О запрете создания изображений

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

О запрете создания изображений

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

____________________________
О запрете создания изображений

Второе издание, дополненное и переработанное


_______________________________________


Содержание


- Вступление.
- Об обязанности повиновения полностью Корану и Сунне.
- Создание изображения приводит к многобожию (к ширку).
- Доводы о запрете создания изображений и краткое пояснение к ним.
- Заключение.


БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Вступление

Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!
А затем:
К сожалению, многие братья и сестры либо не знают о том, что создание изображения является запретным, либо знают, однако ослушиваются Аллаха, потакая своим страстям. И мне, с дозволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы привести некоторые хадисы о том, какая страшная угроза и какое ужасное наказание ожидает тех, кто создает изображения.


Об обязанности повиновения полностью Корану и Сунне

Когда искренний мусульманин слышит достоверные хадисы от Посланника Аллаха (ﷺ), он сразу же подчиняется ему и следует за ним, и сторонится всего того, что он запретил, и избирает его судьей во всем том, в чем они препираются.
Всевышний Аллах сказал: "Если же вы станете препираться о чем нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день" (ан-Ниса, 59).
Маймун ибн Михран сказал: «Обратиться к Аллаху, означает обратиться к Его Книге. А обратиться к Посланнику, значит обратиться к Посланнику при его жизни, а после его смерти обратиться к его Сунне» (См. ат-Табари «ат-Тафсир» 5\151 и Ибн Батта «аль-Ибана» 1\58).
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала о том, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я никогда ничего не оставлю из того, на чем был Посланник Аллаха (ﷺ), так как я боюсь отклониться, если я оставлю что-то из его веления".
Имам Ибн Батта (да смилуется над ним Аллах) после этих слов Абу Бакра сказал: «О братья мои, это состояние правдивейшего и великого человека, который боялся за себя отклонения, если он будет противоречить велению своего Пророка (ﷺ). Так что теперь можно сказать про тот век, населения которого насмехаются над их Пророком (ﷺ) и над его приказами, хвастаются противоречием ему и издеваются над его Сунной (ﷺ)?! Просим Аллаха защиты от заблуждения и избавления от дурных деяний» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 1\77).
Ибн ‘Умар говорил: «Тот, кто противостоит Сунне, проявляет неверие (куфр)» (См. «Ас-сираджя» 21/122. Шейх Аль-Албани назвал иснад достоверным).
Аль-Фадль ибн Зияд говорил: "Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль говорил: "Я прочитал Коран и нашел в нем приказ подчиняться Посланнику Аллаха (ﷺ), в тридцати трех местах", и потом начал читать аят: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания" (Ан- Нур,63). Он начал повторять этот аят, затем сказал: "А знаешь ли ты, что является искушением? Это – многобожие. Всевышний Аллах может ввести в сердце что-то из уклонения, после чего сердце отклоняется и человек гибнет". И после этого он прочитал аят: "Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, в чём они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью" (Ан-Ниса, 65).
Абу Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) говорил: "Кто отрицает хадис Пророка (ﷺ), тот находится на краю гибели" (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 1\97).
Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал в обществе Харуна ар-Рашида хадис Абу Хурайры о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: "Как это Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!". И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и воскликнул: "Он тебе передает хадис от Посланника Аллаха (ﷺ), а ты возражаешь и говоришь: "Как?"».
Имам Абу Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Именно таким образом необходимо человеку возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (ﷺ), принимать их, покориться им и верить в них. И также необходимо строго порицать того, кто пошел в этом вопросе не по тому пути, по которому пошел Харун ар-Рашид (да смилуется над ним Аллах) в отношении того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения и пришел с вопросом "Как это возможно?!" в качестве отрицания и невозможности этого, не принял сообщение от Пророка (ﷺ), тогда как является обязательным принимать все то, что достоверно пришло от Посланника (ﷺ)» (См. Акъида Асхабуль Хадис стр.98).
Абуль-Касим аль-Асбахани сказал: «Мы не противопоставляем Сунне Пророка (ﷺ) умозаключения и логику, так как религия это следование и подчинение без того, чтобы возвращать это на следствие умозаключений. Ибо разум, это то, что ведет к принятию Сунны. То, что ведет к неприятию Сунны – это невежество, а не разум» (См. Аль-худжа 2/509).


