что мусульмане будут господствовать на земле, править странами и народами, иметь возможность открыто выполнять предписания исламской религии, жить в безопасности и спокойствии, поклоняться Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей и не опасаясь никого, кроме одного Аллаха. Однако первые поколения мусульман не отказались от веры и праведных деяний и превзошли своих противников. И поэтому Аллах одарил их властью над целыми странами и народами, благодаря чему мусульмане покорили земли на востоке и западе, установили на земле мир и безопасность и получили возможность открыто исповедовать религию своего Господа. Воистину, это было и остается одним из удивительных знамений Аллаха. Всякий раз, когда мусульмане обращаются к вере и праведным деяниям, они становятся свидетелями того, как исполняется обещание Аллаха. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит Судный час. Но стоит мусульманам пренебречь верой и праведными деяниями, как Аллах позволяет неверующим и лицемерам одержать над ними верх и господствовать над ними некоторое время. (см.: «Тафсир Са’ди»)
[1] - Прим. переводчика: Шейх имеет в виду, что эта тема не является «Фард аль-кифая». Фард аль-кифая – коллективная обязанность, при исполнении которой частью мусульман той или иной определенной местности эта обязанность спадает от других мусульман. Но если все мусульмане этой местности оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на всех них.
[2] - Прим. переводчика: Шейх имеет в виду, что эта тема является «Фард ‘айн». Фард ‘айн – индивидуальная для каждого мусульманина обязанность, за несовершение которой он впадет в грех.
[3] - Прим. переводчика: То есть, возможно есть те, кто совершает многобожие, имея знание, или опасаясь упреков со стороны людей, что они обвинят их в вахабизме, или боясь лишения должности имама. Аллаху ведомо лучше!
[4] - Прим. переводчика: Ведь мы нуждаемся в единобожии (таухиде) больше, чем в еде и питье.
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Люди нуждаются в знании сильнее, чем в еде и питье, поскольку в еде и питье нуждаются два или три раза в день, а что касается знания, то в нем нуждаются все время».
В другой версии он сказал: «Поскольку человек нуждается в еде и питье один или два раза в день, однако в знании он нуждается при каждом своем дыхании» (см.: Шейх Мухаммад Са’ид Раслян «Афату аль-‘Ильм», стр. 140).
Несомненно, наука о единобожии и призыв к нему имеют более высокую степень, чем другие науки шариата.
[5] - Прим. переводчика: Обратите внимание на то, кому Всевышний делает столь угрожающее предупреждение. Он говорит это Своему любимейшему Пророку (ﷺ)! И если такое предупреждение было сделано самому великому созданию Аллаха, то что уже можно сказать о тех, кто несоизмеримо ниже своим положением, чем Посланник Аллаха (ﷺ)?!
[6] - Прим. переводчика: Было время, когда правоверные не могли открыто исповедовать исламскую религию, потому что мусульман было намного меньше, чем неверных, и потому, что неверные причиняли им мучительные страдания. Враги Аллаха со всех концов земли единым фронтом выступали против мусульман. Именно в этот тяжелый период Аллах ниспослал Своим рабам это славное обещание. Тогда еще никто не мог предположить, что мусульмане будут господствовать на земле, править странами и народами, иметь возможность открыто выполнять предписания исламской религии, жить в безопасности и спокойствии, поклоняться Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей и не опасаясь никого, кроме одного Аллаха. Однако первые поколения мусульман не отказались от веры и праведных деяний и превзошли своих противников. И поэтому Аллах одарил их властью над целыми странами и народами, благодаря чему мусульмане покорили земли на востоке и западе, установили на земле мир и безопасность и получили возможность открыто исповедовать религию своего Господа. Воистину, это было и остается одним из удивительных знамений Аллаха. Всякий раз, когда мусульмане обращаются к вере и праведным деяниям, они становятся свидетелями того, как исполняется обещание Аллаха. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит Судный час. Но стоит мусульманам пренебречь верой и праведными деяниями, как Аллах позволяет неверующим и лицемерам одержать над ними верх и господствовать над ними некоторое время. (см.: «Тафсир Са’ди»)