Наставление правителю-мусульманину делается тайно, а не публично

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Наставление правителю-мусульманину делается тайно, а не публично

Сообщение Муслим »

Наставление правителю-мусульманину делается тайно, а не публично


Со слов ‘Ийада ибн Ганами, да будет доволен им Аллах, было передано, что он сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто хочет сделать наставление правителю-мусульманину, пусть не делает это публично, а возьмет его за руку и уведет его (в сторонку), дабы сделать ему наставление наедине. Если он примет наставление (то прекрасно), но если не примет, то наставляющий выполнил свою обязанность по отношению к нему (правителю)»» (Ахмад 15333).
Выдающийся ученый Ас-Синди, да смилуется над ним Аллах, относительно слов Пророка (ﷺ) «Тот, кто хочет сделать наставление правителю-мусульманину» сказал: «Наставление правителю-мусульманину следует делать тайно, а не при людях» (см.: «Му’амалятуль-Хуккам фи дауъи аль-Китаб уа ас-Сунна» стр.92).
Имам аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кому проявились ошибки правителя-мусульманина в некоторых вопросах, должен сделать наставление ему и не оскорблять его при людях, а взять его за руку и увести его (в сторонку), как пришло в хадисе, и сделать ему наставление наедине и не унижать правителя-мусульманина» (см.: «Ас-Сейлюль-Джаррар» 1\965).
Са’д ибн Абу Уаккас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) одарил подарками группу людей, среди которых сидел и я. При этом Посланник Аллаха (ﷺ) ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше всех из них. Затем я встал и направился к Посланнику (ﷺ) и сказал ему тайно: «О Посланник Аллаха, почему ты не дал ничего тому человеку? Клянусь Аллахом, я считаю его верующим!». Он сказал: «Или мусульманином…». В конце этого хадиса Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в огонь, хотя другого люблю больше, чем его» (см.: «Фатхуль-Бари» 1\89).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом хадисе указание на то, что следует соблюдать благопристойность по отношению к взрослым (или к правителям-мусульманам) и что им следует сообщать тайно, когда напоминают им или наставляют их и т.д. Но нельзя делать это публично, так как за этим может последовать пагубное последствие» (см.: «Шарх сахих Муслим» 7\138).
‘Умар ибн аль-Хаттаб когда был халифом говорил: «О люди! Поистине, ваше право (по отношению к нам): наставлять (нас) тайно и помогать (нам) в благом!» (см.: «аз-Зухд» 2/206).
Са’ид ибн Джубейр рассказывал: «Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса: «Должен ли я приказывать правителю-мусульманину совершение благодеяния?» Он сказал: «Если боишься, что он казнит тебя, то нет. Но если ты хочешь это сделать, то сделай это тайно между тобой и им, и не злословь за его спиной!» (см.: Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» 15/75).
Умму ад-Дарда, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Тот, кто увещевает своего брата-мусульманина тайно, украсил его. Тот же, кто увещевает его публично, очернил его» (Аль-Халяль в «аль-Амр биль-Ма’руф» стр.49).
Сулейман аль-Хауас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Когда человек увещевает своего брата-мусульманина тайно между собой и им, то это является наставлением (насыхой). Тот, кто увещевает своего брата-мусульманина при людях, опозорил его» (Ибн Аби ад-Дунья в «аль-Амр биль-Ма’руф» стр.99).
Фудейль ибн ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Верующий (мусульманин) покрывает (своего брата) и делает наставление (ему), а нечестивец изобличает его и позорит» (Ибн Раджаб «Джами’ аль- ‘Улюм уаль-Хикам» стр.87).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Праведные предки (саляфы) не любили, что призыв к одобряемому и удержание от порицаемого были в виде упрека и позора. Однако они желали, чтобы это происходило тайно между тем, кто призывает к одобряемому, и тем, кого призывают, ибо такой поступок является одним из признаков искреннего наставления» (см.: «аль-Фарк бейна ан-Насыха уат-Та’йиир» стр.71).
Шейх Абдус-Салям ибн Барджис, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Позиция праведных предков относительно порицаемых действий, изошедших от правителей-мусульман, занимает серединное место между двумя (заблудшими) группами:
К одной из этих групп относятся хариджиты и му’тазилиты, которые считают дозволенным выходить и восставать против правителя-мусульманина, если он совершит какой либо дурной поступок.