Создание изображения приводит к многобожию (к ширку)

Братья! Воистину, создание изображения является причиной, приводящей к ширку. Существует опасность того, что со временем это приведет человека к поклонению самим изображениям, совершая для них поясной поклон, земной поклон и ду’а, в результате чего он впадет в большое многобожие. Да упасет нас Аллах от всего этого!
А ведь все то, что приводит к ширку, является запретным, и к тому же это противоречит таухиду (единобожию).
Известно, что причиной возникновения первого ширка в народе пророка Нуха (мир ему) было именно создание изображения и возвеличивание могил праведников.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится толкование Ибн ’Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Йагъуса, Йа’ука и Насра". Они уже ввели в заблуждение многих» (Нух, 23-24).
Ибн ‘Аббас сказал: «Это — имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то Шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они так и сделали, но не поклонялись им. Однако когда люди, воздвигшие их, умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться».
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «В этом предании предостережение от козней шайтана. Ибо, поистине, он показывает дурные деяния прекрасными, дабы ввести людей в заблуждение; это с одной стороны. А с дрогой стороны, шайтан соблюдает последовательность в заманивании людей, поскольку он привел народ пророка Нуха к многобожию постепенно. Сначала он им внушил соорудить статуи праведных людей из народа Нуха, чтобы они, увидев их, вспоминали их поклонения, дабы это побуждало их к проявлению усердия в поклонении. А потом таким образом шайтан привел их к приобщению к Аллаху сотоварищей.
И это не является только делом шайтана из числа джиннов, напротив, шайтан из числа людей тоже совершает подобное. Заблудшие призывающие так же строят козни против исламской общины, подобно тому, как строит козни шайтан: «Шайтаны из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (аль-Ан’ам, 112)»
(См. «Й’анатуль-Мустафид», 1\359-360).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) относительно слов Аллаха «И сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа'а, Йагуса, Йаука и Насра»» (Нух, 23), сказал: «Ибн ‘Аббас и некоторые предшественники поведали, что это имена праведных людей из народа пророка Нуха. Когда же они умерли, они начали подолгу пребывать на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени стали поклоняться им» (См. «Икътида ас-Сырат аль-Мустакъим», стр. 340).
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге «Китабу ат-Таухид» сказал: «В этом есть подтверждение того, что передается от некоторых праведных предшественников (саляфов) о том, что нововведение является причиной неверия».
Обратите внимание на то, как сначала люди из народа Нуха совершили грех и нововведение, пребывая на могилах праведников, совершая возле них поклонения Аллаху и соорудив их статуи. Затем это привело их к многобожию и неверию, которое проявилось в том, что они начали уже поклоняться им, просить их о помощи, приносить им жертвоприношения и т.д.
Точно также и в наши дни, мусульмане создают изображения живых существ. После этого греха, они, быть может, уже перейдут к многобожию и неверию, поклоняясь уже самим изображениям, обращаясь к ним с мольбами, принося им жертвоприношения, давая им обеты и совершая подобные этим поклонения, которые заслуживает только Всевышний Аллах. Тем самым они, будучи мусульманами, перейдут из греха к многобожию и неверию, превращаясь в многобожников и неверующих. Да упасет нас Аллах от всего этого!


