Показуха (рийа)

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Показуха (рийа)

Сообщение Муслим »

С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего Милость

Показуха (рийа)


Шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Показуха (рийа) - порицаемое качество и одно из качеств лицемеров. Всевышний Аллах сказал: «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (ан-Ниса 142).
Показуха (рийа) рассматривается с двух сторон:
Первая сторона: эта та сторона, в которой рассматривается положение (хукм) показухи с точки зрения шариата.
Мы говорим: Показуха считается (в исламе) малым многобожием (малым ширком), то есть - когда человек в своем поклонении устремляется к чему-то другому помимо Аллаха, также показуха может достичь большого ширка. Ибн Аль-Каийм, приводя пример относительно малого многобожия, сказал: «…, например, малая показуха (рийа)». Его слова указывают на то, что если показуха будет совершаться многократно, то она может перерасти в большое многобожие (большой ширк).

Вторая сторона: это та сторона, в которой рассматривается положение показухи (рийа) с точки зрения поклонения, то есть когда показуха (рийа) смешивается с поклонением. Такая ситуация возникает в трех случая:

Первое: это показуха (рийа), которая изначально побуждает человека совершить поклонение для показухи перед людьми. Например, как тот человек, который встает совершать молитву для показухи перед людьми, не желая Лика Аллаха. Это считается многобожием (ширком), и поклонение в этом случае недействительно1 .

Второе: это показуха, которая появилась у человека во время совершения поклонения ради Аллаха. Если это поклонение отделимо, то показуха делает недействительным лишь ту часть, в которой она проявилась. Например, у человека есть сто динаров, которые он приготовил для милостыни (садака), затем пятьдесят из них потратил ради Аллаха, а оставшиеся пятьдесят он расходовал с показухой. В этом случае милостыня, которая была потрачена ради Аллаха, засчитывается и принимается, а другая часть, которая была потрачена для показухи, недействительна (так как последняя отделена от первой и они не связаны друг с другом - прим. пер).
Но если это поклонение едино, неразделимо, то оно бывает двух видов:
А - если мусульманин начал бороться с этой показухой, желая избавиться от нее после того, как она явилась к нему, то эта показуха не повлияет на его поклонение, исходя из слов Пророка (ﷺ): "Поистине, Всевышний Аллах простил моей общине то, к чему призывают их души, пока они они не скажут или не сделают этого" (аль-Бухари 4/222 и Муслим 1/116).
Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате он чувствует, что показуха проникает в него2 , затем он начинает бороться с ней, чтобы избавиться от нее 4, в этом случае показуха не повредит ему и не повлияет на его молитву.
Б - если человек смирился с показухой и не стал бороться с ней, то его поклонение полностью становится недействительным, поскольку это поклонение неотделимо. Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате показуха проникает в него, потому что он чувствует, что на него смотрит некий мужчина, затем он довольствуется этим и устремляется к этому. В этом положении показуха полностью делает недействительным его молитву, поскольку молитва – неотделимое поклонение.

Третье: когда показуха приходит к человеку после завершения поклонения, то она нисколько не повлияет на само поклонение, если только после этого не последуют попреки и оскорбления по причине расходования милостыни…. исходя из слов Всевышнего Аллаха: "О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями" (аль-Бакара 264).
Также не является показухой, если человек радуется, что люди узнали о его поклонении, поскольку она появилась после завершения поклонения (и благодеяния).
Также не является показухой, если человек радуется в душе, что совершил поклонение. Более того, это радость является признаком его веры (имана), так как Пророк (ﷺ) сказал: "Тот, кого радуют его благие деяния и огорчают его прегрешения, является верующим" (Имам Ахмад 1/18-26, и ат-Тирмизи 6/333).
Об этом также спросили Пророка (ﷺ), на что он ответил: "Это преждевременная радостная весть верующему" (Муслим 4/ 2034) 4»
(См.: «аль-Коулюль-муфид» стр.426).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Подготовил: Абу Сумая Казахстани.


________________________
1 Прим. переводчика. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "Всевышний Аллах сказал: "Я не нуждаюсь в сотоварищах, в отличие от них самих. Кто совершает деяние, приобщая ко Мне сотоварищей, того Я оставлю и его ширк (многобожие)" (Муслим 4/2289).

2Прим. переводчика. Например, захотел удлинить поясной поклон (руку’) или земной поклон (суджуд), или пожелал притвориться плачущим в намазе и т.д.

3Прим. переводчика: Т.е. человек завершает свою молитву, борясь с показухой.

4 Прим. переводчика: Следует радоваться милости Аллаха, поскольку все, что человек делает из поклонения, происходит по милости Аллаха. Если бы Всевышний Аллах не смилостивился над ним, то он бы никогда не совершил это поклонение. Всевышний Аллах сказал: "Скажи: «Это - милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают" (Йунус 58).
Шейх ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах) в толковании к этому аяту писал: «Под милостью Аллаха подразумевается Священный Коран - самая великая милость, которой Господь одарил Своих рабов. А под милосердием подразумеваются религия и вера, поклонение и любовь к Аллаху, а также познание Его. Возрадоваться этому гораздо лучше, нежели радоваться тленным мирским благам и преходящим удовольствиям, потому что правильная религия делает человека счастливым в обеих жизнях и превосходит все земные прелести, которые быстро исчезают и пропадают. Всевышний Аллах приказал радоваться Его милости и милосердию, потому что чувство радости делает человека активным и энергичным, заставляет его лучше благодарить Всевышнего Аллаха, прибавляет ему силы, пробуждает в нем стремление приобрести знания и приумножить веру. Такая радость является похвальным поступком и отличается от ликования, вызванного мирскими прелестями и благами. Подобное ликование заслуживает порицания, и поэтому соплеменники Каруна сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Аль-Касас 76–77). А говоря о грешниках, которые радовались своим лживым воззрениям, противоречащим учению посланников, Всевышний Аллах сказал: «Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их окружило (или поразило) то, над чем они издевались» (Гафир 83)» (См.: «Тафсир ас-Са’ди»).
Также когда Зейнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) хвасталась перед женами Пророка (ﷺ), говоря: «Вас замуж выдали ваши семьи, а меня выдал Сам Всевышний Аллах с высоты с семи небес», то она радовалась милости Аллаха, о чем говорил египетский шейх Али ибн 'Абдуль-'Азиз Муса, когда он разбирал для нас на одном из научных семинаров (даур) книгу «Иктисад фи аль-‘итикад» автором которой является выдающийся ученый ‘Абдуль-Уахид ‘Али ибн Сурур аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах).
Также не является показухой, если человек своим поклонением желал того, чтобы люди последовали за ним в этом. Это не является показухой, а один из видов призыва к Всевышнему Аллаху, как говорил об этом шейх Ибн ‘Усаймин в другом месте той же книги «аль-Коулюль-муфид». И он привел в качестве довода хадис, в котором Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, я сделал это, чтобы вы последовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву» (аль-Бухари 1/290 и Муслим 1/386).
Пророк (ﷺ) сказал это после завершения своей молитвы на минбаре.
Прошу Аллаха, чтобы Он уберег нас от проявления большого и малого многобожия (ширка)!

Ответить

Вернуться в «2 — ЕДИНОБОЖИЕ В ПОКЛОНЕНИИ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АЛЮ́ХИЯ»)»