К другой группе относятся рафидиты, которые возводят своих правителей до святости и непогрешимости.
Обе эти группы далеки от правильности, Корана и Сунны.
Всевышний Аллах указал приверженцам Сунны и Единой Общины на верный и истинный путь. Поэтому они считают, что является обязательным порицать дурные поступки, однако порицание должно исходить из шариатских правил, на которые указала Сунна Пророка (ﷺ) и которых придерживались праведные предки мусульманской общины.
Одним из самых важных и великих из этих правил является тайное наставление мусульманских правителей о дурных деяниях, исходящих от них. Наставление не делается им во всеуслышание с минбаров мечетей и на собраниях людей, поскольку за этим чаще всего следует подстрекание простого народа против своего правителя–мусульманина и разжигание смуты.
Это не просто обычай приверженцев Сунны и Единой Общины, это их путь. Их путь - это сплотить сердца людей в отношении их правителей-мусульман; прилагать все усилия для распространения побудительных действий, которые пробуждают любовь между их правителями и ими; повелевать проявлять терпение на то, что исходит от их правителя-мусульманина из области присваивания имущества или несправедливого отношения. Но вместе с этим следует делать наставление правителям-мусульманам тайно, а также предостерегать людей от дурных актов обобщенно, не выделяя совершающего порицаемое. Например, следует предостерегать от прелюбодеяния, ростовщичества, несправедливости и прочего обобщенно»
(см.: «Му’амалятуль-Хуккам фи дауъи аль-Китаб уа ас-Сунна» стр.82-83).
Выдающийся ученый шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Не относится к пути (манхаджу) праведных предков – распространение недостатков правителей-мусульман и упоминание о них с минбаров мечетей (- то есть открыто -), поскольку подобное действие приводит к анархии и к неповиновению даже в одобряемом. Также это приводит к разглагольствованию, в котором есть только вред без пользы.
Однако путь, по которому идут праведные предки, состоит в том, чтобы наставлять правителя-мусульманина тайно посредством письма, написанного ему лично, или контактирования с учеными, которые имеют связь с ним, чтобы таким образом было указано ему на благо.
Порицать дурные дела можно и без упоминания того, кто совершает порицаемое. Порицают прелюбодеяние, распивание алкогольных напитков и ростовщичество. Достаточно порицать грехи и предостерегать от них, не называя имени того, кто совершает их…
Однажды когда произошла смута во время правления ‘Усмана, то некоторые люди спросили ‘Усаму ибн Зейда: «Почему ты не делаешь наставление ‘Усману? Он сказал: «Вы хотите, чтобы я делал ему наставление при людях?! Однако я делаю ему наставление тайно между мной и им, и я не хочу открывать двери зла для людей».
Когда люди открыли зло во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и начали порицать его публично, то произошли смуты, убийства и нечестия…пока не начилась смута между ‘Али и Му’ауийей, и пока 'Усман,' Али, множество сподвижников и другие не были убиты. Все это результат публичного порицания (в адрес правителя-мусульманина), по причине чего люди проявили ненависть к своему правителю-мусульманину, пока не убили его. Просим Аллаха прощения!»
(см.: «Хукук ар-раа’ий уа ар-ра’иййа» стр.27).
Имамы призыва: шейх Мухаммад ибн Иброхим Али шейх, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Лятиф Али шейх, шейх Са’д ибн ‘Атик, шейх ‘Амр ибн Салим и шейх ‘Абдуллах аль-‘Анкари, да смилуется над ними всеми Аллах, все единогласно сказали: «Что касается такого убеждения человека, что публичное порицание правителей-мусульман относится к разделу удерживания от порицаемого, посему обязательным является порицать, то это грубая ошибка и явное невежество этого человека, который не знает то, что последует за этим из великих пагубных последствий как в религии, так и в мирском. О чем узнал тот, кому Аллах осветил сердце и кто изучил путь праведных предков и имамов религии» (см.: «Му’амалятуль-Хуккам фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна» стр. 84).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Этот путь, как вы заметили, праведных предков из наших ученых, и они единогласны в этой основе из основ приверженцев Сунны и Джама’» (см.: «Шарх усуль ас-сунна» 2\894).


Отрывок из статьи: "О взаимоотношениях с правителями-мусульманами
в свете Корана и Сунны"
подготовленной Абу Сумаей Казахстани

Ответить

Вернуться в «ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ МУСУЛЬМАН»