Доводы о запрете создания изображений и краткое пояснение к ним

Некоторые хадисы Пророка (ﷺ) о том, какая страшная угроза и ужасное наказание ожидает тех, кто создает изображения живых существ.
Первый хадис: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Сказал Всевышний Аллах: "Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто, подобное тому, что сотворил Я. Так пусть же попробует создать хотя бы самую маленькую букашку, или пшеничное или ячменное зерно"» (аль-Бухари, 5953 и Муслим,2111).
В этом хадисе содержится вызов и угроза тем, кто создает изображения. Потому что создатель изображения пытается создать рисунок, подобный творениям Аллаха. Один только Всевышний Аллах является Создателем и Дарующим облик.
Сказал Всевышний Аллах: "Он Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик" (аль-Хашр, 24).
Всевышний Аллах также сказал: "Он создал небеса и землю ради истины, придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. К Нему предстоит прибытие" (ат-Тагабун, 3).
Всевышний Аллах является Дарующим облик. Поэтому кто хочет создать какую-то форму на подобие творениям Аллаха, как например, человека, животное, и.т.д., тот пытается стать соучастником Аллаха в Его творении, даже если он не намеревался уподобиться Аллаху в этом. Потому что в уподоблении не обуславливается намерение: если есть уподобление, то его постановление утверждается. Поэтому, если кто-то уподобился женщине в ее одежде, или прическе или в чем-то еще, но при этом говорит, что не хотел уподобляться ей, тот действительно уподобился женщине, хотел он этого или нет, как говорил об этом Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) (См.«Каулуль-муфид» стр. 620) .
А что касается дозволенности создания фотографии посредством определенных лучей, при этом ничего не меняя в изображении фотографируемого, то в этом вопросе среди ученых существует разногласие.
Некоторые из них говорят, что это является созданием изображения. Потому что человек, когда фотографирует, нажимает на кнопку фотоаппарата. В противном случае, если бы он не нажал на кнопку, рисунок не проявился бы, поскольку было движение рук, фотограф рассматривается как создатель изображения.
Другие ученые говорят, что человек, нажавший на кнопку фотоаппарата, не рассматривается как создатель рисунка. Потому что создание рисунка – это действие того, кто создает рисунок. А этот человек, на самом деле, не создал рисунок, а лишь нажал на кнопку, и все. Само изображение это то, что создал Аллах. Например, если какой-то человек написал книгу и попросил ее отксерокопировать, после чего выходит через ксерокс почерк писателя, а не копировщика. Разве этот копировщик рассматривается как создатель этой книги? Конечно, нет, создатель – это тот, кто написал книгу и дал ее для создания ксерокопии. Быть может, копировщик даже не умеет ни читать, ни писать, или вообще слепой, однако умеет ксерокопировать. И как копировщик не является создателем книги, так и фотограф не является создателем рисунка. Однако возникает вопрос:
является ли это действие дозволенным или запретным?
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) дает на него следующий ответ: «Если фотографирование было совершено для харама (запретного), то оно является харамом, а если для мубаха (разрешенного), то оно является мубахом. Потому что средства имеют такое же постановление (хукм), как и цели. И поэтому, если человек фотографирует кого-то на память, независимо от того, фотографирует ли он его для того, чтобы в дальнейшем смотреть на эту фотографию и наслаждаться, или для того, чтобы тосковать по нему, то это является харамом, поскольку он оставляет изображение у себя. И нет сомнения в том, что фотография является изображением, и никто не отрицает это.
А если же человек фотографировался для паспорта, водительских прав или прочего, то это является мубахом (разрешенным). Если человек, который нуждается в удостоверении, отправится к фотографу, который выводит фотографию моментально, без проявления пленки и прочего, и скажет ему: «фотографируй меня» после чего он сфотографировал его, то мы не говорим, что этот фотограф входит в хадис, в котором упоминается об угрозе создания изображений. Что касается того, кто сказал: «фотографируй меня» для другой цели, которая не является мубахом (дозволенным), то это входит в раздел содействия в грехе и вражде»
(См. «Каулуль-Муфид, стр.620-621).
Подводя итог: Шейх Мухаммад ибн Солих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) дозволяет фотографирование, во-первых, при наличии крайней необходимости, а во-вторых, фотографирование должно произойти моментально, без проявления пленки.
Второй хадис: Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "В День Воскресения самая жесткая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении" (аль-Бухари, 2479 и Муслим, 2107).
Этот хадис также указывает на то, что создание изображения является одним из тяжких грехов.
Третий хадис: Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: "Я слышал как Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "Каждый, кто создает изображения, будет в огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду" (аль-Бухари, 2225 и Муслим, 2110).
Этот хадис также указывает на сильную угрозу тем, кто создает изображения. Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) по поводу слов Пророка (ﷺ) "Каждый, кто создает изображения, будет в огне", говорил, что этот хадис охватывает всех тех, кто создает изображения, - будь это создающий на бумаге, или на доске, или с помощью электронного фотоаппарата и.т.д. Все они, без исключения, входят в этот хадис, потому что у всех у них одна цель и один результат, а это создание изображения. И никто не имеет права отклонять от прямого смысла слов Посланника Аллаха (ﷺ), кроме как с доказательством из Корана или Сунны. Поэтому слова Посланника Аллаха (ﷺ), "Каждый, кто создает изображения, будет в Огне" охватывают всех тех, кто создает изображения. Слова пророка Мухаммада (ﷺ) понятны. Но кто-то приходит и говорит: "Нет, создающий изображения с помощью электронного фотоаппарата не будет в Огне". Да упасет нас Аллах от всего этого! (См. «И’анатуль-мустафид» 2\360).
Что касается слов Посланника (ﷺ): "И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду", то шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил, что если человек, например, создал за свою жизнь десять изображений, даже если они являются копиями одного изображения, то воистину, представят ему эти десять изображений в Огне и скажут ему: "Вдохни в них душу". Внешне хадис указывает на то, что он будет мучиться в Огне, пока не закончатся эти изображения, которые он создал в свое время. (См. «Каулуль-муфид» стр.624).
А что касается создания изображений, в котором нет души (т.е. картины природы, городов, машин и.т.д), то создавать эти изображения дозволено.
Четвертый хадис: Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "Тот, кто при жизни создал какое-то изображение, то заставят его вдохнуть в него дух в Судный день, и он будет не в состоянии сделать это" (аль-Бухари, 5963 и Муслим, 2110).
Пятый хадис: Имам Муслим приводит хадис от Абу аль Хаййаджа, который сказал: "Али (да будет доволен им Аллах) сказал мне: "Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха (ﷺ): «Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй ее с землей» (Муслим,969).
Этот хадис указывает на то, что мы должны спешить уничтожать изображение живых существ, когда у нас есть на то возможность, либо убрать его полностью, либо отрезать его голову или зарисовать голову его, чтобы стало просто формой без головы. Ибо совершенное изображение будет только с головой и лицом, как говорил об этом шейх Фаузан (да хранит его Аллах). (См. «И’анатуль-Мустафид», 2\363).
А также этот хадис указывает на то, что нужно сравнивать с землей возвышенные могилы тому, кто имеет силу, либо сообщать о них имеющим власть среди людей, поскольку возвышенные могилы являются причиной, приводящей к многобожию.
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) относительно слов Пророка (ﷺ) «увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей» сказал: «В этом хадисе велено разрушать купола, которые (построены) над могилами, и приказано снести мавзолеи и гробницы. И из важнейших дел правителей мусульман и каждого мусульманина – уничтожение этого. Если у него есть полномочие и сила, то он устраняет это своей рукой. Но если он не имеет полномочий, то связывается с правителями мусульман, сообщает им и разъясняет это положение, после чего требует от них, чтобы они снесли это. Ибо Посланник Аллаха (ﷺ) велел уничтожить это и предостерегал мусульман от построения каких-либо строений над могилами» (См. «И’анатуль-Мустафид», 2\363-364).


Заключение

Все вышеприведенные хадисы из сборников Бухари и Муслима, все они достоверные. И все ученые единогласны в запрете создания изображений живых существ чем бы то ни было, будь это рукой, или с помощью электронных фотоаппаратов, или с помощью сотового телефона или прочих, кроме как при крайней необходимости. И мне хотелось бы обратиться ко всем мусульманам и мусульманкам, которые фотографируют себя и выставляют это на всеобщее обозрение в интернете, чтобы они побоялись наказания Аллаха и исправили содеянное. И я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что мои братья и сестры уничтожат все хранящиеся у них фотографии и будут помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.
Да поможет нам Аллах полностью следовать за Его Посланником (ﷺ).


И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия! На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.

Использованная литература


1. «Икътида ас-Сырат аль-Мустакъим» шейхуль-Ислама Ибн Таймии.
2. «Къаулюль-Муфид» шейха Ибн ‘Усаймина.
3. «Аль-Муляххас фи шарх Китабу ат-Таухид» шейха аль-Фаузана.
4. «И’анатуль-Мустафид» шейха аль-Фаузана.
5. «Акъида Асхабуль Хадис» имама Абу Усман ас-Сабуни.
6. «Аль-Ибана» имама Ибн Батта.

Муслим
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

О запрете создания изображений

Сообщение Муслим »

Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Ангелы не входят в дом, где есть собака и изображение живого существа» (аль-Бухари 3226).

Подготовил Абу Сумая Казахстани.

Ответить

Вернуться в «ТЕМЫ, НЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ»